КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории финансов. Понятие финансовых ресурсов
Сущность и функции финансов, их необходимость и роль в экономике. Финансы играют огромную роль в регулировании рыночных отношений, являются неотъемлемой их частью и одновременно важным инструментом реализации государственной политики. Финансы – это фундаментальная, обобщающая многозначная экономическая категория, претерпевающая изменения по мере развития экономики и общества, выражающая однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия. Причина, порождающая финансы, – потребность субъектов хозяйствования в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Финансы – это отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Исторически финансами было принято называть денежные платежи, осуществляемые в средневековых итальянских торговых городах – Генуе, Венеции и др. По мере развития производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского и биржевого дела движение денег приобретало новое качество, изменялись его формы и характер. Государство мобилизовывало денежные ресурсы для выполнения своих функций, возникали специфические финансовые институты, оперирующие разнообразными финансовыми инструментами. В настоящее время термин «финансы» употребляется весьма широко и применяется для обозначения денежных потоков и фондов, формируемых в ходе хозяйственной деятельности, и их использования. Деньги выступают экономической основой существования и функционирования финансов и являются необходимым условием их возникновения. Денежный характер финансовых отношений – это важный родовой признак финансов как экономической категории. Его значимость определяется тем, что деньги являются обязательным условием существования финансов: нет денег – не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых. Финансы и деньги отнюдь не синонимы, несмотря на их общую родовую основу. Сходство между этими категориями не исключает существенных различий между ними. Различия порождены двумя обстоятельствами – разной причиной их возникновения и разным общественным назначением исследуемых категорий, что, в свою очередь, приводит к их разному материально-вещественному воплощению и различиям в функциях, выполняемых названными категориями (табл. 1)[1].
Таблица 1 Отличия финансов от денег
К финансовым отношениям экономических субъектов относят отношения, возникающие: · между хозяйствующими субъектами при создании продукции и распределении ее стоимости на составные элементы, а также при распределении прибыли, дивидендов по акциям и т.д.; · с органами государственного управления по платежам различного рода (таможенным пошлинам, госпошлине, визовому сбору и т.д.); · с органами налоговой службы по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей; · с органами муниципального управления при приватизации жилья, земельного участка, при уплате административных штрафов и т.д.; · с банковской системой при получении и погашении кредитов, купле-продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных и срочных вкладах и т.д.; · со страховыми компаниями по всем видам страхования и др. Экономический субъект – это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. Они делятся на три больших группы: хозяйствующие субъекты (предприятия, организации и т.п.), домашние хозяйства и государство. Соответственно различают финансы предприятий, финансы домашних хозяйств и государственные финансы. С другой стороны, все экономические субъекты согласно их функциям можно подразделить на: · покупателей, · продавцов. Взаимодействуя между собой, покупатели и продавцы образуют рынок, что приводит к кругообороту денег и возникновению финансов. Необходимость создания фондов денежных средств на различных уровнях обусловлена потребностями субъектов экономики в финансовых ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Эту потребность в ресурсах без финансовых фондов удовлетворить невозможно ни в сфере производства, ни в сфере государственного управления. Финансовые фонды формируются на макро- и микроуровнях. Финансы созидательных участников хозяйственной жизни – хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств – состоят из тех фондов, которые формируются в сфере хозяйственной деятельности на микроуровне. К ним относятся: фонд потребления, фонд накопления, резервный фонд и т.д. Государственные фонды денежных средств формируются на макроуровне. К ним относятся государственный бюджет и внебюджетные фонды. Они формируются и используются на основе денежных отношений между государством, с одной стороны, и предприятиями и работающим населением – с другой, возникающих по поводу образования и распределения стоимости общественного продукта (ВВП). Организацию финансовых отношений в обществе изучает финансовая наука, которая как любая наука вообще есть объективное исследование действительности, целью которого является постижение тайн природы и общества, открытие истин – законов и закономерностей в их развитии. Финансовая наука относится к общественным наукам, изучающим процессы, происходящие в обществе, и человека как элемента этого общества. В области исследования финансов используются качественные и количественные методы.К числу качественных методов относятся: метод научной абстракции; методы индукции и дедукции; исторический и логический приемы в экономическом анализе.Количественные методы — это совокупность приёмов обработки фактического материала. Основой количественных методов служат учет, отчетность, статистика. Во всех экономических теориях финансовые концепции занимали важное место. О влиянии государственных расходов, налогов, кредита и в целом бюджета на экономику писали все исследователи классической политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и др.). В современных условиях система взглядов в области финансов выступает как часть общеэкономической теории, обогащает и развивает финансовую науку. Финансовые рекомендации, имеющие практическую ценность, ложатся в основу стратегии социально-экономического развития государства и используются при разработке финансовой политики[2]. Финансовая наука как самостоятельное явление начала складываться в России в начале 19 в. В этот период появляются крупные работы в области финансов. Началорусской финансовой науке положила книга Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов», изданная в 1818 г.[3] Современное состояние финансовой науки в России характеризуется отсутствием существенных опубликованных разработок, как в теории, так и в практике финансов, неподготовленностью большинства экономистов к применению современной методологии изучения явлений рыночной экономики и отсутствием стабильной финансовой информации. Требуют более глубокого изучения вопросы сущности финансов, их роли в условиях рыночной экономики[4]. Большой вклад в развитие финансовой науки в России внестиИ. Янжул, И. Озеров, И. Кулишер, Л. Ходской, Д. Боголепов, В. Дьяченко, Э. Вознесенский, А.Александров, А. Бирман, П. Бунич, Г. Базаров, В. Сенчагов, С. Ситарян, Я. Либерман, В. Родионова и др.
Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов В отечественной экономической литературе сущность финансов – предмет дискуссий, возникающих по поводу их возникновения, зависимости их от государства и выполняемых функций. Одни экономисты придерживаются так называемой императивной концепции финансов, согласно которой финансы возникли с образованием государства и в современных условиях выполняют функции, связанные с ролью государства в регулировании общественной жизни. Наибольшее распространение получила распределительная концепция финансов, сторонники которой утверждают, что финансовые отношения возникают на второй стадии общественного воспроизводства (этапы общественного воспроизводство – производство, распределение, обмен, потребление). Существует и воспроизводственный подход в рассмотрении содержания финансов. Приверженцы этой концепции исходят из того, что отношения по поводу формирования финансов возникают не только при распределении стоимости общественного продукта и национального дохода, но и во всех сферах его движения, и прежде всего, в сфере непосредственного создания. Если учесть, что финансы – это денежные ресурсы, необходимые для обеспечения процесса воспроизводства, как в рамках страны, так и на уровне каждого предприятия, то воспроизводственная концепция финансовой системы не лишена экономического смысла. Важным понятием финансовых отношений являются финансовые ресурсы – это совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, находящихся в распоряжении субъектов экономики – государства, юридических и физических лиц. Они формируются в сфере экономической и финансовой деятельности в результате распределения и перераспределения стоимости, сопровождаемым движением денежных средств, являются материальными носителями финансовых отношений. Основные источники их образования – это стоимость валового продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности. Видами финансовых ресурсов являются формы доходов, поступлений и накоплений (амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи и др.). Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые. Сущность финансов как экономической категории наиболее полно раскрывается в их функциях. В экономической литературе в зависимости от концепции финансов упоминается о двух или более функциях. Воспроизводственная функция обеспечивает постоянство кругооборота средств, как в рамках страны, так и в рамках каждого предприятия. К этой функции финансов относится регулирование темпов и пропорций развития экономики, изменений ее отраслевой и территориальной структуры. Финансы также способствуют воспроизводству отраслей непроизводственной сферы. Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов хозяйственной жизни доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Распределение осуществляется в процессе хозяйственной деятельности в соответствии с тем вкладом, который вносит в создание стоимости продукта тот или иной фактор производства, а финансы, опосредуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и использование доходов и накоплений. Процесс распределения является стадией общественного воспроизводства, связывающей производство, обмен и потребление. В результате распределения у экономических субъектов формируются денежные доходы. У государства – налоги, у организаций – прибыль, у домохозяйств – заработная плата и доходы от собственности. В ходе создания и реализации продукции производятся затраты, создаются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности. Денежные ресурсы, задействованные в этом процессе в качестве затрат и доходов, получают свое выражение в виде финансовых потоков, движение которых встроено в процесс хозяйственной деятельности. Конечным результатом хозяйственной деятельности в масштабах страны является валовой внутренний продукт, который характеризует объем конечной продукции (товаров и услуг), созданной во всей экономике. С точки зрения финансовых показателей, в него входят величина амортизации, зарплата и прибыль. Если из валового внутреннего продукта вычесть амортизацию основных средств, получится национальный доход, который состоит по стоимости из зарплаты и прибыли. Национальный доход в процессе его движения из производства в потребление подразделяется на две части: одна – расходуется на непроизводственное потребление, другая – идет на возмещение и развитие средств производства. Национальный доход принято делить на фонд потребления и фонд накопления (потребление и инвестиции). Таким образом, структура общественного продукта предопределяет структуру первичного распределения финансов. При перераспределении формируются денежные доходы, поступления и накопления, обеспечивающие деятельность хозяйствующих субъектов, которые принято называть финансовыми ресурсами. Перераспределение финансовых ресурсов, проводимое государством для формирования своего бюджета, осуществляется с использованием налогов, обязательных отчислений и сборов. Государственный бюджет, предназначенный для обеспечения деятельности государственных органов, в экономическом плане используется по следующим направлениям: · покрытие расходов на оборону, социальные цели, содержание органов государственной власти и управления и др.; · удовлетворение общественных потребностей – развитие и содержание учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения; · проведение антикризисной политики, политики устойчивого роста, внешнеэкономической политики и т.д. Движение общественного продукта из производства в потребление протекает в стоимостной форме, в него встроен денежный оборот, обеспечивающий распределение и использование фондов денежных средств. Распределение, начатое в сфере материального производства, продолжается в сфере обращения. Благодаря финансам у покупателей формируются денежные фонды, т.е. подготавливаются условия, необходимые для осуществления обменных операций, и происходит распределение выручки, полученной в результате обмена. В сфере потребления с помощью финансов устанавливаются конечные пропорции использования национального дохода, образуются фонд потребления и фонд накопления. Вторичное распределение на уровне предприятий распространяется на прибыль, из которой уплачиваются налоги в бюджеты разных уровней бюджетной системы, проценты за полученный в банке кредит и т.д. Оставшаяся после этого часть прибыли служит источником расширенного воспроизводства, то есть превращается в капитал. Распределительная функция финансов в нашей стране развита недостаточно, подтверждением этому являются несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, социальных выплат, неплатежи между предприятиями и организациями и т.д. Контрольная функция финансов обеспечивает согласование финансовых интересов субъектов финансовых отношений и становится возможной, поскольку движение всех ценностей и ресурсов в экономике получает свое выражение в денежной форме и отражается в виде денежных показателей (биржевых индексов, динамики рентабельности, доходов и расходов бюджета, бюджетного дефицита, величине государственного долга и др.). Правильный их выбор для оценки финансового состояния способствует принятию эффективных управленческих решений. Эта функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости общественного продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и за расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция финансов реализуется через механизм финансового контроля. Основу контрольной функции составляет контроль за движением финансовых ресурсов. Благодаря ей можно определить, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение различных субъектов хозяйствования, насколько экономно и эффективно они используются и т.д. Считается, что не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, т.к. его осуществление это функция соответствующих органов, а не абстрактного понятия, под которым понимаются финансы[6]. Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. Состав, структура и содержание финансовой отчетности определяются нормами, разработанными с учетом международных требований. Финансовая отчетность должна быть полной, объективной, достоверной. Показатели финансовой отчетности должны быть сопоставимы. Контрольная функция, которую выполняют финансы, может реализовываться с большей или меньшей полнотой. Степень и глубина реализации контрольной функции во многом определяется состоянием финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок осуществления финансовой деятельности, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств по отношению как друг к другу, так и к государству[7]. Финансовая дисциплина – необходимое условие стабильности государства и предприятий. Она предполагает не только финансовую ответственность за полное и своевременное выполнение финансовых обязательств перед государством, банками, биржами, персоналом, но и обеспечение эффективности работы данной структуры. К нарушителям финансовой дисциплины применяются различные санкции: бесспорное взыскание денежных средств, пени, штрафы, запрещение или ограничение деятельности (операций), лишение свободы и др.[8] Российским законодательством предусмотрена как административная, гражданско-правовая ответственность за несоблюдение финансовой дисциплины, так и уголовная. В целом по РФ финансовая дисциплина находится на не достаточно высоком уровне.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |