КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. История архитектуры и градостроительства Византии
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ Становление архитектуры Европы на ранних этапах феодализма и создания централизованных государств происходило неравномерно из-за разницы уровней культуры в целом. Молодые государства подражали Византии. Через религиозный мост византийские достижения в архитектуре быстро проникали в соседние страны. Византийские литераторы стремились восстановить территорию великой Римской империи. Вкладываются громадные средства в строительство и укрепление Константинополя - сталицы Византии, с тем, чтобы затмить блеск Рима. Наивысшего могущества и культурного расцвета Византия дос- тигла в VI веке при императоре Гостиниане, который утвердил государство Константинополя на всем Средиземноморье. В архитектуре ^Византии прослеживаются этапы накопления и слияния строительных приемов римской и восточной школ.
3 этапа развития: -ранневизантийский /У-УП вв/ -средневизантийский /УН-ХШ вв/ - поздневизантийский /Х1П-ХУ вв/ Также четко прослеживаются 3 архитектурных школы: константинопольская, греческая и школа восточных провинций. Константинополь всегда был центром архитектурной деятельности. Расположен на полуострове, ограниченным бухтой Золотой рог и Мраморным морем. Окружен мощными кре-постными стенами с суши и с моря /V в/. Великолепна архитектура башен, при въездах в город, мостов, укрепленных гаваней. От главных Золотых ворот ведет улица Меей, заканчиваясь площадью Августион, расположенной на мысу. К площади примыкает иподром, на ней расположен Большой дворец императоров и в 532-537 г.г. построен Собор святой Софии - "цент мира", Собор Софии должен был затмить своим великолепием Пантеон в Риме. Кроме этого архитекторами Исидором из Милета и Анфимием из Троля, была впервые решена конструктивная задача перехода от квадрата к кругу. Некоторые исследователи считают, что прототипами конструкций Софии были базилика Максенция и купол Пантеона. Собор представляет себой в плане укороченную базилику 75x72 м, перекрытую куполом Ь до верха купола 57 м, диам. 32. Конструктивный переход от квадратного основания к полусфере совершен с помощью боковых полукуполов - "парусов". 2 больших, 5 малых и один цилиндрический свод распределяют боковой распор. Впервые было построено центричное купольное здание, впоследствии распространившееся в постройках православных церквей. Фасады Софии константинопольской просты и суровы. Главное внимание - интерьеру. Использовался мрамор, мозаичные картины на стенах, боковые нефы отделаны колоннами в ордере. Особое внимание следует обратить на освещение, которое осуществляется через арочные окна купола /"световой оргайн"/. Громадный купол кажется парящим в воздухе. В интерьере преобладают вертикальные линии, переходящие в закругления - арки. Купольная базилика - церковь Ирины 532,564,740 г /перестраивается/, церковь Апостолов - в Константинополе, Мартирии. СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И КОНСТРУКЦИИ Утрачена техника обжига кирпича. Применяется константинопольская кладка. Слой плинфы /70x70x5 см/ перелаживается толстым слоем известково-глиняного раствора разного цвета, придавая зданиям горизонтальное членение. В соборе Софии и других важных культовых зданий в опорные столбы закладывали пластины или арматуру из свинца. В перекрытиях применяется 6 типов сводов: 1/ римский крестовый, 2/ вспарушенный на 4-х опорах, 3/ вспарушенный на 8 опорах, 4/ купол на парусах, 5/ купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами, 6/ крестовокупольная система перекрытия. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО градостроительстве развивается центричная система плани-[Г По типу плана Константинополя строятся Царицын Град. Юстиниана-Прима /Югосл. /. В центре круглой площади с колоннадой -статуя Юстиниана. Стоби 479 г. Византийские стены, улица - колоннада. Филинни в Македонии. В центре - римский Форум, в VI веке ' на АРХИТЕКТУРА ПРОВИНЦИИ Строительные материалы: великолепно отесанный камень, прд Плоские каменные перекрытия в культовых зданиях заменяются Ансамбль в Каср-ибы-Вардане. "Кипящая кровля" - система мелких куполов по всей крыше. Церковь Успения в Ники /Турция VIII в/. Собор Софии в Фессалониках - Греция VIII в - переход от купольной базилики к 5-нефной крестовокупольной церкви. Неустойчивость концов креста, дополнительные нефы.
СООРУЖЕНИЯ Отсутствие воды - строительство цистерн под землей. Архитектура крепостных стен и ворот. Жилье из камня или плинфы. Укрепленное. Обычно 2х-3х этажные, вход со II этажа. Дворцы с переходами в церкви. Заметно влияние дворцовой ар В ранневизантиискии период - основное внимание интерьеру. Контраст между суровым замкнутым Фасадом, украшенным лишь арочными завершениями проемов и пышным интерьером с богатой отделкой.
V. СРЕДНЕВИЗАНТИИСКИИ ПЕРИОД VIII-ХIII вв. Крестовые походы, нашествие славян /конец VI в/, война с Ираном /нач. VII в/, восстание арабов подрывают могущество Византии. Сокращаются территориально зоны влияния. Земли между Эгрй-ским морем и Дунаем - славяне, на восток от Средиземного моря турки, север африки -владения арабов. В результате вынужденная реорганизация империи. Империя делится на Фемы - военные округа. Крупнейшими землевладельцами. являются монастыри и церковная верхушка. Следовательно они и есть - главные заказчики в архитектуре, искусстве, строительстве.
Главные города - Константинополь, на западе - Фессалоники,на востоке - Трапезунд. Общий объем строительства сокращается. Застраиваются преимущественно столицы и центры Фемов. После периода иконоборчества 726-842 г. г. положение в империи стабилизируется. Усиление крупных Феодальных земельных собственников. Большее внимание уделяется гражданскому строительству, хотя, как и в ранневизантийский период религиозная и общественная жизнь нераздельны. В этот период наиболее широкое распространение получают крестовокупольные храмы. Впервые разработана группировка пространственных ячеек. 3-х нефные - основа квадратная ячейка. 5-ти нефные - дополнительные нефы с 3-х сторон. Встречаются Центр храма - по-прежнему купол на парусах. С востока храм Перестильный тип церкви существует одновременно с крестоцо-купольным и базиликальным. В 1054 г. произошел раздел христианского учения на католическое и православное. Католическое распространилось в Западной Европе. Православное - на территории Византии и в славянских землях. Католики склоняются к постройке базиликальных церквей и соборов. В православном мире строят крестовокупольные храмы. Базиликальный тип храма также 3-х,5-ти нефные помещения, изредка однонеФные, перекрытые куполом с тромпами, обычно с 3-х дольным алтарем. Строительные материалы и конструкции существенно не меняются. С XII в в константинополькой кладке швы становятся в 3 р. выше, чем плинфа. что создает еще более резкое горизонтальное членение Фасадов, создается впечатление воздушности. Еще более значительное внимание отдается интерьеру. Большую роль Фреска, мозаика, стены и столбы облицовываются мрамором. Декоративная резьба по камню. КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА
Рядовая жилая застройка и дворцы не сохранились. Близка по стилю к средневизантиискому архитектура Равенны, дворцы,,в Венеции /дворец Дожей/.. Подражание константинопольской школе - дворец Фондако леи Турки. По описаниям историков, дворцы образовывали сплошной ряд колонн с аркадами вдоль улиц. Оси аркад верхних этажей не совпа-дали с осями нижних аркад - миниатюрнее, ниже, создавая ритмические ряды по вертикали и горизонтали.
Сохранившиеся церкви в настоящее время перестроены в мечети В IX в построены церкви Аттик и Календер /850 г./ Аттик -простой 5-неФный крестовокупольный храм с нартексом. Восточная часть креста укорочена. Каменная кладка правильными рядами - восточно-византийская, чередуется с кирпичной константинопольской /6-7 камней. 4-5 - плинфа/. Распор цилиндрических сводов погашается массивными стенами. Диаметр купола 5м. В боковых нефах устроены индивидуальные молельни для богатых - тенденция станет правилом в поздневизантийский период. Календер. Диаметр купола -8м. Сплошной 5-неФный крестовокупольный храм. В плане - симметричный греческий крест. В X в построена церковь монастыря Липса /908 г./ /ныне - мечеть Фенари-исса/ характерный для Константинополя 5-неФный крес-тово-купольный храм. Сильно выраженное центрическое начало: план строится, подчиняясь центральному расположению купола. Миниатюрность архитектурных форм является закорченным типом 5-нефной крестовокупольной церкви. В 920-944 г.г. строится погребальная церковь императора Романа Лекапина /ныне мечеть Будрум/. Является законченный тмпом ЗГ-лг нефной хрестовохупольной церхвм. Кладка из кирпича. В XII в строится комплекс 3-х церквей монастыря Пантократо-ра. Южная и северная - 3-х нефные крестовокупольные, между ними -5-нефная крестовокупольная - усыпальница Мануила Компина. Завершение периода - постройка собора Сан Марко в Венеции. Типологическая схема - группировка пяти-крестовокупольных ячеек. Справа - кампанилла XV в. В XV в купола приобретают современную "луковичную" форму.
Общее развитие константинопольской архитектуры 1Х-ХП вв тенденция к уменьшению объема зданий, увеличению проемов, замена стен каркасом столбов, усложнение профилей деталей, общее измельчение и дробление архитектурных Форм. С разделом христианской церкви на католическую ' /западная Европа/ и провославную /восточную/ в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях запада и востока Европы /появление второго после алтаря центра храма-алевона/ наибольшее распростра-нение получают: на западе-базилика и купольная базилика, кресто-вокупольный храм в России с четко определенным местом купола. ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКИИ ПЕРИОД К середине XIV в Византия сохранила за собой только Балканский полуостров и последней этап развития ее архитектуры связан с Южной Грецией. Монументальность сменяется миниатюризацией. Возведение миниатюрных построек по отработанной крестово-купольной системе не представляет конструктивных и строительных проблем, поэтому внимание зодчих сосредоточилось на решении композицион-
ных и декоративных задач. Фасады украшают декоративной кладкой из кирпича или тесаного камня. Тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписаны Фресками и отделаны мозаикой церковь Парагоритиса. Интерьер с готическими деталями. Однако, хотя в малых масштабах ведется строительство в западной Азии. XIV в - Влахернский дворец /ныне Текфурсерай/. Кладка: 3 слоя кирпича. 3 слоя желто-красного камня. Насыщенность, декоративность фасада. Оси проемов сдвинуты относительно друг-друга. Церковь монастыря Хора Х1Н-нач.Х1У вв /ныне керхис - Джими/. Ассимметрия трех куполов, дополнительный поперечный неф -эксонартекс входной неф/, каменно-кирпичкая кладка. Церковь комплекса Фетис -Джими - миниатюризация. Почти все крупные постройки реставрированы в восточном стиле. В 1453 г. Константинополь завоеван турками. Росписи и мозаики на библейские темы заменены арабской вязью текстов из Корина. К собору Софии пристроены минареты. Византийская архитектура оказала влияние на формирование архитектуры Западной Европы, Сербии. Болгарии, России, Грузии. Армении. Османской империи.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |