Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социопедагогические технологии воспитательной деятельности




Поскольку ценностное отношение человека к окружающему миру неизменно обретает такие формы своего проявления, как рациональную (личность формирует свои суждения, оценки), эмоциональную (чувственная реакция на определенные объекты) и поведенческо-деятельную (действия, поступки, поведение), воспитательный процесс всегда представляет собой определенное воздействие на сознание, чувства, волю человека. Умело организованное воспитание использует уже имеющиеся психические образования и опирается на них. Большое значение имеют здесь потребности как двигатели и рычаги практической активности человека. В конечном счете все изменения в сознании и поведении личности – это результат удовлетворения или неудовлетворения ее потребностей. Именно в процессе таких исканий человек приходит к выводам о том, как следует и как не следует поступать и действовать.

В деле целенаправленности ориентирования наряду с потребностями надо четко различать такие понятия, как «интересы», «мотивы» и «стимулы». Понятия «потребность» и «интерес» довольно близки, но не тождественны. Потребности, имеющие широкий охват, первичны по отношению к интересам. Потребности бывают и у животных, интересы возникают только у человека.

Мотив представляет собой внутреннее и осознанное побуждение к действию. Такое побуждение всегда заключено в собственном сознании человека: это его чувства, желания, стремления. Процесс осознания мотивов действия называется мотивацией.

Мотивы возникают на основе интересов в результате их субъективного осознания и превращения в непосредственные побудители активности. Если мотив можно рассматривать как осознанную потребность, то интерес представляет собой опредмеченную потребность: среди многочисленных объектов окружающего мира человек нашел и выделил те, которые могут удовлетворить его стремления, желания и влечения.

В процессе культурного становления и развития человека его представления о добре и зле, хорошем и плохом прекрасном и безобразном осознаются, обобщаются, приобретают мотивационную силу и начинают побуждать человека к определенному поведению. Это знаменует возникновение личностных убеждений. Убеждения в данной ситуации можно квалифицировать как понятия, ставшие мотивами.

Стимул – это более широкое понятие, чем мотив. Стимулами называют обычно всякую непосредственную причину поступка. Чаще всего в качестве стимула выступает какая-то внешняя необходимость или внешнее побуждение. Стимул лишь тогда становится реальной побудительной силой, когда он превращается в мотив.

Ценностные установки как своеобразные предписания будут определять поведение человека только тогда, когда они прочно войдут в личностную потребностно-мотивационную систему. Для того, чтобы это произошло, привносимые идеи должны, по возможности, связываться с личным опытом людей. Иначе они будут существовать параллельно: человек может знать, что от него требуется и даже принимать эти требования на словах, но не будет руководствоваться ими на деле.

Содержание ценностно-ориентирующих воздействий должно быть таким, чтобы оно давало личности удовлетворение через снятие личностных напряжений, помогало разрешению назревших противоречий. Это может выражаться в помощи человеку правильно понять и оценить какое-то явление (познавательно-ценностный эффект); в поддержке мнения по спорному вопросу (эффект усиления позиций); в реализации стремления к утверждению себя среди окружающих (коммуникативно-престижный эффект); в выборе линии практического поведения (ориентационный эффект). Нетрудно заметить, что и здесь ценностное ориентирование направлено, прежде всего, на обеспечение оптимального взаимодействия личности с окружающими ее людьми.

Выше уже отмечалось, что ценностно-ориентационная деятельность, в каких бы конкретных видах она не проявлялась, всегда нацелена на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических понятий и суждений. Здесь анализируются различные события, квалифицируются отдельные факты, поступки, поведение. Люди вовлекаются в своего рода оценивание, в итоге которого каждый из них пытается занять определенную позицию. Подобные оценки могут складываться стихийно. Однако общество заинтересованно в том, чтобы формировать и корректировать их целенаправленно.

Самый серьезный вклад в формирование ценностных ориентации человека вносит семья. В сущности, это первая социальная группа, в рамках которой мы получаем начальные представления о жизненных ценностях, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Здесь же люди усваивают простейшие нормы поведения, правила взаимоотношений с окружающими, оценки разнообразных жизненных процессов и явлений.

Видное место в системе ценностного ориентирования принадлежит средствам массовой коммуникации. Печать, радио, телевидение, звукозапись, видеозапись обладают быстрейшими возможностями воздействия на оценки, мнение и формы практического поведения людей. Реализуя свои информационно-просветительские, нормативные аксиологические функции, СМК весьма эффективно приобщают человека к знаниям, нормам и ценностям общества. Передача реальных фактов чаще всего сочетается здесь с их ярко выраженной трактовкой. Во многих случаях эффект ориентирования усиливается за счет умелого включения в информационный процесс элементов т.н. художественного повествования. Средства массовой коммуникации являются основными трансляторами разнообразных видов и жанров искусства, которое само по себе входит в число мощных факторов формирования ценностных ориентации и установок.

Будучи частью социализации личности ценностное ориентирование активно осуществляется через образование, органично объединяющее в себе обучение и воспитание. В этой системе человек имеет возможность приобретать и совершенствовать свой опыт, знания, умения, навыки. Здесь его повседневная жизнь целенаправленно соединяется с культурой. Вклад в формирование ценностных ориентации и установок вносится за счет обогащения системы представлений об окружающем мире и их упорядочения путем усвоения научных понятий и закономерностей, нравственных категорий, общественно-политических идей, а также восприятия художественных образов.

Важную роль в ценностном ориентировании личности играет ее ближайшее социальное окружение, в состав которого входят друзья, приятели, сверстники, коллеги и другие представители групп, характеризующихся общностью производственных, социальных и культурных интересов. Возможность использования общения в ценностно-воспитательных целях базируется на том, что она при нормальном функционировании может выступать в качестве носителя человеческой культуры. Не менее богатым потенциалом в области ценностного ориентирования обладает деятельность разнообразных социокультурных центров. В условиях этих центров есть несколько путей, средств и методов воздействия на формирующееся ценностно-ориентационное сознание.

Первый путь воздействия вполне естественно связан с рассмотренной в предшествующих параграфах просветительно-образовательной деятельностью. Получаемые здесь знания являются хорошей основой для выработки самостоятельной оценки. Но дело не только в этом – передача знаний практически всегда сопрягается с прямой или косвенной оценкой того, что говорится на лекциях, встречах, на занятиях в народных университетах и т.д.

Второй путь представляет собой целенаправленное использование разнообразных презентивных технологий, которые носят ярко выраженный пропагандистский характер и прямо направлены на формирование общественного мнения и общественного настроения. Здесь надо еще раз вспомнить многообразные программы, обозначаемые термином «встречи», и непременно добавить к ним театрализованные и не театрализованные художественно-публицистические программы, весьма характерные для современной социокультурной практики.

Еще один путь участия культурно-досуговых центров в решении рассматриваемой проблемы обусловлен природой этих центров как коммуникативных структур. Здесь всегда были и остаются весьма развитыми разнообразные беседо-дискуссионные формы деятельности.

На современном этапе как в теоретическом, так и практическом плане активно утверждается вполне реалистический взгляд на роль и место в системе ценностного ориентирования непосредственной жизненной практики человека. Важное значение в этом смысле имеет тесная взаимосвязь понятий «жизненный опыт» и «витагенный опыт» личности. Под последним понимается личностно значимая, наиболее часто актуализируемая составляющая общего жизненного опыта, способная определять меру закономерности и важности тех событий и ситуаций, из которых складывается сама жизнь конкретного человека. Именно она, как считают современные психологи, и образует своеобразный фильтр, играющий первостепенную роль в процессе влияния внешних воздействий на внутренние ориентации и установки личности.

Понять сущность и особенности ценностного ориентирования нельзя без отчетливого понимания социовоспитательных функций системы общественных отношений. В самом широком смысле слова отношения представляют собой связь субъекта с объектами окружающего мира. То, что обычно именуется условиями жизни, – это прежде всего система реальных отношений. Общественная среда применительно к формированию личности тоже выступает как совокупность общественных отношений, в иерархии которых эта личность занимает определенное положение.

Ценностное ориентирование человека в конечном счете представляет собой процесс формирования его отношений к окружающему миру. На современном этапе область таких отношений непрерывно расширяется. Люди включают в сферу своего познания и действия все большее число объектов и проявляют к ним то или иное отношение.

Наиболее важное значение имеют отношения личности к обществу в целом (к общественному достоянию, экономическим принципам, идеологии), ее отношение к собственной деятельности и к своему месту в обществе, ее отношение к другим людям.

Ценностные ориентации и установки формируются через систему внешних воздействий и систему адекватных им реакций. При этом как воздействия, так и реакции на них должны обязательно затронуть все три сферы человеческого сознания – чувство, разум и волю. Без подобных реакций в принципе невозможно появление какого-либо отношения.

Характеристика общественных отношений как формирующего средства не может ограничиться их содержательной классификацией. В рассматриваемой нами плоскости целесообразно разграничивать отношения по уровню их «приближенности» к непосредственной жизнедеятельности человека. Нет никакого сомнения в том, что в процессах ценностного ориентирования особо важную роль играют прямые межличностные взаимодействия и формирующиеся на этой основе отношения-связи.

В общей системе социального формирования личности отношения-связи неизменно детерминируют отношения-позиции. Человек смотрит на мир и относится к миру исходя из того, какое место он занимает среди других людей. Если все благополучно в отношениях-связях, то скорее всего полноценными будут и отношения-позиции, то есть оценки, взгляды, убеждения, установки личности.

Работа по ценностному ориентированию взрослых строится во многом иначе, чем с представителями других возрастных групп. В ходе ее приходится особенно тщательно учитывать то, что уже накоплено личностью в процессе ее предшествующего формирования. Взрослый человек – это человек с развитым самосознанием, в котором отражается личностное мировосприятие, переживания, уровень удовлетворенности своим положением и жизнью в целом, идеалы, планы, стремления. Он в гораздо большей мере чем ребенок включен в сложную сеть отношений с другими людьми. В жизнедеятельности взрослых центральное место занимает труд, который детерминирует все основные аспекты взаимодействия личности с непосредственно окружающей средой и обществом в целом.

То, что взрослые люди обладают значительным жизненным опытом, одновременно и облегчает и затрудняет процесс формирования и совершенствования ценностных ориентации. Здесь мы имеем возможность постоянно опираться на солидный запас впечатлений, наблюдений, эмпирических и теоретических знаний человека. Что касается дополнительных трудностей, то они связаны, прежде всего, с наличием в опыте некоторых людей наряду с положительными и отрицательных моментов – искаженного восприятия действительности, укоренившихся вредных привычек, накопившихся в силу ряда причин разочарований и т.д.

Практически любое из личностных качеств, формирование которых является целью и предметом ценностного ориентирования, может развиваться как на уровне специализированного, так на уровне обыденного сознания. В последнем случае вероятность нежелательных отклонений от нормы существенно увеличивается. Отсюда наравне с проблемой формирования в собственном смысле в работе со взрослыми возникает необходимость в определенном совершенствовании уже сложившихся взглядов, мнений, суждений и оценок. В общей структуре воздействия значительно увеличивается вес влияний, направленных на перестройку некоторых личностных качеств. Эта большая и сложная работа направлена на то, чтобы помочь человеку глубже понять окружающую жизнь и правильнее осмыслить все, что происходит вокруг. Система целенаправленного ориентирования помогает людям поднять их эмпирический опыт на новую, более высокую ступень. Как отмечалось выше, личная практика взрослых может стать очень ценным источником и для практических, и для научно-теоретических выводов. Однако это происходит только при условии, если организаторы ценностного воспитания являются квалифицированными психологами, хорошо знают местную жизнь, постоянно опираются на конкретные факты – и что самое главное – умеют дифференцированно подходить к каждому человеку.

Взрослые люди, как правило, весьма разборчивы в восприятии ценностно-ориентирующих воздействий. Поступающая информация в значительной мере фильтруется и опосредуется ранее возникшими личностными качествами. Взрослые активно проявляют свою избирательную направленность: одно принимают, второе существенно корректируют, третье – отбрасывают вовсе. Следовательно, помощь взрослым в их ценностной ориентации неразрывно сливается с самовоспитанием, и практика показывает, что именно на этой основе удается достичь наиболее эффективных результатов.

Вместе с тем было ошибочным абсолютизировать ценностно-ориентационную роль жизненных уроков, где человек всегда остается один на один с суровой и жестокой действительностью. Сугубо индивидуальные и в какой-то мере стихийные поиски ориентации, установок и конкретных способов удовлетворения своих потребностей могут привести и нередко приводят людей к обретению отрицательного опыта, неверных взглядов и убеждений. Целенаправленное ориентирование помогает найти наиболее правильную дорогу. Вот почему необходимо всегда учитывать и использовать личностные потребности, желания и интересы, но никогда не надо идти у них на поводу. Более того, очень часто в реальной практике ценностного воспитания приходится тормозить определенные побуждения личности, переадресовывать их в иное, более целесообразное русло и даже ломать уже сложившиеся стереотипы.

Изо всех существующих видов деятельности человека в сфере свободного времени ценностно-ориентационная деятельность наиболее трудно поддается вычленению в чистом виде. И это вполне закономерно: в определенной степени ценностное ориентирование является элементом любого вида деятельности. Вместе с тем есть целый ряд занятий, где процесс оценивания играет важную системообразующую роль. Эти занятия прямо нацелены на коллективный разбор определенных вопросов и на выработку соответствующих мнений, суждений и оценок.

Особого внимания заслуживает активное использование в системе организации развивающего личность досуга таких форм ценностного ориентирования, как диспуты, дискуссии, читательские и зрительские конференции. Продуктивность их заключается, прежде всего, в отличной возможности включения в процессе ориентирования элементов исследования и выработки коллективных решений. В этих условиях возникают благоприятные предпосылки для проверки личных суждений и оценки их достоверности. Программы дискуссионного типа помогают человеку увидеть обсуждаемую проблему глазами своих собеседников, определить имеющиеся на этот счет взгляды и позиции, научиться избегать допускаемых другими ошибок и преодолеть ограниченность собственных воззрений.

Здесь анализируются различные события, квалифицируются отдельные факты, поступки, поведение. Люди вовлекаются в своего рода разбирательство, в итоге которого каждый приходит к тем или иным выводам. Даже самые крупные, масштабные проблемы приобретают для человека глубоко личностный смысл, когда он вместе с другими постоянно обсуждает и оценивает факты и события повседневной жизни. Очень важно то, что у людей в данном случае повышается ощущение собственной значимости и ответственности за все происходящее вокруг.

Распространенной проблематикой досугового общения такого типа является морально-этический аспект повседневной деятельности человека, его обычная нравственная практика. Эта проблематика отвечает всем основным требованиям, предъявляемым к дискуссионной теме: она имеет общественную и личностную значимость, тут особенно много вопросов, решение которых может быть альтернативным и, наконец, в данной области любой взрослый человек обладает достаточно богатым опытом и, следовательно, вполне компетентен в качестве участника общего разговора. Последнее обстоятельство связано с тем, что элементарное моральное познание органично вливается в общественную жизнь и не требует какой-либо специальной научно-теоретической подготовки. Это, собственно, и дает возможность разным по возрасту, профессии, знаниям людям, опираясь на свой нравственный опыт, сообща искать и находить верные решения спорных проблем.

В процессе бесед, обсуждений и диспутов осуществляется своего рода взаимовоспитание. Здесь человек зачастую получает такую информацию, которая не проходит не по каким другим каналам. Это важный источник и предпосылка овладения системой простых, неписаных норм нравственности. Подобное общение формирует полезную способность эмоционально откликаться на все, что происходит вокруг, помогает предупреждать накопление отрицательного опыта, нейтрализовать и тормозить нежелательные внешние влияния.

При совместном размышлении, ассимилирующем суждение нескольких людей, имеется значительная вероятность того, что в решение вопросов будет внесено больше ясности и объективности. Насаждая в той или иной мере конформизм, общение параллельно с этим развивает и критичность ума. Даже самоутверждение в группе всегда связано с неким интеллектуальным обособлением, которое заключается в сознательной выработке самобытных, индивидуальных суждений и взглядов.

В рассматриваемом плане важную роль играет еще одна особенность ценностного ориентирования, возникающая в ходе совместного обсуждения вопросов. Здесь интенсифицируется процесс формирования убеждений. Как известно, знания об окружающем мире сами по себе не являются элементом идейности и нравственности. Они становятся таковыми лишь при условии, если человек, восприняв информацию, прочувствует ее и сформулирует к ней личное отношение.

Как показывает практика, беседы, возникающие в процессе общения, – это непременно разбор больших и малых «проблемных ситуаций». Общение учит анализировать, докапываться до сути, логически мыслить. Причем все совершается в эмоционально насыщенной обстановке и поэтому интересно, естественно, лишено нарочитости и дидактичности.

Рассматривая процесс повседневного взаимодействия с точки зрения его ценностно-ориентационных возможностей, нельзя забывать, что в данном случае речь идет о взаимодействии людей, находящихся в особом положении. В силу жизненных обстоятельств они поставлены в сходные природные, производственные, культурно-бытовые условия и поэтому имеют объективную предрасположенность к консолидации в своем отношении ко многим явлениям и процессам окружающей действительности. Оценка всего происходящего осуществляется ими в целом с однородных позиций. К этому надо добавить, что большие идеи вообще не существуют для человека в абстрактно-отвлеченном виде. Они имеют четкую заземленность и реальное воплощение в делах и поступках совершенно конкретных лиц, действиях конкретных объединений и организаций, в строго конкретных акциях и инициативах. В силу этих факторов в рассматриваемой нами ситуации создаются особо благоприятные условия для формирования общего мнения и настроения. Однако каким будет их характер и направленность, зависит от многих дополнительных причин. Упомянутое выше единство может способствовать формированию не только правильных, но и ущербных оценок, например, оценок с субъективистских, местнических, узкогрупповых позиций.

В ходе общения, имеющего ценностно-ориентационную направленность, человек не просто приобщается к миру другого, элементарно умножая свои познания и суждения. Здесь люди получают информацию, которая уже содержит определенный оценочный элемент. Такая предваряющая селективность чаще всего позволяет более глубоко проникнуть в сущность анализируемых явлений и процессов. Однако наряду с достоинствами здесь есть и свои негативные стороны. Любая опосредованность восприятия увеличивает и вероятность субъективизма, искажения. В данном случае они особенно опасны, ибо искаженная информация тоже передается и, следовательно, умножает свое вредное влияние.

Значимая особенность совместных размышлений – их сильная эмоциональная насыщенность. Здесь в действие вступают такие социально-психологические феномены, как заражение и подражание, за счет которых осуществляется своеобразная «разгонка» эмоциональных переживаний. Это своего рода чувственная ступень в развитии повседневной ценностно-ориентационной деятельности. Складывающиеся в таких условиях представления и суждения отличаются большой податливостью по отношению к внешнему воздействию. И очень важно целенаправленно повлиять на них именно на этом раннем этапе. Иначе по целому ряду позиций в дальнейшем придется переделывать, ломать сложившиеся стереотипы, а это очень сложный, болезненный и трудоемкий процесс.

В современных условиях по-особому высвечивается очень важная для нормального функционирования ценностно-ориентационных процессов проблема лидерства и лидеров. На этапе кризисного развития общества, когда на людей обрушивается громадный поток очень непростой и часто противоречивой информации, далеко не все оказываются способными самостоятельно разобраться в обилии сведений и фактов. Современная обстановка характеризуется весьма сложным и противоречивым течением событий. Порой человек не может верно ориентироваться в происходящем, систематизировать факты, дать им обоснованные оценки. Самостоятельный анализ того, что происходит в меняющемся мире, далеко не всегда отличается четкостью и определенностью. В ходе его имеется опасность неправильного осмысления непосредственного жизненного опыта. Здесь особенно мешает свойственная многим завышенная оценка собственной практики и чрезмерная вера в силу рассуждений с позиции так называемого здравого смысла. По этой и целому ряду других причин все более возрастает потребность в более качественном истолковании фактов и повышается роль тех, кто способен дать квалифицированную интерпретацию быстротекущих и зачастую противоречивых событий.

Надежда на то, что все это сделают газетные и экранные комментаторы, оправдывается далеко не всегда. Чисто психологически здесь нужен еще кто-то другой и, наверное, тот, о ком можно сказать – «это один из нас», его мы знаем, ему верим, с ним можно потолковать, поспорить, согласиться или не согласиться, но не прислушаться к нему нельзя., Не исключено, что сегодня в системе воспитательной работы нам больше всего не хватает именно таких «лидеров мнения».

Мы уже говорили о том, что на современном этапе педагогика досуга стала активно впитывать в себя научные знания из области возродившейся социальной педагогики. В первую очередь это коснулось учения о социальном воспитании, которому социальные педагоги уделяют самое пристальное внимание.

Нельзя забывать, что на современном этапе социального формирования личности отличается особой сложностью и противоречивостью. Перестроечные и реформационные процессы имели для развития личностного и общественного сознании не только позитивные, но и негативные последствия.

Социальное воспитание нацелено на то, чтобы человек, начиная с самых юных лет, успешно осваивал принятые в обществе типы поведения. На практике это происходит разными путями. Один из них – освоение людьми общественной культуры, содержательно-смысловым ядром которой как раз и является целостная система представлений о социально одобряемых типах поведения. Подобную информацию обязательно включают в себя все основные формы общественного сознания: наука, искусство, мораль, право, религия и т.д. Не менее важным здесь является распространение лучших образцов социального опыта через систему непосредственного повседневного общения людей друг с другом. Это живая этика всегда была значимой, но на современном этапе ее функции становятся особенно весомыми.

Правильно построенное социальное воспитание во многом способствует снятию личностных напряжений и разрешению назревших противоречий. Это может быть: уменьшение неопределенности – помочь человеку понять и оценить какие-то явления (познавательный эффект), поддержка во мнении по определенному спорному вопросу (эффект усиления позиции), помощь в выборе линии практического поведения (ориентационный эффект) и т.д.

На современном этапе для педагогики досуга особо интересными являются три направления социопедагогических изысканий. Первое из них включает в себя социально-педагогическую персонологию, в рамках которой исследуются внутренние условия становления социальных качеств и норм социального поведения личности: направленность, ценностные установки, ориентации, самосознание. В состав второго направления входят проблемы, связанные с социальным формированием индивида в контексте и под влиянием групп непосредственного общения, куда включаются семья, детские сообщества, соседские общности, социокультурные объединения, учебные и трудовые коллективы и т.д. Содержанием третьего направления становится комплекс социально-психологических проблем социетального уровня. Сюда относится исследование механизмов воздействия на такие массовидные явления психики, как традиции, нравы, общественное мнение, общественное настроение, мода, с целью превращения их в действенный регулятор социального поведения людей.

 

 

Рекомендуемая литература к главе III

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987.

2. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов. – М.: Прогресс, 1980.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1975.

4. Вопросы воспитания: системный подход / Под ред. Л.И. Новиковой. – М., 1994.

5. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. – М.: Педагогика, 1981.

6. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками. – М., 2001.

7. Зеленко В.А. Практика внешкольного образования в России. – М.-П., 1923.

8. Зюбин Л.М. Психология воспитания. – М.: Высшая школа, 1991.

9. Каган М.С. Философская теория ценностей. – СПб., 1997.

10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004.

11. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М., 2001.

12. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. – Самара, 1997.

13. Лозовой В.А. Самовоспитание личности: Философско-социологический анализ. – Харьков, 1991.

14. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. – СПб., 1995.

15. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.

16. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 1981.

17. Никандров Н.Д. Россия: социализация на рубеже тысячелетий. – Л., 2000.

18. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. – М., 2004.

19. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

20. Разумный В. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. – М., 1969.

21. Селевко Г.К., Селевко А.Г. социально-воспитательные технологии. – М., 2002.

22. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб., 1996.

23. Триодин В.Е. История и теория социально-культурной деятельности. – СПб., 2000.

24. Ушинский К.Д, Человек как предмет воспитания. – М., 1950.

25. Шахвердов Г.Г. Воспитание народных масс. – М., 1924.

26. Щученко В.А. Ценностный мир русской культуры. – СПб., 1995.

27. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. – М.; Воронеж, 1996.

 

 

Вопросы и задания к главе III

1. Охарактеризуйте основные сущностные черты процесса воспитания на современного этапе.

2. Каковы главные этапы воспитательного процесса?

3. Что следует отнести к важнейшим организационно-воспитательным принципам социального формирования личности?

4. Назовите и охарактеризуйте основные методы воспитания.

5. Чем измеряется эффективность воспитательного процесса?

6. Дайте характеристику основных групп, применяемых в сфере досуга организационных форм воспитания.

7. Раскройте основные структурные элементы процесса воспитания.

8. Дайте объяснение формуле: воспитание – это формирование ценностных установок и привычных форм поведения личности.

9. В чем заключается взаимосвязь социального и индивидуального в процессе воспитания.

10. Каковы особенности решения воспитательных задач в работе со взрослыми людьми?

11. В чем заключается суть современного культурологического подхода к воспитанию?

 

Глава IV.
Педагогика культурно-творческой деятельности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.