Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналистика как предмет изучения




Входя в мир журналистики, важно прежде всего представить этот мир в его целостности и составляющих элементах, определить смысл, вложен­ный в понятие «журналистика».

Чтобы возможно более полно представить журналистику как важней­шее социальное явление, недостаточно обратиться только к еженедель­ной программе телевидения и радио или в киоск, где продают газеты и журналы. Ведь огромное количество распространяемых по подписке и в розницу газет и журналов, совокупность многочасовых (и круглосуточ­ных) программ телевидения и радиовещания, передаваемых по множест­ву каналов, - это только конечные продукты индустрии информации. Но чтобы этот «продукт» попал к читателю (слушателю, зрителю), надо обеспечить согласованное и взаимоувязанное функционирование мно­жества инфраструктур. Прежде всего это информационные агентства, международные информационные сети, пресс-службы, рекламные и другие организации, снабжающие журналистику разнообразными материалами. Выход печатных изданий, теле- и радиовещание обеспечиваются развитой системой технических служб (полиграфия, радиотелевизион­ная техника, наземные и космические линии связи) с огромной армией работников. Журналистика немыслима без служб «доставки» информа­ции в аудиторию. Формированием и реализацией правовой базы, кон­трольной деятельностью и т.п. занимаются государственные органы (парламентские комитеты и комиссии, президентские и правительствен­ные структуры, правоохранительные органы), важную роль играют объе­динения журналистов и т.д. Необходима для журналистики и система научных учреждений и учебных центров.

В соответствии с нуждами общества журналистика быстро изменяет­ся и количественно и качественно. Конечно, в различных странах и ре­гионах состояние журналистики различно. Если, по расчетам ЮНЕСКО, на каждую тысячу населения должно приходиться 200-250 экз. газет, та­кое же количество телевизоров и радиоприемников (притом имеется в виду, что каждый номер газеты, телевизор или радиоприемник обслужи­вает в среднем 4-5 человек), то в развитых странах этот «норматив» мно­гократно превзойден, тогда как во многих развивающихся странах он еще остается далекой перспективой. Однако не все в мире печати, радио, телевидения относится к той журналистике, проблемами которой занимаются факультеты журналистики. Ведь печать, радио, телевидение используются и для специальных целей (служебная радиосвязь, промышленное и учебное телевидение, специ­альная печатная продукция, в том числе журналы, рассчитанные на спе­циалистов различных областей науки, техники, бизнеса и т.д.). Поэтому важно уточнить тот круг специфических явлений журналистики, законы которых рассматриваются в курсе и к которым обращается наука о жур­налистике. Естественно, замкнутые кабельные сети телевидения на про­мышленных предприятиях, в медицинских или других вузах (хотя для их обслуживания также нужны кадры) выходят за пределы внимания науки о журналистике. То же относится и к специальным (производственным, техническим, научным, медицинским и т.п.) журналам, в которых нередко работают и профессиональные журналисты. Бывают и пограничные яв­ления, такие как массово-производственные журналы, образовательные программы радио и телевидения, деятельность в которых требует наряду со специальной серьезной собственно журналистской подготовки.

Главный водораздел между журналистикой как предметом изучения на факультетах журналистики и «другой», использующей форму и технику прессы, радио и телевидения, журналистикой происходит там, где начинается различие массового и специального сознания. Журналист­ская наука изучает «жизнь» тех изданий и программ, которые обраще­ны к массовой (притом не только по количеству, но и по характеру) ау­дитории и которые затрагивают вопросы общественной жизни в широком и разнообразном спектре ее актуальных для массового созна­ния проблем и явлений, благодаря чему в изданиях и программах со­здается панорама текущей жизни общества, образ современности. Это главное отличие (подробно о специфике см. в гл. II) неплохо переда­ют такие употребляемые в качестве синонимов к понятию «журналис­тика» словосочетания, как «средства массовой информации», «средст­ва массовой коммуникации», «средства массовой информации и пропаганды», «mass media», «средства массового общения» и др.

В качестве основного термина, описывающего предмет науки и препо­давания, можно было бы принять любой из них. Но предпочтительным ка­жется именно термин «журналистика» (франц. journal «дневник», jour «день»; лат. основа diurna «поденный») как самый емкий из них и не име­ющий многозначных толкований (таких, как «информация», «пропаганда», «коммуникация», «общение») с уточняющей расшифровкой как система средств массовой информации.

Следующим шагом в формировании представлений о предмете науки и преподавания является представление о журналистике как массово-ин­формационной деятельности, в которую включена совокупность «дейст­вующих сил», чьи взаимоотношения и взаимовлияния в реальных услови­ях определяют и характер функционирования журналистики. А зная характер функционирования журналистики, можно обратиться к внутрен­ним законам ее деятельности.

Если попытаться рассмотреть функционирование отдельного органа жур­налистики (например, газеты «Известия»), или совокупности СМИ опреде­ленного направления (например, прессы демократических сил России XIX века), или всей журналистики в определенный период (например, современ­ной американской журналистики), то независимо от исторической эпохи или характера политических ориентации изданий и программ принципиальная схема их функционирования будет одинаковой для всех возможных случаев, несмотря на то, что содержание и результаты деятельности журналистики бу­дут различными. Единство принципиальной схемы функционирования чрезвычайно важно для построения и освоения общих закономерностей журна­листики, тогда как различия требуют специального анализа в рамках иных теоретических и исторических разделов науки о журналистике.

«Действующими силами» изучаемой системы являются:

Учредитель (У) - государственные или общественные организации, про­фессиональные и творческие союзы, ассоциации и общества, группы граж­дан и отдельные лица, создающие газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы и т.д., располагающие правами владельцев и/или руководителей соответствующих производителей и распространителей массово-информационных продуктов. Кстати, существуют законодатель­ные предположения о замене термина «учредитель» на «владелец», «ве­щатель». Деятельность У регламентируется законодательством. Внутрен­ние отношения в редакциях, агентствах, издательствах и др. определяются также и редакционными уставами, кодексами поведения персонала и иными документами.

Руководящие органы (РО) - государственные институты, которые в со­ответствии с конституционными нормами уполномочены принимать, из­менять, отменять различные акты (прежде всего законы), регламентирую­щие деятельность журналистики. В силу своих политико-правовых функций РО правомочны определять права и обязанности всех участни­ков массово-информационных процессов.

Журналисты (Ж) - штатные и внештатные работники редакций (от корреспондента и работника отдела писем до руководителя корреспон­дентской сети и главного редактора), которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут автор­скую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, ком­поновке массовой информации в номера газет и журналов, программ ра­дио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д.

Тексты (Т) - произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски.

Канал (К) - используемые журналистами средствами массовой ин­формации (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, про­граммы радио и телевидения различных типов и уровней со сложной системой редакций, дирекций, отделов, корпунктов и т.д.), предназначен­ные для «доставки» журналистских «текстов» их адресатам.

Массовая аудитория (МА) - та часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание (или программа) и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория), или которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его «своим» (реальная аудитория), или которую можно привлечь дополнительно (потенциальная аудитория). При этом многие представители аудитории в определенных ситуациях (когда пишут письма, звонят или приходят в редакцию, готовят для нее материалы, собирают информацию, консультируют журналистов и т.д.) выступают и в роли журналистов, которые точно так же в свою оче­редь оказываются аудиторией других средств массовой информации.

Социальные институты (СИ) - государственные органы, хозяйствен­ные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, функционирующие в сфере распространения данного средства массовой информации и деятельность которых обсуждается в произведениях жур­налистов с целью принятия ими определенных решений.

Действительность при этом выступает источником сведений и ко­нечным объектом воздействия журналистики.

Система функционирует на основе прямых и обратных связей (прямые обозначены сплошными линиями, а обратные - пунктирами).

Журналистика как функционирующая система и является предметом изучения и преподавания во всей совокупности журналистских дисцип­лин (теоретических, исторических, социологических). На начальной ста­дии изучения журналистики важно увидеть принципиальные зависимос­ти: РО формируют нормативную «среду», законодательную основу функционирования журналистики, определяющую ее положение в обще­стве, права и обязанности У и Ж, ответственность СИ, права МА; в соот­ветствии со своим положением в системе и на основе законодательства Ж, руководствуясь утвержденным У редакционным уставом, формирует информационную политику издания (программы) и реализует ее через совокупность произведений с учетом запросов, интересов, пожеланий МА, нужд СИ и особенностей своего К.

Но чтобы действовать не вслепую, чтобы вносить коррективы в инфор­мационную политику, в деятельность редакции и отдельных работников, учредители и журналисты должны получать информацию о результатах своей деятельности по каналам обратной связи. Так, анализируя посту­пившие письма и отклики на выступления СМИ, данные социологических исследований аудитории, в редакции ищут пути, которые позволят сде­лать соответствующий позиции редакции материал отвечающим интере­сам, стремлениям, уровню подготовки, жизненным позициям аудитории. Только хорошо зная закономерности функционирования журналистики, можно сознательно и целеустремленно добиваться оптимизации, повы­шения эффективности деятельности газет и журналов, радио- и телеви­зионных программ.

И уже по раскрывающей процесс функционирования схеме можно оп­ределить основные «порождающие факторы» деятельности журналиста (или «факторы порождения текстов»). Журналист должен «учитывать» по меньшей мере пять факторов, причем ни один из них не является стоящим «выше» других. Это информационная политика учредителя, запросы, ин­тересы, потребности аудитории, характер отражаемых явлений действи­тельности, особенности СМИ (как канала, передающего своеобразные тексты). К «порождающим факторам» относятся, конечно, и личностные особенности журналиста. При этом именно ему надо решать множество творческих проблем (например, различия между политикой СМИ и интере­сами аудитории могут поставить очень трудные задачи, но именно их ре­шение - свидетельство о подготовленности и способностях журналиста).

Подводя итоги, можно сделать вывод: предметом курса «Введение в теорию журналистики» является журналистика как система средств массовой информации, компоненты которой взаимосвязаны и функцио­нируют на основе прямых и обратных связей.

Такое представление о журналистике как предмете изучения и препода­вания носит абстрактный характер, так как журналистика в данном случае рассматривается как бы вне связи с социальными условиями и факторами ее функционирования в определенных конкретно-исторических условиях различных государств (с их политическим и экономическим устройством). Конечно, при рассмотрении конкретных проблем (например, правовых ос­нов деятельности журналистики или социальной позиции журналиста) крайне важно показать особенности функционирования журналистики в разных исторических и социально-экономических условиях общественной жизни. Однако для общей характеристики журналистики следует отвлечься от конкретных форм ее функционирования «здесь и теперь», хотя, разуме­ется, в реальной жизни «журналистики вообще» нет и быть не может.

Журналистика - явление социальное и составляет важнейшую орга­ническую часть социальной системы в целом. В этой связи особенно важно проследить внутренние связи всех социальных субъектов, задействованных в системе журналистики, с общесоциальными группами и институтами. РО, У, СИ «вписаны» в структуру политических институтов общества; Ж - в структуру интеллигенции страны, в различные организации и др.; МА - в структуру населения страны в различных региональных, на­циональных, профессиональных, возрастных и других срезах.

Таким образом, понятие «журналистика» (и в этом отношении оно вы­годно отличается от других синонимичных терминов типа «mass media») имеет очень широкое семантическое наполнение. И входящему в ее мир -мир науки и практической деятельности - надо изучить этот предмет во всем богатстве его сторон и проявлений. В их числе:

• журналистика как особый социальный институт (лат. institutum «учреждение, установление»), система различных учреждений. Это - га­зетные, журнальные, книжные редакции, издательства, теле- и радиоор­ганизации, агентства, пресс-центры и т.д. (учредителями которых также выступают различные институты). Собственно журналистские институты не могут успешно выполнять свои функции без обслуживающих их уч­реждений (к ним относятся службы наземной и космической связи, ор­ганизации, занимающиеся «доставкой» информации, полиграфические предприятия, кинофабрики и т.д.). Учебное и научное обеспечение жур­налистики осуществляется университетами и другими учебно-научными центрами;

• журналистика как система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования этого социального института. Это и дея­тельность по созданию газет, журналов, теле- и радиопрограмм, по орга­низации функционирования агентств, информационных служб и других институтов журналистики, по разработке и реализации информационной политики; и организаторская работа - создание коллективов, налажива­ние массовых связей и отношений с другими социальными институтами, проведение научных исследований, участие в подготовке кадров и т.д.; наконец, это и творческая деятельность по сбору и обработке информа­ции, созданию произведений для газет, журналов, бюллетеней информа­ции, теле- и радиопрограмм;

• журналистика как совокупность профессий, важных для обеспече­ния всех областей ее деятельности. Помимо традиционных профессий, определяемых основной работой - авторской (корреспондентской), ре­дакторской, организаторской, - в современной журналистике все более важное место занимают специалисты по менеджменту, маркетингу, рек­ламе, инженерному обеспечению (в частности, инженеры связи, видео­инженеры, программисты и операторы ЭВМ и т.д.), для успешной дея­тельности которых требуются профессионально-журналистские ориентации;

• журналистика как система произведений, для подготовки которых требуются работники разных профессий, обладающие специфическими знаниями, навыками, способностями. Под системой произведений следу­ет понимать не только журналистские произведения, подготовленные ав­торами, а затем скомпонованные редакционными работниками в номера газет и журналов, в программы телевидения и радио, в бюллетени агентств, но и разнообразные непубликуемые произведения журналисти­ки (такие, как программные сетки, сценарные и режиссерские планы), различные внутриредакционные материалы (планы работы, обзоры пи­сем, сводки рекомендаций и т.д.), ответы на письма читателей, обраще­ния в различные институты;

• журналистика как комплекс каналов передачи массовой информа­ции, использующих различные средства коммуникации (печать, радио, телевидение) и образующих разнообразные типы изданий и программ (общенациональные и местные, общие и специализированные по аудито­рии, тематике, сфере экономики, области жизни, характеру социальной позиции, направленности, творческому облику и т.д.).

Журналистикой часто называют и совокупность учебных дисциплин, и особую отрасль науки.

Таким образом, предметом курса «Введение в теорию журналистики» являются наиболее общие закономерности функционирования журнали­стики как специфического социального института, деятельность в рамках которого требует особых профессиональных знаний и навыков по созданию системы различных произведений для широкой совокупно­сти каналов массовой информации различной социально-творческой на­правленности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.