Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование доходов и расходов бюджетов. Сбалансированность бюджетов




 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Они имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства.

Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти и служащие для обеспечения их функций.

Состав бюджетных доходов, их структура связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в соответствии с кодом бюджетной классификации.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами определенных прав или выдачи разрешений.

В налоговых отношениях участвуют:

· организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;

· организации и физические лица, признаваемые агентами;

· налоговые органы;

· таможенные органы.

Основными функциями налогов являются:

· фискальная, означающая, что за счет налогов формируется доходная база бюджетов всех уровней;

· стимулирующая (регулирующая), предполагающая, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. При этом слишком высокие налоги снижают деловую активность и приводят к стагнации производства, что негативно влияет на социально-экономические процессы, происходящие в обществе. Высокое налоговое бремя заставляет предпринимателей уходить в теневой сектор экономики. Поэтому государство должно маневрировать между фискальной и регулирующими функциями, создавая для налогоплательщиков благоприятный налоговый климат и стимулируя инвестиции в экономику.

Система налогов и сборов в РФ установлена Налоговым кодексом РФ (НК РФ), утвержденным федеральным законом от 19.06.1998 №ФЗ-146. НК РФ определены виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения их в действие; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Принципы налогообложения:

· по законодательству РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

· налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

· не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

· налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

· не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств;

· ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи;

· при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

· все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Налоговая система представляет собой совокупность существующих в государстве существенных условий налогообложения, к которым относятся:

· принципы, формы и методы установления, изменения, отмены, уплаты налогов;

· виды налогов;

· права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;

· формы и методы налогового контроля;

· ответственность участников налоговых отношений:

· способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.

В налоговую систему РФ входят следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т.е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

· доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда;

· средства самообложения граждан и др.

К собственным доходам бюджетов относятся:

· налоговые доходы и неналоговые доходы;

· доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

К безвозмездным поступлениям относятся:

· межбюджетные трансферты;

· дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ;

· субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

· безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ в виде дотаций, субвенций, субсидий и др.

Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим ли-
цам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

· прибыль Центрального банка РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – по нормативам, установленным федеральными законами;

· доходы от внешнеэкономической деятельности[94].

Основными направлениями налоговой политики на 2011–2013 годы являются:

· обеспечения роста доходов за счет улучшения администрирования существующих налогов;

· обеспечение условий инновационного развития экономики[95].

Федеральный бюджет на 2010 год утвержден исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 43,187 трлн рублей и уровня инфляции, не превышающего 10,0 процента. Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2010 г. составил 6,950 трлн рублей.

Федеральным бюджетом на 2011, на 2012 и на 2013 годы определены объемы валового внутреннего продукта в размере соответственно 50,38, 55,95 и 61,92 трлн рублей и уровень инфляции, не превышающий соответственно 6,5, 6,0 и 5,5 процента.

Объем доходов федерального бюджета на 2011, 2012 и 2013 годы утвержден в сумме 8,844, 9,503 и 10,379 трлн рублей[96].

 

Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

Экономическая сущность расходов бюджетов проявляется во многих видах расходов, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

· природой и функциями государства;

· уровнем социально-экономического развития страны;

· разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой;

· административно-территориальным устройством государства;

· формами предоставления бюджетных средств и т.п.

По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они находят свое отражение в функциональной классификации бюджетных расходов.

Политика государства в области расходов на социальную сферу подразумевает:

· повышение реального уровня пенсий с одновременным обеспечением краткосрочной и долгосрочной устойчивости пенсионной системы;

· существенное снижение уровня бедности за счет обеспечения необходимой социальной помощи;

· сохранение существующих льгот ветеранам войны, инвалидам, участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, детских пособий;

· выплату жилищных субсидий домохозяйствам, расходы которых на жилищно-коммунальные услуги превышают законодательно установленные нормы;

· повышение реальной заработной платы учителей и врачей, а также техническое переоснащение образовательных и медицинских учреждений;

· обеспечение текущих материальных расходов бюджетных организаций в соответствии с установленными нормами;

· необходимые государственные инвестиции в социальную сферу.

 

Классификация расходов бюджетов

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

По роли в общественном воспроизводстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

По экономическому содержанию до принятия изменений в БК РФ в 2007 году выделялись текущие и капитальные бюджетные расходы.

Группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и др.

В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

· финансирование промышленного производства;

· финансирование социально-культурных мероприятий;

· финансирование науки;

· финансирование обороны;

· содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

· расходы по внешнеэкономической деятельности;

· создание резервных фондов;

· расходы по обслуживанию государственного долга др.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в РФ применятся классификация расходов по следующим целевым направлениям: заработная плата, начисления на заработную плату, канцелярские и хозяйственные расходы, командировки и служебные разъезды, стипендии, расходы на питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств, приобретение оборудования и инвентаря, приобретение мягкого инвентаря и обмундирования, государственные капитальные вложения, капитальный ремонт, содержание сооружений благоустройства, геологоразведочные работы, проектирование, государственная дотация, операционные расходы, платежи по ссудам, возмещение разницы в ценах, прочие расходы.

Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований, в обеспечении намеченных ими мероприятиями, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

Последним признаком классификации расходов является территориальный признак. В соответствии с уровнем государственного управления в РФ расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов Федерации и расходы местных бюджетов.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют следующие принципы финансирования:

· получение максимального эффекта при минимуме затрат;

· целевой характер использования бюджетных ассигнований;

· безвозвратность бюджетных ассигнований.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

· ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

· средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

· трансферты населению;

· ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению;

· ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

· ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

· бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

· межбюджетные трансферты;

· субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

· инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

· кредиты иностранным государствам;

· средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервных фондов местных администрации. Их размер не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов. Средства фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание фонда Президента РФ в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда Президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ на основании письменного распоряжения Президента РФ. Расходование средств резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение своей деятельности не допускается (Гл. 10 БК РФ).

Из федерального бюджета обычно финансируются такие виды функциональных расходов, как:

· обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

· функционирование федеральной судебной системы;

· осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

· национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

· государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

· государственная поддержка атомной энергетики;

· ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

· исследование и использование космического пространства;

· содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

· формирование федеральной собственности, обслуживание и погашение государственного долга РФ;

· пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

· проведение выборов и референдумов РФ;

· федеральная инвестиционная программа;

· финансовая поддержка субъектов РФ;

· официальный статистический учет и др.

Из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные расходы:

· обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

· формирование государственной собственности субъектов РФ, обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

· проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

· обеспечение реализации региональных целевых программ;

· осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

· содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

· обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

· оказание финансовой помощи местным бюджетам и др.

Из местных бюджетов финансируются функциональные расходы на:

· содержание органов местного самоуправления;

· формирование муниципальной собственности и управление ею;

· организацию, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

· содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

· организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

· муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

· благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

· организацию утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

· содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

· организацию транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

· обеспечение противопожарной безопасности;

· охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

· обслуживание и погашение муниципального долга;

· целевое дотирование населения;

· содержание муниципальных архивов;

· проведение муниципальных выборов и местных референдумов и др.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2010 г. утвержден в сумме 9,886 трлн рублей. Дефицит федерального бюджета составил 2,936 трлн рублей.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2011 год утвержден в размере 10,658 трлн рублей, на 2012 год в сумме 11,237 трлн рублей и на 2013 год в сумме 12,175 трлн рублей. Дефицит федерального бюджета на 2011 год составил 1,814 трлн рублей, на 2012 год – 1,734 рублей и на 2013 год – 1,795 трлн рублей[97].

 

С 2003 по 2007 гг. в России формировался Стабилизационный фонд, представляющий собой часть средств федерального бюджета, образующуюся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежавший обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

С 01.01.2008 г. нефтегазовые доходы[98] федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Он способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов, и фактически заменил собой Стабилизационный фонд РФ. В отличие от Стабилизационного фонда РФ, помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Он не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году ВВП и финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Резервный фонд – это часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Величина Резервного фонда в абсолютном размере устанавливается исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП. Он формируется за счет:

· нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

· доходов от управления средствами Резервного фонда.

В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта. Предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга РФ[99].

Фонд национального благосостояния – это часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

Он формируется за счет:

· нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

· доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком РФ, Фонда национального благосостояния – Центральным банком РФ и специализированными финансовыми организациями, в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.

Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами:

· путем приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке РФ;

· путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством РФ.

Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и другие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в Центральном банке РФ.

Министерство финансов РФ ежемесячно должно публиковать сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачислении средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце.

 

Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный при наличии самостоятельных бюджетов сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация.

В действующем БК РФ бюджетной классификации посвящена глава 4.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач, как:

· контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;

· получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;

· формирование инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;

· обеспечение реализации принципа единства бюджетной системы.

Бюджетная классификация РФ включает классификацию:

· доходов бюджетов;

· расходов бюджетов;

· источников финансирования дефицитов бюджетов;

· операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Код классификации доходов бюджетов РФ состоит из кода:

· главного администратора доходов бюджета;

· вида доходов;

· подвида доходов;

· классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета утверждаются законом о соответствующем бюджете.

Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент до-
хода.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

· налоговые и неналоговые доходы;

· безвозмездные поступления.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ элементами доходов являются:

· федеральный бюджет;

· бюджеты субъектов РФ;

· бюджеты муниципальных районов;

· бюджеты городских округов;

· бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

· бюджеты городских и сельских поселений;

· бюджет Пенсионного фонда РФ;

· бюджет Фонда социального страхования РФ;

· бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

· бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов.

Код классификации расходов бюджетов состоит из кода:

· главного распорядителя бюджетных средств;

· раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

· классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

· общегосударственные вопросы;

· национальная оборона;

· национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

· национальная экономика;

· охрана окружающей среды;

· образование;

· культура, кинематография, средства массовой информации;

· здравоохранение, физическая культура и спорт;

· социальная политика;

· межбюджетные трансферты.

Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом о бюджете.

Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из кода:

· главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;

· группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;

· классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом о соответствующем бюджете.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

· источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

· источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и статьями операций сектора государственного управления являются:

· доходы;

· расходы;

· поступление нефинансовых активов;

· выбытие нефинансовых активов;

· поступление финансовых активов;

· выбытие финансовых активов;

· увеличение обязательств;

· уменьшение обязательств.

Единый для бюджетов бюджетной системы РФ перечень подстатей операций сектора государственного управления и порядок применения классификации устанавливается Министерством финансов РФ.

 

Сбалансированность бюджетов

 

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов бюджет должен быть сбалансированным по доходам и расходам. Сбалансированность является основным принципом бюджетной системы РФ.

Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета, превышение доходов над расходами – профицитом бюджета.

Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. В экономической теории отношение к нему разное, и его нельзя считать абсолютным злом или абсолютным благом, многое зависит от причин его возникновения, источников покрытия. Пределы бюджетного дефицита зависят от экономической ситуации в стране (в Европейском Союзе – 3% от ВВП).

Бюджетный дефицит явление объективное, а не случайное, оно порождается циклическими процессами в развитии экономик многих стран и целым рядом других причин.

Причинами его образования могут выступать:

· рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличением инвестиций;

· чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие рост непредвиденных расходов на их покрытие;

· кризисные явления в экономике, развал и неэффективность финансовой системы.

Минимизация дефицита бюджета достигается разными методами: одни используются при формировании бюджета, другие при его исполнении.

К методам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов, совершенствование механизма распределения бюджетных доходов, выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов, построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений, сокращение масштабов государственного сектора экономики, жесткая экономия расходов путем исключения из них лишних затрат, использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований.

В ходе исполнения бюджета минимизация размера дефицита достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов, строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств[100], определения оптимальных сроков осуществления расходов, использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета, мобилизации резервов роста бюджетных доходов, последовательного проведения финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, оказания финансовой помощи другим бюджетам[101].

Дефицит федерального бюджета в разные годы в России составлял (в % от ВВП):

1996 г. – 6,8;

1997 г. – 5,4;

1998 г. – 4,6;

1999 г. – 2,54;

2000 г. – 1,08.

В 2001 г. бюджет был принят без дефицита, а бюджеты 2002–2008 гг. – с профицитом.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, а также приобретение Центральным банком РФ государственных ценных бумаг субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 процент прогнозируемого валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета являются:

· разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

· разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

· разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций;

· разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года и иные источники.

Источниками внешнего финансирования дефицита федерального бюджета являются:

· разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

· разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

· разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций и иные источники.

Иные остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года могут быть использованы на:

· осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства;

· сокращение заимствований.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ включаются:

· разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

· разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций;

· разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта РФ другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· разница между полученными и погашенными субъектом РФ в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными РФ в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

· разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ в течение соответствующего финансового года и иные источники.

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ включаются:

· разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

· разница между полученными и погашенными субъектом РФ кредитами иностранных банков в иностранной валюте и иные источники.

Остатки средств бюджета субъекта РФ на начало текущего финансового года в объеме, определяемом законом субъекта Российской Федерации, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:

· разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

· разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте РФ;

· разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

· разница между полученными в иностранной валюте от РФ и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

· изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года и иные источники.

Ст. 96 БК РФ установлен дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета[102].

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта РФ без учета объема безвозмездных поступлений.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных ограничений является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Если в процессе исполнения бюджета обнаруживается превышение доходов над его расходами, то сокращение профицита бюджета осуществляется за счет:

· сокращения привлеченных доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;

· направления бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

· увеличения расходов бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если вышеперечисленные меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.247 сек.