Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система подготовки умственно отсталых детей к работе (пропедевтика, профессиональная диагностика, профориентация, трудовое обучение)




Виды трудовой деятельности и их коррекционно-воспитательное значение.

Понятие "трудовое воспитание" включает все содержание работы по подготовке учащихся к трудовой жизни: вооружение учащихся общетрудовыми и специальными знаниями, умениями и навыками; формирование у них физических, интеллектуальных и нравственных качеств, необходимых в труде. Кроме того, трудовое воспитание во вспомогательной школе выполняет функции социально-трудовой реабилитации и адаптации учащихся.

Будущая трудовая деятельность потребует от умственно отсталых не только определенного уровня профессионального образования, но и определенной воспитанности. У умственно отсталых детей, особенно в раннем возрасте, слабо развито, а иногда и отсутствует, понимание социальной роли труда. Ввиду этого важнейшей задачей является формирование у умственно отсталых ясного понимания значения их собственного труда для общества, осмысление его как первейшей гражданской обязанности.

Важно, о чем мечтал еще К.Д. Ушинский, зажечь у воспитанников жажду серьезного труда с пониманием, что без этого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. Необходимо вести решительную борьбу, направленную на предупреждение лени, склонности к праздному времяпрепровождению, привычке уклонения от всякой работы. В неразрывной связи с процессом формирования у учащихся понимания общественного значения труда находится и воспитание у них бережного отношения к его результатам, которые они воочию видят и которыми пользуются.

До сознания учеников должно быть четко доведено, что все, чем они пользуются - школьный инвентарь, учебники, постельные принадлежности, одежда и обувь и т.п. предоставлено им государством бесплатно, а их обязанность - беречь все это. Вся воспитательная работа в школе должна быть направлена на то, чтобы каждый ученик ясно представлял себе место в трудовом процессе, знал, что и зачем он делает, чувствовал, что его работа - необходимая часть общего труда.

Трудовая подготовка умственно отсталых детей разделяется на общую и специальную. Общая - это овладение основными видами труда, встречающимися в жизни людей. Специальная - это профессиональная подготовка учеников.

Профессионально-трудовое обучение состоит из таких звеньев: трудовая пропедевтика, профессиональная ориентация и профессионально-трудовое обучение.

Трудовая пропедевтика (1-3-й класс). Ее задачи:

• формирование общей готовности к труду и трудовому обучению;

• на уроках ручного труда и в процессе бытового, общественно-полезного труда способствовать формированию начальных навыков профессиональной подготовки. На них усваивают приёмы работы с картоном, тканью, бумагой, деревом, металлом, глиной, пластилином; учатся вязать, шить, работать с природным материалом;

• приобретение навыков работы с инструментами;

• обучение принимать правильную рабочую позу;

• учатся регулировать свои рабочие усилия.

Основная форма занятий ручным трудом - урок. Коррекционная направленность уроков труда: обогащение и коррекция представлений об окружающей среде, развитие мышления, памяти, воли, моторики, воспитание трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности, образованности, коллективизма.

Социально-бытовой труд организовывается во всех классах. Самообслуживание - соблюдение личной и общественной гигиены;уход за одеждой и обувью; уборка классной комнаты, спальни; дежурства, уход за растениями и животными, помощь на кухне.

Общественно-полезный труд: ремонт книг, учебных пособий, работа на участке, сбор макулатуры, металлолома, лекарственных растений, изготовление кормушек для птиц.

Профессиональное определение (4-й класс). Ручной труд в мастерских. Задачи: общетехническая подготовка учеников к профессионально-трудовому обучению.

Профессионально-ориентационная работа проводится на всем протяжении обучения (беседы о профессии, экскурсии на производство). Связь школы с производством, куда направляется на работу выпускник, забота о трудовом воспитании школьников относится не только к учителям труда, но и ко всем педагогам школы.

Знакомство с условиями труда в мастерских (станки, инструменты, материалы); видами труда: ученики приобретают простейшие навыки и умения по обработке материала (назвать их), изготовление простейших предметов потребления.

Целенаправленно развивается восприятие, речь, память, воображение, мышление, моторика, воспитывается организованность, ловкость, чёткость. Главным является то, что у учеников воспитываются интересы и наклонности к выбору профессии.

В процессе педагогического наблюдения необходимо обращать внимание на качества, особо важные в профориентационных целях.

1. Общее физическое состояние ребенка.

2. Состояние нервной системы.

3. Школьная успеваемость учащегося.

4. Выносливость ребенка при осложнении внешних факторов.

5. К каким видам деятельности проявляется у учащегося склонности, возможности и каким он отдает предпочтение,

6. Наиболее выраженные черты поведения учащегося.

7. Особенности работоспособности учащегося.

8. Интересы учащегося.

9. Особенности психического развития умственно отсталого школьника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.