КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Санитарные правила работы с радиоактивными веществами
Санитарные правила работы с радиоактивными веществами изложены в «Основных санитарных правилах работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений» (ОСП 72/87). В этих правилах содержатся требования по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения, по охране окружающей среды от загрязнения радиоактивными веществами, требования к размещению учреждений и предприятий для работы с радиоактивными источниками, к организации работы с ними, к вентиляции, водоснабжению и канализации, к обезвреживанию радиоактивных отходов и дезактивации и радиационному контролю. Кроме того, в ОСП–72/87 изложены санитарно–законодательные положения, регулирующие обеспечение радиационной безопасности, с учетом следующих правил: – распространения государственного санитарного надзора на все виды работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений; – обеспечения их учета и сохранности; – ответственности администрации за обеспечение радиационной безопасности на объекте; – обязательного оповещения о радиационной опасности; – обязательного применения средств защиты от лучевого воздействия; – изолированного расположения радиоактивных объектов; – ограниченного доступа к работе с радиоактивными веществами; – обязательного осуществления радиационного контроля; – строгого соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности. Как уже отмечалось, на АЭС может произойти выброс радионуклидов в атмосферу, а поэтому возможны следующие виды радиационного воздействия на население: – внешнее облучение при прохождении радиоактивного облака; – внутреннее облучение при вдыхании радиоактивных продуктов деления; – контактное облучение из–за радиоактивного загрязнения кожи; – внешнее облучение, обусловленное радиоактивным загрязнениемповерхности земли, зданий и т.д.; – внутреннее облучение при употреблении загрязненных продуктов и воды. В зависимости от обстановки для защиты населения могут быть приняты следующие меры: – ограничение пребывания на открытой местности; – герметизация жилых и служебных помещений на время формирования радиоактивного загрязнения территории; – применение лекарственных препаратов, препятствующих накоплению радионуклидов в организме; – временная эвакуация населения; – санитарная обработка кожных покровов и одежды; – простейшая обработка продуктов питания (обмыв, удаление поверхностного слоя и др.); – исключение или ограничение употребления в пищу загрязненных продуктов. Другие нормативные документы. Авария на ЧАЭС является самой крупной экологической катастрофой современности. Республика Беларусь объявлена зоной национального экологического бедствия. После аварии были приняты решения о дополнительных мерах по усилению охраны здоровья и улучшению материального положения населения; отселению жителей наиболее пострадавших населенных пунктов. В 1989 г. Правительством Республики Беларусь разработана и принята «Государственная программа преодоления последствий на ЧАЭС на 1990–1995 гг. и на период до 2000 г.». Целью программы являлось создание благоприятных для здоровья человека условий жизнедеятельности в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, повышение условий жизни населения этих районов. К мероприятиям программы относятся: – отселение жителей из населенных пунктов, в которых не может быть обеспечена радиационная безопасность проживания и размещение их на новом месте жительства; – улучшение уровня медицинского обслуживания и оздоровления населения, особенно детей; – реализация рекомендаций по проведению технологии сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности в соответствии с новыми требованиями; – повышение уровня торговли, образования, культурного, коммунально–бытового и транспортного обслуживания населения в загрязненных районах; – обеспечение населения чистыми продуктами; – повышение эффективности проводимых мер по дезактивации местности и стабилизации радиационной обстановки; – научное обеспечение проблем, связанных с жизнедеятельностью в загрязненных районах; – организация систематической информации о проводимой работе по ликвидации последствий аварии. Правительством Республики Беларусь была также разработана «Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС на 2001–2005 гг. и на период до 2010 г.», в которой утверждены мероприятия в конкретных, новых условиях. В 1991 г. был принят Закон «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС». Закон направлен на защиту прав и интересов граждан, пострадавших от аварии. В нем отмечалось, что основным показателем оценки территории, где условия проживания и трудовая деятельность не требуют каких–либо ограничений, является эффективная эквивалентная доза, не превышающая 1 мЗв/год (0,1 бэр/год). При превышении этой дозы над уровнем естественного и техногенного радиационного фона проводятся защитные мероприятия, вплоть до отселения населения. Указаны ограничения на въезд на загрязненные территории и порядок реэвакуации населения; ограничения по производству продуктов питания и сырья на загрязненных территориях. Определен также статус граждан, пострадавших от катастрофы, перечислены льготы участникам ликвидации последствий катастрофы, определен порядок оплаты труда граждан, работающих на территории радиоактивного загрязнения, пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы и др. В 1991 г. принят также Закон «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС». Этот закон устанавливает правовой режим территорий Республики Беларусь, подвергшихся радиоактивному загрязнению, направлен на снижение радиоактивного воздействия на население и различные экологические системы, на проведение природно–восстановительных и защитных мероприятий, на рациональное использование природных, хозяйственных возможносей и научного потенциала этих территорий.
При классификации территорий и зон радиоактивного загрязнения приняты следующие критерии: – условия проживания населения характеризуются величиной эффективной эквивалентной дозы облучения и поверхностной активностью радионуклидов; – возможность получения экологически чистой продукции и сырья. Территории радиоактивного загрязнения – это часть земель, на которых в результате катастрофы возникло продолжительное загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами с плотностью загрязнения радионуклидами цезия–137, стронция–90, плутония–241 соответственно 1,0–0,15–0,01 Кu/км2 и более, а также другие территории, на которых средняя эффективная эквивалентная доза облучения населения может превышать 1мЗв/год, и земли, на которых невозможно получение чистой продукции. В зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия на человека территории относятся к следующим зонам: – зона первоочередного отселения, зона отчуждения – территория с плотностью загрязнения почв цезием–137 от 40 Кu/км2 и выше; – зона дальнейшего отселения – территория с плотностью загрязнения почв цезием–137 от 15 до 40 Кu/км, на которых среднегодовая эффективная доза облучения человека может превысить 5 мЗв/год (0,5 бэр в год); – зона с правом на отселение — территория с плотностью загрязнения почв цезием–137 от 5 до 15 Кu/км2, на которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляет 1 мЗв/год (0,1 бэр в год); – зона проживания с периодическим радиационным контролем –территория с плотностью загрязнения почв цезием–137 от 1 до 5 Кu/км2, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения не превышает 1 мЗв/год (0,1 бэр в год). В других разделах и статьях Закона дан правовой режим территорий радиоактивного загрязнения, изложены требования по использованию территорий радиоактивного загрязнения, т.е. перечислены виды деятельности в каждой зоне; установлены регламенты захоронения радиоактивных отходов; определен порядок радиационного контроля на территориях радиоактивного загрязнения.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |