КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Землеведение относится к географическим наукам
Землеведение относится к географическим наукам. Его истоки уходят в глубокую древность. Ныне география делится на дна самостоятельных, но взаимосвязанных курса: физическую и экономическую. Физическая география рассматривает явления природы и тем самым исходит из закономерностей, свойственных ей. Экономическая география изучает общественные явления (хозяйство, население) и исходит из закономерностей общественного развития. Известно, что Земля имеет несколько оболочек: атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу, которые находятся в тесном контакте, в сложном взаимодействии. Вместе они и составляют географическую оболочку. Здесь развивается жизнь, проявляется деятельность воды, льда, ветра, образуются почвы, осадочные горные породы. Рассмотрим основные особенности географической оболочки. .1. Географическая оболочка состоит из взаимодействующих и пронркающих друг в друга геосфер, каждая из которых соответствует одному из состояний вещества (литосфера — твердому, гидросфера — жидкому, атмосфера — газообразному, биосфера — органическому). 2. Взаимодействие твердого, жидкого и газообразного веществ в процессе развития Земли обусловило появление жизни, создало новую оболочку Земли — биосферу. С момента возникновения жизни постоянно идет процесс взаимодействия живом и неживой природы. Л. В географической оболочке находит отражение взаимо-И'нствие космических и земных сил (солнечная энергия и.сила i и жести Земли). Энергетической основой процессов, протекающих н географической оболочке, является солнечная энергия. А. Взаимодействие геосфер Земли в пределах географической оболочки происходит в результате круговорота веществ (круговорот воды, углерода, азота). Итак, географическая оболочка — это область сложного и ншмопроникновения, взаимодействия космических и земных сил. Она образовалась на определенной стадии развития Земли и продолжает развиваться, усложняться в своей структуре и составе в результате взаимодействия живой и неживой природы. Каковы же границы географической оболочки? Вверх, в стратосферу, она простирается до слоя озона, т. е. до высоты 25—30 км, вниз от физической поверхности Земли распространяется более чем на 11 км (в океане). Общая мощность географической оболочки Земли не превышает 40 км. Задача общего землеведения состоит в познании географической оболочки в целом, установлении закономерностей ее структуры, развития и пространственных различий в целях практического использования. Такую благородную задачу ставят советские ученые-географы. Будущее географической науки заключается в выявления взаимосвязей между 'природной средой и человеком, в управлении природными комплексами, в направленном изменении и улучшении окружающей среды. Это возможно только на основе глубокого познания законов ее развития. Другая составная часть курса — краеведение.. Оно изучает природу, население, хозяйство, культуру родного края. Соответственно в краеведении выделяют следующие разделы: историко-археологический, хозяйственный, культурно-просветительный, природоведческий. Особая роль краеведения состоит в том, что при изучении своего края намечаются конкретные мероприятия ПО' охране и улучшению местной природной среды. Объединение двух предметов—общего землеведения и основ краеведения—исходит из задач подготовки учителя начальных классом. 11о роду своей работы он должен быть краеведом и постоянно" использовать краеведческие знания в обучении и воспитании детей. Учебная программа по краеведению предусматривает глубокое ознакомление с природой и хозяйством родного края: подробно изучают поверхность и геологическое строение, полезные ископаемые, климат, воды, почвы, растительность и животный мир, а также хозяйственную деятельность человека в промышленности, сельском хозяйстве, па транспорте. Кроме того, всесторонне исследуют своп город, при '/юм применяются знания из всех разделов краеведения. При изучении родного края проводят наблюдения, практические работы на местности, экскурсии, походы, работу в архивах с документами, встречи с передовиками производства, ветеранами войны и т. д. Понять окружающую природу и разобраться в ее особенностях можно только на основе глубоких знаний по землеведению. Например, при наблюдении за погодой нельзя установить причины ее изменения, так как они обусловлены общими планетарными закономерностями. Следовательно, надо знать пого-дообразующие факторы: поступление солнечного тепла на земную поверхность, общую циркуляцию атмосферы и влияние подстилающей поверхности. Или другой пример. При изучении местной реки нужны знания о горных породах и рельефе, а также о погоде и климате. По выражению А. И. Воейкова, «реки являются продуктом климата». Действительно, от климата зависит питание рек и их режим: колебание уровня воды в течение года, изменение температурных условий. Характер течения реки определяется рельефом и выходами горных пород на дневную поверхность. Все эти сведения приобретают студенты и 1 курса землеведения. Таким образом, землеведение является теоретической основой природоведческого краеведения. В то же время краеведческие знания служат опорой для понимания многих землеведческих представлений и понятий, непременным условием их успешного усвоения. Знания о природе родного края представляют собой своеобразный эталон, к которому прибегают при объяснении многих сложных процессов, происходящих в географической оболочке. Приведем примеры. При изучении данных о распределении тепла и влаги на Земле по картам становится ясно, что есть районы, где температура самого жаркого месяца достигает +32°С, а количество осадков в течение года не превышает 50 мм. Эти сведения будут осмыслены только на основе сравнения со своей местностью. Допустим, что в вашем районе средняя температура воздуха самого теплого месяца +17°С, а количество осадков около 500 мм. Простое сопоставление ярко продемонстрирует, что в том районе Земли климат жаркий и сухой, т. е. это пустыня. Вопросы и задания. 1. На какие, разделы делится география? 2. Что истся предметом изучения физической географии? 3. Каковы основные осо-пости географической оболочки? 4. Какие задачи стоят перед общим зем-'■уичшем и основами краеведения? 5. Какова связь этих двух предметов? К.мкос место занимают общее землеведение и основы краеведения в под-пмко учителей начальных классов? 7. Какие систематические наблюдения природой вы проводите и каковы их результаты, фиксируемые в календаре фОЛЫ? ВСЕЛЕННАЯ И СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |