КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зарубежная практика
ОВОС — сложный многоуровневый и многоаспектный процесс, органично включающий в себя как «исследование воздействий», так и процедурные вопросы экологического проектирования и принятия управленческих решений по планируемой и проектируемой деятельности. Главная цель ОВОС не только оценка воздействий планируемой деятельности на окружающую среду, население и ее последствий, а также и «оценка этой оценки» для принятия приемлемого для всего общества решения по проекту. Для реализации многоуровневого характера ОВОС принято с самого начала процедуры составлять списки конкретных участников и четко обозначать роль каждого из них в сценарии процедуры. Особое внимание при этом уделяется участию в проведении ОВОС общественности в лице природоохранных и социальных организаций разного уровня. Еще одним своеобразным участником процедуры могут стать нормативы качества окружающей среды, при несоответствии предлагаемого проекта законодательным актам и нормативам проект отклоняется в самом начале ОВОС или даже до начала процедуры «оценок воздействия». В процессе ОВОС как процедуре участвуют: 1) «источники» ОВОС: «проектировщики», т.е. специалисты, планирующие средообразующие технические действия, которые подлежат оценке, и «оценщики», т.е. специалисты разных областей науки, оценивающие последствия действий и вырабатывающие рекомендации по их оптимизации; 2) «власти» различных уровней: исполнительные власти, или «администраторы», и законодательные власти, или «юристы»; 3) общественность различных групп населения: сторонники средо- преобразующих действий (их условно называют «средопотреби- телями») и противники подобных действий («средозащитники»); 4) лица, принимающие решение (ЛПР), т.е. носители власти, от которых зависит решение по проекту, а также их советники- консультанты и независимые эксперты, которые проводят окончательную экологическую экспертизу выполненных ОВОС. В зарубежной практике ОВОС обязательным является объективный учет мнений об этих же аспектах населения, прежде всего того, которое проживает на территории предполагаемого воздействия. Взаимная корреляция и корректировка относительно объективных (научных) и относительно субъективных (общественных) оценок — условие нахождения подлинного решения. Благодаря «двойной» много- аспектности меняется и качество научно-исследовательского процесса, научные оценки точнее ориентированы на конкретное обеспечение благополучия общества и формулируется особая форма учета воздействия проекта, которая отражает реакцию общества с учетом социальных отношений и ценностей. Для этого соизмеряют ущерб от неблагоприятных воздействий природного и социально-экономического характера с различными выгодами от реализации проекта. Рассматривают альтернативы проекта, способные по-разному уменьшить ущерб или усилить выгоды исходного проекта. Многоуровневое согласование целей и последствий предполагаемого проекта, подлежащего ОВОС, осуществляется не только в рамках природоохранных программ разного уровня, но и в рамках социальных и отраслевых планов экономической направленности. При анализе социальных и экономических целей предлагаемых проектов они могут быть отклонены еще до проведения оценочных процедур ОВОС в том случае, если эти цели не совпадают с целями, которые ставятся перед соответствующей отраслью хозяйства в государственном масштабе. Рассмотрим методы, которые редко применяются в отечественной практике (социологические методы). В зарубежной практике проведения ОВОС применяют четыре важные процедуры, обеспечивающие возможность эффективного использования социологических методов и осуществления так называемого социологического профилирования. ♦ Во-первых, это всесторонняя обработка уже имеющихся социологических данных путем статистического и графического анализа экономических, демографических и других сведений о населении, проживающем в регионе реализации проекта. ♦ Во-вторых, это целенаправленная организация информирования общественности о проекте. ♦ В-третьих, это проведение разнообразных социологических опросов населения. ♦ В-четвертых, это осуществление различных социологических наблюдений за поведением населения. Кроме того, на основе собранной информации проводится прогнозирование социально-экологических и социально-экономических процессов, связанных с реализацией предполагаемого проекта. В зарубежной практике ОВОС сложились представления о нескольких этапах и стадиях этой процедуры. Концепция этапности ОВОС состоит в том, что для каждого этапа, во-первых, процедурно определены цели и круг анализируемых проблем; во-вторых, процедурно обозначен состав участников экспертизы и характер контактов оценщиков с властями и общественностью. В-третьих, процедурно намечено достижение конкретных результатов для принятия окончательного решения относительно рассматриваемого проекта. В зарубежном опыте ОВОС условно выделяются три основные стадии проведения ОВОС с двумя основными этапами в каждой. На первой стадии происходит разработка ограниченных ОВОС — первичных и предварительных. Этап первичных ОВОС предназначен для выяснения целесообразности ее проведения, а также для обсуждения возможной необходимости детализации конкретного проекта. Содержание этапа — сканирование (анализ и оценка) ключевых параметров проекта: вид деятельности, масштаб деятельности, способ деятельности, типы воздействий, регион размещения, стадии реализации. В регионе размещения выявляются потенциально уязвимые территории и территории, представляющие ценность. Этап предварительных ОВОС предназначен для определения широты охвата ОВОС, т.е. выявления разнообразия основных экологических последствий планируемого проекта и возможных альтернативных его вариантов. В содержательном отношении это предварительная оценка масштаба и характера последствий реализации различных вариантов проекта с целью определения объема исследований детальной ОВОС, если таковая потребуется. Этап соответствует стадии выработки «технического задания» (ТЗ) на ОВОС в российской практике. На этом этапе к обсуждению привлекаются слои общества — как заинтересованные в проекте, так и отвергающие его. На второй стадии (и двух ее этапах) происходит разработка полных ОВОС — детальных и завершающих. На этапе детальных ОВОС производится всесторонний анализ и прогноз природных и социально-экономических процессов, которые могут возникнуть в результате реализации проекта на разных стадиях, проводятся научные исследования воздействия проектируемого объекта на окружающую среду с экологической и экономической интерпретацией прогнозируемых исследований. Этап завершается публикацией «Заявления о воздействии проекта на окружающую среду», в котором дается «резюме» всех оценок и рекомендации по дальнейшему проектированию. В российской практике соответствует этапу разработки «Предварительных материалов по оценке воздействия», которые являются основной содержательной частью ОВОС. Этап завершающей ОВОС в большей степени процедурный, чем исследовательский, основная функция его — окончательное решение по проекту. Это этап общественной, специализируемой и экологической экспертиз, разработанной ОВОС. Важные процедуры этапа — изучение и учет реакций общественности на опубликованные ОВОС, независимая экспертиза всех разработок, особенно информации для лиц принимающих решение (ЛПР), в заключении этапа — принятие окончательного решения о приемлемости или неприемлемости проекта. В российской практике соответствует общественным слушаниям по «Материалам ОВОС» и государственной экологической экспертизе проекта в том числе «Материалов по оценке воздействия». На третьей стадии (и двух ее этапах) происходит выработка после- проектных ревизионных ОВОС — проверочных и мониторинговых. Этап проверочных ОВОС для осуществления так называемого послепроект- ного анализа, сущность которого — проверка фактического развития и предсказанного ОВОС изменения окружающей среды прогнозных построений, а также контроль над практическим соблюдением предположенных до начала осуществления проекта природоохранных мероприятий. Основная функция этапа— определение соответствия прогнозных построений реальной ситуации, а также контроль и ревизия оценок и рекомендаций. На этом этапе разрабатывается программа и системы мониторинга в сферах воздействия. Финансирование послепроектно- го анализа проводится по принципу «платит загрязнитель», а контроль за осуществлением анализа возлагается на природоохранные организации (Вторжение.., 1983). Очень важное условие эффективности контроля — регулярное опубликование результатов проводимых пос- лепроектных исследований, причем эти публикации и являются, по сути, формой представлений проверочных ОВОС. Этап мониторинговой ОВОС предназначен для постоянного слежения за реальным ходом природных и социально-экономических изменений, обусловленных реализацией того или иного осуществленного проекта. Задачи постпроектного мониторинга разнятся в зависимости от стадии жизненного цикла проекта, они должны быть определены для стадии строительства, эксплуатации объекта и т.д. Отслеживаются изменения параметров качества окружающей среды, различные преобразования, перестройки среды. Таким образом, в зарубежном опыте проведения ОВОС четко выделяется целенаправленное и последовательное культивирование многоэтапное™ и многостадийное™ этой процедуры. На каждой стадии и на каждом этапе оценщик должен четко ограничить круг оцениваемых аспектов, рассматриваемых вариантов, учитываемых уровней, используемых методов, чтобы итоговая информация для принятия решений была наглядной, убедительной и компактной, облегчая принятие оптимального решения.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |