Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПОЛИТИКИ. 1921-1928 8 страница




Писатели и другие творческие работники с переходом страны к нэпу также стремились реализовать свои возможности в переустрой­стве действительности. Переломная эпоха оказалась очень бурной для литературно-художественной жизни страны. Руководство страной на первых порах сдерживало стремление к диктату в тонкой сфере худо­жественного творчества, ограничиваясь лишь политической цензурой и полагая, что писатели, художники, композиторы, театральные ятели сами выработают оптимальные формы социалистического кусства. В конце 1920 г. ЦК партии направил на места письмо «О п леткультах». Оно свидетельствовало об озабоченности претензия возникшего еще до революции и просуществовавшего до 1932 г. С юза пролетарских культурно-просветительных и литературно-худо ственных организаций на выработку и утверждение в обществе ос бой пролетарской вместо всей культуры прошлого. В письме разъясн


лись ленинские оценки Пролеткульта как движения «теоретически Неверного и практически вредного». Вред усматривался в том, что под Видом «пролетарской культуры» обществу прививаются нелепые, из­вращенные вкусы, а вместо помощи молодежи серьезно учиться на­низывались полубуржуазные философские системы и выдумки.

Однако пролеткультовские идеи оказались живучими и обнаружи­вались в программах многих творческих объединений, возникавших в 20-х годах и включавших в свои ряды талантливую, прошедшую Граж­данскую войну молодежь. Только с 1920 по 1926 г. впервые выступили и печати более 150 таких писателей, среди них Н, Асеев, А. Жаров, В. Каверин, Л. Леонов, Л. Сейфуллина, Н. Тихонов, А. Фадеев, М. Шо­лохов.

Пролеткультовские идеи давали о себе знать в творчестве писате­лей объединения Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП, 1920)', литературной группы «Кузница» (1920)2 и в ряде но-1)ых объединений, литературных групп, возникших в основном в 1922-1923 гг. (только в Москве насчитывалось более 30 литературных тече­ний). Заметный след в литературной жизни оставили Петроградская литературная группа «Серапионовы братья» (1921)3, группа пролетар­ских писателей «Октябрь» (1922)4, литературная группа «Молодая гвар­дия» (1922)5, «Левый фронт искусств» (1922)6, Московская ассоциа-

Оформилась на 1 Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве (18-21 октября 1920). В состав правления избраны члены группы «Кузница» В. Александровский, П. Арский, М. Герасимов, М. Волков и др. Центральным орга­ном стал журнал «Кузница» (1921).

2 Создана поэтами (В. Александровский. М. Герасимов, В. Казин, С. Обрадо-
Иич, С. Родов и др.), вышедшими в 1920 г. из Пролеткульта. В 1931 г. влилась в
Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП).

3 Основана 1 февраля 1921 г. в Петрограде. В нее входили И. Груздев, М. Зощен­
ко. Вс. Иванов, В. Каверин, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М. Слонимс­
кий, Н. Тихонов, К. Федин. Названа по наименованию кружка друзей в одноимен­
ном романе Э. Гофмана. Существовала до 1929 г.

4 Существовала в 1922—1925 гг. Ядро группы составляли писатели, вышедшие
Ю «Кузницы»: А. Малышкин, А, Дорогойченко, С. Родов. Участвовали также
Ю. Либединский, А. Тарасов-Родионов; позже — Ф. Березовский, Д. Фурманов.
В 1923 г. вместе с группами «Молодая гвардия» и «Рабочая весна» влилась в МАПП.
Члены группы вошли в руководство журнала «Октябрь».

5 Возникла в конце 1922 г. Весной 1923 г. влилась в МАПП. Участники:

A. Безыменский, А. Жаров, М. Светлов, М. Голодный, И. Молчанов, М. Колосков,

B. Герасимова, А. Исбах и др. В группе начинал литературную деятельность М. Шо­
лохов.

ь Объединение создано в Москве в конце 1922 г. во главе с В. Маяковским. И его составе были поэты Н. Асеев. В. Каменский, С. Кирсанов, Б. Пастернак (до 1927), художники М. Родченко, В. Татлин, теоретики искусства Б. Арватов, О. Брик,

C. Третьяков, Н. Чужак, В. Шкловский и др. Издавался журнал «ЛЕФ» (1923—
1925), «Новый ЛЕФ» (1927-1928). В 1929 г. ЛЕФ преобразован в РЕФ (Революци­
онный фронт искусств).


ция пролетарских писателей (1923)7, Литературный центр конструк­тивистов (1923)8, литературная группа «Перевал» (1923)9, Всесоюзная и Всероссийская ассоциации пролетарских писателей (1925)'", Всесо­юзное объединение крестьянских писателей (1926), Всесоюзное объе­динение ассоциаций пролетарских писателей с головным отрядом — Российской ассоциацией пролетарских писателей (1928)".

До 1924 г. существовала возникшая в 1919 г. литературная группа «Имажинисты»12, представители которой декларировали фатальную неизбежность антагонизма искусства и государства. Особую позицию в группе занимал С. Есенин, утверждавший необходимость связи по­эзии с естественной образностью русского языка.

В литературе этого периода выделяются два основных течения. Одно, так называемый левый фланг искусства, искало новые формы. Другое

7 Оформилась на 1-й Московской конференции пролетарских писателей (15-16 марта 1923). Объединяла группы «Октябрь», «Молодая гвардия», «Рабочая вес­на», «Вагранка». Возглавлялась правлением (А. Безыменский, А. Дорогойченко, В. Плетнев — председатель Пролеткульта, С. Ролов, А. Соколов). Печатным орга­ном МАПП стал литературно-критический журнал «На посту». С июня 1924 г. выходил литературно-художественный и общественно-политический журнал МАПП «Октябрь» (отв. ред. С. Родов), ставший с 1925 г. органом ВАПП (гл. ред. и 1926-1929 — А. Серафимович).

к ЛЦК как поэтическое течение был провозглашен в 1923 г. К. Зелинским, И. Сельвинским и А. Чичериным. Центр оформился в 1924 г., распушен в 1930-м. В него входили Б.Агапов, Н.Адуев, Э. Багрицкий, Е. Габрилович, В. Инбер, В. Луган­ской, Н. Ушаков и др.

9 Возникла в конце 1923 г. при журнале «Красная новь» (ред. А. Воронский),
Участвовали А. Веселый, М. Светлов, М. Голодный, А. Ясный; позднее — И. Ката­
ев, Э. Багрицкий, Н. Огнев, М. Пришвин, А. Малышкин, А. Караваева, Дж. Алтау-
зен и др. Выступала против сектантства, левачества и администрирования «напое -
товцев» и рапповцев, рационализма и формализма лефовцев и конструктивистон,
за сохранение преемственной связи советской литературы с лучшими традициями
русской и мировой.

10 Создана в Москве на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писате­
лей с участием представителей других городов (6—11 января 1925). В правление
ассоциации избраны Д. Бедный, И. Вардин, Г. Лелевич, С. Родов и др. После выхо­
да резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литера­
туры» (18 июня 1925), поддержавшей идею о свободном соревновании различных
художественных направлений, в руководстве ВАПП произошел раскол. Грушт
И. Вардина, Г. Лелевича, С. Родова осталась на левосектантских позициях. Боль­
шинство во главе с Л. Авербахом, Б. Волиным, В. Киршопом, Ю. Либединским,
Д. Фурмановым приняли установки резолюции ЦК. Вскоре к ним присоединились
А. Фадеев, А. Сел ивановский, В. Ермилов, В. Сутырин и др. Новый критический
журнал ВАПП «На литературном посту» отмежевался от «напостовского» нигили­
стического отношения к культурному наследию.

" ВОАПП и РАПП образованы на 1-й Всесоюзном съезде пролетарских писа­телей в Москве (30 апреля — 8 мая 1928). Они объединяли все национальные отрялы пролетарских писателей. Распущены в 1932 г.

12 «Имажинистами» (от англ. image — образ) именовались С. Есенин, И. Грузи-нов, Р. Ивнев, А. Кусиков, А. Мариенгоф, В. Шершеневич и др.


пело поиски в русле традиционного реалистического искусства. Ак­тивными борцами за литературу, создаваемую силами писателей-про­летариев, были ассоциации ВАПП, МАПП, РАПП и журналы «На посту» (1923—1925), «На литературном посту» (1926—1932). Литератур­но-художественные силы тех лет делились в журнале на три лагеря: пролетарские, крестьянские писатели и «попутчики». «Напостовцы» считали свое объединение орудием диктатуры партии в области лите-рптуры, выступали от лица рабочего класса, подвергали разгромной критике «попутчиков», к которым относили, например, В. Маяков­ского, М. Горького, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова.

Противоположную позицию занимал журнал «Красная новь», в котором публиковались наиболее яркие, вне зависимости от полити­ческих убеждений и социального происхождения авторов, произве­дения. Главный редактор журнала А. Воронский выступал за приори­тет эстетических критериев над политическими, считая, что проле­тарское течение равноправно другим и не должно пользоваться Привилегиями.

Резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художе­ственной литературы» (от 18 июня 1925) осуждала крайности «напо-стовской» линии, призывала бережно относиться к «попутчикам», но 1) целом высказывала поддержку пролетарским литературно-художе­ственным силам. Видимо, поэтому коренных изменений в позиции •неистовых ревнителей» пролетарской чистоты в литературе не про­изошло. В 1927 г. сторонники РАПП добились отстранения Воронского от руководства «Красной новью» за отстаивание реализма и класси­ческих традиций, а позднее обрушились на школу профессора В. Пе-реверзева за некое вульгарно-социологическое истолкование литера­турных явлений. Весной 1928 г. состоялся Первый съезд писателей стра­ны, на котором создано Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей — ВОАПП во главе с Л. Авербахом, П. Кер­женцевым, А. Фадеевым и др. Рапповцы расширили свое влияние.

В результате относительно свободного соревнования различных течений и группировок в 20-е годы созданы произведения, вошедшие I) золотой фонд отечественной культуры. В 1922 г. посмертно опублико-наны мемуары В. Короленко «История моего современника»; А. Тол­стой написал романы «Сестры» (1922) и «Восемнадцатый год» (1928); М. Вересаев — «В тупике» (1922), «Пушкин в жизни» (1927). С. Есенин создал такие поэтические шедевры, как «Анна Онегина», «Черный человек» (1925). А. Горький, проведший большую часть 20-х годов за границей, написал «Мои университеты» (1923), «Дело Артамоновых» (1925). Эпоха Гражданской войны ярко отражена в романах Д. Фурма­нова «Чапаев» (1923) и «Мятеж» (1925); А. Серафимовича «Железный поток» (1924); И. Бабеля «Конармия» (1926); М. Булгакова «Белая гвар-ния» (1927); М. Шолохова «Тихий Дон» {1-я часть, 1928). Одним из


первых романов на тему восстановления промышленности стал «Це­мент» (1925) Ф. Гладкова, о деревенской жизни — «Виринея» (1924) Л. Сейфуллиной. Широкое признание получили «Города и годы» (1924) К. Федина; «Кюхля» (1925) и «Смерть Вазир-Мухтара* (1928) Ю. Ты­нянова; «Одеты камнем» (1925) О. Форш.

Критическое отношение писателей к советской действительнос­ти выражено в антиутопии «Мы» (1924) Е. Замятина, в сборниках рассказов «Роковые яйца», «Дьяволиада» (1925) М. Булгакова, в «По­вести непогашенной луны» (1927) Б. Пильняка.

Бесценным даром современникам и потомкам стало поэтическое творчество С. Есенина и В. Маяковского. В полный голос заявили о себе в 20-е годы поэты Н. Асеев, Э. Багрицкий, О. Мандельштам, Б. Пастернак, Н. Тихонов, М. Светлов, А. Сурков. Родоначальниками советской детской литературы стали Б. Житков, С. Маршак, К. Чу­ковский.

Русская деревня в 20-е годы также приобрела новых оригиналь­ных художников. Наряду с такими талантами, как С. Есенин, Н. Клю­ев, С. Клычков, П. Карлов, А. Ширяевец, еще в 1914—1915 гг. соста­вившими группу «Новокрестьянские поэты», стали певцами деревни (расширительно — всей крестьянской России) и выразителями ее проблем П. Васильев, А. Ганин, И. Грузинов, Г. Деев-ХомяковскиЙ, И. Дорошин, П. Дружинин, А. Жаров, М. Исаковский, И. Молча­нов, В. Наседкин, П. Орешин, А. Прокофьев, П. Родимов. Отличи­тельной особенностью крестьянской поэзии была ее сдержанность к историческому пафосу современности.

Изобразительное, как и другие виды, искусство развивалось в 20-е годы в условиях противостояния и взаимодействия различных объе­динений и группировок. Основной тон задавала Ассоциация художни­ков революционной России (АХРР)13. Активно проявляли себя худож­ники, составлявшие «Общество станковистов»м и общество «Четыре искусства»15.

Традиции «Мира искусства» (художественное течение «Серебря­ного века») продолжали художники общества «Жар-цвет» (1923~

'-' Художники АХРР (1922-1932, с 1928 — Ассоциация художников револю­ции) И. Бродский, А. Герасимов, М. Греков, Б. Иогансон, Е. Кайман, Г. Рижский развивали традиции передвижников в новых условиях.

14 ОСТ (1925-1932), основанное Д. Штернбергом, объединяло до 30 художни­
ков, в основном выпускников ВХУТЕМАСа (Ю. Анненков, П. Вильяме, А. Гонча­
ров, А. Дейнека, И. Клюн, Н. Куприянов, А. Дабос, С. Дучишкин, Ю. Пименои,
А, Тышлер и др.), которые стремились к отражению типических явлений совре­
менной действительности, к лаконизму и динамике формы.

15 Общество живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов в М ос кис
(1924-1931) включало главным образом бывших членов «Мира искусства» и «Го
лубой розы» (И. Жолтовский, А. Кравченко, П. Кузнецов, А. Матвеев, В. Мухина.
М. Сарьян, А. Щусев), решительно выступавших против авангардизма.


ll)29)16, традиций «Бубнового валета»17 — художники объединений «Маковец»18, «Бытие» и «НОЖ» (Новое общество живописцев)19. В 1925 г. «буб но валетов цы» создали объединение «Московские живописцы»20. I) 1926 г. это объединение в полном составе вошло в АХРР, однако в 1927 г. большая его часть вышла из ассоциации и учредила в 1928 г. Общество московских художников (ОМХ)21.

К. Малевич, основоположник одного из видов абстрактного искусства «супрематизма» (комбинирование на плоскости простейших геометри­ческих фигур, окрашенных в контрастные цвета) и лидер витебского объединения «Утвердители нового искусства»22, в 1924 г. стал директо­ром Государственного института художественной культуры в Ленингра­де. Московский институт художественной культуры находился под вли­янием абстракциониста В. Кандинского. Борьба за Советскую власть, восстановление народного хозяйства стали темами картин И. Бродского, Л. Дейнеки, К. Петрова-Водкина, Ю. Пименова, П. Соколова-Скаля. М. Греков начал создавать советскую батальную живопись.

В 1926 г. в Москве образовалось Общество русских скульпторов, в которое вошли мастера различных художественных школ и ориента­ции23. Москва была украшена известной скульптурой «Булыжник —

16 Художники М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, К. Богаевский,
М. Волошин и др.

17 Объединение московских художников (1910—1916), в которое входили
М. Ларионов (автор названия), П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, И. Маш­
ков. Р. Фальк, Н. Гончарова и др., творившие в духе творчества П. Сезанна, фо-
иизма и кубизма, а также приемов русской иконописи и лубка, народной игруш­
ки. Отвергало академизм и реализм.

18 Объединение художников и поэтов (1921-1925), ставивших задачей роман­
тическое осмысление действительности. Члены: С. Герасимов, Л. Жегин, В. Чекры-
гин, Н. Чернышев и др. (более 20 человек). Сотрудничали Н. Асеев, Б. Пастернак,
В. Хлебников и др,

19 Общество объединяло художников, тяготевших к живописи примитивизма,
существовало в 1921—1924 гг. Входили: С. Адливанкин, А. Глузкин, А. Нюренберг,
И. Попов, Г. Ряжский.

Объединение (1924—1926) представляли И. Грабарь, А. Куприн, П. Конча-иовский, Б. Королев, А. Лентулов, П. Машкин, А. Осьмеркии и др. Они ставили целью создать «действительный синтез современного содержания и современной реальной формы».

11 ОМХ объединяло около 70 бывших «бубновалетовцев», представителей Московских живописцев», «Бытия», «маковцев» и молодых мастеров (С. Гераси­мов, И. Грабарь, Н. Григорьев, А. Древин, А.Лентулов, П. Кончаловский, Б. Коро­ле», Н. Крылов, А. Куприн, И. Машков, А. Осьмеркии, В. Рындин, Н. Удальцова, I*. Фальк, А. Фонвизин, Н. Чернышев, А. Шевченко и др.). После распада ОМХ некоторые его члены перешли в АХР.

22 В объединение УНОВИС (1919—1922) входили художники В. Ермолаева, М. Добужинский, А. Лепорская, Л. Лисицкий, К. Малевич, В. Стерлигов, Р. Фальк, М. Шагал, Л. Юдин и др.

33 В Общество русских скульпторов (1926—1932) входили А. Голубкина, А. Мат-иесв, Н. Андреев, И. Шадр, В. Мухина, С. Лебедева, И. Чайков, В. Ватагин, И. Домогацкий, И. Ефимов и др.


орудие пролетариата» (1927) И. Шадра. Н. Андреев стал автором па­мятников А. И. Герцену и Н. П. Огареву у старого здания Московского университета (1922), А. Н. Островскому у Малого театра (1929). С. Мер-куров изваял скульптуру К. А. Тимирязева у Никитских ворот (1923).

В архитектуре наибольшее признание в 20-е годы получил и кон-г структивизм, развиваемый Обществом современных архитекторой (1925)24, и рационализм, проявившийся втворчестве архитекторов Ас­социации новых архитекторов (1923)25. Идеи конструктивизма пропо­ведовали В. Татлин, Л. Лисицкий, И. Леонидов. Братья Леонид, Вик­тор и Александр Веснины в 1923 г. разработали проект Дворца труда в Москве, который не был осуществлен, однако способствовал утвер­ждению конструктивистского направления в архитектуре. По проек­там Весниных воздвигнуты редакционное здание газеты «Ленинград­ская правда» (1924), Дом акционерного общества «Аркос» (1924). По проектам К. Мельникова сооружены павильон и торговый сектор СССР на международной выставке декоративного искусства и промышленно­сти в Париже (1925), клубы завода «Каучук» (1927), имени И. В. Русакова, собственный дом архитектора в Кривоарбатском переулке Москвы (1927-1929).

В 1928—1930 гг. по проекту конструктивиста М. Гинзбурга в Москве построен экспериментальный «коммунальный» дом {Новинский буль­вар, 25) для сотрудников Наркомфина, завершавший эпоху длитель­ных поисков кардинальной перестройки в сфере социально-бытового уклада молодой Советской республики. Индивидуальные квартиры сочетаются здесь с помещениями, предназначенными для коллектив­ного обслуживания обитателей. Здание стало прообразом многих до­мов нового быта, в том числе возведенного в 1969 г. Дома аспиранта и стажера МГУ. В целом, однако, проекты новых жилых комплексов, предлагавших утопические идеи и, как правило, осуществлявшиеся со значительными отклонениями от первоначальных замыслов, успе­ха не имели. В 20-е годы разрабатывались также планы реконструкции Москвы (руководители А. Щусев, И. Жолтовский) и Ленинграда (И. Фомин). Приумножение культурного достояния в эти годы сочета­лось с варварским уничтожением ценнейших историко-архитектур-ных памятников.

24 Члены объединения, существовавшего до 1931 г. (братья Веснины, А. Буров,
М. Гинзбург, И. Голосов, И. Леонидов, А. Никольский, Г. Орлов и др.), выступали
под лозунгами конструктивизма и функционализма, пропагандировали использо­
вание новейших конструкций и материалов, типизацию и индустриализацию стро­
ительства.

25 Основана преподавателями ВХУТЕМАСа (Н. Ладовский, К. Мельников, А.
Рухдядев, А. Родченко), выдвинувшими идею создания архитектуры на базе син­
теза пластических искусств (включение в архитектуру революционной эмблемати­
ки и лозунгов, выполненных средствами скульптуры, живописи и декоратииного
искусства). В 1930 г. АСНОВА вошла в Московское отделение Всесоюзного архи­
тектурного научного общества.


