Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных направлений самодеятельного творчества




Центральное место в системе народной культуры занимает художественная творческая деятельность. Приступая к ее анализу, целесообразно выделить три основных направления развития этой деятельности: фольклор, любительское искусство, т.е. искусство, ориентированное на профессиональные образцы, и постфольклорное творчество, развивающееся на основе инновационных форм креативности.

С понятием «фольклор» произошло то, что в области терминологии случается весьма редко, – оно имеет точную дату и место рождения. В 1864 году известный английский историк Вильям Томс впервые употребил это слово в своей статье, напечатанной в газете «The Athenaeum». С легкой руки этого исследователя новый термин стал постепенно проникать во все страны, заменяя прежние многочисленные обозначения феномена народного творчества.

В российскую науку понятие «фольклор» вошло с некоторой задержкой. Во всяком случае, в течение XIX столетия употреблялись главным образом термины «народное поэтическое творчество», «устная словесность», «народная словесность», «народная поэзия» и только в начале XX века стало постепенно вводиться слово фольклор. В целом отечественная фольклористика всегда тяготела к некоторому зауживанию объема этого понятия. В таком подходе были определенные плюсы, с одной стороны (на узком участке легче шли процессы углубления теории и практики познания объекта), и минусы – с другой (изучаемая область, изолируясь, превратилась в довольно жесткую систему, отталкивающую от себя многочисленные художественные новообразования).

Сегодня можно с определенностью говорить о трех подходах к исследованию фольклора и о трех родившихся на этой базе концепциях. В рамках первой из них фольклор рассматривается как устное поэтическое творчество. Сторонники второй концепции понимают под фольклором комплекс словесных, музыкальных, драматических, хореографических, декоративно-прикладных видов народного творчества. Сущность третьей концепции состоит в том, что фольклором именуется народная художественная культура в целом. На современном этапе наибольшую поддержку у научной общественности получила вторая срединная концепция, уходящая как от слишком зауженного, так и чрезмерно широкого эксплицирования исследуемого понятия.

С точки зрения классического деления искусства по родовому признаку в фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом в состав эпических включаются былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы и др. К произведениям лирического характера относятся обрядовые, семейные, любовные песни, частушки, причитания и т.д. В ряду драматических произведений стоят различные народные драмы.

Вместе с тем фольклор настолько разнообразен, что три традиционных родовых обоймы, естественно, не могут вобрать в себя все реально существующие жанры. Ведь наряду с вышеназванными жанрами есть еще пословицы, поговорки, анекдоты, заговоры, загадки, дразнилки, потешки, заклинания, духовные стихи, жанры танцевального и декоративно-прикладного искусства и многое другое. Таким образом, троичное деление фольклорных жанров едва ли может считаться сегодня продуктивным.

Российская фольклористика исходит из понимания фольклора как общественно-обусловленной, исторически развивающейся творческой деятельности народа, обладающей целостной совокупностью специфических признаков, в число которых включаются традиционность, синкретизм, коллективность творческого процесса, полиэлементность, преимущественно устная передача, вариативность. У фольклора есть своя характерная для него система выразительных средств. В схематическом виде ее можно обозначить как особые композиционные средства: запев, зачин, присказка, ретардация (замедленное развитие действия), троичность событий, общие места и специфические стилистические средства (символика, параллелизмы, постоянные эпитеты, гиперболы, аллегории, гротеск и др.).

По отношению к фольклорному наследию художественная деятельность духовного плана включает несколько функций. Первая из них – работа по сохранению фольклора в повседневной жизни народа. Речь идет о таком бытовании фольклорных произведений, когда люди поют, играют, танцуют не для публики, а для себя. Здесь фольклор существует и развивается в живых формах народной эстетики: праздничных обрядах, играх, гуляниях, посиделках, хороводах и т.д.

Совсем иначе обстоит дело в тех ситуациях, когда самодеятельность использует фольклор в своих сценических выступлениях. Перевод фольклорных произведений в принципиально новую форму существования требует серьезной их адаптации. Прежде всего, фольклор освобождается от целого ряда бытовых деталей. Произведение обретает более жесткую закрепленность, даже если импровизационность в какой-то мере сохраняется, удельный вес ее приходится резко сокращать. В действие вступают законы сцены, заставляющие учитывать особенности зрительского восприятия, необходимость уложиться в определенные временные рамки, сделать показ ярким, интересным, динамично развивающимся и т.д.

Следует всячески опасаться обезличенности, стандартизации, незнания или прямого игнорирования местной исполнительской манеры. В результате подобных ошибок народные хоры и ансамбли становятся похожими друг на друга. Исчезает неповторимое своеобразие певческих и танцевальных приемов, утрачиваются ценные региональные традиции.

Применительно к выступлениям народных хоров пресловутый «общерусский стиль» чаще всего сводится к примитивному двухголосию, разухабистости, надрывности. Теряется то, чем всегда славилась истинно русская исполнительская манера с ее многоголосием, сдержанностью, благородством. Упрощенное до примитива пение в некой стандартной манере начинает вытеснять чистое и стройное, расцвеченное отголосками истинно русское исполнение народных песен. Нечасто можно встретить многоголосые хоры, выступающие не просто под баян, а под традиционные народные инструменты – балалайки, рожки, гудки, жалейки. Многие неплохие, в сущности, народные ансамбли не умеют и боятся петь без сопровождения. Между тем акапелльная природа русского многоголосия исключительно богата по своим исполнительским возможностям. Это великолепная школа для всестороннего развития музыкального слуха, выработки чувства ансамбля, формирования правильного интонирования.

Фольклорной самодеятельности полезно больше внимания уделять собирательству. Это значительно обогащает работу, делает ее творческой, значительно расширяются источники пополнения репертуара. Участники самодеятельности обретают плодотворные связи с глубинными истоками, питающими нашу художественную культуру.

Систематическая поисково-исследовательская работа дает возможность учиться редчайшему искусству не просто петь, а творить песню. Бережная запись и воспроизведение песенного фольклора с тщательным сохранением его поэтического и музыкального богатства помогает лучше понять и усвоить первозданную исполнительскую манеру. Там, где по-настоящему развивается собирательская деятельность, не остается места обезличенным под «а-ля рюс» песенным штампам.

Принцип бережного отношения к художественным традициям отнюдь не означает их абсолютной неприкосновенности. Современная самодеятельность – не просто хранитель, а продолжатель всего лучшего, что накоплено в системе народного творчества. Вот почему наряду с очень полезной и важной во всех отношениях поисково-исследовательской деятельностью наши самодеятельные группы много и успешно занимаются творческой обработкой фольклорных произведений. В целом ряде случаев это не только полезно, но и необходимо. Существует немало народных произведений, особенно из обрядового репертуара, которые можно переносить на сцену лишь освободив их от бытовых деталей и объединив в тематические циклы и программы. Опыт лучших фольклорных ансамблей свидетельствует о допустимости квалифицированно выполненной аранжировки фольклора. Важно только, чтобы такая аранжировка не нарушала исконную природу и глубинную сущность первоисточника, не вносила в него чужеродных элементов.

Время перестройки и реформирования общественной жизни связано в нашей стране с самым настоящим фольклорным бумом. Фольклор активно возрождается на досугово-бытовом уровне и прежде всего в традиционных праздниках и обрядах. Успешно работают многочисленные фольклорные коллективы, фольклорные школы, дома и центры фольклора. Культурное наследие изучается в школах и других учебных заведениях. В достаточно широких масштабах готовятся кадры специалистов по фольклору.

Все это, естественно, радует и вместе с тем тревожит. При громадном уважении к традиционному народному искусству не стоит забывать, что оно составляет лишь часть культуры. Обращаясь к истории, правомерно заметить, что основной бедой процесса развития нашей художественной жизни всегда было неумение разумно сочетать традиционное и инновационное. Едва ли станет полезным, если мы в пылу фольклорного энтузиазма начнем срочно переквалифицировать все наши досуговые центры в фольклорные. Надо, чтобы традиционная художественная культура занимала очень почетное место. Но только свое, никого при этом не оттесняя и не стесняя. Здесь тоже требуется гармония старого и нового. Не зря говорят, что не стоит идти вперед с головой, повернутой назад.

После появления на Руси профессионального искусства, а еще точнее, почти параллельно с его формированием, начинает развиваться художественное творчество непрофессионалов. Понятия «дилетант» и «дилетантство» (от итальянского dilettante и dilettare – услаждать) употребляли тогда по отношению к людям, занимавшимся искусством без специальной подготовки и деятельность которых в этой области не является для них профессией. Никакого негативного смысла в этот термин не вкладывалось. Во Франции любителя подобного типа называли аматер (Amateur), а в Германии применительно к человеку с таким увлечением употребляли термин Liebhaber.

В России аматерное искусство получило довольно широкое распространение в дворянской среде. Как известно, здесь было очень много талантливых людей, которые с великим удовольствием и отличными результатами занимались художественным творчеством, но официально (особенно это относилось к аристократическому дворянству) в силу сословного положения не могли себя причислить к категории профессиональных тружеников искусства. Несколько позднее к интересному и даже по-своему престижному виду творчества стали подключаться и представители других слоев общества. В 1748 году в Ярославле родился домашний любительский театр Федора Волкова; с 1760 года в Москве начала действовать аналогичная театральная группа Ильи Скорнякова. Среди любительских театров, возникших позднее, нельзя не отметить Алексеевский кружок (1877) К.С. Алексеева (Станиславского). Некоторые из этих любителей, пройдя через самодеятельность Немецкого клуба и Московского общества искусства и литературы, стали потом основателями Московского художественного театра (1898).

Не менее активно развивалось в России музыкальное любительство. С некоторых пор вошел в моду клавесин. Появилось великое множество любителей пения. Получившая популярность гитара подняла интерес к романсам. Музыкальные и театральные любительские группы стали неотъемлемым звеном деятельности народных домов, клубов и изб-читален.

В первые послеоктябрьские годы у дореволюционного любительского театра появилось немало противников, которые смотрели на подобное занятие как на подражательное и отжившее свой век. В новом бушующем мире значительно больше ценилось агитационно-пропагандистское искусство в форме живой газеты, синей блузы, театров рабочей молодежи, агитпропбригад. Однако в развернувшейся нелегкой борьбе любительство не только устояло, но и к середине 30-х годов вышло на лидирующие позиции. Не будет преувеличением сказать, что именно оно составило основу того довольно широкого культурного движения, которое получило наименование «художественная самодеятельность».

Наряду с фольклором и любительством, ориентированным на образцы профессионального творчества, в общей системе народной художественной культуры отчетливо выделяется еще одно направление. У него нет устоявшегося и общепринятого названия. Однако чаще всего используется понятие «постфольклорное творчество». В отличие от крестьянского по своей природе и сущности традиционного фольклорного искусства постфольклор – это явление городской жизни и городской культуры. В художественно-онтологическом плане оно родилось в результате своеобразного синтеза фольклора, профессионального искусства и аматерной деятельности. Постфольклор с самого начала имел ярко выраженное гибридное содержание и весьма своеобразную систему выразительных средств. Кстати говоря, этот феномен был характерен не только для российской действительности. Появление его имело место и в других странах. Рассматриваемый жанр, художественной культуры начал создаваться широкими демократическими слоями городского населения. Это было выражением их нового мировосприятия, мироощущения и мировоззрения. В российском варианте многое шло, с одной стороны, от народной смеховой культуры, народной сатиры, ярмарочного балагана, остроюмористического кукольного театра, представления ряженых, лубочных картинок, веселых капустников, а с другой от профессиональной (и полупрофессиональной) эстрады, цирка, театра. Короче говоря, мы видим тут типичную смесь «сырого» и «вареного», самодеятельного и профессионального, народного и специализированного искусства.

Одной из оригинальных ветвей третьего, постфольклорного, направления в послереволюционные годы стали у нас уже упоминавшиеся жанры самодеятельного агитпропа в виде живогазетных программ, политсудов, политкарнавалов, синеблузых представлений, трамовских спектаклей и т.д. Позднее на этой основе родилась широко известная агитационно-художественная бригада. На современном этапе к формам третьего направления можно отнести любительские эстрадные театры, стэмы, КВН, клубные кабаре, театры буффонады и другие театры малых форм. Это направление продолжает жить и успешно развиваться и в настоящее время.

Важное место в общей системе современного народного творчества занимает поисково-исследовательская деятельность. Элементы поиска и исследования встречаются во многих видах досуговых увлечений. Однако в некоторых случаях они выходят на первый план и становятся основной, главной целью любителей. Говоря о поисково-исследовательской деятельности, мы имеем в виду особо организованные, использующие специальные методы познание и преобразование явлений окружающей действительности занятия. Главная цель такой деятельности – получение новой, неизвестной информации и разыскание определенных предметных ценностей.

Поиск и исследование характерны для работы любителей и любительских объединений краеведческого и природоведческого типа. В последние годы усилилось стремление к научным изысканиям в гуманитарно-общественной сфере. Это выразилось, в частности, в быстром росте досуговых формирований, специализирующихся в области истории, искусствоведения, литературы, фольклористики, этнографии и др.

Одной из специфических форм развертывающейся в условиях свободного времени поисково-исследовательской деятельности является коллекционирование. Речь идет о целенаправленном разыскании представляющих исторический, историко-краеведческий, естественно-научный или художественный интерес предметов с последующим объединением их в систематизированное по тому или иному признаку собрание – коллекцию.

Коллекционерские занятия имеют весьма важную особенность. При правильной организации они выводят человека за сравнительно узкие рамки интереса к непосредственному процессу собирательства. Как правило, объединяемые в коллекции вещи обладают ярко выраженными эстетическими качествами, и в связи с этим почти любое коллекционирование способствует эстетическому развитию личности. Стремясь стать знатоком и мастером в определенной области, человек так или иначе втягивается в процесс художественного самообразования.

Собираемые предметы почти всегда интересны в историческом плане. Свою историю может иметь и сам коллекционируемый предмет, и то событие, которому посвящена, например, открытка, этикетка, монета, марка. Таким образом, любитель очень часто становится своеобразным специалистом в своей области.

Серьезное увлечение коллекционированием обычно предполагает определенную подготовку в той или иной специальной области – географии, спорте, экономике, биологии, этнографии и т.д. Без основательной научной ориентации невозможно ни целенаправленное комплектование коллекций, ни систематизация коллекционного материала. Коллекционирование относится к тем видам хобби, которыми во многих случаях интереснее заниматься не в одиночку, а активно общаясь с коллегами. В совместной деятельности коллекционеров привлекает возможность обмена знаниями и опытом, встречи с квалифицированными любителями из других клубов и объединений, получение информации о новинках, возможность централизованного комплектования своих собраний и обмена коллекционным материалом. Здесь общими усилиями приобретается справочная литература, выписываются специальные периодические издания, каталоги, книги, организуются выставки, конкурсы, смотры.

Большой простор для занятий поисково-исследовательского характера представляет область технического творчества. К сожалению, в последние годы по целому ряду причин эта область оказалась по своему содержанию несколько суженной. Между тем в организации такой деятельности в досуговых центрах есть очень большая необходимость. Среди ее достоинств важное значение имеют оснащение оборудованием и материалами, организационно-педагогические преимущества, возможность систематического повышения технической компетентности под руководством квалифицированных руководителей и т.д.

Любительская деятельность технического плана включает в себя конструирование моделей, механизмов, приборов, машин, радиоэлектронных устройств и других технических объектов. Развиваясь в условиях культурно-досуговых центров, эта деятельность имеет собственное специфическое содержание и, как правило, не дублирует ту изобретательную и рационализаторскую работу, которую ведут энтузиасты, объединенные обществами изобретателей, рационализаторов и отраслевыми научно-техническими обществами. В центрах досуга культивируют в основном техническое любительство, не связанное с решением производственных задач: спортивное моделирование, конструирование занимательных технических устройств, кибернетических механизмов, оригинальной радиоаппаратуры, микролитражных средств передвижения, бытовых приборов, миниатюрных самоделок и т.д. Значительное распространение нашли кружки технического моделирования, авиа-авто-судомоделирования, радиоэлектроники, кибернетики, автоматики.

Конструкторско-техническая деятельность может носить репродуктивный характер. Это воспроизведение уже созданных ранее технических объектов, в процессе которого кружковцы занимаются исполнительской работой. Репродуктивное конструирование – необходимая предпосылка и ступень на пути подлинно творческой деятельности, представляющей смысл существования большинства любительских коллективов. Школа воспроизведения дает кружковцам необходимые научно-технические знания. Работая по имеющемуся образцу или инструкции, они не только совершенствуют свои умения, но и в известной мере приобщаются к процессу творчества «изнутри». Для них становится более понятным и доступным путь постоянного исследования с неизбежными на этом пути сомнениями, поисками, находками.

Среди развивающихся в сфере свободного времени видов деятельности почетное место занимает деятельность, относящаяся к области социального творчества. Инициативное объединение представляет собой организацию особого типа. Поскольку его члены зачастую близко связаны по работе или проживают в одном районе, их общение с населением протекает в обстановке предельной непринужденности и доверительности. Постоянно встречаясь с людьми, они всегда могут быть в курсе местных дел, хорошо знают настроения, суждения, мнения основных групп микросоциума. Им легче определять результаты своих инициатив, налаживать обратные связи. Практикуемые ими методы воздействия обладают большей гибкостью, постоянно совершенствуются, приспосабливаются к конкретным региональным условиям.

Важным компонентом социального творчества является организаторская деятельность. Конечная цель ее состоит в обеспечении эффективного выполнения определенного вида целевой деятельности, которая может представлять собой воспитание, творчество, развлечение, отдых. В процессе организаторской работы осуществляется мобилизация и координация действий других людей. Каждый раз, когда объединение реализует ту или иную программу, ему необходимо не только «организовываться внутренне», но и организовать соответствующим образом рядовых участников праздника, митинга, воскресника и других массовых акций.

В деятельности такого типа особенно интенсивно формируются организаторские способности личности. Прежде всего речь идет об умении отчетливо представлять ход решения выдвинутой задачи, разрабатывать оптимальную стратегию и тактику достижения цели, верно определять общую линию и конкретные шаги предстоящей работы. Важное значение имеет способность правильно подобрать и расставить людей для выполнения намеченного задания. Это, в свою очередь, требует основательного умения разбираться в людях. Здесь организатор выступает как практический психолог, обладающий наблюдательностью, навыками быстро и правильно оценить человека, угадать его возможность применительно к конкретному виду деятельности.

Инициативная деятельность общественных формирований развивается сегодня в нескольких направлениях. После принятия ряда государственных программ по патриотическому воспитанию граждан заметно оживилась работа патриотических объединений. В этой работе ярко воплощается идея преемственности и сотрудничества поколений. Как правило, в них активно участвуют ветераны, люди среднего поколения, молодежь и подростки. Прежде всего, подобная деятельность предполагает изучение истории родного края, собирание материалов о подвигах земляков, воссоздание истории боевых сражений. Применяемые методы традиционны для любого исторического изыскания (работа в архивах, сбор реликвий, запись воспоминаний, изучение печатных источников, поиски на местах боевых сражений и т.д.). Как правило, выявленные документы и найденные памятные предметы образуют основной фонд краеведческих уголков и народных музеев.

Еще одно направление этой работы – проведение массовых походов молодежи по историческим местам. Обычно участники таких походов не ограничиваются простым обозрением памятных мест, а сочетают их посещение с определенными практическими делами, например, с озеленением территории вокруг памятников воинской доблести и славы, благоустройством мемориальных местностей и др. Кульминационным моментом похода часто становится встреча со свидетелями и участниками знаменательных событий, массовые ритуальные действия у воинских памятников и на полях боевой славы.

Важное место в деятельности патриотических объединений занимает участие в подготовке и непосредственном проведении дней воинской славы, юбилеев земляков-героев, годовщин сражений и других событий отечественной истории. Объединения инициативного типа помогают сделать эти праздники и церемонии более торжественными, эмоционально насыщенными, запоминающимися, придают им отчетливое общественное звучание и воспитательную значимость.

Все более важную роль начинают играть инициативные объединения в деле правового воспитания подростков, молодежи и взрослых. Вполне понятно, что в условиях кризисного развития общества, сопровождающегося заметным снижением правовой культуры, эта деятельность достойна всяческой поддержки и самого широкого распространения.

Во многих городах и селах инициативные объединения становятся организаторами очень важной и нужной работы по охране окружающей среды. Сегодня здесь явно мало одних гринписовских акций. Задача заключается в том, чтобы защита природы стала делом самой широкой общественности, чтобы никто не оставался в стороне от решения этих чрезвычайно актуальных задач.

На современном этапе увеличился удельный вес общественных объединений инициативного типа, сосредотачивающих свое внимание на проблемах трудных подростков, семей группы риска, людей с ограниченными возможностями, ветеранов, временно безработных, вынужденных переселенцев и т.д.

Разветвленная сеть инициативных объединений помогает людям стать активными участниками общественной жизни, расширяет сферу действия народной инициативы. Благодаря их усилиям повышается роль общественности в решении вопросов, связанных с организацией досуга, быта, образования и воспитания. Это дает возможность последовательно вовлекать в систему управления государственными делами самые широкие слои населения.

Проявляясь в сфере социально-политических отношений, личная активность человека превращается в могучую созидательную силу. Она нацелена на то, чтобы укрепить общественную систему, привести ее в соответствие с присущими ей объективными закономерностями и тенденциями. Это очень важный и ценный вклад в процесс формирования гражданского общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.