Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи курса




В соответствии с ролью и местом пропедевтического курса в системе обучения главная интегративная задача «Введения в теорию журналистики» заключается в том, чтобы прежде всего ввести в сферу научного знания о журналистике как будущей области практической деятельности каждого работника средств массовой информации. Это задача многосоставная (об этом ниже) и очень трудная.

Эта трудность объясняется тем, что, во-первых, начинающий, как правило, имеет поверхностные представления о той области, закономерности ко­торой ему предстоит постигнуть, а потому у него нет достаточной базы для освоения сложных проблем журналистской деятельности. Между тем без обращения к теоретически сложным и психологически трудным для освоения вопросам (таким, например, как свобода журналистской деятельности) обойтись нельзя. Упрощенное, облегченное изложение материала может создать лишь иллюзию простоты, которая в действительности принесет вред и в теоретическом, и в практическом смысле. Поэтому вводить студен­тов в научное знание о журналистике необходимо без упрощений, но, ра­зумеется, учитывая уровень их подготовленности. Таким образом, первая трудность состоит в необходимости изложения знаний в меру сложности самого предмета без упрощения, но максимально доступно.

Во-вторых, трудность поставленной задачи состоит также в том, что очень быстро, в течение полугодового курса, учащихся предстоит ввести во всю систему категориального знания о журналистике и таким обра­зом заложить фундамент всего здания университетской подготовки жур­налистов. Ведь пропедевтический курс по своей сути есть как бы «забегание вперед» - только в этом случае можно дать сводный обзор всей системы необходимых знаний. Именно в этом роль пропедевтического курса и его значение в подготовке журналистов. Поэтому задолго до то­го, как, например, в курсе философии будут рассматриваться вопросы диалектики свободы и необходимости или теории познания, в курсе «Введение в теорию журналистики» необходимо обратиться к проблеме свободы журналистской деятельности или гносеологических основ правдивости и объективности журналистского произведения. Важно те­оретически «упредить» и конкретные журналистские курсы, и практиче­скую деятельность студентов, которая будет проходить уже во втором се­местре. В том и другом случае надо быть вооруженным системой общетеоретических «вводящих» знаний, создающих фон овладения кон­кретными знаниями и выполнения практических заданий для редакций. Без этого фона повседневные практические акции (определение темы, сбор фактов, разработка концепции произведения и т.д.) будут лишены важнейших принципиальных ориентиров и обречены на случайность и неопределенность решений. Не зная, «зачем» журналист создает свои произведения (а это вопрос о функциях СМИ), можно увлечься чистым описательством увиденного автором, заинтересовавшего его, без пони­мания значения изложенного материала для аудитории и т.д. Не пони­мая, что такое истинная свобода творчества, можно творить произвол над материалом жизни. Без твердого знания, что же такое патриотизм, легко соскользнуть на путь националистического подхода в освещении той или иной проблемы. Чтобы избежать серьезных ошибок уже на пер­вых шагах практической деятельности, и необходимо овладевать систе­мой общетеоретических знаний глубоко и творчески.

Таким образом, ввести - означает помочь студентам овладеть осно­вами знаний, изложенных в возможно простых и доступных формах (но без упрощения), сжато, последовательно и системно, чтобы предстала целостная картина науки, ее структуры и понятийного аппарата. А в си­лу многозначности понятий, какими пользуются журналисты в своем профессиональном общении, возникает потребность ввести обучающих­ся также и в терминологические сложности журналистской науки. На­пример, такое понятие, как «информация», используется в журналисти­ке по меньшей мере в четырех значениях, «пропаганда» - в пяти, «публицистика» - в трех и т.п. Такие факты должны не просто быть от­мечены - важно понять причины и способы «включения» тех или иных значений терминов в научное знание, показать, как следует обращаться с ними в конкретных ситуациях (в научных спорах, выступлениях перед журналистами, в обращенных к массовой аудитории материалах и т.д.).

Вводя в научное знание о журналистике как целостном предмете, курс тем не менее не дает равномерного изложения всего объема знаний. Не все проблемы рассматриваются в нем одинаково подробно. Наибольшее внимание уделено принципиальным вопросам журналистской науки, на­пример: сущность массово-информационной деятельности и ее функция-свобода и ответственность журналиста; социальная позиция в журнали­стике; СМИ как социальный институт; эффективность и действенность ее выступлений. Вопросы же творческой работы, законы деятельности жур­налиста в различных средствах массовой информации, ориентированных на различные аудитории, лишь затронуты, поскольку проблемам методо­логии, методики и техники работы журналиста, его организационной де­ятельности в СМИ посвящены отдельные курсы.

Таким образом, данный курс оказывается вводящим в изучение всех других журналистских дисциплин, которые затем будут специально и де­тально разрабатывать проблемы, в нем лишь затронутые.

Вместе с тем курс вводит в изучение всех других дисциплин социаль­но-экономического и историко-гуманитарного циклов, определяя их роль и значение для профессионально-журналистского становления студен­тов. Овладение этими дисциплинами имеет свою специфику. Журналисту не только важно быть всесторонне образованным человеком, - социаль­но-экономические и историко-гуманитарные знания, которыми он распо­лагает, должны быть «работающими», т.е. используемыми в профессио­нальной деятельности. А этого можно достичь лишь тогда, когда уже на стадии изучения соответствующих дисциплин осознаются возможные пу­ти использования знаний на практике. Вот почему в курсе содержатся указания на то, какие знания, которые еще только в будущем будут полу­чены студентами, окажутся полезными в тех или иных областях журна­листской деятельности и как именно их следует применять.

Данный курс имеет своей целью также введение в журналистскую практику. Связанный с этим круг задач предполагает необходимость в преподавании идти от жизни, опираясь на анализ конкретных явлений журналистики. При этом важно также увидеть и показать обратный про­цесс - «практические выходы» научных положений, конкретные пути ис­пользования знания в практике. Наконец, предстоит научиться исходить из научных положений при критическом анализе и оценке различных яв­лений журналистики. Поэтому в курсе обязательно обращение к кон­кретным фактам журналистики, а в ходе сопровождающих курс семинарских занятий - разбор опубликованных произведений в свете теоретических представлений, осваиваемых на каждом отрезке учебного процесса. Необходимо также рассматривать публикации о журналис­тике (обзоры печати, теле- и радиопередач в газетах и журналах, статьи в специализированных изданиях типа «Журналист») в связи с изучаемы­ми теоретическими идеями и подходами. Этому будут посвящены пись­менные работы студентов.

В целом же задачи курса носят теоретический характер - не случайно он называется «Введение в теорию журналистики». Именно благодаря тому, что в нем раскрываются закономерности творческой деятельности в журналистике, появляется возможность решать и все другие задачи, обозначенные выше. Входя в мир теории, надо быть готовым к тому, что некоторые привычные утверждения так называемого «здравого смысла» (например, о свободе как возможности делать «что хочешь») придется решительно отвергнуть. Значит, уже с самого начала курс должен помо­гать перестраиваться на научно-теоретический тип мышления, требую­щий точной постановки вопросов, строгого употребления терминов, пол­ноценной аргументации, системного подхода к изучаемым проблемам, умения разбираться в фактах жизни журналистики, чтобы за внешними и порой обманчивыми очертаниями увидеть их истинный смысл. И очень важно научиться сомневаться - не для того, чтобы руководствоваться всеразъедающим нигилистическим скепсисом, а чтобы через сомнения и критику идти к максимально верным, убедительным и ясным теоретичес­ким выводам, становящимся благодаря этой «работе души» личной пози­цией в журналистике.

Теоретическое знание о предмете может носить описательно-систе­матизирующий характер (для биологии, например, это классифицирую­щее знание К. Линнея), объясняющий (учение о происхождении видов Ч. Дарвина), наконец, практически ориентированный, «инженерный» ха­рактер, позволяющий решать задачи на оптимизацию (генная инженерия, например). В науке о журналистике важны знания всех трех тип о в, одна­ко всегда следует стремиться к тому, чтобы теоретическое знание имело выход в практику, чтобы теория служила формированию профессиональ­ных умений и навыков, поскольку развитая личность журналиста на рав­ных интегрирует склонности (стремления, мотивы), способности (талант), с одной стороны, умения, навыки (опыт) - с другой, систему знаний (на­уку) - с третьей. Неразвитость, слабость, тем более лакуны в одной из этих сфер блокируют полноценную реализацию других. Обобщая, осве­щая, направляя эмпирический опыт, теория оказывается прочным фунда­ментом практической деятельности. Давно известно: нет ничего более практичного, чем хорошая теория.

Теория - и в этом ее сущность - систематизированное знание об об­щих закономерностях. Однако журналистика, будучи структурным элемен­том общественной системы, на разных стадиях человеческой истории, при разных общественных системах, в разных социальных условиях в своих сущностных чертах неизбежно приобретает модифицированные формы функционирования. Теория формулирует как универсальные законы, действующие на всем протяжении истории человечества, так и законы, определяющие ее функционирование в определенных исторических ус­ловиях, на конкретных этапах общественного развития. Следовательно, крайне важно при обращении к теории журналистики видеть предмет изучения в его динамике, обладать историзмом подхода при теоретичес­ком анализе функционирования журналистики. Это позволит избежать догматизации теории.

Следует учесть, что на теории журналистики, как на всякой науке об общественных явлениях, так или иначе сказываются социальные позиции ее «разработчиков», что приводит к далеко не одинаковым трактовкам закономерностей журналистики. Знакомясь с различными решениями те­оретических проблем журналистики, необходимо стремиться к макси­мально объективному подходу и к освоению всего позитивного в различ­ных концепциях, в том числе зарубежных.

Наконец, следует помнить, что профессиональная деятельность жур­налиста будет протекать в изданиях или программах разных идейно-по­литических направлений, что так или иначе связано с различиями в кон­цептуальных представлениях о журналистике. Поэтому в процессе преподавания будут представлены различные точки зрения и взгляды на журналистику, а студентам предстоит трудная работа своего социального и идейного определения. Это формирование взгляда на журналистику и выбор позиции в журналистике взаимосвязаны и требуют большой внут­ренней работы. Процесс это длительный и сложный. И на первых порах важно внимательно знакомиться со средствами массовой информации разных ориентации, тщательно обдумывать различные позиции, их обос­нованность, непротиворечивость и, главное, степень направленности на служение прогрессивному развитию общества.

Так, курс «Введение в теорию журналистики» решает еще одну зада­чу, свойственную всем университетским курсам, - «учить учиться», а не осваивать готовые знания.

Представления о предмете, структуре и задачах курса - не просто обя­зательные вводные замечания. Через изложение этих трех вопросов сде­ланы первые шаги в теоретическом освоении журналистики, и серьезное обсуждение их призвано помочь студентам перейти от принятого в сред­ней школе «заучивающего» типа работы над учебными предметами к сти­лю активной, творческой учебно-формирующей самостоятельной дея­тельности университетского типа.

 

Глава 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.