В 20-е годы одну из первых ролей в просвещении и воспитании масс стал играть кинематограф. Вслед за первым полнометражным документальным фильмом о Гражданской войне, снятом в 1920 г., появились и художественные картины: о народовольцах — «Дворец и крепость» (1923; режиссер А. Ивановский), С. Эйзенштейна о револю­ционной борьбе: «Стачка» и «Броненосец "Потемкин"» (1925); В. Пу­довкина — «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Пото­мок Чингисхана» (1928). На экраны вышли приключенческий и фан­тастический фильмы «Красные дьяволята» (1923) И. Перестиани и «Аэлита» (1924) Я. Протазанова; кинокомедия «Папиросница от Мос-сельпрома» (1924) Ю. Желябужского. Становление и развитие кино­документалистики связано с именем Д. Вертова, создателя киножур­нала «Кино-правда» (1922—1925), фильма «Шестая часть мира» (1926), и творчеством других режиссеров группы «Кино-глаз» — «киноки» (М. Кауфман, Е. Свилова, И. Беляков и др.).

Большим успехом у зрителей пользовались такие театральные по­становки, как «Любовь Яровая» К. Тренева и «Дни Турбиных» М. Бул­гакова в Малом театре (1926); «Шторм» В. Билль-Белоцерковского в Театре имени МГСПС (1926); «Разлом» Б. Лавренева в Театре имени Вахтангова (1927); «Броненосец 14—69» Be. Иванова во МХАТе (1927). Прочное место в репертуаре занимала классика (пьесы А. Островско­го, Н. Гоголя и др.). Наряду с признанными мастерами театра К. Ста­ниславским и В. Немировичем-Данченко широкую известность при­обрели Е. Вахтангов, Вс. Мейерхольд, А. Таиров. На сцене блистали артисты В. Качалов, В. Пашенная, Н. Хмелев, Б. Щукин; молодые ак­теры Н. Баталов, Е. Гоголева, Б.Ливанов, А. Тарасова, М. Яншин и др.

Крупные симфонические произведения создали в 20-е годы ком­позиторы Н. Мясковский, Ю. Шапорин, Д. Шостакович. В различных музыкальных жанрах проявили себя И. Дунаевский, Д. Кабалевский, братья Дмитрий и Даниил Покрас, В. Шебалин. Пианист Л. Оборин занял первое место на Международном конкурсе имени Шопена (1927). Среди вокалистов выделялись В. Барсова, С.Лемешев, И. Козловский, М. Максакова.

Определенный вклад в отечественную культуру вносили предста­вители культуры российского зарубежья. Высокого уровня культурны­ми ценностями стали: проза, поэзия и публицистика нобелевского лауреата И. Бунина, И. Шмелева, Д. Мережковского, С. Черного, I. Гиппиус, М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Иванова; музыка и испол­нительское искусство С. Рахманинова, И. Стравинского, А. Глазунова, А. Гречанинова, Ф. Шаляпина, Н. Плевиикой; театр М. Чехова и балет М. Фокина, В. Нижинского, С. Лифаря; живопись К. Коровина, В. Кан­динского, Н. и С. Рерихов, М. Ларионова, Ф. Малявина, 3. Серебряко­вой; философия И. Ильина, Н. Бердяева, Л. Карсавина, Н. Лосского, С. Франка, Б. Вышеславцева; правоведение Н. Алексеева, П. Новгород-цева, П. Тройского; богословие митрополита Антония (А. Храповиц-


/ - 5578



кого), В. Ильина; исторические труды академика Н. Кондакова, Г. Вернадского, М. Ростовцева, П. Бицилли, П. Милюкова, С. Мель-гунова, А. Лампе; лингвистика Н. Трубецкого, Р. Якобсона; социоло­гия П. Сорокина; геополитика и геоэкономика П. Савицкого; эконо­мическая теория В. Леонтьева, изобретения В. Зворыкина, И. Сикор-ского, С. Тимошенко и многих других — важнейшие источники обогащения культуры постсоветской России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.