Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследовательского мышления




Вопрос как прием постановки проблемы и форма

Исследования систем управления

Мыслительно-теоретические методы, необходимые для

Тема №5

Предвидение

Моделирование

Моделирование - это метод исследования объективно существующих предметов, процессов, явлений с использованием моделей на основе аналогии.

Модель есть результат активной, преобразующей деятельности человека. Это система, выступающая между исследованием и предметом его исследования. Различают модели физические (макет здания, модель прибора) математические (система формул, неравенств), логические (система понятий, описывающих явлений), модели общественно-экономических формаций. Модель - система, с той или иной степенью воспроизводящая оригинал. Она может быть материальная и мысленная. Мысленные модели строятся на основе абстракции, упрощения, отвлечения. В виде мысленной модели результат исследования и вводится в науку:

-трудовая теория стоимости описывает модель простого товарного производства;

-теория капитализма - модель капиталистического общества.

Моделирование может быть экономико-математическим, могут быть макро и микромодели.

Моделирование - обязательное и непременное условие

возможности разработки прогнозов, программ, планов.

Предвидение - метод теоретического мышления, опирающийся на объяснение. Его сущность определяется как предсказание, опирающееся на законы того, что появится в будущем. Предвидение имеет две конкретные формы: предсказательная и предуказательная.

Предсказательная форма есть описательная форма предвидения, она бывает в виде описания желаемого и достоверный, основанный на законах прогноз. Основными формами предсказаний в управлении является прогнозирование. Прогноз - это начальная ступень предвидения, начальный пункт исследования путей развития будущего. Что выделяет прогноз в особую форму предвидения - то, что прогноз всегда локально ограничен во времени. Вторая черта - это указание условий, при которых прогноз осуществим (если... то-то, если сохранится... то-то).

Предвидение - это не образ будущего, а воображение его. Научный прогноз невозможен без научных знаний. Не зная законов демографии - нельзя прогнозировать рождаемость.

 

 

План:

1. Вопрос как прием постановки проблемы и форма исследовательского мышления

2. Конструирование определений

3. Методы классификаций и технологии

4. Методы доказательства

5. Морфологический анализ

6. Полемика как метод исследования

 

Пр облема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения на основе исследования его истоков, содержания, характера и возможных последствий.

Сформулировать проблему можно различными способами.. Иногда формулировка проблемы не способствует концентрации внимания на противоречии - в нем ведь вся суть проблемы.

Поэтому проблему можно ставить, формулировать путем постановки вопроса, что получается более точно и качественно.

Любое суждение есть ответ на мысленно и озвучено поставленный вопрос. Вопрос как правило имеет две функции:

а) коммуникативная функция вопроса - это функция сообщения и общения людей друг с другом, передача информации от человека к человеку;

б) исследовательская функция, когда вопрос выступает как средство информационного поиска.

Вопрос - предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте, наделенное особой формой, интонацией и требующее ответа, объяснения.

Вопрос - это форма мышления, ориентированная на получение конкретного ответа в виде суждения, это задача и ее надо разрешить.

Необходимо знать логическую структуру исследовательского вопроса. Согласно законов логики, в каждом вопросе есть два элемента:

а) то, что известно;

б) то, что требует выяснения.

Кроме вопросительного знака, в каждом исследовательском вопросе выделяют поэтому две части:

-вопросительное слово (когда, где, какое...)

-та часть, которая должна войти в предполагаемый ответ.

Примеры исследовательских вопросов:

1) Какое стратегическое направление развития организации потребует привлечения иностранных инвестиций?

2) Когда и как необходимо корректировать стратегию развития организации?

3) Как перестроилась система управления в областной администрации под изменившиеся потребности региона?

4) Где найти дополнительные ресурсы для завершения начатого проекта?

5) Почему фирма теряет позиции в конкурентной борьбе на рынке товаров и услуг?

Существует две группы вопросов:

а) категориальный вопрос:

в таком вопросе вопросительно слово указывает направление исследования, область исследовательской деятельности;

б) позиционный вопрос:

в таком вопросе основная часть остается неизменной и требует лишь подтверждения или опровержения ее, те. ответ заложен в виде готового суждения, но которое надо либо подтвердить или опровергнуть путем проведения исследования.

Как еще можно классифицировать вопросы:

а) вопрос с точки зрения времени его постановки может быть своевременным или несвоевременным;

б) вопрос может быть осмысленным и неосмысленным;

в) вопрос может быть сформулирован понятно или непонятно;

г) вопрос можно назвать содержательным или бессмысленным.

Основной принцип правильной, корректной, безупречной постановки исследовательского вопроса: основная часть вопроса должна опираться на истинные, бесспорные предпосылки. Причины появления некорректных вопросов:

-стереотипное мышление;

-поверхностное отношение к проблеме;

-низкая профессиональная подготовка;

-недобросовестное отношение к проведению исследования

Вывод: правильно сформулировать исследовательский вопрос - значит сделать большой шаг к эффективному исследованию.

 

2. Конструирование определений

Конструирование определений - один из необходимых моментов исследования. Определение - это сущность понятия, со временем мы все глубже в нее проникаем.

Понятие - обозначения предметов и явлений действительности в мышлении человека, обобщающее существенные свойства и связи явлений.

Определение понятия - это логическая операция, в процессе которой раскрывается содержание последнего. Это предложение, описывающее существенные и отличительные признаки предмета, явления и раскрывающее значение соответствующего термина.

Итак, договоримся, что понятие есть обобщение существенных свойств - это суждения, в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта, явления, предмета или класса предметов.

Исходя из выше сказанного - чтобы определить понятие (что такое кофе), надо найти существенные, отличительные признаки того, что отображается в данном понятии. Указание на самое существенное - это главное требование к научному определению. Следующее требование - научное правильное определение должно быть прежде всего объективным, те. отображать признаки существующего вне нас предмета, явления; вытекают они из объективной природы процесса, явления, предмета.

Исходя из этого, можно отметить, что существует два вида определений - явные и неявные.

Явные определения построены на бесспорных мыслях - предпосылках, которые всем известны и которые будут и сейчас тоже успешно приняты и используются в системе знаний. Пример явного определения: чай - это тонизирующий напиток, трамвай - это средство передвижения...

Но определения могут строиться не только на сопоставлении понятий, но и путем их дополнения, ограничения, выделения существенных свойств.

Неявные определения строятся через смысл других понятий, они непонятные и неточные и со временем заменяются на более полные и более точные.

Существуют определенные правила конструирования понятий, которые надо знать и соблюдать. Определить понятие - значит определить две его части - определяемое понятие и определяющее понятие.

Определяемое понятие - это то понятие, чьи существенные признаки отыскиваются.

Определяющее понятие - это то понятие, которое отображает род и видовые отличительные признаки.

Рассмотрим основные правила конструирования определений понятия.

Правило 1. Понятие определяется через ближайший род и видовые отличия.

Сформировался этот прием в древнегреческой науке у Платона, Аристотеля и укрепился в многовековой практике людей. Определяемое понятие надо подвести под более широкое, найти откуда оно родом, где родилось. Биология - это что? - наука, а живопись - это что? - искусство. В науку входит множество составляющих, в искусство - тоже. Значит далее надо найти специфические признаки, отличающие данное определяемое понятие от других, те. найти видовые отличия. Биология изучает живое, живопись - предмет изображается красками.

Кибернетика (определяемое понятие) есть наука (ближайший род) об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях (видовое отличие).

Управление (определяемое понятие) есть целенаправленное (видовое отличие) воздействие (ближайший род), согласующие совместную деятельность людей.

Правило 2. Определение должно быть соразмерным.

Это правило для соблюдения очень сложно. Оно говорит о том, что объемы определяемого и определяющего понятия должны быть одинаковы, соответственны.

Если объем определяющего понятия получается меньше объема определяемого - будет ошибка и значит неполное, неверное толкование понятия.

Геометрия - это наука о пространственном соотношении тел (а форма тел?).

Управление - наука о построении организации (а стили управления?).

Если объем определяющего понятия оказывается больше объема определяемого понятия - будет снова ошибка, снова неверное толкование, но уже слишком широкое - данное понятие столько в себя не вбирает!

Логика - наука о мышлении. Однако она занимается не всем, а определенным видом, есть еще психология.

Управлять - значит воздействовать. Так сказать можно, но это не полное определение, не соразмерное.

Правило 3. Видовым отличием должен быть признак или группа признаков, свойственных только данному понятию.

Родовое понятие - городской транспорт. Виды: трамвай, автобус, метро, троллейбус, автомобиль. Перечислив видовые отличия, например, троллейбуса, будем иметь: троллейбус - вид электрического вагона для перевозки пассажиров, который движется по безрельсовому пути и питается током от двух проводов. Попытайтесь дать по этому критерию ряд определений: что такое авторучка, пиво, что такое гроза, береза, концепция, гипотеза.

Правило 4. Определение не должно содержать круга.

Суть этого правила состоит в том, что определяемое понятие не должно определяться за счет него самого.

Идеалист - это человек, преследующий идеалистические взгляды. Управляющая система есть субъект управления. "Круг" называется порочным, если тезис выводится из аргументов, а аргумент из того же тезиса. Французский драматург Мольер высмеял эту логическую ошибку в одной из пьесс. Отец немой девочки, - рассказывает он, - пожелал узнать, отчего его дочь нема. Ничего не может быть проще - сказал врач - она потеряла способность речи. Но отчего? - спросил отец. Да она же не двигает языком, так как она нема. - сказа врач.

Правило 5. Определение не должно быть отрицательным.

Какова цель определения - ответить на вопрос, чем является данный предмет, явление, и все это должно быть в утвердительной форме.

Львы - животные, не встречающиеся в лесах северного пояса.

Вахтер - лицо, не уполномоченное заключать контракты с иностранными фирмами.

Управляющая система - это не субъект управления.

Что можно сказать об этих определениях, что вы поняли?

Правило 6. Определение должно быть четким и ясным.

Определение не должно содержать двусмысленности, нечеткость мешает понять суть. Поэтому в определяющей части необходимо использовать понятия выверенные, общепринятые, истинные, без метафор. Посудите сами.

Управление - решающий фактор прогресса. Что перед вами? Это не определение, оно может его только дополнить. Нельзя строить определение через неизвестные понятия на данный период. Посудите сами. Контроль исполнения решений - это мониторинг его качества. Что такое мониторинг, что такое качество решения?

Правило 7. Определение не должно быть логически противоречивым.

Известно, что логическое противоречие разрушает мысль. Это значит, что если перечисленные в определении признаки исключают друг друга, то получается абсурд. Всегда надо помнить, что при формулировки определяемый термин должен быть в левой части, а определяющее понятие в правой.

Данные правила очень важны, так как определение понятий - важный логический прием в исследовании. Без определений понятий нельзя построить объяснение тех или иных явлений. Объяснение как логический компонент есть заключительная стадия исследования, здесь синтезируются законы, гипотезы, идеи, теории и оформляются они в научных статьях, тезисах, докладах, монографиях, диссертациях.

 

 

3. Методы классификации и типологии

Классификация - это разделение, распределение предметов какого-либо рода (понятий, явлений) на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, отличающим эти предметы (понятия, явления) друг от друга.

Правильно составленная классификация скрывает связи между изучаемыми объектами, позволяет правильно ориентироваться в комбинированных и сложных ситуациях, служит основой для выводов.

Классификация как метод распределения явлений, предметов, процессов на определенные классы позволяет увидеть специфику, их разнообразие, свойства, связи, зависимости. Менделеевская классификационная таблица - толчок к развитию всего естествознания. Широчайшее применение поэтому они имеют там, где многообразие чего-либо: ботаника, зоология, социология.

Для того чтобы классификация выполняла свои задачи, необходимо в качестве основания для деления предметов брать наиболее существенные и важные в практическом отношении признаки.

В природе существует два типа классификаций: деление общего и разделение целого. Деление общего - первый тип классификаций; он предполагает деление некоторой совокупности явлений, которая имеет общие и отличительные черты. Общность исследователем выбирается за критерий при классификации, различия будут отражены в группах.

Рассмотрим пример.

Давайте дадим определение и его разберем. Воздействие - сознательное, выполняемое с определенной целью влияние на человека. Воздействия бывают самые разные, какую группу воздействий вы хотите проанализировать: сильные или слабые, постоянные или периодические, прямые или косвенные - сформулируйте критерий и выбирайте, что вам необходимо. Итак, это деление совокупности по определенному, выбранному с определенной целью критерию.

Второй вид классификации - это разделение целого. Критерием выступает уже объективно существующая часть целого. Сначала явление предстает перед нами в виде целого. Снова будем рассматривать пример по управлению.

Управление - целенаправленное воздействие для согласования совместной деятельности людей.

Воздействие - это целое, как процесс оно состоит из нескольких шагов: целеполагание + ситуация + проблема + решение. Целое мы делим на части, но критерий деления ограничен - нет других шагов в данном случае по процессу управления.

Существуют определенные принципы, требования при построении классификаций.

Первый принцип. В одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание. Это называется принцип единства критерия. Нельзя классифицировать в одну группу, например, материальные и моральные стимулы. Еще пример: математические и экономические методы управления: математические выделены по способу моделирования, экономические по интересам человека. Нельзя все в одну группу классифицировать.

Второй принцип. Объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса. Это есть принцип соразмерности делений явлений и понятий. Например, надо сделать классификацию на основании, те. по критерию величины углов: остроугольные (О), прямоугольные (П) и тупоугольные (Т). Класс всех треугольников должен выражаться формулой (класс треугольников КТ)

КТ=О+П+Т

Неделя - это: П+В+С+Ч+П+С+В

Третий принцип. Члены классификаций должны взаимно исключать друг друга - это значит, что ни один из них не должен входить в объем другого класса. Один и тот же метод нельзя отнести к социальным и психологическим одновременно. Одновременно метод не может быть таким и таким. Иначе получается нечеткая классификации. Пример:

от 1 до 3 Куда вы отнесете признак, равный 3, 5, 7?

от 3 до 5

от 5 до 7

св 7

Если один человек число 3 относят в 1 интервал, а другой - во второй интервал - такие классификации практически вредны. Это принципы взаимоисключения.

Четвертый принцип. Он говорит о том, что подразделение на классы должно быть непрерывным, те. нельзя перескакивать через классы. Это называется принцип многоступенчатости классификации. Существует классификационная схема, где есть предел деления: в СЭС это человек, биология - клетка, физиология - орган, физика - тело. Здесь еще одно надо помнить: персонал делите по полу - М и Ж, М и Ж по возрасту, значит у М и Ж должны быть одинаковые возрастные группы.

Разработка классификационных таблиц идет двумя путями - дедуктивным и индуктивным. Первый путь начинается с задания исходных общих положений. Кто идет по второму пути - основывается на понятиях об отдельных предметах. Необходимо применять оба подхода в диалектическом единстве.

Научная классификация имеет огромное значение для теоретической и практической деятельности человека. Классификация облегчает процесс изучения предметов и явлений окружающего мира, она позволяет быстрее найти внутренние закономерности. Мир меняется, меняются и знания о нем, значит уточняются и классификации.

Какие же классификации применяются в исследовании систем управления? Прежде всего есть естественные (содержательные) и искусственные классификации. Естественные - это такие классификации, в основе которых заложен естественный признак, определяемый природой, естественной сущностью предметов и явлений. Искусственные классификации - признак специально выбирается. Что для одних условий важно в одном случае - не играет роли в другом случае. Классификация коллектива Вуза по степени увлеченности волейболом не существенна для Министерства образования и интересна для Комитета по делам спорта. Если встречаются ситуации, когда объект имеет несколько равноценных признаков, классификации строятся комбинированные как многомерные матрицы.

Разновидностями классификации являются композиция, декомпозиция и стратификация.

Композиция - составление; это операция, выясняющая отношение элементов;

структура чего-либо, расположение частей на основе какой-либо идеи.

Декомпозиция - это перестановка частей в классификации. Стратификация - это есть определение слоев (страт) в сложном многойном явлении. Например, внутренняя и внешняя среда, стратегия и тактика.

При построении классификации используется такой вспомогательный прием, как дихотомия, те. дихотомическое деление объема понятия.

Дихотомия - вид деления объема понятия, когда он делится на два противоречащих друг другу понятия, полностью исчерпывая объем делимого понятия. Например, классификация поведения по принципу дихотомии:

Поведение - неактивное

активное - нецеленаправленное

целенаправленное - без обратной связи

с обратной связью и тд.

Особым вариантом классификации является типология.

Типология - это упорядоченное разнообразие, группировка объектов на основе образца, типа, эталона.

Отличие типологии от классификации состоит в том, что типология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют не одному из выделенных типов. Типология превосходит классификацию своей универсальностью, это первоначальный этап.

 

4. Методы доказательства

Понятие доказательства - важнейший элемент науки об исследовании, надо знать законы и правила этого.

Практика показывает, что в процессе обмена мыслями люди не пассивно воспринимают и передают друг другу суждения и понятия. В беседе, споре и дискуссии, в ходе обсуждения любых вопросов по работе, в науке, вообще в жизни люди убеждают слушателей, читателей, собеседников, оппонентов в правоте своих взглядов; защищают, отстаивают и доказывают истинность своих суждений и понятий, опровергают те взгляды, суждения и понятия, которые они считают ложными.

Другими словами, в ходе обмена мыслями собеседники обосновывают, доказывают соответствие своих взглядов, представлений, суждений, понятий предметам и явлениям объективного мира.

Многовековой опыт убедил людей в том, что обоснованность, доказательность - важное свойство правильного мышления. Связи в природе и в мышлении бывают разные: одни очевидные и находятся на поверхности; другие связи менее очевидные, другие вообще очень трудно установить и доказать.

Доказательство в широком смысле - это логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. Это интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее.

Доказывать приходится во всех науках, доказывать приходится совершенно разное. Общее для всех доказательств находит логика, общие правила во всех доказательствах следующие:

-имеется структура доказательства;

-способы доказательств, формы;

-общие требования к формулировкам.

Корректность доказательства определяется его строением. Всякое доказательство по структуре состоит из трех частей:

-тезис;

-аргумент (основание, доводы);

-демонстрация.

Тезис в переводе с греческого есть утверждение. Можно дать такое определение: тезис - это мысль или положение, истинность которого требуется доказать.

Тезис должен отличаться одним основным качеством - он должен быть истинным, т е. соответствующим объективной действительности. Если тезис ложен, то никакое доказательство не сумеет его обосновать, поэтому успех доказательства зависит от ряда правил:

1) Тезис должен быть суждением ясным и точно определенным.

2) Тезис должен оставаться тождественным, т е. одним и тем же на протяжении всего доказательства.

3) Тезис не должен содержать в себе логического противоречия внутри и по отношению с ранее высказанными истинным суждениями по данному вопросу.

4) Тезис обосновывается фактами.

5) Тезисом не должно быть суждение очевидное, ибо то, что достоверно само по себе, не требует доказательства.

6) Тезис должен определять весь ход доказательства.

Аргумент - лат. довод-мысль, истинность которой проверена и доказана практикой и которая может быть приведена в обоснование истинности или ложности другого положения.

Можно сказать, что аргумент - это суждение, из которого выводится тезис.

Истинность каждого аргумента должна быть доказана, т е. исследователь должен знать, что его содержание соответствует фактам объективной действительности. Можно уверенно сказать, что ложные аргументы не обеспечат истинности доказываемого положения.

Итак, первое требование к аргументу - это его истинность. Помимо истинности, аргумент должен удовлетворять еще двум требованиям:

а) быть достаточным основанием для доказательства положения;

б) быть мыслью, истинность которой доказана самостоятельно.

Следующая часть доказательства, это то, что должно вывести тезис из аргументов - эту часть доказательства называют демонстрацией.

Демонстрация - это логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса. В зависимости от характера и особенностей предмета исследования могут быть различные формы доказательства.

Существуют три формы доказательства:

фактологическое,

аксиоматическое,

экспериментальное.

Фактологическое доказательство опирается в основном на фактический материал. Что такое факт - это реально существующее, это доказательный аргумент, факт - это надежный инструмент подтверждения или опровержения чего-либо. Фактологический способ может происходить:

а) на основе классификации фактов, когда удается выделить что-то из них оригинальное, не типичное;

б) на основе концентрации фактов - их копим и копим, и при определенном количестве они уже работают.

Аксиоматическое доказательство построено на том, что первоначально формируется аксиома - истинное суждение, оно принимается без доказательства, и на его основе идет доказательство. При этой форме получает развитие гипотетический метод доказательства, когда на основе выдвигаемой гипотезы (вероятностного предположения о причине чего-либо) строится дальнейшее доказательство. Здесь еще сразу надо отметить, что есть способ доказательства от обратного, в математике называется от противного: вместо документов, подтверждающих истинность, допускается суждение, следствия от которого ложны, абсурдны, чем и доказывается истинность тезиса. Доведение до абсурдности, нелепости - способ доказательства косвенный.

Главной опорой экспериментального доказательства являются результаты проведенных экспериментов как научно поставленных опытов. Это более сильный метод исследования, он позволяет увидеть скрытое.

Наука накоила еще несколько способов доказательства. Доказательство по аналогии - на основании сходства двух предметов на основании сходных признаков. Доказательство от определения - есть четкое определение ключевых категорий, они не вызывают сомнения и на них опирается доказательство.

Эффективность доказательства определяется правильным выбором его приемов, способов, форм в зависимости от характера исследования и от соблюдения правил доказательства.

5. Морфологический метод анализа

Вспомним, в чем состоит главная задача исследования - найти решение проблемы. Что это дает - устраняется либо существующее препятствие, либо в результате все начинает нормально функционировать.

Какое решение может быть найдено в результате исследования: а) оно может считаться актом текущей деятельности; б) оно может представлять из себя концепцию деятельности на перспективу. Однако в любом случае непосредственный результат исследовательской работы - это выбор варианта решения проблемы.

Реализуется эта задача особым методом - название ему морфологический анализ. Суть - составление морфологической карты, которая содержит: с одной стороны - перечень необходимых параметров, отражающих ожидаемый результат и с другой стороны - варианты решений, среди которых надо делать выбор самому исследователю по его критериям. Давайте будем держать в памяти для рассмотрения метода пример - сколько существует видов игры в мяч, исходя из перечня комбинаций: где играть, какого типа мяч, сколько человек в игре и тд.

Какие параметры управления можно использовать для морфологических таблиц:

своевременность исполнения решения;

равномерность загрузки исполнителей;

степень инновационности решений;

качество исполнения решения.

Какие факторы определяют достижение, реализацию этих параметров:

контроль исполнения решения;

ясность выдаваемых распоряжений;

точный учет загрузки исполнителей;

информационное обеспечение решений;

планирование работы персонала;

обучение персонала предприятия.

Метод соединяет классификацию и обобщение. Чтобы понять суть, возьмем пример. Замечено, что возникла проблема распределения функций, так как есть задержки в решении, плохо готовятся документы и неудовлетворительно исполняются решения. Какая причина лежит на поверхности, давайте вместе подумаем - скорее всего неравномерно и неудачно в отделе распределены функции.

Однако менеджер понимает, что причина может быть и глубже, здесь может быть учтено много взаимосвязанных факторов, их надо изучать комплексно, значит начинается морфологический анализ проблемы распределения функций.

1) Исходной позицией морфологического анализа является постановка проблемы. Начнем с ней разбираться. Проводим декомпозицию, т е. делим проблему на составные части:

проблема структуры системы управления;

проблема профессионализма персонала;

проблема мотивации деятельности;

трудоемкость выполнения функций;

загрузка персонала поручениями и т д.

Затем начинается декомпозиция каждой из названных проблем, каждая из проблем выписывается в таблицу, на ось и называются ее составные элементы, и если один из проблемных в данном случае вопросов очень важен, его надо вынести на ось или в таблицу как важную, основную проблему.

Распределение функций внутри отдела зависит не только от причин, обусловленных внутренним состоянием данной организации, однако надо учитывать влияние и внешних факторов, внешнего окружения организации: конкуренция, рынок специалистов, система обучения и переобучения - получается морфологическая схема анализа. Для того чтобы морфологическая схема была корректной, надо использовать так называемые "операторы" - надо проверять принадлежность той или иной проблемы к иерархической лестнице. Эти операторы существуют в форме ключевых вопросов, которые переводят проблему из ступени в ступень.

Любую проблему можно сформулировать в виде исходного действия, исходной проблемы - ИП. Для нашего примера ИП - "Изменить распределение функций".

Первый оператор морфологического анализа - вопрос "зачем это нужно?" Целевые установки - ответы - могут быть следующие:

создать инновационный климат;

повысить профессионализм деятельности;

обеспечить ритмичность работы.

Второй оператор морфологического анализа - вопрос "как это можно сделать?" Механизм решения проблемы - МР:

издать общее распоряжение;

перераспределить персонал;

использовать персональные компьютеры;

переобучить персонал.

Внутренние причины возникновения проблемы - может быть: а) изменение целей развития организации; б) изменение стилей управления; в) возникновение отрицательных традиций; г) нерациональное использование техники управления; д) другие причины.

На отдельный вектор надо собрать возможные внешние причины, которые могут повлиять: а) дороговизна ПК и невозможность их приобретения; б) неудовлетворительное состояние работников из-за приезда всех на работу электричками и т д.

2) После постановки проблемы выполняется второй этап - затем надо проблему представить в общем виде. Надо ответить на вопрос - а зачем это нужно? Например, использовать компьютер в работе менеджера - а зачем? Ответы: поднять авторитет менеджера; обеспечить профессионализм его работы и др.

3) Теперь надо определить, поискать проблему - аналог в других областях деятельности - а как еще поднять авторитет - внешним видом, ярким поступком, взятием на себя риска, взятием на себя чьей-то вины - много путей.

4) После этого надо определить роль и взаимодействие проблемы, место ее в комплексе других проблем - т е. решение надо искать через решение. Как можно рассуждать в этом случае:

замена данного менеджера на другого, хорошо владеющего компьютером;

сделать так, чтобы у менеджера не было необходимости много работать на ПК;

ввести должность помощника менеджера по обработке информации на ПК;

часть обязательных для работы вопросов, переведенных на ПК, оставить за менеджером и выдать ему точную программу работы.

5) Еще один возможный путь - сформулировать обратную задачу - давайте сделаем: не будем вводить компьютер в работу менеджера - что это даст решению проблемы:

упростятся отношения в коллективе, снизится роль человека;

упростятся информационные потоки, будет хуже владение обстановкой и т д.

Значит обобщаем технологию использования метода.

Постановка проблемы обобщение проблемы поиск аналога проблемы

определение роли и значения проблемы в комплексе проблем определение обратной проблемы рассмотрение возникших вариантов решения проблемы

выбор решения решение проблемы.

 

6. Полемика как метод исследования

Одним из широко используемых методов исследования социально-экономических систем и систем управления является полемика.

Полемика - аргументированное обсуждение проблем и способов их решения в группе исследователей.

Трудно представить себе такое исследование, которое было бы проведено без полемики. Даже очевидные вещи, ситуации имеют различные оценки, и тем более проблемы, которые надо решать. Известно, что для установления истины необходимы различные точки зрения и полемика.

Для исследователя полемика - необходимый элемент исследования, так как она помогает находить дополнительные элементы в исследовании, конкретизировать формулировки, укреплять собственные позиции. Эти положительные качества полемики только тогда дадут эффект, когда они будут осуществляться по определенным правилам, принципам. Иначе полемика будет бессистемной, хаотичной, бесплодной и создавать только психологическую напряженность.

В научной и исследовательской полемике главными принципами являются следующие:

1) Стремление понять оппонента в его мотивах, в его позиции, в его аргументах, типе мышления;

2) Избегать абсолютного отрицания мнений, можно к ним относится скептически, но доброжелательно;

3) Иметь четкую цель полемики и следить за ее прохождением в вопросах, ответах, высказываниях;

4) Относиться с уважением к оппоненту, оценивать его мысли, выводы, а не внешность и должность;

5) В выражении своей позиции стремиться к четкости, конкретности;

6) Понимать те понятия, на которых вы собираетесь опираться в своей полемике;

7) Посредством вопросов уточнять позиции, обнаруживать слабые места в полемике;

8) Избегать оперирования мнением авторитетов, высоких должностных лиц;

9) В исследовательской полемике нельзя устанавливать истину голосованием, мнением большинства;

10) Полемика не должна вестись бесконечно, надо назначать и контролировать время;

11) Основой полемики должен быть профессионализм.

Итак, повторим принципы полемики:

стремление понять оппонента избегать абсолютного отрицания иметь четкую цель уважать оппонента четко высказываться знать суть вопроса

не оперировать авторитетами не вести полемику по кругу не ставить на голосование работать профессионально.

Методология исследования систем управления предусматривает рассмотрение следующих моментов:

1. Проблема и ее описание.

2. Схемы проведения исследования.

3. Диалектический подход в исследовании

4. Системный подход в исследовании.

5. Специфические методы исследования систем управления

5.1. Документационный.

5.2. Социологический.

5.3. Деловые игры

5.4. Тестирование

5.5. Экспертный метод.

5.6. SWOT - анализ.

6. Диверсифицированные методы исследования

6.1. Интуитивный поиск.

6.2. Мозговой штурм.

6.3. Синектика

6.4. Проектирование концепций.

6.5. Активизация мышления.

7. Организация исследования систем управления.

8. Эффективность исследования систем управления.

9. Исследовательское мышление.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.172 сек.