Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль коллектива в воспитании умственно отсталых детей. Особенности формирования детского коллектива во вспомогательной школе




Формы, содержание работы ученических организаций. Ученическое самоуправление. Ученический комитет. Роль педагога в руководстве деятельностью ученических организаций.

В целях развития общественной сознательности и активности учащихся во вспомогательной школе, как и в массовой, существует ученическое самоуправление. Воспитательные задачи успешно решаются в тех школах, где как следует организовано самоуправление. Происходит перестройка жизненных позиций из пассивных в активные: привычка трудиться на пользу коллектива, ставить общественные интересы выше личных.

Структуру организуют: 1. Внутриклассная (осуществляют отдельные учащиеся: староста, санитар, дежурный; лица, выполняющие поручения). Их деятельностью руководит учитель; в старших классах он руководит вместе с учкомом. 2. Общешкольная (имеет коллективный орган - учком). Содействует сплочению коллектива, выступает как действенное средство воспитания личности.

Учком избирается в начале года открытым голосованием на общем собрании учащихся 5-9 классов. В состав входят наиболее сознательные и активные учащиеся (5-11 человек). Задачи учкома:

• содействие педколлективу в обеспечении усвоения учащимися основ наук, (заседание 1 раз в месяц);

• учет успеваемости, помощь в оборудовании класса, школьных мастерских, организация самообслуживания, уборка класса, ремонты.

Руководство учкомом: в 1-4 кл. - учитель, воспитатель, в 5-9 - классный руководитель и воспитатель.

В младших классах учитель временно берет на себя основные функции управления, представляет детям проявлять самостоятельность (дежурство, полив цветов, игры). В старших - обязанности по организации работы класса возлагаются на старосту.

Глава 22. ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА,

Детский коллектив - это устойчивая социально-психологическая общность, которая является разновидностью трудового коллектива общества и характеризуется:

- постоянным и длительным пребыванием детей вместе, в одном и том же составе;

- наличием единой цели и задач в деятельности коллектива;

- сообща выполняемой деятельностью (учебной, трудовой, игровой, общественной);

- наличием определённой организации с органами самоуправления;

- единством стиля поведения и отношении, обязательными для всех дисциплиной и ответственностью, отношениями равенства, дружбы и товарищества, взаимного понимания и помощи.

Роль детского коллектива во вспомогательной школе, особенно в школе-интернате, весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые учащиеся на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что необходимо для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе.

Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребенка, Это, как указывал Л. С. Выготский, - является принципом построения высших психических функций и их становления.

Во вспомогательной школе это важнейшее направление воспитательной работы значительно осложнено, так как оно находится в прямой зависимости от специфики состава учащихся, что в свою очередь оказывает определяющее влияние на развитие коллектива.

Личностные и деловые отношения между умственно отсталыми детьми складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Весьма характерным проявлением в поведении умственно отсталых детей является неумение понять интересы партнера по общению и, в особенности, соотнести свои конкретные личные интересы с общими интересами коллектива.

У учащихся вспомогательной школы (особенно - младшие классы) основная часть признаков коллектива слабо выражены, а то и вовсе отсутствуют. Социальные отношения у умственно отсталых детей вначале имеют сугуболичностный характер. Доминирует забота о собственном комфорте и сохранении себя (в силу недугов, переживаний и раздражении и т.д.).

Хорошо организованный детский коллектив - прообраз коллективу взрослых. Усваивая нормы поведения, сложившиеся в коллективе сверсу ников, ученик тем самим готовится к жизни в коллективе взрослых людей.

Умственно отсталый школьник, затрудняющийся в усвоении этических правил, находит здесь яркие и близкие ему примеры, стимулирующие к положительным поступкам, благодаря чему нравственное ему становится яснее, а поступки более продуманными, и личные чувства и переживания, как и поступки, чётче регулируются сознанием чувства и ответственности за себя и коллектив.

Воспитательное влияние коллектива на умственно отсталого ребенка не возникает автоматически, с момента включения в него. Умственно отсталым детям, как и нормальным, свойственно влечение к другим людям, контактам с ними, из которых впоследствии развиваются коллективистские отношения.

Часто дети трудно адаптируются к условиям среды, уклоняются от общения с людьми. У детей формируется пассивная жизненная позиция. На почве невротических и психопатических осложнений обостряется предчувствие возможных, упрёков, насмешек, осуждающих взглядов, ребенок становится груб, озлоблен, упрям, плаксив, легко психически раним. Поэтому требования к коллективу (его организации): обеспечить детям щадящий нравственный и эмоциональный климат, где ничего не должно напоминать о недостатках, дефектах и т.д. И, наоборот; создавать моменты стимулирования детского оптимизма и психической активности: подчёркивание малейших успехов, положительная оценка усилий, направленных на достижение видимых положительных результатов. Важно, чтобы каждый в коллективе чувствовал себя свободно, равноправно, тянулся к общению, дружбе. Ребёнок не должен быть пассивным наблюдателем, его нужно включать в коллективную деятельность, что будет развивать в нём навыки творческого содружества и взаимопомощи, сопереживание успехов и неудач, дружбу, товарищество и другие ценные качества.

В формировании коллектива учащихся вспомогательной школы одним из важных факторов является правильная организация учебно-трудовой деятельности.

Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности.

Большое значение в общении умственно отсталых учащихся имеют их коммуникативные возможности.

 

 

Схема 48




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.