Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические комитеты




Предметом особой заботы государства и общества являются обеспечение, сохранение жизни и здоровья граждан. Полноценная охрана здоровья народа и обеспечение условий, позволяющих ему достойно существовать и развиваться, являются критериями нравственной политики государства. В осуществлении этой социальной задачи большая роль принадлежит врачу, его профессиональной деятельности и нравственной позиции.

Главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) - сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях.

За свою врачебную деятельность врач несет моральную ответственность перед больным и медицинским сообществом, а за нарушение законов Российской Федерации - перед судом, но он прежде всего должен помнить, что главный судья на его врачебном пути - это его собственная совесть. В системе организации здравоохранения важная роль отводится органам самоуправления медицинских работников и прежде всего ассоциациям врачей.

Основные задачи этих ассоциаций - поддержать высокую профессиональную репутацию врачей, обеспечить благоприятные экономические условия их работы.

В соответствии с статьей 62 Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации Закона Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе для защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и фармацевтической практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских и фармацевтических работников.

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации принимают участие:

- в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм;

- в разработке стандартов качества медицинской помощи, федеральных программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в присвоении медицинским и фармацевтическим работникам квалификационных категорий;

- в лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности;

- в соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и деятельности фондов обязательного медицинского страхования.

Контроль за соблюдением врачебной этики осуществляют профессиональные ассоциации и созданные при них этические комитеты (комиссии).

Этический комитет - независимый орган (на уровне данного учреждения, региональном, национальном или наднациональном уровне), состоящий из лиц, имеющих научное/медицинское образование и не имеющих его, в чьи обязанности входит обеспечение защиты прав, безопасности и благополучия субъектов исследования и гарантирование общественности этой защиты посредством (наряду с другими способами) рассмотрения и одобрения протокола клинического исследования, приемлемости исследователей, оборудования, а также методов и материалов, которые предполагается использовать при получении и документировании информированного согласия субъектов исследования.

Модели (или типы) функционирования этических комитетов условно делят на “американскую” и “европейскую”.

Главной отличительной особенностью этических комитетов США является система государственного контроля за проведением биомедицинских исследований на людях.

Для “европейской” модели общей чертой, свойственной деятельности этических комитетов, является совещательно-консультативный характер их полномочий.

Смысл существования комитетов по этике и этических консультаций в том, чтобы не доводить проблемную ситуацию до суда, а попытаться решить на межличностном уровне, путем разумного соглашения. Этические комитеты формируются из независимых лиц, компетентных в вопросах биоэтики, которые могут оценить медицинскую сторону дела и дать советы не только практикующим врачам, но и пациентам. Сейчас все службы, имеющие отношение к медицине, стали проявлять повышенный интерес к комитетам по этике и этическим консультациям, в деятельности которых они видят способ гармоничного развития отношений медицинских работников и пациентов.

Все большее распространение получает работа так называемых этических консультантов. Как правило, это члены этического комитета, выезжающие в лечебное учреждение, где возникла этическая проблема, и решающие ее на месте или представляющие материал не заседание комитета.

Этические комитеты в своей работе основываются на принципах, которые должны гарантировать вне зависимости от национальных различий защиту интересов участников исследований и исследователей: это принцип независимости и беспристрастности, принцип правильности процедуры и принцип подотчетности.

Создание этических комитетов и их документальное оформление в России началось в 90-е годы. в стране было создано 5 центральных комитетов по биоэтике. Первым в 1993 году был учрежден Национальный комитет по биоэтике Российской академии наук. Затем - комитет при президиуме РАМН, при Российской медицинской ассоциации, при Ассоциации врачей и при Министерстве здравоохранения РФ. После принятия закона РФ “О лекарственных средствах” в соответствии с его 37-й статьей был создан Комитет по этике при федеральном органе контроля лекарственных средств (до этого этическая экспертиза протоколов клинических испытаний проводилась в специальной комиссии Национального комитета при РМА). Этот комитет начал свою работу осенью 2000г. Каждая организация-разработчик лекарственного средства должна обратиться в данный комитет и пройти соответствующую экспертизу. В декабре 2000 года инициативной группой медицинских работников был создан Независимый междисциплинарный комитет по этической экспертизе клинических исследований, который предполагал отвечать на различные запросы и обращения на добровольной основе. Локальные и региональные этические комитеты создаются менее активно, но количество их постепенно растет.

Национальный этический комитет был создан на прошедшем в октябре 1995 года Всероссийском Пироговском съезде врачей по инициативе Российской Медицинской Академии.

К задачам Национального этического комитета относят:

- осуществление общественного контроля над соблюдением прав человека по критериям биомедицинской этики;

- всемерное содействие укреплению доверия, консолидации и партнерским отношениям между врачами и пациентами путем объективного и принципиального рассмотрения сложных в морально-правовом отношении ситуаций;

- утверждение общих принципов гуманизма, нравственности и биомедицинской этики;

- помощь в создании этических комитетов в учреждениях медицинского профиля и в региональных отделениях РМА.

В структуре Национального этического комитета существует несколько комиссий:

- по практической работе;

- но научно-исследовательской деятельности;

- по клиническим испытаниям лекарственных средств;

- по медицинской рекламе;

- по международным связям.

Локальные независимые этические комитеты - организуется специально для контроля в области научной медицинской деятельности, а именно - для контроля в области клинических испытаний. Этот специфический тип этического органа создается преимущественно в Научных центрах, и его деятельность не выходит за их границы.

Этические комитеты лечебных учреждений у чреждаются как консультативные группы и привлекаются в тех случаях, когда возникают моральные проблемы. Их прерогатива - обсуждение сложных этических проблем, возникших в клинической практике, и формулировка рекомендаций о том, как эти проблемы следует решать.

Этические комитеты в лечебно-профилактических учреждениях предназначены для принятия решений об ответственности медицинских работников за нарушение трудовой дисциплины. Это решение может выражаться в двух формах:

- экспертная информация о статусных характеристиках личности провинившегося (авторитет в коллективе, отношения с пациентами, морально- психологические качества);

- профилактика нарушений трудовой дисциплины, принятие решений в «пограничной ситуации», когда нарушение еще не совершено, но существует большая вероятность его совершения.

Заключение

Изложенная в учебном пособии информация дает возможность считать, что доказательная медицина – должна стать для практического врача методикой выбора тех или иных препаратов или схем лечения, а основополагающей методологией государственной политики в области здравоохранения.

Материалы Международного совещания на базе ММА им. И.М.Сеченова (М.Р.Горецкая, 2005), посвященное проблемам доказательной медицины констатировало, что врач при организации и оказании медицинской помощи пациенту обязан руководствоваться научно обоснованными и доказанными алгоритмами постановки диагноза и назначения адекватной терапии.

Подобный подход в клинической практике сосредотачивает деятельность медицинских работников на достижении важных для пациентов исходов, чем увеличивает их удовлетворенность и улучшает отношение с врачом. Одновременно он ставит во главу угла клинически важные исходы медицинских вмешательств и провозглашает, что в отношении отдельного пациента должны применяться только вмешательства, эффективность которых доказана в доброкачественных исследованиях. Наряду с эти, использование принципов доказательной медицины способствует более рациональному расходованию ресурсов и формированию более эффективной системы здравоохранения.

В отношении подготовки врачей специалистов по тематике доказательной медицины следует отметить назревшую необходимость внедрение в образовательный процесс в медицинских и фармацевтических вузах России, в систему послевузовского образования и профессионального развития врачей и фармацевтов основных положений доказательной медицины.

По итогам работы совещание приняло ряд рекомендаций, которые по нашему мнению являются ключевыми в решении проблем доказательной медицины:

- включить преподавание доказательной медицины в учебные планы всех факультетов образовательных учреждений высшего и профессионального дополнительного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и медицинских (фармацевтических) факультетов государственных университетов.

- в преподавании клинических дисциплин все элементы медицинской деятельности (диагностика, лечение, профилактика и пр.) должны представляться обучаемым с использованием данных достоверных исследований;

- следует расширить преподавание клинической эпидемиологии и биостатистики с целью подготовки студентов к адекватному восприятию достижений современной медицины;

- в качестве первоочередной меры необходимо начать обучение научно-педагогических кадров Академии доказательной медицины, а также обеспечить им доступ к важнейшим источникам доказательной информации: Clinical Evidence, Cochrane Library и др.;

- открыть на Интернет-сайтах медицинских и фармацевтических вузов раздел “Доказательная медицина”;

- включить в Государственные образовательные стандарты вопросы доказательной медицины и организации научных исследований;

- при рецензировании учебно-методической литературы обращать внимание на обязательное использование принципов доказательной медицины при изложении фактического материала;

- в создании новой учебно-методической литературы необходимо руководствоваться принципом полного и ясного представления доказательств относительно всех утверждений: для распространенности заболевания, симптомов, эффективности лечебного и профилактического вмешательств;

- при реализации учебных программ следует шире использовать методы преподавания, предусматривающие самостоятельный поиск обучающимися знаний, необходимых им для решения конкретных клинических задач;

- в преподавании доклинических дисциплин необходимо систематически использовать современные эпидемиологические данные, полученные в достоверных исследованиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 7654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.