Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполнительная власть. Теоретически к ветви исполнительной власти в соответствии с кон­цепцией разделения властей могут быть отнесены император (глава госу­дарства) и правительство




Теоретически к ветви исполнительной власти в соответствии с кон­цепцией разделения властей могут быть отнесены император (глава госу­дарства) и правительство (Кабинет министров), но на деле властью обла­дает только правительство. Конституция устанавливает, что исполни­тельную власть осуществляет Кабинет министров.

Император. В Японии действует салическая система престоло­наследия: трон передается старшему сыну, женщины наследовать пре­стол не могут. Царствование каждого императора провозглашается осо­бой эрой, с даты восхождения на трон нового императора ведется офици­альное летосчисление (с 1989 г. — эра императора Акихито). В соответ­ствии с законом об императорском доме 1947 г. порядок наследования обеспечивает Совет императорского дома, в составе которого два члена императорской семьи, премьер-министр, председатели и вице-председа­тели палат, один член Верховного суда.

По традиции жизнь императора, которого раньше считали «сыном неба», имеющим божественное происхождение (от божественного про­исхождения впервые отказался император Хирохито в 1946 г.), а также его семьи была окружена таинственностью, государственные чиновники, императорский двор ограждали его от контактов с простым народом. Но в последние годы возросла открытость жизни императора и его семьи (жена императора Акихито родом из простой семьи).

Император — лицо неприкосновенное и не несущее какой-либо от­ветственности — гражданской, уголовной, административной. За его действия отвечают правительство, министры. Император и члены его семьи получают по цивильному листу средства из государственного бюд­жета на свои нужды, но размер этих средств невелик. Повседневными делами императора и его семьи занимается управление императорского двора, состоящее при канцелярии премьер-министра. Любое имущество может быть передано членам императорской семьи и любые дары полу­чены ими только с разрешения парламента.

Как по конституции, так и фактически император не обладает личной властью. В отличие от прежнего порядка он является лишь символом единства государства и единства народа, лицом, обязанным своим положением народу (ст. 1 конституции). Император не обладает полномочия ми государственной власти, все его действия, связанные с государственными делами, осуществляются только по совету и с согласия Кабинет, министров. Император выполняет главным образом церемониальны) функции внешнеполитического характера, присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках, подписывает документы представляемые ему премьер-министром.

На основании решения Кабинета министров император осуществляет следующие функции: промульгирует поправки к конституции, законы, публикует указы правительства, международные договоры, созывает парламент на сессии и распускает нижнюю палату, назначает дату выбо­ров в парламент, заверяет назначения и отставки министров и некоторых других высших должностных лиц, подтверждает полномочия послов и посланников, принимает иностранных послов и их верительные грамоты, подтверждает объявление амнистии, жалует награды и почетные звания. По решению парламента он назначает премьер-министра, по представле­нию последнего — членов Кабинета и главного судью Верховного суда.

Большая часть этих полномочий традиционно присуща главе государ­ства, хотя конституцией Японии император не характеризуется как глава государства. Он юридически безвластен, не занимается государственной политикой, но по традиции оказывает влияние на политическую и идео­логическую жизнь страны.

Кабинет министров. Кабинет состоит из премьер-министра, мини­стров (их в настоящее время 12) и государственных министров (их 8), которые являются обычно советниками премьер-министра (он может да­вать им также отдельные управленческие поручения, а иногда даже по­ручает управление некоторыми сферами общественной жизни). Те или иные государственные министры по традиции руководят отдельными подразделениями канцелярии премьер-министра. В состав Кабинета вхо­дят также министр Кабинета (нечто вроде управляющего делами прави­тельства) и начальник законодательного бюро — органа, через который проходят все законопроекты правительства (они в Японии готовятся очень скрупулезно).

По конституции не менее половины министров должны быть избраны из числа членов парламента (на практике все министры обычно рекрути­руются из парламентариев) и утрачивают депутатский мандат при назна­чении на должность министра. Министры пользуются определенными гарантиями при привлечении к судебной ответственности: для этого не­обходимо согласие премьер-министра. Министры в Японии обычно не являются профессионалами, это партийные политики. Они часто сменя­ются и не вникают глубоко в дела своих министерств. Реальными руково­дителями министерства являются административные главы аппарата ми­нистерства. В деятельности правительства, как и в деятельности парла­мента, велика роль профессиональной бюрократии.

Правительство формируется обеими палатами парламента (на деле — нижней палатой), но официально назначается указом императо­ра. Сначала каждая палата парламента избирает кандидата в премьер-министры (до 1993 г. это был лидер Либерально-демократической пар­тии, ныне им является лидер правящей коалиции). Поскольку каждая из

палат вправе выдвинуть кандидатуру премьер-министра, между ними могут возникнуть разногласия. При таких разногласиях, а также в том случае, если в течение 10 дней после начала сессии парламента верхняя палата не предложит свою кандидатуру, решением парламента о канди­датуре премьер-министра считается решение нижней палаты. Обычно верхняя палата не выдвигает иной, чем нижняя палата, кандидатуры, ибо это бесполезно. Избранный премьер-министр рассматривает кандидату­ры на министерские посты, которые представляются ему различными фракциями парламента. При распределении этих постов, определении их количества, «весомости» министерств строго учитывается влияние раз­личных фракций. Все члены Кабинета утверждаются указом императора. Они должны быть гражданскими лицами.

Согласно конституции, Кабинет выполняет общие функции управ­ления, в том числе он обязан добросовестно проводить в жизнь кон­ституцию и законы, вести государственные дела, он руководит внешней политикой, заключает международные договоры (требующие в зависи­мости от их характера предварительного или последующего одобрения парламента), руководит государственной службой, представляет проект государственного бюджета парламенту, издает указы для проведения в жизнь конституции и законов (в указах могут предусматриваться и уголовные наказания, но только на основе полномочий, делегированных законом). Кабинет принимает решения об амнистии, помиловании и отсрочке наказаний, восстановлении в правах (последнее полномочие было связано в основном с решением вопросов об ответственности раз­личных лиц в связи с событиями второй мировой войны). Указы Каби­нета подписываются премьер-министром и соответствующим ми­нистром.

Решающее положение в Кабинете, подобно канцлеру в Германии, занимает премьер-министр. Он фактически назначает и смещает чле­нов Кабинета, обеспечивает единство его действий, регулирует разногла­сия между его членами.

Заседания Кабинета регулируются обычаем, они закрыты для публи­ки, решения принимаются не путем голосования, а единогласно или на основе консенсуса (отсутствие возражающих, хотя и не выступающих «за»). '

При правительстве Японии создана широкая сеть консультативных органов, тесно сотрудничающих с предпринимательскими организация­ми, профсоюзами, академическими кругами, членами парламента, госу­дарственными служащими высших рангов. Они собирают различную ин­формацию, проводят независимую экспертизу предполагаемых и приня­тых решений, осуществляют определенный контроль за деятельностью бюрократического аппарата. При правительстве имеются также различ-

ные органы, состоящие из государственных служащих, — Секретариат Законодательное бюро, Совет национальной обороны. Совет по делах кадров и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.