КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение журналистики
ПРАЖУРНАЛИСТСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СФЕРА Изучение закономерностей журналистики как функционирующей системы логично и естественно начать с центрального понятия науки о журналистике - «массовой информации» и стоящего за ним явления общественной жизни. Разобравшись в этой многозначной и сложной проблеме, можно получить прочную базу для дальнейшего проникновения в законы журналистики. Массово-информационная деятельность в современных масштабах, когда сложилась глобальная система коммуникаций и когда миллионы (а порой и миллиарды) людей узнают о событиях в момент их свершения и получают комментарий к ним по горячим следам, была невозможна еще каких-нибудь сто лет тому назад и является феноменом XX века. Именно XX веку свойственны массовые движения, массовое производство, массовые коммуникации и другие массовые процессы и явления. В последние десятилетия сложился и термин «массовая информация». Средства массовой информации, включая печать, радио и телевидение, прошли большой путь становления и развития. Первые газеты появились в начале XVII века, а журналы - во второй половине того же столетия. С тех пор начался процесс формирования и журналистики как важного социального явления. Однако зарождение массово-информационной деятельности началось в еще более далекие времена. И хотя это были только пражурналистские явления, обратиться к ним необходимо, чтобы понять, как возникало, в чем коренилось то явление, которое сейчас приобрело развитые формы и оказывает огромное влияние на общественную жизнь.
Формы информационного общения появились уже на заре человечества. Это было необходимым шагом при переходе от «первобытного стада» к формированию человеческих общностей. Огромную роль в этом сыграли первичные формы труда формировавшихся людей, в процессе организации которого возникала необходимость обмена «сообщениями». Сначала это были знаки (в том числе и звуковые), а затем стала возникать членораздельная речь. Так потребность в обмене информацией привела к развитию форм знакового общения. Это знаковое общение способствовало сплочению людей при организации поведения в характерных для первобытно-общинного строя областях деятельности. При этом знаковое и более всего несущее информацию речевое общение выступало как составная часть всей жизни людей. Информационное общение, в котором оказались задействованы зрение и слух, было мощным фактором воздействия на людей и, что особенно важно, - воздействия в сфере общественного мнения, которое тогда было едва ли не главной духовно-организующей силой в жизнедеятельности человеческих общностей. Итак, уже на первых этапах человеческой истории возникли информационные потоки, направленные, в частности, на формирование, поддержание и активизацию общественного мнения. Речь, жест, мимика стали факторами формирования представлений об окружающем мире и способом воздействия на поведение людей как членов общностей уже при первобытном строе. Связка «информация - общественное мнение» свидетельствует о том, что предвестники будущих массово-информационных процессов стали зарождаться в далекие времена. С возникновением государства формы общественной жизни усложнились, развернулись процессы разделения труда, сформировались политические институты и появились профессиональные политики. В это время особенно активную роль в распространении общественной информации играют ораторы. Политическая деятельность великих ораторов древности, в частности Демосфена (Греция) и Цицерона (Рим), представляет яркое проявление того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью,- целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиям. С древних времен и до наших дней устные выступления ораторов являлись и остаются важнейшей формой массово-информационной деятельности. Представители государственной власти рассылали для оповещения подданных своих гонцов: глашатаев, дьяков, герольдов. Суетными формами распространения информации связаны широко бытующие сейчас слова - «форум» (площадь собраний в Риме), «трибуна» (выборные Должности, затем место произнесения речи), «вече» (собрание у славян; ст-сл. ветъ - «совет»), «дума» (собрание советников) и др. Многие из них сохранились в названиях газет и журналов, что свидетельствует о прочных связях журналистики с пражурналистскими явлениями. Унаследованными оказались и такие слова, как «вестник» («Московский вестник»), «курьер» («Курьер ЮНЕСКО»), «герольд» («International Gerald 'nbune»), «почта» («Morning Post»), «трибуна» («Chicago Tnbune»), «дума» («Дума») и т.д. Имена персонажей мифологии, выступавших в качестве вестников богов (и потому изображавшихся с крылышками на сандалиях) и покровителей глашатаев (Гермес - в греч., Меркурий - в рим.), также вошли в журналистский лексикон («Московский Меркурий» и др.). Традиции ораторских выступлений широко использовала церковь и религиозные деятели, стоявшие во главе массовых движений (например, проповеди Т. Мюнцера стали великими образцами публицистики эпохи реформации). Политическое красноречие было составной частью общественно-политической деятельности уже в XVIII веке, а позднее оказалось важным атрибутом парламентской культуры (слово «парламент» происходит от франц. parler «говорить»), вообще выступлений перед широкой публикой, в том числе на митингах и собраниях. Одновременно с устными развивались письменные формы массово-информационной деятельности: государственные институты, общественные деятели, иерархи церкви рассылали различные письменные документы - послания, реляции, рескрипты, буллы. Позже возникли прокламации, листовки, эпистолярные формы корреспонденции. На их основе сформировались жанры публицистики, широко вошедшие в журналистскую практику. Все эти формы общественной коммуникации, активно используемые сейчас, возникли в древности как формы пражурналистской деятельности. Тогда же появилось и некое подобие газеты. В обширных древних государствах (прежде всего в Римской империи) устные формы распространения сведений оказались недостаточными, равно как и рассылка с гонцами письменных сообщений. Поэтому возникли «писаные» формы собственно пражурналистики - подобия газет в виде сводок актуальных материалов разного рода и форм. Известно, что в Древнем Египте при дворе фараонов «выходила», в виде папирусных свитков, «газета»; в противовес ей существовало и оппозиционное «издание». Но более устойчивым оказалось другое пражурналистское предприятие: в римском государстве по указанию Юлия Цезаря стали «выходить» и удержались в течение столетий (I в. до н.э. - IV в.н.э.) сводки различных известий - «Acta Senatus» и «Acta diurna populj Romani». Предназначенные для них сообщения писались на покрытых гипсом досках, которые вывешивались на видных местах. В письменных копиях «Acta» рассылались по городам и провинциям Рима, чтобы держать в курсе событий чиновников, военачальников, сборщиков податей, местных управителей, сообщать им о решениях центральной власти. И в других странах, например, в Японии, до возникновения печатной техники существовали «газеты» - описки с обожженных глиняных досок. Известна самая старая такая «газета» - «Иомиури Каварабан» («Читать и передавать оттиск») за 1615 год. В Англии распространялись рукописные листки «News Letters», а в России в течение всего XVII века при дворе царя выпускались рукописные «Куранты» (от франц. courant «текущий»), которые именовались также «Вести», «Столбцы». В древности для фиксации текста использовались глиняные и натертые воском деревянные дощечки, папирусные свитки (способ приготовления папируса изобретен в Египте, откуда много столетий он «экспортировался» по всему древнему миру). На смену деревянным дощечкам пришла бумага (ит. bambagia «хлопок»), впервые полученная в Китае в I в.н.э., откуда она попала в Японию (VI век) и через арабов в Европу (X век). Здесь стали изготавливать бумагу из тряпья, древесного луба, пеньки (до середины XIX века). На Руси до появления бумаги писали на берёсте. Книги составляли из пергаментных листов - пластин недубленой кожи с удаленным волосяным покровом (название идет от г. Пергам в Малой Азии, где пергамент изготавливался уже в I веке до н.э.). При письме пользовались тростниковой палочкой-пером (калам), волосяной кисточкой, деревянными палочками (стило в Риме, писало на Руси), гусиными и другими перьями. С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах «информационной службы». В средневековой Европе были созданы даже своеобразные бюро по сбору и распространению письменной информации - цехи писателей новостей (Novellanti в Риме, Scrittori d'avviso в Венеции). Тогда же возникло и слово «газета» - от названия монеты «gazzetta»; за такую монету в Венеции можно было получить для прочтения сводку новостей. Однако все названные явления относятся к пражурналистике, как бы сильно их отдельные черты ни походили на журналистику. Пражурналистские явления характеризуются ограниченным и непостоянным распространением «изданий» (которые к тому же адресованы относительно узкой аудитории, часто идут к ней очень долго), отсутствием печатной техники (которая еще не изобретена), позволяющей быстро тиражировать газеты и журналы. Собственно журналистика - печатные периодические издания - могла возникнуть только после изобретения книгопечатания. В Китае книгопечатание появилось раньше, чем в Европе (в VII веке - ксилография, в XI - наборная печать). В Европе технические предпосылки книгоиздания начал») складываться с 30-40-х годов XV века (изобретения И. Гутенбергом книгопечатания с помощью набора из отдельных литер). Уже в 1510 году в Париже насчитывалось десять типографий. В Европе печатаются календари, сборники известий, листки - непосредственные предшественники газет, риалов, альманахов. В России первая датированная книга («Апостол») была выпущена в 1564 году. Но со времени изобретения книгопечатания пройдет еще полтора столетия, прежде чем типографская техника начнет использоваться для тиражирования журналистской периодики. Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально-экономические причины. Рубеж XVI-XVII веков - время активного складывания рыночных отношений, роста международной торговли. В это же время возникают крупные централизованные абсолютистские государства (Франция, затем Россия), развиваются наука и культура распространяется грамотность, растет прослойка образованных людей, расширяется читательская аудитория, возникла почтовая служба. Все эти социальные, политические, культурные, экономические факторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространения торговой, коммерческой, научной, культурной информации, а также политической - о внутреннем и международном положении дел. Технические возможности тиражирования информации способствуют быстрому росту и развитию всесторонних связей между странами. Именно поэтому время выхода на арену истории буржуазии с ее экономическими интересами, а затем и политическими притязаниями сопровождалось становлением и развитием журналистики. Кроме того, и феодально-клерикальные круги стали поддерживать развитие печати, понимая ее значение для политической и идеологической борьбы. Печатные газеты появились в начале XVII века сначала в Германии («Awizo Relation, oderZeitung» - 1609), затем в Англии («Weekly News...» - 1622) и во Франции («La Gazette» - 1631). Первые газеты, рассчитанные прежде всего на купцов и горожан, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую информацию, важную для деловых людей того времени. Но уже «Gasette», созданная при участии кардинала Ришелье, стала публиковать и политические новости с ориентацией на государственные интересы Франции. Во второй половине XVII века появились журналы, стали возникать ежедневные газеты. Впрочем, вначале главным оружием политической борьбы были издания брошюрного типа - памфлеты. Именно памфлеты стали главным идеологическим оружием во время Английской буржуазной революции. А накануне Великой Французской революции возникла буржуазно-демократическая политическая пресса газетного типа. Во время революции выходили знаменитые газеты: «Друг народа» Марата, «Пер Дюшен» Эбера, «Защитник конституции» Робеспьера. В России первая газета - «Ведомости» - стала выходить в 1702 году по указу и при участии Петра I. Это было государственное политическое издание, пропагандировавшее петровские преобразования. В XVIII - начале XIX века журналистика развивалась преимущественно в формах так называемого «персонального журнализма», когда основатель и руководитель издания был главным, а порой и единственным автором (как И. А. Крылов в «Почте духов»), он же занимался типографским делом и распространением. Издавались преимущественно журналы, газеты занимали как бы второе место. Тиражи были невелики, влияние прессы ограничивалось узким кругом людей. В России даже в середине XIX века тираж в 5-6 тыс. экземпляров считался огромным. В XIX веке европейская журналистика стала динамически развивающейся важнейшей областью общественно-политической, экономической, культурной жизни общества. Она откликалась на широкий круг интересов запросов аудитории, включая домоводство, любительские занятия и моды. Политические группировки, правительственные учреждения, научные, культурные и другие общества и ассоциации стремились обзавестись своими изданиями, чтобы с помощью средств массовой информации знакомить широкие круги общественности со сферой своих занятий, оказывать влияние на общественное мнение и умонастроения людей. Сформировалась журналистика разных направлений, выражавшая интересы различных социальных сил. С ростом значения журналистики все шире использовались различные технические средства для воспроизведения и передачи информации (техника гравирования для иллюстрирования, телеграф для передачи сообщений, железные дороги для доставки и т.д.). Во второй половине XIX века были изобретены способы воспроизведения фотографических снимков с помощью клиширования, ротационная машина, линотип. Газеты и журналы завоевывали широкие круги аудитории, благодаря чему росли тиражи и доходы, формировались редакционные кружки, корпус профессиональных журналистов. В конце XIX века выделились две разновидности журналистики: массовая (для широкого читателя из низов общества) и качественная (для состоятельных людей, правящих кругов, интеллигенции). Влияние журналистики сильно возросло. Она стала активно вмешиваться во внутриполитическую борьбу и международные отношения, оказалась способной не только влиять на принятие политических решений, уничтожать репутации крупных политиков, но и свергать правительства. На первое место вышли ежедневные газеты, их владельцев стали называть лордами (или баронами) прессы, они вошли в правящий истеблишмент общества. На рубеже XIX и XX веков было изобретено радио и телевидение. Радио стало важным средством массовой информации уже в 20-х годах, а телевидение - в конце 40-х годов XX века. К 80-м годам развитие всех трех типов каналов массовой информации благодаря успехам радиоэлектроники привело к созданию единой системы журналистики, к их «равноправию» (в некоторых отношениях лидером стало телевидение). Начало формироваться единое мировое информационное пространство, когда межгосударственные границы перестали быть препятствием для распространения массовой информации. Наступление после эры «холодной войны» разрядки, а затем и мирного периода в развитии человечества придало журналистике еще более весомую роль в процессах развития земной цивилизации. Если раньше в условиях идейно-политических столкновений журналистику называли «пятой великой державой» или «третьей силой», то теперь все чаще ее стали именовать «четвертой властью» (помимо законодательной, исполнительной и судебной) благодаря значительной роли в обществе через формирование массового сознания в мировых масштабах. Эта сила журналистики обусловлена значением информации в современной жизни общества. И роль ее будет увеличиваться по мере продвижения человечества к развитому информационному обществу, где решающим фактором развития станут «информационные технологии». Владение информацией и умение работать с ней приобретают решающее значение. В формирующемся постиндустриальном информационном обществе деятельность СМИ серьезно меняется и технически. После трех первых этапов развития (устная речь, письменные формы, технические средства копирования текста и изображения, звуко- и видеоматериалов) наступает четвертый, основанный на господстве электронно-компьютерных средств - цифровой записи и передаче информации с использованием волоконно-оптического кабеля и космической связи. Наступает пора multimedia, когда «потребитель» информации будет располагать основанным на компьютерной базе единым коммуникационным устройством, соединяющим свойства телевизора, радиоприемника, телефона, электронной почты, факса, фото- и видеокамеры, притом размером с книгу. Интерактивная (двусторонняя) связь с банками данных позволит с помощью принтера получать газету, создаваемую с учетом интересов и вкусов потребителя с помощью компьютера, «знающего» предпочтения «хозяина» и выполняющего его заказы. Так «бродкастинг» превращается в «бродкэтч»: возникает парадоксальное явление - индивидуализированная (или демассовизированная) массовая информация. Всемирная сеть Интернет для тех, кто имеет компьютер и возможность подключиться к телефонной системе связи (а также оплатить услуги провайдера и - в некоторых случаях - подписку на получение информации по этой сети), предоставляет гигантские возможности получать самую разнообразную информацию, в том числе - электронные версии и дайджесты газет, собственно сетевые газеты и журналы, телевизионные и радиопередачи; через Интернет можно «войти» в разные «конференции», знакомиться с материалами, распространяемыми через собственные «странички» (сайты) отдельными журналистами, а также другими «частными лицами» (которые, между прочим, часто ведут себя безответственно). Широчайшие возможности Интернета (и они будут расширяться) можно использовать по-разному. В результате компоновки «на заказ» массово-информационного «меню» возникает опасность такой индивидуализации получаемой отдельными потребителями информации, что образы мира в сознании людей будут существенно (а порой и кардинально) различными. Единый реальный мир превращается тем самым во множество несовпадающих его «образов»-версий. В этих условиях резко возрастет значение такого (таких) источника массовой информации, который бы готовился журналистами как интегрирующая модель современности, создающая своего рода background, предоснову миросознания и задающая парадигму восприятия всей другой информации. Это особенно важно для единого взаимозависимого мира информационной цивилизации XXI века. Таковы массово-информационные прогнозы на XXI век.
Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 6624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |