Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая политика государства, ее особенности в современных российских условиях. Финансовый механизм




Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализаций государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития. Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает финансовую политику[12].

Финансовая политика государства – это совокупность государственных мероприятий, направленных на организацию финансовых отношений, обеспечение устойчивого и эффективного функционирования финансовой системы.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.
Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства[13].

Финансовая политика государства является составной частью его экономической политики. Она определяется принятой концепцией развития финансовой системы, ее стратегическими целями, определяющими основные направления формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Основными целями финансовой политики являются: наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государства, эффективное их использование, обеспечение устойчивого экономического роста и функционирования финансового рынка.

Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья:

· выработка научно обоснованных концепций развития финансов;

· определение основных направлений использования финансов;

· осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика должна удовлетворять следующим требованиям:

· научное обоснование;

· учет исторических условий;

· комплексность.

Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку,

но и по другим критериям:

· по территориальному критерию;

· по временному критерию;

· в зависимости от объектов воздействия.

Выработка и реализация единой государственной финансовой политики, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы, является основой деятельности Министерства финансов России.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных социально-экономической политикой государства.

В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, величина и динамика финансовых потоков, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия определяет направление, в котором должно происходить решение тактических задач. Тактика путем применения эффективных способов организации финансовых связей позволяет с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

Развитие государства связано с использованием того или иного типа финансовой политики, которая учитывает особенности текущего этапа социально-экономического развития общества, интересы правящих партий и социальных групп, господствующие теоретические концепции, влияющие на экономический и политический курс государства.

Основными инструментами финансовой политики государства являются налоги, бюджетное регулирование, льготы и санкции.

Выделяют три типа финансовой политики, проводимой различными государствами: классическую, регулирующую, планово-директивную.

Классическая финансовая политика применялась примерно до 1920 года и основывалась на трудах классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо. Ее содержание состояло в невмешательстве государства в экономику, сохранении свободной конкуренции и использовании рыночных механизмов регулирования хозяйственных процессов.

Регулирующая финансовая политика основывалась на экономической теории Дж. Кейнса и его последователей, которые исходили из необходимости вмешательства государства в экономику и регулирования ее циклического развития.

Планово-директивная финансовая политика проводилась в странах с административно-командной системой управления, позволявшей осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни общества[14].

Инструментом реализации финансовой политики выступает финансовый механизм, являющийся составной частью хозяйственного механизма. Он представляет собой совокупность видов и методов организации финансовых отношений и используется для оказания воздействия на экономику и социальную сферу, проведение единой финансовой политики государства. Финансовый механизм нацелен на решение конкретных задач, достижение реального эффекта и удовлетворение потребностей общества. Структура финансового механизма сложна в связи с разнообразием финансовых отношений.

Выделяют три основные группы, отражающие финансовые отношения: государственные и муниципальные финансы, страхование и финансы предприятий.

В структуре финансового механизма выделяют такие функциональные звенья, как: мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др. Финансовый механизм приводит в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование.

Построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве[15].


1.4.Управления финансами. Органы управления финансами в РФ, их полномочия

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами, т.е. сознательным воздействием органов управления на финансы разных уровней и финансовую деятельность.

Управление финансами – это совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных результатов, направленных на увеличение финансовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования финансовой системы на всех уровнях.

В управлении финансами выделяются объекты, субъекты, и инструменты управления.

Объектами управления финансов выступают разнообразные сферы финансовых отношений: государственные финансы, местные финансы, страхование, финансы предприятий, финансы граждан.

Субъектами управления финансов является совокупность организационных структур (законодательных и исполнительных), которые регулируют и контролируют финансовые процессы в экономике.

Функции управления финансами включают:

· финансовый анализ;

· финансовое прогнозирование;

· планирование финансовых ресурсов;

· оперативное регулирование финансов;

· контроль за их состоянием и учет финансовых ресурсов.

Финансовый анализ призван формировать информацию для принятия управленческих решений в области финансов, исходя из сложившейся ситуации.

Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемое в перспективе состояние финансовых ресурсов, является предпосылкой финансового планирования.

Планирование финансовых ресурсов связано с установлением параметров финансовой системы, величины и источников финансовых ресурсов, каналов их расходования, уровня их дефицитности.

Оперативное регулирование финансов осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию для перераспределения и изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач. Оперативное управление финансами возложено на финансовый аппарат – Министерство финансов, местные финансовые органы, финансовые службы предприятий.

Контроль за состоянием финансов призван выступать звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам управления необходимую информацию о соблюдении законов, норм и правил формирования и использования финансов.

Управление финансами осуществляется с использованием административно-распорядительных и экономических методов.

Всякий владелец финансовых ресурсов в той или иной степени осуществляет управление ими. Однако в этой области ключевое место занимают государственные органы власти и управления, составляющие финансовый аппарат, который включает: аппарат Президента, Совет Федерации РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Центральный банк РФ, местные финансовые органы и др.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и др.

Управление финансами невозможно без сбора и регистрации информации о финансово-хозяйственной деятельности, без информационного обмена, связанного с документальными и денежными потоками. В рыночной экономике многократно увеличился объем информации и количество участников информационного обмена. В этих условиях участники финансово-хозяйственной деятельности должны знать текущее состояние правовой базы, использовать современные информационные технологии и базы данных («Гарант», «Консультант»).

Различные программные продукты используются для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, составления отчетности. Электронная форма документов сокращает возможности ошибок, позволяет в режиме реального времени осуществлять обмен информацией[16].

Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль финансового права значительно возрастает в рыночной экономике. Изменение государственного устройства России, построение федеративных отношений между органами власти влияют на состав, финансовой системы государства, что диктует необходимость переосмысления ранее существовавших юридических норм, регулирующих финансовые отношения, и создания нового финансового законодательства. Установление и применение к финансовым отношениям соответствующих новым условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил организации этих отношений, позволяет эффективно управлять финансами органов власти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы субъект финансовых отношений и обеспечивает строгую дисциплину. В настоящее время знание правовых основ функционирования финансов на всех уровнях управления позволяет финансовым работникам грамотно и эффективно управлять системой финансовых отношений как в рамках отдельной организации, так и на государственном и муниципальном уровнях.

Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования, необходимых для реализации возложенных на них функций и выполнения, стоящих перед ними задач[17].


1.5.Понятие финансового контроля, его виды, формы и методы проведения. Органы государственного финансового контроля, направления совершенствования их деятельности.

Контроль, являясь одной из важнейших функций, процесса управления,осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениями,а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Контроль осуществляется в различных сферах деятельности
общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.[18]

Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления сами трудно переоценить. Он раскрывает новые явления в экономической деятельности различных субъектов экономики, определяет ее закономерность с целью совершенствования этой деятельности на научной основе. На всех стадиях общественного воспроизводства финансовый контроль изучает производительные силы и производственные отношения для выявления противоречий и их регулирования со стороны общества. Он способствует определению эффективности общественного труда, использованию основных и оборотных средств. Финансовый контроль выявляет неудовлетворенные потребности и посредством системы управления способствует их удовлетворению. В основе метода финансового контроля лежит диалектический метод с такими его законами, как всеобщая связь и взаимообусловленность явлений, динамизм, переход количества в качество, единство и борьба противоположностей, а также всеобщие приемы научного мышления – наблюдение, сравнение, анализ, синтез, дедукция и индукция.

Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем[19].

Финансовый контроль – это мероприятия по проверке распределительных процессов, происходящих при формировании и использовании финансовых ресурсов. Сферой финансового контроля являются все операции, совершаемые с использованием денег.

Поскольку финансовый контроль является функцией управления, то ему присущи следующие принципы: плановость, системность, законность, объективность, независимость, гласность, эффективность.

В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля, включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.

В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).
Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.
Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права[20].

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:
• обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
• выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
• рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
• соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
• повышение эффективности финансовой политики государства[21].

В процессе финансового контроля осуществляется:

· проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

· проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

· проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

· выявление внутренних резервов производства;

· устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Выделяют следующие этапы финансового контроля:

· планирование контрольных мероприятий (составление плана работы, программы проверки);

· организация и проведение контрольного мероприятия;

· подготовка акта или справки по результатам контрольного мероприятия;

· реализация материалов контрольного мероприятия (устранение выявленных недостатков).

Непосредственным предметом финансового контроля выступают такие показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления, издержки и др.

Финансовый контроль является сферой деятельности особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

· государственный;

· ведомственный;

· внутрихозяйственный;

· независимый (аудиторский);

· общественный.

Государственный финансовый контроль осуществляют соответствующие органы законодательной и исполнительной власти, такие как Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений. Объектом контроля выступают производственная, коммерческая, финансовая деятельность самого предприятия и его структурных подразделений.

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Объектом их контроля может быть деятельность всех экономических субъектов.

Общественный финансовый контроль осуществляют группы физических лиц на основе добровольности и безвозмездности.

По срокам проведения финансовый контроль делится на:

· предварительный;

· текущий;

· последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет, бюджетов организации и т.д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, финансовых и других ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности экономических субъектов.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе финансово-хозяйственных и коммерческих операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расчетов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом.

Последующий финансовый контроль осуществляется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, финансовых ресурсов, принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

Важную роль в организации финансового контроля играют методы его проведения. К ним относят предварительное изучение документов, анализ, ревизию, проверку, обследование, мониторинг, надзор.

Предварительное изучение документов – проверка изъятых или находящихся в организации документов с целью решения вопроса об их достаточности или документальной возможности проведения намечаемой ревизии.

Анализ финансового состояния предполагает детальное изучение периодической или годовой отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Ревизия – система контрольных действий по документальной и фактической проверке, обоснованности совершения организацией финансовых и хозяйственных операций в ревизуемом периоде и достигнутых результатов.

Проверка – контрольные действия по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансовых показателей предприятия или организации для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Мониторинг – постоянный контроль со стороны кредитной организации за использованием выданной ссуды, получением бюджетных средств и финансовым состоянием предприятия.

Надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Финансовый контроль органов законодательной власти, осуществляют: Федеральное Собрание РФ, Счетная Палата РФ, законодательные органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти и местного самоуправления, возлагается законодательством на Министерство финансов РФ, Федеральное Казначейство, федеральную службу финансово-бюджетного надзора, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, на главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.

В рамках контроля контрольные органы имеют право на:

  • получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
  • получение оперативной информации об исполнении бюджета;
  • утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
  • вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Органы исполнительной власти, местные администрации муниципальных образований обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом, иными нормативными правовыми актами РФ.

В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его предназначение состоит в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования средств общегосударственного денежного фонда.

На федеральном уровне бюджетный контроль по линии законодательной власти осуществляет Счетная палата РФ.

Согласно Закону РФ от 11.01.95 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ», она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованном Федеральным Собранием и подотчетным ему. Деятельность Счетной палаты направлена на все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности, органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью, если им предоставлены налоговые, таможенные льготы, либо иные преимущества. При этом Счетная палата РФ может осуществлять финансовый контроль в организациях, подведомственных субъектам федерации и органам местного самоуправления, получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Основным органом государственного бюджетного контроля по линии исполнительной власти является Министерство финансов РФ, осуществляющее возложенные на него задачи контроля в ходе исполнения бюджета и расходования государственных средств. Финансовые органы субъектов Федерации также наделены правами осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств соответствующего уровня.

Федеральное казначейство как орган финансового контроля осуществляет контроль за:

· непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

· непревышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями;

· непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

· непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;

· соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

· наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов РФ, возникновение у него денежных обязательств[22].

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов. А также контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Они вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главные администраторы доходов бюджета осуществляют финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов.

Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета осуществляют финансовый контроль за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета. Они вправе проводить проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета[23].

С целью организации и осуществления контрольной деятельности должны быть обеспечены:

а) распределение обязанностей между работниками, занятыми контрольной деятельностью;

б) планирование контрольной деятельности;

в) создание системы стимулов и условий для профессионального развития и повышения квалификации работников финансового контроля;

г) контроль качества контрольной деятельности;

д) отчетность о контрольной деятельности.

Субъект финансового контроля устанавливает критерии оценки результативности контрольной деятельности в целом, а также работы каждого работника финансового контроля.

При осуществлении контрольной деятельности работники финансового контроля руководствуются следующими принципами:

а) независимость;

б) профессиональная компетентность;

в) должная тщательность.

Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения субъектом финансового контроля плана контрольной деятельности на календарный год. При этом учитываются:

· законность, своевременность и периодичность проведения контрольных мероприятий;

· степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);

· реальность сроков проведения контрольных мероприятий;

· равномерность нагрузки на работников финансового контроля;

· экономическая целесообразность проведения контрольных мероприятий, определяемая соотношением затрат на проведение каждого контрольного мероприятия и суммы средств федерального бюджета, в отношении которых планируется проведение данного мероприятия;

· наличие резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий и другие факторы.

Предметом контроля качества контрольной деятельности является соблюдение при осуществлении контрольной деятельности бюджетного законодательства РФ, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Контроль качества контрольной деятельности осуществляется субъектом финансового контроля, который определяет формы, методы, периодичность и сроки такого контроля.

Порядок контроля качества контрольной деятельности должен обеспечивать оперативность и результативность такого контроля.

При определении порядка контроля качества контрольной деятельности учитываются следующие факторы:

· объем и сложность контрольной деятельности в целом и каждого контрольного мероприятия;

· профессиональная компетентность работников финансового контроля.

Субъект финансового контроля обеспечивает систематическое обобщение результатов контроля качества контрольной деятельности и информирование о них работников финансового контроля, систематическую отчетность работников финансового контроля о результатах контрольной деятельности.

Целью подготовки контрольного мероприятия является обеспечение его качества, результативности и своевременности. При подготовке контрольного мероприятия:

а) осуществляется сбор информации об объекте контроля, необходимой для организации контрольного мероприятия;

б) определяется объем контрольного мероприятия;

в) рассматривается в предварительном порядке общий подход к проведению контрольного мероприятия;

г) определяются сроки и этапы проведения контрольного мероприятия, в том числе последовательность проверки направлений деятельности объекта финансового контроля;

д) определяются требования к работникам финансового контроля, необходимые для проведения контрольного мероприятия, формируется группа работников, проводящих контрольное мероприятие, и распределяются обязанности между членами ревизионной группы;

е) составляется программа контрольного мероприятия;

ж) информируется объект финансового контроля о цене, объеме и сроках проведения контрольного мероприятия.

При проведении контрольного мероприятия должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам этого мероприятия. Доказательства - информация, полученная при проведении контрольного мероприятия, и результат ее анализа, которые подтверждают выводы, сделанные по результатам этого мероприятия.

Проверка по существу может проводиться путем выполнения: инспектирования, наблюдения, запроса, подтверждения, пересчета, аналитических процедур.

Инспектирование представляет собой изучение записей, документов и (или) материальных активов.

Наблюдение представляет собой отслеживание процесса или процедуры, выполняемой другими лицами.

Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами объекта финансового контроля.

При проведении контрольного мероприятия допустимы письменные запросы, адресованные третьим лицам, а также неформальные устные запросы, адресованные работникам объекта финансового контроля.

Подтверждение представляет собой ответ на запрос информации, содержащейся в документах бюджетного (бухгалтерского) учета.

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом финансового контроля, либо выполнение работником финансового контроля расчетов самостоятельно.

Аналитические процедуры – это анализ и оценка полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контроля с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бюджетном (бухгалтерском) учете хозяйственных операций и их причин.

Проведение контрольного мероприятия подлежит документированию[24].

Все виды финансового контроля осуществляются с применением определенных форм и методов их проведения.

Наиболее распространенная и ведущая форма бюджетного контроля – ревизия. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета.

Объектами ревизии выступают:

· государственные и территориальные органы власти и управления, их структурные подразделения;

· производственно-коммерческие и акционерные предприятия и организации с государственным участием;

· предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственную помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов, кредитов;

· общественные неправительственные организации и учреждения;

· внебюджетные социальные фонды;

· предпринимательские структуры и физические лица в части получения адресной финансовой помощи от государства, уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Самые распространенные и прогрессивные методы финансового контроля – комплексные ревизии, включающие всех участников и стороны деятельности ревизуемого предприятия (организации). Ревизии подвергаются финансовая и хозяйственная деятельность предприятия, взаимосвязь между финансово-экономическими показателями, технологией и организацией производства товаров (работ, услуг), с бюджетом и внебюджетными фондами, сохранность и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, состояние бухгалтерского учета, достоверность отчетности, соблюдение финансовой дисциплины и другие вопросы.

На основании акта ревизии, в котором фиксируются все нарушения, принимается решение по их устранению, применению финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налогового законодательства.

В настоящее время завершено формирование системы Федерального казначейства, осуществляющего в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Это, в частности, увеличило степень сохранности бюджетных средств. Обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджетов, повысилась оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчетности. Появились возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств[25].

Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

К сожалению, в последние годы государственный финансовый контроль был недостаточно эффективен, несмотря на ряд указов Президента (№ 1095 от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ», №477 от 12 мая 1997 г. «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета»), принятия Бюджетного кодекса РФ (раздел IX) и ФЗ-119 от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности». Имеет место нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета, под которым понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, например:

  • направление бюджетных средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей перепродажи;
  • осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица;
  • оказание финансовой поддержки;
  • расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов;
  • расходование средств сверх норм, установленных Минфином РФ (командировочные расходы, нормы на расходование бензина и др.);
  • использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;
  • расходование средств не по коду экономической классификации и др.

Нецелевое использование бюджетных средств влияет на экономику и социальную сферу разрушительнее, нежели уклонение от уплаты налогов, признаваемое уголовным преступлением с возможным лишением свободы. Если налоги не поступают, остается возможность не планировать некие затраты, учитывая временную нехватку средств, мотивированно отложить расходы на следующий период. Если же предусмотренные ассигнования ушли на сторону, восстановить их чаще всего невозможно или на это требуется много времени.

Будучи антиобщественным действием, нецелевое использование бюджетных средств открывает дорогу целому ряду уголовных преступлений. Практика финансового контроля изобилует примерами того, что как раз с направления бюджетных денег на непредусмотренные цели начинаются их прямые хищения. Нарушения бюджетной росписи или статей сметы становятся началом краж и мошенничества, присвоений и растрат, вымогательства и взяточничества или служат для их маскировки.

Недопустима недооценка общественной опасности нецелевого использования бюджетных средств[26].

К нарушителям применяется такая мера ответственности, как взыскание денежных средств, используемых не по целевому назначению, и наложение штрафа в размере действующей учетной ставки Банка России и др.

Совершенствование правовых основ финансового (бюджетного) контроля и устранение многих существующих пробелов и противоречий бюджетного законодательства является одним из важных направлений в реформе всей системы управления государственными финансами РФ. В условиях экономического развития и децентрализации межбюджетных отношений лишь четкая и согласованная система финансового (бюджетного) контроля способна обеспечить эффективность управления многоуровневой системой государственных финансов и исключить разобщенность и финансовой деятельности органов государственной власти РФ.

Совершенствованию государственного и муниципального контроля должны способствовать кардинальное изменение подходов к осуществлению. Его содержание должно состоять не только в фиксации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решений об их выделении. Необходимо четко разграничить полномочия и ответственность органов государственного и муниципального контроля, устранить параллелизм и дублирование в их работе[27].

Несмотря на значительные успехи в сфере финансового контроля, назрела необходимость принятия федерального закона о государственном финансовом контроле.

В начале 90-х годов ХХ века система контроля, в том числе финансового, действовавшая в СССР, прекратила свое существование. Во многом это произошло из-за того, что в постсоветской России существовала ложная надежда на рынок, который «должен был отрегулировать экономические отношения, все расставить на свои места». Поэтому считалось, что какой-либо контроль, особенно государственный, утратил целесообразность. Его должен был компенсировать механизм регулирования и саморегулирования, присущий государствам с развитой рыночной экономикой. Однако практика показала, что и в условиях многоукладной экономики, многообразия форм собственности существует потребность в эффективном использовании финансовых ресурсов. Отсюда возникла необходимость восстановления роли финансового контроля в управлении финансами и принятия федерального закона о государственном финансовом контроле.

Совершенствование финансового контроля должно осуществляться по следующим направлениям:

· повышение прозрачности и открытости финансовой информации;

· улучшение кадрового состава органов финансового контроля;

· использование достижений научно-технического прогресса;

· разработка системы показателей оценки эффективности деятельности контрольных

органов;

· увеличения адекватности достигнутых в процессе становления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.);

· следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля;

· принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы его осуществления в РФ, определить систему органов финансового контроля и механизм их взаимодействия;

· улучшить взаимодействие органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти;

· решить вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов;

· перейти к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой деятельность контрольных органов, предполагающую анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснование расходования;

· завершить работу по конкретизации и законодательному закреплению критериев эффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование;

· исключить дублирование действий контрольных органов,заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля.

Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методически документов контролирующих органов т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения.
В вопросах совершенствования финансового контроля большоезначение принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.