Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая личность, политик, лидер




Политическое лидерство

План:

9.1.Политическая личность, политик, лидер

9.2.Теории политического лидерства

9.3.Типология, функции и социальное значение деятельности лидера

 

Политически активное меньшинство общества, народа, выступающее в виде его политического актива или элиты, безусловно, играет ключевую роль в современном политическом процессе. Хотя границы, степень политического влияния элиты в конкретных политических условиях измерить точно практически невозможно. К тому же механизм этого влияния имеет динамику волнообразных изменений, демонстрируя то его усиление, то его ослабление в качестве лидирующих политических групп.

Степень влияния отдельной личности на политику, политическое управление определить и проследить еще сложнее, чем роль национальной элиты. Диапазон ее политического воздействия весьма широк: от величины ничтожно малой, нулевой, до определяющего действия на политическую историю страны или мира в целом. В последнем случае мы имеем дело с выдающимися историческими деятелями, правителями и вождями мировых держав и политических движений, подобно деятелям масштаба Наполеона, Ленина, Рузвельта и др.

Проблема соотношения личности и истории, героя и толпы издавна волновала мыслителей и ученых. Вплоть до 19-го столетия в научной традиции явно доминировала идея преобладающего влияния индивида как крупного вождя, правителя на ход истории и судьбы народов. Народам, массе отводилась роль политических статистов в картине исторических деяний народных героев и гениев. И только в последние столетия в науке популяризуется теория решающей роли народных масс и граждан в историческом и политическом прогрессе.

Именно демократизация политической жизни общества и превращение политики в сферу регулярного массового участия граждан и гражданских сил, потребовала более четкого ответа на вопрос о природе и соотношении индивидуального и массового воздействия на политику и политическое управление. Поскольку каждый гражданин является носителем права голоса, избирателем, а потому потенциальным или реальным участником политических акций или мероприятий, составляющих часть политического процесса. С другой стороны, именно индивид-гражданин является главным объектом воздействия политиков и их влияния. Поэтому, в любом случае, граждане все вместе и по отдельности выступают посредниками в политической борьбе партий, потенциальными или реальными носителями политического влияния, т. е. субъектами политического процесса.

Индивид как участник политики, политическая личность может выступать в трех основных качествах:

· Как рядовой избиратель-гражданин, наблюдатель либо участник /постоянный или эпизодический/ политических акций, движений и даже член политической партии.

· Как политический чиновник, служащий, аппаратчик, находящийся на государственной службе, приносящей ему доход - источник его материального положения и семейного благополучия.

· Как политик по призванию, связавший свою судьбу с политической сферой общества, общественно-политической деятельностью в роли политического активиста, лидера, партийного деятеля.

В качестве гражданина и избирателя индивид проявляет себя в политике двояко: либо присоединяя свой голос, свою волю к коллективной воле группы или массы сторонников какой-либо политической силы, партии, либо воздерживаясь от участия в массовой акции и оставаясь наблюдателем. И в том, и в другом случае влияние индивида проявляется статистически через бесконечно малую и едва заметную или совсем незаметную величину. Он, в данном случае, выступает как элемент общей воли, как статист, формально одобряющий или не одобряющий политику, силу, в отношении которой он высказывается, подавая или не подавая голос. Причем, вовсе не имеет значения, проголосовал, или не проголосовал гражданин, так как присутствие или отсутствие его голоса в «равной» степени значимо для соревнующихся партий.

Отличие лишь в том, что, голосуя, индивид может представлять и видеть ту силу, которую он поддерживает, хотя и не всегда (например, проголосовав в пользу маленькой партии, он, не осознавая, одновременно послужил более крупной, имеющей реальное политическое место в структуре власти). А когда индивид воздерживается от голосования, ему еще сложнее представить и увидеть, в чьих интересах его воздержание при голосовании. Но при всех обстоятельствах: формальном участии или неучастии, индивид как гражданин и носитель голоса остается реальным участником политики, хотя и, как правило, в роли статиста.

Таким образом, влияние индивида в качестве рядового гражданина независимо от степени его реальной заинтересованности и отношения к политике и партиям, во-первых, бесконечно мало. Во-вторых, это влияние носит случайный, практически непрогнозируемый и неопределяемый характер. Только эксперту-политологу может быть доступно знание механизма индивидуального и группового влияния. В-третьих, это участие и степень его реального политического значения носит для граждан, как правило, неосознанный характер, даже вопреки зримо осуществляемому выбору в пользу определенной политической силы. Следовательно, обычный гражданин не знает и не может знать на самом деле как будет использован его голос, его индивидуальное политическое право. Сие для него есть тайна великая! Гражданин, как и его индивидуальное политическое право обладателя голоса выступают объектом прямого манипулирования со стороны политиков-профессионалов.

Политический чиновник, государственный служащий также может выступать в роли рядового гражданина со всеми вышеуказанными характеристиками такого участия. Но его политическая роль, прежде всего, определяется принадлежностью к государственно-политическому аппарату, к корпорации государственной бюрократии.

Отношение чиновника к государству и политике определяется тем, что служение государству и власти составляет круг его профессиональных обязанностей, основу его личного и семейного благополучия. Критерием профессиональной состоятельности госслужащего служит его служебный, карьерный рост. Поэтому чиновник прямо заинтересован в стабильности государства и политики, при этом легко приспосабливаясь к любым политическим хозяевам, т. е. партии власти.

Вследствие вышеуказанного, чиновник, с одной стороны, политически – безликая или нейтральная фигура, имеющая значение в качестве корпорации бюрократов, выступающей основанием и проводником государственного влияния. Политический нейтралитет госслужащего в некоторых странах подтверждается законом, запрещающим членство в политических партиях.

С другой стороны, чиновник - политический конъюнктурщик, готовый служить любой правящей партии, при условии, что ее правление не угрожает ему потерей своего места, не грозит его карьере и благополучию. Вот это сочетание политического приспособительства и консерватизма составляет характерные черты политического портрета госслужащего.

Политическое значение бюрократии в целом определяется состоянием политической ситуации в стране и напрямую зависит от наличия механизма гражданского и административного контроля над ее деятельностью. Следовательно, ее влияние возрастает в условии кризиса и политической нестабильности, когда в ее руках сосредотачивается еще большая власть, и политики вынуждены обращаться к ней как мощному средству поддержки. Именно бюрократия составляет главный социально-политический оплот государственного авторитаризма, при наличии которого ее роль еще более возрастает.

Индивидуальное, личностное измерение политики наиболее четко просматривается через анализ деятельности политиков, политических лидеров.

Понятия политик и политический лидер близки, но не тождественны по содержанию. Категория политический лидер подчеркивает не только масштабность или влияние политика, но и указывает на его принадлежность к определенной политической группе, чии интересы он представляет как руководитель или первое лицо какой-то политической силы.

Лидер ( ведущий – в переводе с английского) – авторитетный член группы, организации, движения или иного социального объединения, чье личностное положение, авторитет позволяют играть ему особую, значимую роль в жизни этой группы, организации, объединения либо общества в целом.

Лидерство – неотъемлемое свойство и условие жизнедеятельности человеческих сообществ во всех формах их проявления. Однако в политике индивидуальное лидирование проявляется своеобразно и имеет особое социальное значение, выступая серьезным фактором социально-политической эволюции общества.

Политик – лицо публичное, заметное, известное широкому кругу граждан. Известность, популярность есть своеобразный инструмент его воздействия на политику, необходимая составляющая его авторитета или средства политического влияния.

Способы завоевания авторитета определяются не только способностями и возможностями субъекта, но и характером самого общества, его потребностями, ценностями и идеалами. В лице политика, политического лидера сочетаются характеристики профессионала, знатока политической сферы общества, механизма политического влияния и управления, а также человека, для которого политическая деятельность – способ личностной самореализации.

Однако самореализация в политической сфере означает, что политика составляет жизненное призвание политика. Через политику он проявляет свои индивидуальные способности и задатки, становится личностью или социально-значимой фигурой. И здесь человек политический сталкивается с очевидным противоречием, на разрешение которого он будет вынужден отдать все свои жизненные силы.

Суть этого противоречия в том, что существенную сторону политики составляет служение социально-групповым интересам или обществу. Именно способность личности отдаться такому служению и действительно посвятить свои жизненные силы и личную судьбу людям есть высшее проявление его политической состоятельности, честности и добросовестности, без которых немыслим политический успех и авторитет политического деятеля. При этом человек политик вынужден будет жертвовать своими индивидуальными интересами и пристрастиями, подавлять свое собственное «я», выступая не от себя лично, но от имени своих сторонников, своей группы или партии. Ибо если группа увидит, что политик преимущественно заботится только о своих эгоистичных интересах, она лишит его поддержки. А политик любого ранга без группы и силы поддержки – никто.

Поэтому способность если не отказываться от личного я, то, по меньшей мере, его не выставлять и прятать от окружающих – составляет необходимую черту характера и личностного качества политика. Политик вынужден отказываться от своего «я» или скрывать его и от друзей и, тем более, от противников и врагов.

Вследствие противоречивого сочетания публичности, открытости для публики и необходимости скрывать внутреннее, служить общему и сохранять свое, политический деятель должен соединять в себе черты трезвого профессионала и искусного актера. Не случайно политику приравнивают к искусству как деятельность, находящуюся на границе высших человеческих возможностей перевоплощения и балансирования на тонкой грани.

Кроме того, классическому типу политика свойственна та или иная степень цинизма, состоящего в способности пренебрегать интересами граждан, в том числе своих сторонников, защитником которых он себя представляет. Этот цинизм проистекает из неизбежной попытки выделиться над массой толпой, занять особое положение, содержанием которого и является умение абстрагироваться от общепринятых для среднего человека условностей и норм. Какой бы ни был политик, но способность к пренебрежению общечеловеческими правилами и ценностями является важнейшей предпосылкой его авторитета и условием достижения власти. С позиций такого понимания политического лидерства становятся более понятными слова поэта О. Мандельштама: «Власть отвратительна, как руки брадобрея…» Именно неизбежность циничного отношения к людям - наиболее отвратительное явление в политике и политических лидерах.

Среди них выделяются две основные разновидности политического деятеля. Первая, встречающаяся относительно редко, это личность самоотверженного политика, фанатика или героя – подчиняющего все душевные силы реализации какой-то идеи, ради которой он готов полностью отказаться не только от жизненных благ, от себя, но и пожертвовать высшей политической ценностью – властью. Категория таких политиков являет себя в кризисные и переломные периоды политической истории народов, в эпоху революций и войн.

Более распространен тип классического политика, описанного и древними авторами и, в особенности, Макиавелли. Такой политик – человек, умеющий сочетать личный и общественный интерес, так сказать, постоянно помнящий себя и потому рационально и хладнокровно осуществляющий свою роль общественного представителя, лидера, вождя. Для него власть, безусловно, становится и целью и самоцелью как единственно надежный способ подтверждения своей профессиональной и личностной состоятельности. Поэтому вся его деятельность неизбежно содержит элемент двойственности и лицемерия, т. е стремление ввести в заблуждение и своих сторонников и оппонентов. Именно в этой способности проявляется высшие качества и профессии, и искусства политика.

Политическая роль и влияние лидера являются сочетанием его личностного авторитета, способностей и энергии в соединении с влиянием той группы, которая его поддерживает, а также зависят от соотношения политических сил в стране, политической ситуации. Как правило, возможности такого индивидуального влияния значительно повышаются в периоды политического кризиса, нестабильности, когда резко возрастает роль политической и исторической случайности. Именно поэтому роль политического лидера необходимо анализировать с позиций соотношения субъективных и объективных или случайных и закономерных проявлений в развитии социальных процессов и систем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.