КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционное регулирование непосредственной демократии 5 страница
Японская конституция содержит широкий перечень прав и свобод граждан. Наряду с традиционными личными правами, положениями об упразднении привилегированных сословий (княжества, пэрства и др.), содержащимся в ней перечнем традиционных политических прав (свобода слова,' объединения и др.) конституция закрепляет некоторые социально-экономические права (на труд, образование и др.). Конституция устанавливает систему органов государства и их отношения, характерные для конституционной монархии. По форме территориально-политического устройства Япония является унитарным го- сударством с широкой местной автономией административно-территориальных единиц (на практике эта автономия уже, чем по закону). В стране существует демократический государственный режим. Изменение конституции. Конституция предусматривает довольно жесткий порядок ее изменения. Оно возможно только по инициативе парламента, для внесения поправок необходимо согласие 2/3 общего числа членов каждой из двух его палат. После этого поправки должны быть переданы для утверждения на референдуме или должны быть вторично рассмотрены и одобрены новым составом парламента, для чего могут проводиться специальные выборы в парламент. После завершения одной из этих процедур изменение конституции считается состоявшимся. В конституцию Японии с 1947 г. поправки не вносились. Конституционный контроль. Окончательное решение по вопросу о неконституционности нормативного акта (закона, указа, административного акта) в Японии, как и в США, принимает Верховный суд. Однако в отличие от США вопрос о конституционности обсуждается и решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. В Японии подается специальный иск о неконституционности акта в суд первой инстанции и дело по иерархии может быть доведено до Верховного суда. Этот суд в Японии консервативен и очень редко признает нормативные акты неконституционными: за весь период его деятельности неконституционным признано лишь одно положение закона. § 2. Основы правового статуса личности Основы правового статуса личности закреплены в главе конституции, которая называется «Права и обязанности народа». Ее положения исходят из концепции прирожденных, естественных прав человека, эти права рассматриваются конституцией как «вечные, нерушимые права, принадлежащие настоящему и будущим поколениям». Однако, с другой стороны, на регулировании правового статуса личности отразилась и концепция «предоставленных прав». В конституции говорится, что перечисленные в ней права предоставляются и гарантируются. Наконец, осуществление прав и свобод личности конституция связывает с ролью общества, с деятельностью народа. Говорится, что свободы и права должны поддерживаться постоянными усилиями народа, что народ (а не только личность) должен воздерживаться от злоупотребления правами и свободами и несет полную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния. Конституция придает большое значение принципу равноправия граждан, преодолевая прежние традиции японского общества. В ней говорится о равноправии перед законом, о недопустимости дискриминации по какой-либо причине и привилегий (особо оговаривается, что любые награды действуют только при жизни данного лица), запрещается рабство, принудительный труд (кроме наказания за преступление), провозглашается равноправие полов. Как отмечалось, ликвидируются дворянские титулы. Среди социально-экономических прав конституция называет право собственности, которая не должна противоречить общественному благосостоянию (допускается национализация частной собственности в публичных интересах за справедливую компенсацию), право на труд, «право трудящихся» на создание своих организаций (имеются в виду прежде всего профсоюзы), на коллективные переговоры и применение коллективных действий (в частности, забастовок), равное право на образование в соответствии со своими способностями (обязательное обучение детей бесплатно), причем государство и его органы должны воздерживаться от религиозного обучения, право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни, свободу научной деятельности. Наряду с традиционными политическими правами (избирательное право, право на объединение, свобода собраний, слова, печати и иных форм выражения мнений и др.) конституция говорит о других политических правах: о праве народа избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности (в связи с этим в Японии существует, в частности, определенный порядок отзыва избирателями глав администраций местных административно-территориальных единиц), о праве обращаться с мирными петициями, о возмещении ущерба, смещении публичных должностных лиц, о введении, исправлении, отмене законов. Конституция гарантирует личные свободы: право на жизнь, свободу и стремление к счастью, что является, как сказано в ней, главным предметом заботы государства; право на возмещение убытков от незаконных действий государства и должностных лиц; право на свободу совести (никакие религиозные организации не должны получать привилегии от государства и пользоваться политической властью), неприкосновенность личности (арест возможен на месте преступления или на основании приказа компетентных работников органов юстиции; при задержании задержанному в открытом суде в присутствии адвоката должны быть немедленно сообщены основания задержания), право на неприкосновенность жилища, документов и имущества (обыски и выемки возможны только на основании приказа компетентных юридических органов); свободу выбора места жительства, профессии, выезда за границу. Детально регулируются вопросы брака, который должен заключаться только на основании взаимного согласия сторон и существовать при условии со- трудничества и равноправия мужчины и женщины, уважения личного достоинства. Конституция содержит положения об обязанностях народа и индивидов. Говорится об обязанности японского народа воздерживаться от злоупотребления правами и свободами, об обязанности населения платить налоги и трудиться. § 3. Основы правового статуса общественных объединений В соответствии с конституционным правом на объединение в Японии существует множество различных организаций: профессиональных, молодежных, женских и других, которые зачастую примыкают к определенным партиям и ориентируются на них. Очень много в Японии политических партий, которые исчезают и воссоздаются вновь. Поскольку закон дает возможность любому лицу, выдвигающему свою кандидатуру на выборах, объявить себя и своих сторонников политической партией (бывали случаи во время избирательных кампаний, когда «партия» состояла из мужа и жены), во время выборов возникают десятки тысяч партий, особенно местных. Всего в Японии зарегистрировано 10 тыс. партий, но подавляющее большинство действует только на местном уровне, в тех или иных административно-территориальных единицах. На общенациональном уровне значительным влиянием пользуются лишь несколько партий. Длительное время (почти сорок лет) в Японии существовала многопартийная система с одной доминирующей Либерально-демократической партией. Она неизменно получала большинство голосов в нижней палате парламента и формировала правительство. Другие партии (включая одно время и Коммунистическую) были довольно широко представлены в парламенте, но в правительстве не участвовали. После того как ЛДП потерпела поражение на выборах 1993 г., в Японии вслед за рядом парламентских кризисов с частой отставкой правительств стала формироваться многопартийная система, на базе которой создается коалиционное правительство (один из составов правительства включал представителей семи партий). В настоящее время правительство сформировано из представителей ЛДП, Социал-демократической партии (существовавшей ранее под названием Социалистической партии и бывшей постоянным противником либерал-демократов) и небольшой партии Сакигакэ («Предвестник»). После выборов в парламент 1996 г. правительство создано на базе этих же партий, но позиции ЛДП в нем упрочились. Либерально-демократическая партия (около 3 млн. членов) — партия, стоящая на консервативных позициях, но ближе к центру. Она тесно связана с крупным бизнесом (ее лидеры, премьер-министры, неоднократно уличались в незаконном получении крупных средств от монополий и в простом взяточничестве), с высшими чиновниками; ее поддерживают средние предприниматели, значительная часть крестьян; есть в ней и рабочие. Партия неоднородна по своим политическим установкам, в ней всегда существовали и существуют различные фракции. Лидер (председатель) партии избирается на съезде, но на деле занимает свой пост в результате согласования позиций руководителей фракций. Он пользуется большими правами, но может занимать свой пост только в течение двух лет. Партия выступает за либерализацию экономики, ограничение государственного вмешательства и государственных расходов на социальные нужды. Социал-демократическая партия Японии (до 1991 г. — Социалистическая) насчитывает лишь приблизительно 70 тыс. членов, но является второй по влиянию партией в стране. Ее основной лозунг — демократический социализм, но при изменении названия и принятии новой программы в 1996 г. партия пересмотрела прежние установки с более правых позиций. Она опирается прежде всего на часть профсоюзов, в ее состав входят значительная часть рабочих, крестьяне и интеллигенция, средние и мелкие предприниматели. Третья партия в правительственной коалиции — Сакигакэ («Предвестник») — это малочисленная консервативная партия, представляющая собой группу членов ЛДП, вышедшую из нее в результате фракционной борьбы. Влиятельную силу, имеющую свои организации во всех префектурах (высшем звене административно-территориального деления), представляет Коммунистическая партия Японии (более 400 тыс. членов). Несмотря на свое название, она не является марксистско-ленинской партией, только отдельные пункты ее программы связаны с этим учением. В последние годы численный состав и влияние этой партии уменьшаются. Партия демократического социализма — вышедшая из Социалистической партии правая группировка, но по многим вопросам продолжающая сотрудничать с ней (в настоящее время — с Социал-демократической партией). Она опирается на одно из крыльев Японской конфедерации профсоюзов — на Всеяпонскую конфедерацию труда, на мелких городских бизнесменов; в партии состоят также рабочие, интеллигенция. Партия чистой политики (Комэйто) насчитывает около 190 тыс. членов. Она провозглашает идею построения гуманного социализма на базе «буддийской демократии», составными элементами которой являются сдержанность, постоянство и гармония. В условиях парламентских кризисов 90-х годов возникли три влиятельные, но неустойчивые пар- гии: Новая партия Японии, Партия новых рубежей. Партия обновления Японии. Как и во многих других странах, в Японии существуют три вида предпринимательских союзов, защищающих интересы предпринимателей. Федерация экономических организаций Японии (более 100 предпринимательских объединений) прежде всего формулирует стратегические требования к экономической политике правительства, Японская торгово-промышленная палата (включает около 500 региональных торгово-промышленных палат) занимается текущими делами своих членов, выдает удостоверения о происхождении товаров, выполняет некоторые другие функции административного характера, касающиеся предпринимателей, в соответствии с законодательством. Японская федерация нанимательских организаций выступает как сторона, представляющая предпринимателей в отношениях с профсоюзами. Японские организации предпринимателей тесно связаны с верхушкой Либерально-демократической партии. Эта связь установилась, когда партия бессменно стояла у власти. Есть она и теперь, тем более что эта партия играет ведущую роль в коалиции. Предпринимательские организации тесно связаны с бюрократическим аппаратом (в Японии, пожалуй, один из наиболее разветвленных и сильных бюрократических аппаратов по управлению государством); их члены участвуют в различных и многочисленных консультативных советах при правительстве и министерствах. Организации предпринимателей и сами активно устанавливают такие связи, создавая большое число специализированных комитетов (по вопросам экономического законодательства, промышленности, торговли и др.), которые сотрудничают с государственными чиновниками. Социально-экономической организацией рабочих и служащих являются профсоюзы, в которых состоит приблизительно лишь пятая часть всех работающих. После самороспуска и слияния некоторых организаций в Японии существуют три профсоюзных центра. Наиболее крупным из них является Японская конфедерация профсоюзов (Сиренго), объединяющая около 80% всех членов профсоюзов (9 млн.). Она поддерживает связи и с ЛДП, и с Социал-демократической партией. Национальная федерация профсоюзов Японии (более 16% членов профсоюзов) ориентируется на Компартию Японии. Третьим профцентром является Национальный совет связи профсоюзов (менее 4% всех членов профсоюзов). Законодательство устанавливает регистрацию профсоюзов, запрещает им выдвижение политических требований, но организация экономических забастовок свободна. Стихийных забастовок в Японии почти не бывает, они носят регулярный и организованный характер «весеннего» и «осеннего наступления», когда профсоюзы выдвигают экономические требования. Большое влияние на общественное мнение оказывает пресса. В Японии издается 104 ежедневные газеты, выходят многие другие периодические издания, существуют три крупных информационных агентства (Киодо цусин, Дзидзи цусин, Джапан пресс сервис). Действует законодательство о средствах массовой информации, аналогичное законодательству других стран с демократическим режимом. § 4. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии Из институтов непосредственной демократии конституция Японии более или менее детально говорит только о выборах. В связи с закреплением прав граждан упомянуто также право народа отстранять публичных должностных лиц от должности, в связи с чем в Японии существует законодательство об отзыве избранных должностных лиц и депутатов, но только на местном уровне, а также другие институты непосредственной демократии на местах. О референдуме конституция не упоминает, и общегосударственные референдумы в Японии не проводились (кроме предусмотренного конституцией специфического референдума раз в 10 лет об отзыве членов Верховного суда Японии). Народная законодательная инициатива практически неизвестна Японии, хотя в законе о местной автономии избирателям предоставляются некоторые права этого рода по отношению к решениям местных органов. Выборы. Конституция содержит лишь некоторые принципиальные положения, относящиеся к избирательному праву и выборам. Она устанавливает «всеобщее избирательное право для совершеннолетних», тайное голосование, недопущение дискриминации в избирательных правах, в том числе по мотивам пола, имущественного положения или доходов, говорит о том, что все публичные должностные лица (в том числе избираемые) являются слугами всего общества, а не какой-либо его части. Согласно конституции, все важные вопросы, касающиеся выборов, могут регулироваться только законом. Это закон о выборах публичных должностных лиц 1950г., неоднократно изменявшийся и дополнявшийся (последний раз в 1994 г.). Он устанавливает, что активным избирательным правом пользуются граждане (японцы), достигшие 20-летнего возраста, проживающие в избирательном округе не менее трех месяцев (ценз оседлости) и включенные в списки избирателей (эти списки обновляются ежегодно). Правом быть избранным в нижнюю палату парламента — палату представителей — пользуются граждане, достигшие 25 лет, в верхнюю палату — палату советников — 30 лет. Для регистрации кандидаты в нижнюю палату и в сенат вносят избирательный залог, причем . залог для кандидатов в сенат в полтора раза выше. Сумма залога удваивается, если кандидаты выдвигаются списком. Избирательный залог не возвращается кандидату в нижнюю палату, если он не набрал пятой части голосов, а кандидату в верхнюю палату — если он не набрал восьмой части голосов от того частного, которое получается при делении числа поданных голосов на число кандидатов, баллотирующихся по избирательному округу. До 1996 г. избирательные округа на выборах в нижнюю палату парламента были многомандатными. Законом 1994 г. изменено число депутатских мандатов — 500 вместо прежних 511. Теперь (впервые в 1996 г.) 300 депутатов избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а 200 — по одиннадцати крупным региональным округам по пропорциональной системе (следовательно, от каждого такого округа в среднем избирается 19—20 депутатов). При такой смешанной системе каждый избиратель имеет два голоса. Избирательные округа пересматриваются каждые пять лет при проведении переписи населения, но тем не менее между ними существует большой разрыв. Палата советников также избирается по смешанной системе, в результате чего на выборах в этот орган избиратель имеет два голоса. Из общего количества советников (252) 152 избираются от округов, которыми являются префектуры и столица (всего 48 округов); от каждого округа избираются от двух до шести советников. Один голос избиратель подает за того или иного кандидата по округу. Избранными считаются кандидаты, набравшие такое число голосов, которое равно или больше частного, полученного при делении действительного большинства голосов, поданных по округу, на число избираемых от округа советников. Остальные 100 советников избираются по общенациональному избирательному округу по спискам партий с применением вычисления квоты по системе д'0ндта. Второй голос избиратель в данном случае подает за партию, а не за конкретного кандидата. Выборы в однопалатные местные представительные органы (собрания префектур, городов, деревень), а также должностных лиц исполнительной власти (губернаторов префектур, мэров городов и др.) производятся по сходным правилам: выборы собраний — по смешанной системе, должностных лиц — по мажоритарной. Губернатором может быть избрано лицо, проживающее в данной префектуре и достигшее 30 лет; мэр города и староста деревни должны проживать в данном месте и иметь возраст не менее 35 лет. В Японии законодательство устанавливает жесткие правила предвыборной агитации. Она длится только две недели. Кандидаты за счет государственной казны могут выступать только один раз по радио и один раз по телевидению по пять с половиной минут. Государство оплачивает пятикратную газетную рекламу 6 х 9 см (обычно с портретом кандидата), один цветной плакат (определенным тиражом, одинаковым для всех кандидатов), 350 тыс. открыток для рассылки избирателям, устанавливает лимит бензина для поездок на периферию в микроавтобусе. Кандидатам запрещаются обход домов избирателей для агитации, агитация против других кандидатов и любые формы оскорблений. Афиши расклеиваются только в специальных местах, на особых стендах, за нарушение полагается штраф (на деле это положение часто нарушается). На голосование японских избирателей основное влияние оказывают не политические пристрастия, а чувства признательности, родства, иные неформальные связи. Часто места покойных депутатов переходят к их родственникам, за которых голосуют избиратели. Местная инициатива и отзыв. Как отмечалось, закон о местной автономии 1947 г. предусматривает некоторые специфические формы прямой демократии для участия избирателей в управлении административно-территориальными единицами. Во-первых, пятая часть избирателей вправе требовать, чтобы глава местной администрации (губернатор, мэр и др.) обратился в местный представительный орган (собрание) с просьбой принять или отвергнуть какое-либо решение (за исключением вопросов налогообложения и финансов). Глава местной администрации должен созвать для этого собрание на сессию в течение 20 дней. Во-вторых, если должностное лицо, по мнению избирателей, плохо выполняет свои обязанности, пятая часть избирателей может потребовать от главы исполнительной власти данной административно-территориальной единицы обеспечить выполнение им своих обязанностей. В-третьих, не менее трети избирателей могут обратиться в комиссию по контролю за выборами с предложением о роспуске местного собрания. Проводится голосование, собрание распускается, если за это проголосовало большинство избирателей, участвовавших в голосовании. В-четвертых, главы администраций и другие местные выборные должностные лица могут быть отозваны в таком же порядке. Но отзыв возможен не ранее чем через год после их избрания и вступления в должность. § 5. Законодательная власть Согласно конституции, единственным законодательным органом в Японии является парламент. Структура парламента. Японский парламент состоит из двух палат — палаты представителей (нижняя) и палаты советников (верхняя), которые избираются указанными выше способами. Палата пред- ставителей избирается на 4 года в количестве 500 депутатов (до 1996 г. — 511), палата советников состоит из 252 советников, избираемых на 6 лет, но с ротацией каждые три года наполовину. Палата представителей может быть досрочно распущена актом императора по требованию правительства (Кабинета министров), верхняя палата роспуску не подлежит. Депутаты и советники имеют свободный мандат, пользуются ограниченным депутатским иммунитетом: они не могут быть арестованы в период сессии, а если арест произведен до сессии, то по требованию соответствующей палаты они должны быть освобождены на период сессии. Однако член парламента может быть исключен в любое время из состава любой палаты резолюцией большинства присутствующих членов палаты (при наличии кворума). Депутаты и советники пользуются индемнитетом, являются профессиональными парламентариями и получают вознаграждение из государственной казны. Внутренняя структура палат аналогична, она определяется законом о парламенте и регламентами палат. Каждая палата избирает на весь срок полномочий председателя, вице-председателя, временного председателя (он ведет заседания в случае невозможности выполнения своих обязанностей первыми двумя должностными лицами), председателей постоянных комитетов (комиссий) и генерального секретаря палаты (последний избирается не из числа депутатов и занимается организационными вопросами). В палатах создаются партийные фракции, играющие решающую роль при распределении руководящих постов в палатах и других должностей, а также при распределении депутатов по постоянным комиссиям. В палате представителей имеется 18 постоянных специализированных комиссий, в палате советников — 16. Их профиль обычно соответствует различным сферам общественной жизни и управления (комиссии по иностранным делам, по сельскому хозяйству и др.); в Японии они тесно связаны с работой соответствующих министерств, с чиновничьей бюрократией, хотя они вправе контролировать работу министерств. Каждый парламентарий обязан быть членом одной-двух комиссий. Председатель комиссии избирается из членов партийной фракции, имеющей наибольшее представительство в комиссии, но на деле это решается заблаговременно йри дележе председательских мест в ходе переговоров между лидерами фракций. Комиссии проводят два вида заседаний: рабочие и общие. На первых обсуждаются наиболее важные вопросы, обычно присутствует министр, а иногда и премьер-министр, другой высокопоставленный чиновник. На общих заседаниях рассматриваются менее важные вопросы, они проходят чаще при участии парламентских секретарей (заместителей министра, представляющих его в парламенте). Как и в других странах, комис- WA сии в Японии играют решающую роль при рассмотрении законопроектов их судьба обычно предопределяется решением комиссии. В каждой палате имеются законодательные бюро — особый внут ренний орган, который помогает депутатам в работе над законопроекта ми, контролирует прохождение правительственных законопроектов Бюро имеют собственный аппарат, несколько отделений, в которых рабо тают профессиональные государственные служащие. Эта форма опять таки обеспечивает тесные связи парламента с японской разветвленной бюрократией. В палатах создаются секретариаты из служащих, не являющихся парламентариями; руководит ими генеральный секретарь палаты. Для обслуживания депутатов и советников имеются различные исследовательские, справочные административные службы, большая библиотека где более 150 служащих работают над подготовкой по просьбе депутата различных исследовательских и справочных материалов. Полномочия парламента. Главной задачей японского парламента как и парламентов других демократических стран, является законода тельство, в частности определяющее государственные доходы и расхо ды — государственный бюджет. Конституция устанавливает, что парла мент является единственным законодательным органом, глава государ ства (император) в законодательстве не участвует и права вето в отноше нии принятых законов не имеет. Главную роль в законодательном процессе в Японии, как и во многиз других странах, играет палата представителей, поскольку в определен ных случаях акты, принятые ею, становятся законами без согласия верх ней палаты: нижняя палата преодолевает вето верхней путем вторичной принятия закона большинством в 2 / 3 голосов, причем голосов присутст вующих (кворум в Японии — 1/3 состава), а не общего состава палаты Закон о государственном бюджете также может быть принят без участи; верхней палаты, если исчерпаны все пути для соглашения. Нижняя пала та имеет и другие преимущества. Подавляющее большинство законопроектов в Японии, как и в других странах, поступают на рассмотрение парламента от правительства (внести законопроект могут также 20 депутатов или 10 советников), но в Японии это происходит после тщательной бюрократической проработки, которая продолжается и во время обсуждений в парламенте. Законы обычно разрабатываются в департаментах министерств, после чего проект передается руководству министерства, доходит до министра, идет в канцелярию премьер-министра (она по своему рангу приравнена к министерству), затем к премьер-министру и только потом от имени правительства представляется в парламент. Но и после этого законопроекты еще не подлежат рассмотрению на пленарном заседании, хотя бы в виде первого чтения. С ними работают в законодательном бюро палаты и параллельно, а часто и после этого, — в соответствующей постоянной комиссии. Здесь проект также проходит длительную процедуру изучения и согласовании (нередко создаются специальные подкомиссии для изучения проекта), и лишь после принятия комиссией положительного решения он выносится на пленарное заседание, где обсуждается обычно в двух чтениях (общая дискуссия и одновременно постатейная дискуссия с докладом постоянной комиссии, а затем принятие в целом). После этого законопроект поступает в верхнюю палату, которая в течение 60 дней должна одобрить или отклонить решение нижней палаты. Если она не сделает ни