Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление как высшая психическая функция




2.

Лекция 6. Проблема соотношения мышления и речи

Тема 3. Мышление и речь

1. Мышление как высшая психическая функция.

2. Роль речи в становлении и развитии мышления.

 

Література:

1.

 

1. Петухов В.В. Психология мышления. М. 1987. С.13-17 (мышление как высшая психическая функция).

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. 1989. Т.1. С.442-483.

3. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М. 1996. С. 307-383.

4. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М. 1981:

Выготский Л.С. Мышление и речь (с.153-175);

Выготский Л.С. О природе эгоцентрической речи (с.176-182);

Пиаже Ж. Эгоцентрическая речь (с.183-193);

Слобин Д. Лингвистическая относительность и детерминизм (с.221-227).

5. Лурия А.Р. Язык и сознание. М. 1998.

6. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. - М. 1999. С.311-335 (мовлення).

7. Психология/Под ред. А.А.Крылова. М. 1999. С.134-164 (мовлення і мислення).

3.

8.Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. - М. 2001. С.96-113 (мовлення, мова, знакові процеси).

“Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь -

Мысль изреченная есть ложь” (Фет)

“Я слово упустил,

что я хотел сказать,

и мысль бесплотная

в чертог теней вернется” (Мандельштам)

Важное место в психологическом изучении рациональных форм познания занимает проблема соотношения мышления и речи. В культурно-исторической теории Л.С.Выготского речевое мышление рассматривается как одна из высших психических функций. Действительно, роль слова, знака в продуктивной перестройке тех интеллектуальных функций, что даны человеку природой, является определяющей. Ведь именно благодаря знаковым системам отражения объективной реальности мир окружающих человека физических предметов дополняется для него миром мыслимым.

 

“Проблема психологического строения языка, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии” (А.Р.Лурия. Язык и сознание. М., 1979).

 

При переходе от животных к человеку возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Как объяснить этот скачок?

По мнению Декарта, отличие мышления человека от поведения животных не в степени сложности, а в качестве сложности. Он выделяет следующие “наиболее поразительные свойства языка”:

1. Нормальное использование языка носит новаторский характер, в том смысле, что многое из того, что мы говорим, является совершенно новым, а не повторением чего-либо слышанного раньше. Число предложений родного языка, которые человек сразу поймет, является астрономическим.

2. Нормальное использование языка свободно от управления какими-либо внешними или внутренними стимулами, доступными обнаружению. Именно благодаря этой свободе язык может служить орудием мышления и самовыражения, что он и делает, не только для исключительно одаренных, но фактически для любого нормального представителя человеческого рода.

3. Нормальное использование языка отличается связностью и соответствием ситуации.

 

Факт перехода от чувственного к рациональному познанию пытались объяснить представители многих направлений философии и психологии.

Так, идеалисты (Дильтей, Шпрангер) считали, что уровень отвлеченного сознания - это проявление особых духовных способностей, заложенных в человеке.

Декарт: сознание человека имеет особую духовную природу.

Кант: существуют апостериорные категории (выводятся из опыта) и априорные (заложены в глубинах человеческого духа). Суть человеческого познания заключается в том, что оно может выходить за пределы наглядного опыта; это трансцедентальный процесс перехода от наглядного опыта к внутренним сущностям и обобщенным рациональным категориям, заложенным в существе человечческого духа.

Вундт: в психике человека существуют элементарные процессы (их можно объяснить) и апперцепция (первичная духовная способность, далее необъяснимая).

Вюрцбургская школа: полный отрыв мышления от чувственной основы.

Бихевиористы: отвлеченное (“категориальное”) поведение вообще не существует и, следовательно, быть предметом научного анализа не может.

 

Выход из этого кризиса сформулировал Л.С.Выготский: для того, чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной жизни человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники сознательной деятельности и “категориального” поведения не в глубинах мозга и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально исторических формах существования человека. А это означает:

1) предметом психологии является не внутренний мир сам по себе, а отражение во внутреннем мире внешнего, т.е. активное взаимодействие человека с реальностью;

2) с переходом к общественно-историческому существованию, к труду и связаными с ним формами общественной жизни радикально меняются все основные категории поведения;

3) появляются общественные мотивы поведения;

4) появляется язык - если бы у человека не было труда и языка, у него не было бы отвлеченного категориального мышления.

 

Таким образом, проблема сознания и мышления должна быть объединена с проблемой языка.

 

“... Человек отличается от животного наличием языка как системы кодов, обозначающих предметы и их отношения, с помощью которой предметы вводятся в известные системы или категории. Эта система кодов ведет к формированию отвлеченного мышления, к формированию сознания” (А.Р.Лурия).

Самая ранняя из известных символьных репрезентаций - это картинные письмена, начертанные на стенах пещеры примерно 27000 лет назад. Считается, что эти примитивные процарапывания - “иконография ” - использовались в ритуалах “симпатической магии”, а не для коммуникации. Развитие идеографического письма было значительным шагом, поскольку при этом символ приобретал коннотативное, а не буквальное значение. Например, круг мог обозначать уже не только Солнце, но также солнечное тепло и свет или солнечного бога или даже понятие дня, а несколько кругов могли означать несколько дней или период времени. Так из символа, являющегося по сути изображением объекта, можно выделять идеи, косвенно в нем представленные.

Иконография и идеография - это нефонетические формы коммуникации, в них отсутствует связь между символом и звучанием представляемого ими названия вещи или понятия. Фонетическое письмо, которое используем мы, - это огромный интеллектуальный шаг вперед. Письменное отражение речи часто связывают с алфавитной письменностью, но слоговое письмо появилось задолго до изобретения алфавита. Насколько можно судить, человечество использовало устные формы коммуникации и жестикуляцию с самого начала общественной истории, но письменная символизация, способная выражать мысль, появилась менее 6000 лет назад в древнем Шумера (современные Ирак и Иран). Тогда впервые возник примитивный тип письменности, при котором резцом делались рисунки на глиняной дощечке, похожей на квадратную подушку с закругленными углами. Позднее острие резца стали вдавливать в глину, отставляя на ней клинообразные отпечатки, которые назывались клинописью. Резец - ранний инструмент для письма - изготовлялся из тростника, и иногда на глине можно различить следы волокон, Поздне для резцов стали использовать кость.

Как полагают, развитие письменности мотивировалось необходимостью регистрировать право владения и операции по передачи собственности, рабов и зерна в стабильном аграрном обществе. Другие системы письменности развились позже и практически независимо (например, в Китае и на полуострове Юкатан - там, где сегодня Мексика).

Некоторые свидетельства, сохранившиеся от древнейшей египетской культуры, указывают, что определенный тип пиктографического письма существовал еще за 5000 лет до н.э., но развитие иероглифического письма в древнем Египте - “священной резьбы” - началось только после объединения Египта за 3000 лет до н.э. Китайская система письменности развилась около 2000 лет до н.э. и стала основой письменности, используемой на Востоке.

Эволюция системы письменности шла определенным путем. Первой формой графемной коммуникации были пиктограммы, отображавшие обычные объекты - изображения Солнца, животного, человека и т.п. Эти системы открыли дорогу более полно разработанным системам письменности сначала среди жителей Шумера - для регистрации экономических сделок. Наиболее важным моментом в развитии этих ранних систем было использование графических символов для представления абстрактных идей. Алфавитную систему, передающую основные звуки языка в графической форме, ввели греки. Именно из нее развилась современная система письменности, используемая в западных странах.

 

Для того, чтобы познавать мир в его существенных связях и отношениях (недоступных систематическому наблюдению), человеку необходимо осуществлять ряд особых операций. Так, ему нужно:

а) фиксировать полученные знания для передачи следующим поколениям;

б) сопоставлять эти знания между собой в целях открытия существенных сторон объективной реальности;

в) иметь для этого компактные, сокращенные формы и способы мыслительной деятельности.

Для выполнения этих задач ряд чувственно воспринимаемых человеком звуков, жестов, предметов, событий, используемых им орудий и даже выполняемых действий, обретают особую функцию: они становятся обозначениями, знаками других предметов, событий, действий. Знак есть единство обозначающего, т.е. чувственно воспринимаемой своей формы и обозначаемого - предмета, события, существенного свойства, к которому относится эта форма, подразумевая именно его. Системой знаков, а также правил оперирования ими является язык. Язык - это совокупность выделяемых в общественной практике чувственно обозначенных элементов, в которых фиксируются результаты познания человеком окружающего мира и которые позволяют сопоставлять эти результаты между собой как части единого целого.

Для психологической характеристики развитого речевого мышления необходимо рассмотреть отличия языка от речи:

1) язык - определенная система знаков и правил их преобразования, речь - реальный процесс оперирования языком;

2) язык достаточно устойчив, стабилен, правила преобразования знаков остаются относительно неизменными, речь - динамична: использование и воспроизводство языка в живом речевом процессе является расширенным, порождая новые правила и законы;

3) язык - система общественно выработанных обобщений, понятий. Речь - процесс их индивидуального присвоения, в ходе и в результате которого понятия могут обретать различные конкретные смыслы;

4) язык и речь отличаются по способам овладениями ими: если языком (иностранным, или языком ЭВМ) человек овладевает теоретически, последовательно осваивая его условные связи, то речью (на родном языке) - практически, осуществляя ее даже без специаольного осознания языковых правил.

Мышление как высшая психическая функция обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из которых по-своему характеризует роль языка и речи в его развитии.

1. Собственно человеческий мыслительный акт является социальным, “разделенным” между людьми, что отражает общественный характер трудовой деятельности и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации.

2. Мышление возникает как процесс, опосредованный сначала материальными орудиями труда, а затем системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта.

3. Понятийное, логическое мышление является произвольным, и речь выступает как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность.

4. Мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов (“ручного” интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и т.п.), и именно речь является тем основным “инструментом”, с помощью которого эта ситема организуется и существует как единое психическое образование.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 3933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.