Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнение




Сравнение - это логический прием познания, который входит в ежедневную практическую жизнь людей.

Сравнение - это установление сходства или различия явлений в целом или в каких-то признаках. Оно направленно на обнаружение общего и отличного. Это метод, позволяющий обнаружить тенденции общего хода процесса развития, оно успешно применяется в биологии, палеонтологии, истории, социологии, экономической теории. Объективной основой метода сравнения являются:

-однопорядковая сущность;

-общие законы;

-структуры функционирования и развития предметов и процессов.

При использовании метода сравнения особенно велика роль количественных характеристик, при этом весьма существенным моментом является выбор количественных характеристик с тем, чтобы они более полно характеризовали сущность сравниваемых предметов и явлений. Сравнения позволяют выявить, по каким признакам сравниваемые понятия сходны и по каким различны, позволяют выявить необоснованность отождествления явлений и процессов, предметов. Сравнение - основа метода сравнительного анализа.

Есть выражение "все познается в сравнении" - значит это необходимый научный прием. Обилие фактов это еще не основание для выводов, факты надо сопоставить, сравнить, увидеть общее и отличное.

Существуют два основных условия для того, чтобы сравнивать:

1) сравнивать можно только однородные понятия, которые отображают однородные предметы и явления - есть поговорка "кони и рябчики", "пуды и аршины";

2) сравнивать предметы надо по таким признакам, которые имеют важное значение.

Каждая наука вырабатывает свои критерии для сравнения, свои приемы, ибо везде разный объект исследования.

Хотя это самый распространенный логический прием, он не дает научных ответов. Понять явление это не только найти сходство и различие его с другими явлениями, надо понять еще и сущность явления. Немецкая пословица гласит "Любое сравнение хромает". Если детей надо построить по росту и это не очень принципиально, ошибка в 1 см не играет роли - сравниваем и расставляем. Но если сравниваются два стиля управления, даже если оба критерия выполнены, то ответ будет всегда приблизительный.

 

3. ОБОБЩЕНИЕ

Обобщение - это мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу объектов, предметов и формулирование такого вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет данного класса.

Есть выражение "даже самое простое обобщение означает познание человеком все более и более глубокой объективной связи мира".

Когда мы имеем дело с единичными предметами, бывает достаточно одного наиболее существенного признака, чтобы понять суть понятия.

Сложнее обстоит дело, когда надо получить понятие о классе предметов. В этом случае сначала отыскиваются общие признаки, объединяющие отдельных представителей данного класса, затем из этих общих признаков отбираются только такие, которые являются для них существенными - идет мысленное обобщение. Значит, обобщить - это определить общее понятие, в котором должно найти отражение главное. Примеры обобщений:

какие науки вы сейчас изучаете?

какая погода на Урале в июне?

дорогие ли молочные продукты в городе?

какие преподаватели вас учат?

Обобщить - для некоторой группы понятий найти более общее, широкое понятие, отражающее общность этих свойств. Всякое обобщение должно иметь основание, те. свойства, по которым идет обобщение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.