того, ни другого в течение этого срока, проект считается отклоненным. В случае отклонения нижняя палата может преодолеть вето верхней указанным выше способом, но может и потребовать создания паритетной согласительной комиссии (по 10 членов от каждой палаты), или проводится совместное заседание палат. Если комиссия не выработает компромиссный вариант или этот вариант не будет принят палатами, закон считается принятым в тексте нижней палаты и подлежит опубликованию. На совместном заседании палат решение принимается большинством голосов общего числа парламентариев, и нижняя палата в силу ее большей численности имеет преимущество. Законопроект о бюджете, как и в других парламентах, сначала представляется в нижнюю палату. Обсуждение бюджета проходит при обязательном участии премьер-министра и всех министров. В обсуждении этого проекта могут участвовать представители общественности, граждане. Каждый гражданин может подать заявку на участие в дискуссии по бюджету, и председатель бюджетной комиссии парламента обычно отбирает несколько человек из числа подавших заявки для выступлений в прениях. Если палата советников не одобрит решение по бюджету, принятое нижней палатой парламента (в данном случае для этого верхней палате предоставляется не 60, а 30 дней), и согласие не будет достигнуто на совместном заседании палат, принятым считается закон о бюджете в редакции нижней палаты. Голосование в парламенте по законопроектам и другим решениям может осуществляться различными способами: вставанием (ведется подсчет), тайным голосованием бюллетенями (парламентарии получают два бюллетеня белого и голубого цвета: первый означает «за», второй — «против»), бюллетенями при поименном голосовании (в этом случае член парламента прикрепляет к бюллетеню карточку со своей фамилией), опросом (председатель спрашивает, есть ли возражения, и если их нет, решение принимается, если возращения есть, используется иная форма голосования). Голосование и обсуждение в японском парламенте зачастую происходят довольно бурно, нередко парламентарии вступаю" в драку. Принятый закон подписывается министром, ответственным за еп выполнение, и премьер-министром и направляется на подпись императо ру. Император должен подписать закон в течение 30 дней и опубликовал его. Закон вступает в силу через 20 дней после опубликования. Из числа других высших органов государства японский парламен-; формирует лишь правительство (Кабинет министров): глава государства является пожизненным, Верховный суд формируется не парламентом. Парламент (нижняя палата) осуществляет контроль за деятельностью правительства путем вопросов на пленарных заседаниях, приглашения министров на заседания постоянных комиссий, но главной формой кон троля является интерпелляция, для внесения которой в Японии суще ствует упрощенный порядок. Право подать интерпелляцию в письмен ной форме принадлежит каждому депутату нижней палаты (делается это через председателя палаты). При отказе председателя принять интерпелляцию депутат может обратиться непосредственно к пленарному заседанию. Ответ на интерпелляцию в устной или письменной форме должен быть дан в течение 6 дней, по результатам ответа проводится голосование. Парламентские расследования вправе проводить любая палата, для чего создаются специальные комиссии. В ряде случаев деятельность таких комиссий приводила к отставке даже премьер-министров, уличенных в финансовых злоупотреблениях и взяточничестве (впоследствии — к их осуждению). Формой парламентского контроля является также общая дискуссия по политике правительства в начале каждой сессии, когда с изложением политики правительства выступает премьер-министр, а вслед за ним о политике своих ведомств говорят министры иностранных дел и финансов. Сессии и заседания парламента. Очередные сессии парламента созываются один раз в год. Внеочередная сессия может быть созвана по требованию четверти общего числа членов одной из палат (другая палата тогда тоже обязана собраться) или Кабинета министров. Во время роспуска нижней палаты Кабинет министров может созвать чрезвычайную сессию палаты советников, но меры, принятые на такой сессии, рассматриваются как временные и теряют силу, если не будут одобрены нижней палатой в течение 10 дней после ее первого заседания. Для заседаний палат необходим кворум — присутствие не менее 1/3 членов парламента. Заседания постоянных комиссий действительны при участии 2/3 их членов.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |