Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система принципов журналистики 2 страница




Поэтому особого внимания и серьезного переосмысления в соответ­ствии с современными (и будущими) реалиями требуют идея и позиция «космополитизма» (греч. kosmopoti'tes «гражданин мира»). Если отка­заться от бытовавшего в прошлом вульгарного представления о космо­полите как человеке, лишенном патриотических чувств и сознания и ру­ководствующемся идеей «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и родина»), - а такие представления и формы поведения имели и имеют место в реальной жизни, - то подлинный космополитизм оказывается «оборотной стороной» патриотизма. И глубоко ошибаются те ложнокосмополитически мыслящие люди, которые называют патриотизм «послед­ним прибежищем негодяев». Ведь именно патриотическое мышление и поведение «выходит» на служение родине как члену мирового сообще­ства, тогда как подлинно космополитическое, «глобалистское» представ­ление исходит из необходимости служения нуждам всего человечества. Осознание журналистом внутренней связи понятий «патриотизм» - «ко­смополитизм» является особым проявлением единства в его позиции частногруппового и общечеловеческого.

Патриотизм, не обогащенный общечеловеческой, «глобалистской» иде­ей космополитизма, неизбежно вырождается в «ультрапатриотизм», а кос­мополитизм без опоры на патриотизм - в антипатриотизм, в презрение к родине, если она не удовлетворяет нужды человека, а требует от него жертв (которые могут принести благополучие только следующим поколениям).

Если принцип патриотизма неизбежно порождается историческим разделением мира на суверенные государства, «корневой» связью жизни человека со страной-родиной, то этническая (национальная) принадлеж­ность человека также не может не отразиться в принципиальной линии поведения журналиста. Выработка позиции в соответствии с разделенностью общества на этносы (русский, китайский, арабский, французский, чеченский...) особенно важна в условиях глобализации, которая сопро­вождается обострением национального самосознания и порой приводит к этнонациональным конфликтам. Для моноэтнических стран, где живут преимущественно люди одной национальности, соответствующий прин­цип практически сливается с патриотизмом. Иначе обстоит дело в много­национальных странах, населенных представителями различных этносов.

Если для журналиста главным являются интересы нации, к которой он сам относится или которую представляет, если он считает, что эта нация выше других и требует больше внимания и забот, чем другие, что защи­щая интересы своей нации, можно пренебрегать интересами дружили других и тем более за их счет удовлетворять интересы своей, то такой журналист руководствуется принципом национализма.

Нет ничего дурного в национальной гордости, в чувстве любви к своей нации, в бережном отношении к национальной памяти, традициям и обычаям, в осознании роли этноса в истории человечества. Более того забота о развитии родного языка, культуры и традиций, о социальном и экономическом благополучии этноса как проявление национальное самосознания и национального достоинства - благородная цель каждого представителя нации и, разумеется, обязанность журналистов, взявших на себя роль выразителей интересов нации.

Однако (как в случае «ультрапатриотизма») существует хотя и трудно-различимая, но существенная грань между «нормой» - благородным чувством национальной гордости за накопленные веками «доброе» сооб­разное наследие - и ее нарушениями в виде национализма, противопоставления одного этноса другим, этноцентризма, стремления к обособлению, национального консерватизма (что предполагает нега­тивное отношение к борьбе со «злыми», тянущими назад традициями и обычаями, нежелание «вписываться» в современный мир).

Национальная гордость не исключает, а, наоборот, предполагает интернационализм, в котором представление о правах и достоинстве диалектически соединяется с сознанием равенства всех наций и со стремлением добиться дружеских отношений, конструктивного взаимодействия между всеми этносами (нациями), их взаимообогащения. Под­линно национальные идеи всегда оказываются подлинно интернациональными, а поэтому поведение журналиста в интересах одной нации не может привести к ущемлению интересов других. Подлинный интернационализм требует, чтобы журналисты, основываясь на тщательном анализе жизни людей различных наций, добивались реализации их трепа­ний, способствовали бы тому, чтобы каждая нация получила возможней, для своего развития, а остальные нации - помощь и поддержку со стороны других на основе идеи интернационального братства. При этом важно исключить всякое ущемление национального достоинства, навязывав чуждых нации характера и форм организации жизни в экономичен, политической, социальной и культурной сферах. Уважение к самобытному характеру нации, к ее особенностям предполагает возможность, порой и необходимость обратить внимание на то, что мешает ее развитию (консервативные традиции, нетерпимость, замкнутость).

Руководствуясь принципом интернационализма, журналисту нужна особая щепетильность и взвешенность в характеристиках и оценках. Это особенно важно в периоды подъема национального самосознания и воз­никающих трений, а то и конфликтов на межнациональной почве.

Поскольку для каждой из стран характерна определенная форма правления, государственного устройства, возникает вопрос о характере отношения журналистики к характеру организации власти и ее осуществ­ления в государстве. Если для журналиста существенно важен принцип народности (а именно народ - суверенный источник власти), то неизбеж­но и формирование в его деятельности принципа демократизма (греч. democratia «народовластие»). В латинской интерпретации - это респуб­ликанизм (лат. respubh'ca «общее дело»).

Журналистика в силу своей информационной природы, как известно, обладает управляющими, властными возможностями. И эту свою «власть» она может осуществлять, руководствуясь самыми разными пред­ставлениями о наилучшем способе правления - аристократическом (че­рез родовую знать), монархическом (через власть государя), плутократи­ческом (при главенстве богатых), тоталитарном (с помощью силы), авторитарном (признанным лидером) и т.д. В соответствии с существую­щим характером власти возникает, например, монархическая журналис­тика или журналистика тоталитарного общества. И даже если эти типы власти прикрыты демократическим антуражем (сенатом при царе или пар­ламентом при диктаторе), демократизм власти и поддерживающей ее жур­налистики будет иллюзорным, декоративным, в лучшем случае - частич­ной уступкой требованиям народовластия и сможет реализоваться лишь внешне, с огромными трудностями, в предельно ограниченных рамках.

В качестве «четвертой власти» в демократическом обществе (в усло­виях различающихся социально-экономических систем, при всех разли­чиях парламентской и президентской форм государственного устройства и режима правления) журналистика осуществляет принцип демократиз­ма путем участия в делах государства, способствуя через свои выступле­ния принятию важных политических решений.

Принцип демократизма проявляется в управлении общественными делами как способ реализации возможностей непосредственной демо­кратии. Если представительная демократия осуществляется через выбо­ры в органы власти, то непосредственная демократия - это участие всех граждан в делах государства (через референдумы, митинги, демонстра­ции, массовые сборы подписей под петициями и т.д., в том числе через журналистику). Будучи инструментом непосредственной демократии, журналистика, выполняя свои идеологические (формирование массово­го сознания, в том числе общественного мнения) и непосредственно-ор­ганизаторские, контрольные функции, осуществляет постоянное давле­ние на выборные органы власти от имени народа, будучи непрерывно звучащим vox populi. Этот глас народа как бы дополнителен к голосова­нию в парламенте, к голосу избранных властей.

Конечно, разные издания и программы могут представлять интересы и нужды не всего народа, а отдельных его слоев и групп (что необходимо открыто заявлять, чтобы предложения и требования, соответствующие нуждам отдельного слоя, не выдавались за требования всего народа), но при этом так, чтобы сложившаяся система журналистики позволила раз­вернуть весь спектр мнений, стремлений, нужд и запросов всех слоев и групп народа. И журналистика по своей природе способна отслеживать оперативно меняющиеся составляющие сознания народа и его слоев, тог­да как избранные в органы власти лица представляют мнение народа (и то порой лишь внешне) только на момент избрания и далеко не всегда ме­няют свои позиции в соответствии с переменами в настроениях и требо­ваниях избирателей.

Свой демократизм, участие в государственной жизни журналистика осуществляет в нескольких формах.

Во-первых, выступая от имени народа (или отдельных слоев и групп) как выразитель его интересов и требований, аккумулированных журна­листами в непосредственных контактах с людьми, полученных из социо­логических исследований, анализа почты и других источников достовер­ной информации о положении и нуждах тех, кого данное издание или программа представляет. Таким образом, сам журналист оказывается выразителем нужд и чаяний народа, его представителем перед избран­ными властями.

Это почетная, хотя и трудная, миссия, так как, выступая от имени наро­да, важно правильно осмыслить увиденное и услышанное. Журналист яв­ляется не механическим транслятором предъявленных властям требова­ний, а их аналитическим истолкователем, что предполагает различные корректировки (внесения уточнений, дополнений и изменений в почерп­нутое из непосредственного общения с народом представление о реальном и должном), основанные на серьезном изучении (часто с помощью компе­тентных специалистов) проблем, волнующих народ. Разумеется, об итогах этого изучения и журналистских коррективах необходимо сообщать ауди­тории, максимально точно выражая действительные нужды народа.

Во-вторых, журналистика реализует принцип демократизма через пре­доставление желающим возможности заявить о своем мнении с широкой общественной трибуны и внести свои предложения. Тем самым она напря­мую осуществляет реализацию конституционного права граждан на учас­тие в управлении государственными делами. Активная реализация прин­ципа демократизма требует от журналистов постоянного привлечения в качестве авторов представителей различных позиций и взглядов, разных кругов и групп общественности. Это дает возможность широко представ­ить направления и способы поиска решений важных общественных про­блем, требующих государственного вмешательства. Тщательного изучения требует поток поступающих в редакции писем и личных обращений граждан - важный источник суждений и предложений, достойных и публика­ции, и учета в работе журналистов. Конечно, не всегда и не со всем мож­но согласиться, не все можно «вынести» на публику. Поэтому так часто ис­пользуются редакционные комментарии, аналитические обзоры писем, организуются дискуссии и обсуждения проблем и предполагаемых путей их решения с помощью властных распоряжений. Но в той или иной форме «глас народа» должен постоянно звучать по каналам журналистики. СМИ в ряду институтов непосредственной демократии обязаны дать каждому гражданину реальную возможность влиять на выработку управленческих решений, следить за реализацией утвержденных мер, получать информа­цию о деятельности тех, от кого это зависит в сфере управления.

В-третьих, чтобы полно реализовать принцип демократизма, журна­листика организует «обучение» народных масс управлению. Это вовсе не значит, что надо организовывать какую-то специальную «школу де­мократии» в изданиях и программах (хотя в условиях недостатка соот­ветствующих умений и культуры это не только не противопоказано СМИ, но даже и весьма полезно). Ведь уже сама по себе активная деятель­ность по реализации принципа демократизма (по первым двум направ­лениям) несет «обучающие импульсы» - демонстрация реальных форм демократизма журналистской деятельности (особенно постоянной, на­стойчивой, успешной) оказывается и «школой демократии». Большое значение при этом имеет обращение СМИ к раскрытию реальных акций непосредственной демократии (митингов, демонстраций, кампаний по сбору подписей, журналистских акций) с анализом их характера, обсуж­дением причин удач и неудач, показом наиболее действенных форм ре­ализации норм непосредственной демократии, особенно через средст­ва массовой информации.

В-четвертых, в меру эффективности реализации принципа демокра­тизма по всем этим трем направлениям активно формируется граждан­ское самосознание и активность граждан в осуществлении своих прав и свобод, в использовании народного суверенитета. Чтобы демократия бы­ла действенной, необходим высокий уровень общей образованности и гражданской компетентности. Ведь демократия невозможна без того, что называют «адекватным гражданином». Адекватный гражданин - хорошо ориентированная личность с верной самоидентификацией в обществе, притом настроенная на деятельное участие в жизни общества с учетом его реального состояния и ясных гуманистических перспектив на основе обдуманных решений. И если даже в «старых» демократиях обнаружи­вается «трагическая ограниченность компетентности граждан», то в «молодых» демократиях решение проблемы некомпетентности приобре­тает первостепенное значение. И вся эта система ориентации недости­жима без активного и целенаправленного участия СМИ, причем именно СМИ должны принять на себя основную нагрузку по формированию «критической массы граждан». В сложившемся виде это «обществен­ность», представляющая собой устойчивое ядро гражданского общества, придающее ему стабильность и функционирующее как его интегрирую­щая сила. По наблюдениям ученых, еще во времена Французской рево­люции зафиксирован феномен мировой общественности, которая толь­ко в наше время становится политической реальностью в мировом сообществе. Формирование и становление общественности - процесс длительный и непростой, причем, считается, сначала возникает «масса», затем «публика» и, наконец, «общественность». Журналистике как фак­тору развития общественности важно учесть необходимость действий по всему «фронту» задач формирования «адекватных граждан» и интегра­ции их в «общественность», притом последовательно и целеустремленно, двигаясь шаг за шагом и не рассчитывая на быстрый успех. Таково широ­кое наполнение принципа демократизма.

Если все рассмотренные принципы журналистской деятельности как бы вырастают из принципа партийности, поскольку в своем концептуаль­ном виде содержатся в нем уже в зародыше, то «вторичным синтезом» принципов, их результирующим интегральным выражением оказывается принцип гуманизма (лат. humanus «человечный»).

Более того, принцип гуманизма, если его требования «накладывать» на реальные формы действования всех других принципов, является как бы проверочным - он позволяет оценивать верность основ и характера реализации других принципов. Даже исходный принцип партийности в своем содержании и проявлениях на практике может и должен прове­ряться «на гуманизм». И многие шумные декларации и требования «исти­ны, добра и справедливости» должны быть отвергнуты журналистами и концептуально, и в практической деятельности, если не выдерживают строгого суда сточки зрения их истинной гуманности. Поэтому так важно для каждого журналиста проникнуться идеей гуманизма и понять ее ис­тинное содержание. Ведь все в его деятельности должно быть подчинено интересам человека и человечества.

В самом общем виде гуманизм во всех суждениях и оценках требует исходить из соблюдения неотъемлемых прав и свобод личности, из инте­ресов развития человека как уникальной личности в перспективе про­грессивного развития всего человечества.

Гуманистический подход, в основе которого лежит представление о че­ловеке как мере всех вещей, требует создания условий жизни, наиболее Достойных человеческой природы и соответствующих сущности человека. Но при интерпретации этого, в целом принятого, подхода, исходящего из общечеловеческих ценностей, возникает множество разновидностей кон­цепции гуманизма. Здесь и религиозный гуманизм, призывающий любить ближнего, прощать прегрешения и искать вечного блаженства за благие де­ла в ином мире, терпеливо перенося несовершенства этого; и расистские концепции гуманизма, исходящие из неравенства людей в их природно-генетических свойствах и признания преимуществ одной избранной расы или нации (господство «арийцев», апартеид, сегрегация и т.д.) и «технологический» гуманизм, считающий, что решение проблем человека - в тех­ническом прогрессе, а не в социальных переменах; и филантропический гуманизм, в основу которого положена идея необходимости быть человечным, делиться с неимущими, инвалидами, больными и т.д. В каждой из этих разновидностей гуманизма (кроме расистского, представляющего собой антигуманную идеологию) есть черты и свойства, имеющие реальное гума­нистическое наполнение (реальная помощь человеку, материальная или духовно-нравственная поддержка его в несовершенном мире).

Вековая же гуманная мечта человека состояла в создании таких условий экономической, социальной, политической и духовной жизни, при которых во вспомогательной «внешней» гуманитарной помощи нуждались бы только слабые, больные и престарелые. Подлинно гуманистическая позиция обязы­вает журналиста к постоянным и всесторонним усилиям по созданию таких условий общественной жизни, которые соответствовали бы природе челове­ка. Такой гуманизм, требующий постоянного участия во всесторонних преобразованиях жизни общества, есть гуманизм деятельный. Поэтому, какой бы теме ни были посвящены создаваемые журналистом произведения - поли­тической структуре или экономическим условиям жизни общества, отноше­ниям социальных групп, культуре или искусству, спорту или быту - везде есть не только «простор», но и обязательное требование гуманистических подхо­дов. Анализу «на гуманистичность» подлежит также, разумеется, эргономичность технических параметров новой машины, качество потребительских то­варов, планировка поселения и жилищ, даже движение моды, характер рекламы, то есть все, что связано с жизнью человека, его социальным, техни­ческим, природным «бытием». Экономичность и технологичность новой ма­шины - превосходно, должен сказать журналист, но при этом задаться во­просами: а каково работать на этой машине и обслуживать ее человеку-работнику, соответствует л и она другим (экологическим, эстетиче­ским и т.д.) требованиям? Иначе говоря, анализу «на гуманизм», гуманисти­ческой экспертизе журналист должен подвергать все, с чем он сталкивается в профессиональной деятельности. Разве не гуманно ответить на каждое по­ступившее в редакцию письмо, хотя это и чрезвычайно трудно и вовсе не обязательно по закону? Разве не гуманно проследить за судьбой человека, ставшего однажды персонажем (положительным или отрицательным) произ­ведения и при необходимости повлиять на течение событий?

Таким образом, вся деятельность журналиста должна быть проникнута концепцией гуманизма, желательно цельной, деятельной, обращенной в будущее и требующей внимания к человеку сегодняшнего дня. И - что очень важно - необходимо, чтобы забота о человечестве сочеталась с заботой об отдельном человеке. При этом к конкретной личности нельзя применять только общие критерии - важно исходить из ее индивидуаль­ности. Лишь в этом случае поддержка и критика, характер помощи, вни­мания и заботы будут соответствующими характеру человека как личнос­ти, а потому и в высшей мере справедливыми.

Непременным условием подлинно гуманистического подхода являет­ся также способность видеть отдельного человека в рамках тех общностей, в которых протекает его жизнь, - трудового коллектива, семьи, круга общения и т.д. Ведь если свобода каждого - условие развития всех, то и характер общности, в рамках которой протекает жизнь личности, серьез­ным образом сказывается на ее чертах, свойствах, отношениях, помогая, сдерживая или извращая формирование в ней подлинно человеческих качеств. Так возникает в журналистско-гуманистическом подходе про­блема подлинного и ложного коллективизма, умения поддерживать доб­рое и противостоять негативному в каждой личности.

Все, с чем сталкивается журналист в жизни, имеет «человеческое из­мерение», и умение видеть явления жизни в свете идеалов гуманизма - в сиюминутном значении и в исторической перспективе - сущностная чер­та журналистской деятельности.

В связи с движением к новой цивилизации XXI века, где идеи гуманизма (в разных вариантах) станут опорными для журналистского мышления, пред­ставление о системе принципов журналистики придется как бы «перевер­нуть»: социальная позиция журналиста будет прямо «выходить» на принцип гуманизма, а принцип партийности окажется своего рода «вторичным синте­зом» системы принципов, их практически деятельностным выражением.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.