Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические условия и факторы свободы СМИ




Социально-творческая проблематика свободы журналистики имеет основополагающий характер, и на ее фоне должны решаться все осталь­ные. Ведь для реализации даже верно сформулированных социально-творческих подходов и решений принципиально важна также экономическая (финансовая, техническая и др.) база реализации свободы, юридически обеспеченная законодательными актами.

Прежде чем перейти к рассмотрению этих проблем свободы, предста­вим структуру системы понятий, описывающих ее, (схеме:

 

 

Экономические проблемы свободы журналистской деятельности ме­нее сложны теоретически, но представляют большие трудности при прак­тическом их решении.

Теоретически очевидно, что для того, чтобы реализовать свою соци­ально-творческую свободу, необходимо обладать экономическими воз­можностями для организации своей деятельности. Уже на начальном этапе, при подготовке к выпуску газеты или журнала, организации теле- и радиостанции, создании агентской службы информации нужны значи­тельные «стартовые» затраты - на помещение, оборудование, аренду каналов связи, зарплату сотрудникам и т.д. Поэтому учредитель СМИ должен либо располагать соответствующими возможностями и средст­вами, либо получить необходимые кредиты (если, разумеется, учрежда­ющая государственная, общественная, коммерческая или другая орга­низация или частное лицо пользуются доверием в финансовых учреждениях). Если у организации или лица, стремящегося учредить ка­кое-то СМИ, нет материальных условий для этого, возникает проблема поиска состоятельного соучредителя или спонсора (англ. sponsor «по­печитель», «устроитель», «тот, кто финансирует бескорыстно или в сво­их интересах, идейных или материальных», «крестный отец»). Часть СМИ оказывается во владении коммерческих структур, диктующих свою информационную политику.

Функционирование средств массовой информации в условиях рыноч­ной экономики при этом протекает в условиях необходимости превыше­ния доходов над расходами. Источников доходов СМИ несколько. Преж­де всего, это доходы, получаемые от «потребителей» информации (покупки газет и журналов, абонементной платы, подписки). Однако этих средств обычно не хватает на покрытие расходов, поскольку в условиях роста цен и конкуренции между СМИ, борьбы за читателя, зрителя и слу­шателя приходится стремиться к минимизации цен на информационный продукт. Более того, существует практика продажи СМИ ниже их стоимо­сти и даже практика бесплатного выпуска газет, радио- и телепрограмм. В этих условиях огромное значение приобретает реклама: плата за нее от рекламодателей составляет значительную часть доходов СМИ (до 80%, а для бесплатных газет, радио- и телепрограмм - все необходимые средст­ва, если нет других источников дохода). Если этих средств не хватает, уч­редитель либо субсидирует созданные им СМИ, либо закрывает их. СМИ, выпускаемые государственными институтами, могут воспользоваться средствами госбюджета за счет налогоплательщиков. Но в этом случае издаваемые на средства государства СМИ должны с максимальной объек­тивностью представлять все существующие точки зрения, а культурно-ре­креативную деятельность вести в интересах всех слоев общества.

Государство играет важную роль в экономическом обеспечении СМИ (и не только учрежденных государственными институтами). Оно распо­лагает самыми разными возможностями, чтобы воздействовать на их экономическое положение: это и налоговая политика (предоставление налоговых льгот СМИ теми или иными путями); и предоставление льготных тарифов на покупку необходимых материалов, на услуги транспорта и связи; и распределение государственной рекламы; использование других рычагов, находящихся в руках государства.

Все многообразие формы вмешательства государства и предпринима­тельских структур в экономическую ситуацию в сфере СМИ избиратель­ны. Характер и мера поддержки зависят оттого, насколько соответствует «видам» государственных институтов и (или) предпринимательских кру­гов деятельность тех или иных СМИ. Разумеется, всем участникам этих отношений приходится тщательно избегать возможных обвинений в подкупе и даже в предпочтении одних СМИ другим. Однако всегда на­ходятся благовидные предлоги отдавать преимущество тем, чьи пози­ции более отвечают интересам политически и (или) экономически гос­подствующих сил.

Соответственно условия рыночных отношений и большей свободы в экономической сфере позволяют СМИ, близким к правящим политичес­ким и экономическим силам, максимально полно реализовать свой соци­ально-творческий потенциал. При демократическом устройстве общества (и в меру его демократизма) имеются возможности выравнивать условия предоставления экономических льгот, делая их более справедливыми. Однако в силу различных взглядов на то, что является справедливым, а что нет, всегда остается поле для «экономического маневра». Например, государственные субсидии можно распределять в зависимости и от тиража, и от меры убыточности, и от рейтинга в общественном мнении, и от «социальной ценности» и т.д. Выбор остается за теми, кто распределяет средства, а следовательно, чаще всего большую экономическую свободу получает вовсе не инакомыслящий.

Нежелательному экономическому давлению СМИ могут противосто­ять, используя разные средства, мобилизуя «внутренние» ресурсы рас­ширения экономической свободы своей деятельности. Экономическая политика газет, журналов, теле- и радиоорганизаций может вестись та­ким образом, что в качестве спонсоров и рекламодателей будут высту­пать лишь те социально-экономические институты, позиции которых близки данному СМИ. Это относится и к государственной поддержке, когда СМИ разделяют политическую линию правительства и других го­сударственных структур. В таком случае нежелательное влияние на их информационную политику минимизируется, но не ликвидируется пол­ностью, так как трудно представить абсолютное единство взглядов СМИ и экономически поддерживающих их сил по любому поводу и в любой сфере. А возникающие даже небольшие разногласия пусть и демократи­чески, толерантно настроенных партнеров так или иначе сказываются на поведении СМИ.

Более существенны «внутренние» ресурсы расширения экономичес­кой свободы тогда, когда экономические проблемы СМИ решаются без постороннего вмешательства. Во-первых, это происходит в том случае, если доход от продажи информационных продуктов (подписки, розни­цы, абонементной платы) превышает расходы на их подготовку и рас­пространение. Однако современные даже крупнотиражные качествен­ные издания и программы (если исключить доходы от рекламы и получаемые экономические льготы) не в состоянии добиться такого экономического благополучия. Поэтому, во-первых, путь к экономичес­кой независимости (если не абсолютной, то во всяком случае весьма значительной) лежит через создание объединений - прежде всего кон­цернов (англ. concern «предприятие, фирма») или холдингов (англ.hold­ing «владение»), сосредоточивающих под одной «крышей» ряд инфор­мационных (а часто и не только информационных) институтов.

Одно из важнейших преимуществ концернов - многообразное ис­пользование информации, которой они располагают. На основе получен­ных и опубликованных в газете материалов создаются видеофильмы, компьютерные базы данных (доступ к которым осуществим за плату). Ко­лонки ведущих журналистов одновременно с появлением в «своей» газе­те могут публиковаться и в других изданиях (так называемые «синдици­рованные» материалы), событийно-информационные службы (отделы новостей) начинают работать в режиме агентств, рассылая подписчикам сводки новостей, и т.д. В качестве примера можно назвать службы «Огонек-видео» или агентство «Нега», созданное на базе «Независимой газеты». А синдицированные материалы ведущих американских журна­листов печатаются в сотнях провинциальных изданий. Характерная тен­денция для концернов - издание ряда газет и журналов, различных при­ложений, организация книгоиздательства, даже радио- и телевизионных станций. Помимо собственно информационной деятельности концерны вторгаются в смежные сферы - бумажное производство, полиграфию, ра­диоэлектронику, сферу коммуникаций. Зачастую происходит сращивание концернов и с другими сферами бизнеса.

Формирование и функционирование концернов в сфере информации дает экономические выгоды, позволяя им в значительной мере быть не­зависимыми в экономическом отношении, даже выпускать убыточные из­дания и программы за счет высокоприбыльности других областей своей деятельности. Тем самым может быть обеспечена реализация той инфор­мационной политики, которая выработана изданием или программой в соответствии с их целями. Однако сращивание с другими сферами пред­принимательства, а тем более подчиненное положение СМИ в этих много­отраслевых экономических структурах при всех экономических выгодах может привести к утере (или, по крайней мере, ограничению) информа­ционной независимости.

Некоторой гарантией от этого служит борьба с монополизацией в об­ласти СМИ. Антимонопольное законодательство в развитом виде предпо­лагает создание такого положения, когда аудитория имеет возможность выбора между конкурирующими изданиями, что предполагает ограниче­ние возможности манипуляции массовым сознанием. Ведь в условиях конкуренции, борьбы за аудиторию, с одной стороны, издания и програм­мы, ведя свою информационную политику, опасаются слишком большого «удаления» от фактической стороны дела и стремятся к полноте и разно­образию событийной информации; с другой - имеется возможность представления (со стороны СМИ) и выбора (со стороны аудитории) раз­личных подходов, позиций и взглядов, благодаря чему повышается воз­можность для аудитории получить объективную или хотя бы сбалансиро­ванную информационную картину современности.

Антимонопольные меры необходимы и в различных областях инфра­структуры СМИ - в средствах связи (наземной и космической), в сфере полиграфии, технической базы аудио- и видеопроизводства, доставки и распространения информационной продукции. Монополия в этих обла­стях ведет к произвольным решениям монополиста как в политической сфере (стремление сузить или вовсе лишить возможности «выхода» на аудиторию нежелательных СМИ), так и в экономической, когда создаются условия для произвола в ценовой политике, когда монополист не имеет стимулов к снижению производственных издержек и повышению эффективности своей деятельности, к повышению культуры обслужива­ния СМИ и его аудитории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.