Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зерванизм




4. Зороастризм – предтеча монотеизма. В лице древнего Бога Света и Правды Ахура Мазды Заратустра открыл единого Бога и Творца и поэтому выступил как воинствующий противник многобожия. Он проповедовал нравственную свободу человека и ответственность его выбора в тотальном противостоянии мировых сил Добра и Зла. Это «высокое учение» (слова академика В. В. Бартольда о зороастризме) оказало воздействие на ряд религиозных традиций Ближнего и Среднего Востока (прежде всего в распространении идей монотеизма – верности и служения единому Богу Добра, а также эсхатологических представлений).

Близость зороастрийской религии к монотеизму настолько велика, что известный православный богослов А. В. Мень готов был «признать в Заратустре брата и единомышленника израильских пророков, языческого предтечу Христа на иранской земле». [347]

Зороастрийские тексты хранят одно из, возможно, древнейших письменных свидетельств того, как представляли люди триаду «мысль – слово – дело». Согласно Заратустре, слово занимает центральное, ключевое положение в этой цепочке (или, точнее, в кольце): «оно воплощает мысль (дух) и, обладая магической силой, сливается, отождествляется с делом» (Брагинский). Высшие боги – и Добра, и Зла – это боги, обладающие властью Слова.

В истории зороастризма существовали силы и обстоятельства, которые долго не позволяли закрепить и сохранить учение Заратустры на письме (притом, что у древних персов уже в VI в. до н. э. имелась клинопись). Если в большинстве мифолого-религиозных традиций создание письма осмыслено как благодеяние и ценный дар людям, то древние иранцы считали письмо изобретением злого духа и поэтому негодным для записи священных слов пророка. Проповеди, молитвы и изречения Заратустры почти тысячу лет заучивались наизусть и передавались по памяти на уже мертвом языке, и только в IV - VIвв. н. э. был специально создан новый алфавит (фонетический) для их записи, и учение Заратустры было, наконец, закреплено на письме. Таким образом, между проповедью Заратустры и первыми записями священных текстов лежат по меньшей мере две тысячи лет! При этом, однако, самые ранние из сохранившихся текстов относятся к ещё более позднему времени: Д. И. Эдельман датирует их XIII – XIV вв. Тем не менее, о Заратустре как о великом «маге и философе», а также о «писаниях восточных магов» ещё в III в. до н. э. – I в. н. э. знали греческие и римские авторы. В среднеперсидском источнике IX в. есть указания на то,что первая кодификация «Авесты» происходила в I - III вв. н. э.

Литургические ритмизованные тексты, непосредственно связанные с именем Заратустры, составили «Баты» (буквально песни, песнопения). Это самая древняя часть священной книги зороастризма. Тысячелетие устного существования «Авесты» обусловило то, что сохранилось не более четверти её предполагаемого объема. Вот почему в истории культуры «Авеста» относится к тем сравнительно редким памятникам, которые невероятно трудно понимать и невозможно понять до конца.

5. Манихейство. На основе зороастризма в III веке н.э. возникло манихейство, являвшееся религиозным ученьем, близким гностицизму и враждебным христианству. Его основатель – перс Мани (216-276), много путешествовал по Ирану, Средней Азии и Индии, где изучил все местные религии, но, при выработке своего собственного религиозного ученья он опирался, прежде всего, на идеи зороастризма. Тем не менее, зороастрийское жречество встретило проповеди Мани резко отрицательно, видя в нём крайне опасного соперника в борьбе за влияние на массы. Но иранский шах Шапур I, на коронации которого в 242 году Мани (которому тогда было 26 лет) впервые выступил со своей проповедью, относился к нему достаточно терпимо. Однако, после восшествия на престол нового шаха Бахрама I, Мани, по наущению зороастрийских жрецов, был брошен в тюрьму, где провёл два года, а затем в 277 году - был публично казнён. Его последователи были либо брошены в тюрьмы, либо высланы из страны.

В манихействе, характерный для зороастризма дуализм Света (Добра) и Тьмы (Зла) доведен до крайней, «классической» точки. В манихействе Материя (Тьма) выступает в качестве Начала столь же вечного и неистребимого, как и Дух (Свет). Два этих метафизических Начала – Светлое и Тёмное – находятся в постоянной и непримеримой борьбе между собой. Отсюда делался вывод, о неистребимости Зла в Мироздании и принципиальной невозможности полной и окончательной победы Добра. Несмотря на столь пессимистическую онтологию, манихейство указывало путь преодоления зла каждым отдельным человеком. Этот путь – этический. Хотя душа человека раздвоена, как и всё в мире, и является ареной борьбы Света и Тьмы, человек должен всячески поддерживать в себе светлые устремления и гасить, по возможности – тёмные. Это достигается путём строжайшей аскезы, сочетающейся, однако, с активной жизненной позицией.

Общины манихеев объединялись в рамках единой церковной организации, влияние которой на Востоке распространялось вплоть до Китая и Индии.

В результате таких мировоззренчески установок манихеев, ведущих активную пропаганду своего ученья среди широких народных масс, в III-IV веках, в Иране, Египте и Сирии возникли серьёзные социально-политические движения, направленные на искоренение социального зла, и прежде всего – имущественного неравенства. Манихейство оказало значительное влияние на маздакизм – религиозно-философское ученье, ставшее идеологией народных масс в Передней Азии в V-VI веках. Это движение возглавил манихейский жрец Маздак (отсюда, название движения - маздакизм), который призывал к уничтожению социального неравенства, рассматриваемого им, как одно из проявлений Мирового Зла. Маздакизм был подавлен иранским шахом Хосровом II.

В Римской Империи, где влияние манихейства также было весьма значительным, христианская церковь объявила его ересью: в духе гностицизма Мани не только отрицал человеческую природу Иисуса Христа, но считал Его лжеучителем. Подлинным же Утешителем (Параклетом), посланником Света он считал только себя самого. В 296 году Римский император Диоклетиан обнародовал эдикт против манихейства, после чего манихеи на территории Римской Империи стали подвергаться массовым гонениям, в которых в качестве главных разоблачителей манихеев активное участие принимали христиане, совсем недавно ещё - сами гонимые.

 

 

ГЛАВА 15. ИУДАИЗМ

1. Иудаизм - мировая религия?

2. Танах – иудаистский Ветхий Завет

3. «Тора» - главный документ иудаизма

4. «Талмуд» - Священное Предание иудаизма

5. Каббала - «душа души Закона» Израиля

6. Апофатические тенденции в «Талмуде»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.