Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема VIII. Поиск путей реформирования советского общества (середина 1950-х - конец 1980-х гг.). 2 страница




Во второй половине 60-х - первой половине 80-х гг. внешняя политика прошла путь от «холодной войны» к разрядке международной напряженности и до нового витка «холодной войны». Разрядка означала переход от конфронтации (противоборства) к переговорам, от политики «холодной войны» к смягчению и оздоровлению международной обстановки, от гонки вооружений к постепенному ограничению и сокращению вооружений, прежде всего ракетно-ядерных. Основными причинами перехода к разрядке в мире можно считать следующие: осознание многими политиками на Востоке и Западе, в Москве и Вашингтоне самоубийственности третьей мировой — ракетно-ядерной войны; понимание опасности распространения и применения ядерного оружия в зонах постоянной напряженности (Ближний Восток и др.); быстрый рост военного могущества СССР и достижение им це­ной огромных усилий военно-стратегического паритета с США; боязнь Запада потерять созданное за послевоенные десятилетия «общество потребления», характерной чертой которого стал довольно высокий стандарт жизни широких слоев населения; ослабление позиций США в мире, вызванное непопулярной и безуспешной войной во Вьетнаме; стремление руководства СССР и его союзников по Варшавскому договору с помощью разрядки улучшить сложное экономическое положение за счет расширения торговли, получения доступа к новейшим технологиям и оборудованию.

В начале 70-х гг. руководство СССР разработало и приняло Программу мира. В ней содержались предложения о запрещении оружия массового поражения, прежде всего ракетно-ядерного, о сокращении уже накопленных запасов ракетно-ядерных вооружений, о ликвидации военных очагов и прекращении военных конфликтов в различных районах мира, об обеспечении безопасности в Европе и других регионах, о решении спорных вопросов между государствами только путем переговоров.

В 1970 г. в Москве был подписан договор между СССР и ФРГ, который нормализовал отношения между двумя странами. Договор исходил из признания нерушимости границ, сложившихся в результате Второй мировой войны. Подобные договоры были подписаны между ФРГ и Польшей, ФРГ и Чехословакией, ФРГ и ГДР.

В 1971 г. СССР, США, Англия и Франция подписали соглашение по Западному Берлину, в котором стороны брали на себя обязательства решать все спорные проблемы, связанные с Западным Берлином, только мирными средствами.

Разрядка способствовала улучшению взаимоотношений между СССР и США. По их инициативе в 1968 г. был подписан договор о нераспространении ядерного оружия, к которому впоследствии присоединилось большинство государств. СССР и США заключили два соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1 в 1973 г. и ОСВ-2 в 1979 г.), договор об ограничении систем противоракетной обороны, соглашение о предотвращении ядерной войны и др.

Заметно возросла торговля между СССР и США, Востоком и Западом, хотя не все препятствия в торговле были устранены. США ставили в зависимость дальнейшее улучшение торговых отношений с СССР от свободы эмиграции советских граждан.

Вершиной разрядки стало 1 августа 1975 г., когда в столице Финляндии Хельсинки руководители 33 европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В нем предусматривалось соблюдение принципов равноправия, территориальной целостности, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела и др. Особый раздел документа был посвящен правам человека, его основным свободам.

Однако в конце 70-х — начале 80-х гг. разрядка сменилась новым обострением международных отношений, и произошло это вследствие многих причин, главные из которых следующие: продолжалось идеологическое противоборство между СССР и США, Востоком и Западом; были созданы новые виды вооружения: нейтронная бомба в США, новые поколения ракет и атомных подводных лодок в СССР и США; советское руководство выразило несогласие с инспекцией (контролем) за сокращением вооружений на местах; в декабре 1979 г. советские войска вошли в Афганистан; в центре Европы были размещены советские и американские ракеты среднего радиуса действия (нового поколения); США выдвинули стратегическую оборонную инициативу (СОИ), или программу «звездных войн», что означало новый виток гонки вооружений.

В 60-х — первой половине 80-х гг. по-прежнему приоритетным направлением советской внешней политики оставались взаимоотношения с социалистическими странами. Сложными и порой кризисными были отношения с Китаем. В конце 60-х гг. они привели к вооруженным конфликтам на спорных участках советско-китайской границы.

В августе 1968 г. с помощью войск СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши была подавлена попытка Чехословакии создать социализм «с человеческим лицом». Существенную помощь оружием Советский Союз оказывал Северному Вьетнаму, Эфиопии, Анголе и другим странам, руководство которых заявляло о приверженности социализму и где, по мнению советских руководителей, находился «передовой фронт борьбы между силами социализма и империализма».

Перестройкой называется период с марта 1985 по декабрь 1991 г., когда в СССР были предприняты экономические, политические, социальные, правовые и другие реформы, чтобы осуществить «всестороннее совершенствование социализма» и придать ему новый, более привлекательный облик как внутри страны, так и за ее пределами. Необходимость реформирования социализма диктовали следующие факторы: снижение от пятилетки к пятилетке темпов развития экономики и ее предкризисное состояние к середине 80-х гг.; неспособность советской экономики обеспечить должный технологический прорыв в новейших областях научно-технического прогресса (компьютеризация, биотехнология, генная инженерия, ресурсосбережение и др.); постоянное и хроническое отставание развития социальной сферы от потребностей населения и общества в целом (жилье, медицинское обслуживание, обеспечение необходимыми промышленными товарами и т. д.); серьезные проблемы, существовавшие в сельском хозяй­стве: явно обозначившиеся тенденции экономического оскудения села, неспособность в полной мере обеспечить страну продуктами питания и другой сельскохозяйственной продукцией; деградация и дальнейшая бюрократизация партийного руководства, его невосприимчивость к реалиям современного мира; разрастание, несмотря на жесткий партийный и государственный контроль, таких явлений, как теневая экономика и коррупция во властных эшелонах; усиление оппозиционных настроений в советском обществе; обострение конфронтации с Западом и необходимость разработки новых подходов во внешней политике; все возраставший разрыв между оценкой ситуации в стране в документах КПСС и декларациях партийного руководства и реальной жизнью.

Перестройка в СССР началась сверху. В марте 1985 г. на должность Генерального секретаря ЦК КПСС был избран 54-летний М. С. Горбачев. На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС он провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны, который был конкретизирован на XXVII съезде КПСС в феврале — марте 1986 г. Курс на ускорение предполагал приоритетное развитие машиностроения на основе использования достижений научно-технического прогресса, а также проведение сильной социальной политики и активизацию «человеческого фактора».

В результате этого курса страна должна была на основе социализма выйти из состояния застоя. Не ставились под сомнение основные принципы существования Советского государства: руководящая роль КПСС, административно-командная система управления и нерыночная, сверхцентрализованная, государственно-монополизированная экономика.

Термин «перестройка» начал широко применяться только после январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, который был посвящен вопросам кадровой политики. Перестройка, как и курс на ускорение, предусматривала «обновление социализма» и должна была придать ему больший динамизм, преодолеть застой и сломать механизм торможения.

Экономические реформы в ходе перестройки можно разделить на три условных периода. Первый — «ускорение» (апрель 1985—1986 гг.). В этот период предусматривалось добиться решающего пе­релома в экономике и других сферах жизни общества путем совершенствования социализма и устранения его отдельных деформаций. О перестройке речь еще не шла. В мае 1985 г. было принято постановление о преодолении пьянства и алкоголизма. Постановление имело позитивные цели, но в экономике оно привело к негативным результатам, так как вследствие решительного ограничения производства и продажи алкогольной продукции увеличилось ее подпольное производство и резко снизились поступления средств в государственный бюджет. В конце 1985 г. был создан Госагропром — новый орган управления сельскохозяйственным производством и всеми от­раслями, которые обслуживали аграрный сектор и осуществляли снабжение населения сельскохозяйственной продукцией. Как показала дальнейшая практика, Госагропром был слишком громоздким и неэффективным органом управления. Об этом свидетельствовали полки продовольственных магазинов, которые по ходу перестройки становились все более скудными. Пришлось увеличивать закупки продовольствия за границей, так как колхозно-совхозное производство не могло удовлетворить внутренние потребности страны в аграрной продукции. В 1986 г. на предприятиях были созданы особые органы по контролю за качеством выпускаемой продукции — «госприемка», но они без изменения экономической политики в целом не привели к желаемым результатам, а только отвлекли значительную часть инженерно-технических работников от производственных функций. Уровень трудовой и технологической дисциплины, качество труда оставались низкими. Это стало одной из причин Чернобыльской катастрофы (взрыв четвертого энергоблока на Чернобыльской атомной электростанции близ Киева в апреле 1986 г.), последствия которой до сих пор сказываются в ряде районов Украины, Белоруссии и России. В результате халатности произошло и столкновение в 1986 г. пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» с грузовым судном. Эти и целый ряд других катастроф привели к большим человеческим жертвам. Но справедливости ради следует отметить, что в первое время после начала реформ принятые меры дали определенный положительный результат. Это породило у руководства страны уверенность в правильности избранного курса. Состоявшийся в начале 1986 г. XXVII съезд КПСС принял новую редакцию Программы партии, в которой исключалось положение о построении в СССР коммунизма к 1980 г. Съезд провозгласил курс на совершенствование социализма. Однако, убрав из Программы партии одни утопические положения, съезд принял другие, весьма далекие от реальности решения: к 2000 г. обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой; удвоить к этому времени экономический потенциал страны; повысить в 2,5 раза производительность труда и т. д. Уже в 1986 г. стало ясно, что добиться серьезных результатов в экономической и социальной сфере, ничего не меняя в хозяйственном механизме, невозможно. Более того, несмотря на увеличение общего объема промышленного и сельскохозяйственного производства, поступления в государственный бюджет сокращались. Шли огромные дотации различным отраслям народного хозяйства. Развивалась инфляция, поскольку денег выпускалось больше, чем производилось товаров. Страна входила в финансовый кризис, который имел серьезные последствия для экономики. Курс на ускорение социально-экономического развития страны не дал желаемых результатов. На повестку дня встал вопрос о необходимости перестройки всех экономических отношений.

Второй период экономических реформ — «перестройка» (1987 г. - середина 1990 г.). С 1987 г. правительство разрешило заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сфере кустарных промыслов, торговли и бытовых услуг. Тогда же были приняты постановления о создании кооперативов по производству товаров народного потребления, кооперативов в сфере общественного питания и услуг, совместных с западными фирмами предприятий. В июне 1987 г. был опубликован ряд постановлений об изменении управления экономикой: о передаче части полномочий от министерств и ведомств к предприятиям; о пересмотре цен и системы ценообразования; о постепенной замене централизованного государственного снабжения предприятий сырьем, машинами и оборудованием оптовыми рынками средств производства. С 1 января 1988 г. вступил в силу новый Закон о государственном предприятии, который предусматривал введение принципов хозрасчета, самоокупаемости, самофинансирования и выборности руководителей предприятий. Однако и эти меры также не дали должного результата. Они осуществлялись при сохранении основ государственной планово-централизованной экономики, встречали определенное сопротивление некоторой части партийных и хозяйственных руководителей и только усилили диспропорции в социально-экономической сфере и кризисные процессы. Такие меры, как, например, выборы руководителей предприятий, оказались нерезультативными и вскоре были отменены. Серьезный удар по бюджету страны нанесло снижение цен на мировом рынке на основной продукт советского экспорта — нефть, которое началось еще в 1985 г. Повлияли на финансовое положение страны землетрясение в Армении (1988 г.) и некото­рые другие факторы. В 1989 г. дефицит бюджета достиг 120 млрд. руб. Рост зарплаты рабочих и служащих значительно опережал рост производительности труда. Положение на потребительском рынке все более ухудшалось, дефицит товаров первой необходимости постоянно возрастал. Началась общая дестабилизация экономики. В этих условиях руководство страны решило ориентироваться на переход к регулируемому рынку, но в рамках существующего социалистического строя.

Третий период экономических реформ — переход к регулируемому рынку (июнь 1990 — декабрь 1991 г.). В июне 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и ряд соответствующих законов, которые предусматривали развитие частного предпринимательства, создание акционерных обществ, перевод промышленных предприятий на аренду, децентрализацию, разгосударствление собственности и другие меры. Таким образом, намечался переход от единственной государственной собственности к частной, кооперативной, акционерной, смешанной и другим видам собственности. Несколько раньше было разрешено введение арендного подряда на селе. Однако эти реформы, как и все другие, осуществляемые в ходе перестройки, не были до конца продуманы, а потому и не были доведены до логического завершения, так как не прогнозировались их конечные результаты. Однако и эти меры также не дали должного результата. Они осуществлялись при сохранении основ государственной планово-централизованной экономики, встречали определенное сопротивление некоторой части партийных и хозяйственных руководителей и только усилили диспропорции в социально-экономической сфере и кризисные процессы. Такие меры, как, например, выборы руководителей предприятий, оказались нерезультативными и вскоре были отменены. Серьезный удар по бюджету страны нанесло снижение цен на мировом рынке на основной продукт советского экспорта — нефть, которое началось еще в 1985 г. Повлияли на финансовое положение страны землетрясение в Армении (1988 г.) и некоторые другие факторы. В 1989 г. дефицит бюджета достиг 120 млрд. руб. Рост зарплаты рабочих и служащих значительно опережал рост производительности труда. Положение на потребительском рынке все более ухудшалось, дефицит товаров первой необходимости постоянно возрастал. Началась общая дестабилизация экономики. В этих условиях руководство страны решило ориентироваться на переход к регулируемому рынку, но в рамках существующего социалистического строя. Правительство постоянно запаздывало с принятием необходимых решений, проявляло нерешительность и непоследовательность, было некритично в оценке своих действий. В ряде случаев реальная ситуация в экономике страны замалчивалась или искажалась, а во всех ошибках, как это было принято, обвинялось прежнее советское руководство. В результате экономические реформы не дали положительных результатов. Началось общее сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве. Резко усилилась инфляция. Ощущалась сильная нехватка промышленных товаров и продовольствия. Даже в Москве, впервые после 1947 г., было введено нормированное распределение продуктов питания.

Росла социальная напряженность в обществе. Летом 1989 г. начались забастовки рабочих. Особенно массовой стала забастовка шахтеров, в которой приняли участие более 180 тыс. человек. В июле 1990 г. прошла 24-часовая забастовка на более чем 100 шахтах Донбасса. Забастовщики требовали улучшения материального положения, отставки правительства, возглавляемого Н. И. Рыжковым, национализации имущества КПСС и закрытия парткомов на предприятиях. В марте 1991 г. шахтеры вновь прибегли к забастовке, только в Кузбассе бастовали 46 шахт. Наряду с экономическими требованиями звучали лозунги отставки М. С. Горбачева и правительства В. С. Павлова, который сменил Н. И. Рыжкова на посту главы правительства в январе 1991 г.

К концу 80-х — началу 90-х гг. страна оказалась в полосе острейшего социально-экономического кризиса. Первоначально курс на ускорение и перестройку не предполагал радикальных изменений в политической системе Советского государства. Не ставились под сомнение руководящая роль КПСС, система выборов в Советы, принципы деятельности государственных и общественных организаций. Однако провал курса на ускорение социально-экономического развития страны, а также нарастание кризисных явлений в экономике и социальных отношениях свидетельствовали о необходимости политических преобразований. Важным симптомом изменений в политическом курсе (в первую очередь, в области прав человека) стало освобождение в декабре 1986 г. (по личному указанию М. С. Горбачева) из горьковской ссылки академика А. Д. Сахарова, который сразу же активно включился в политическую жизнь. Вскоре были освобождены из тюрем и лагерей еще около 100 диссидентов. Изменениям подверглась и кадровая политика КПСС. С одной стороны, заменялись неспособные, бездеятельные, чем-то себя запятнавшие руководители, а с другой — те, кто выступал против Горбачева и его курса. С 1985 по 1991 гг. было заменено подавляющее число партийных и советских руководителей, как в центре, так и на местах. Январский Пленум ЦК КПСС 1987 г. признал необходимым в целях ускорения реформ вести кадровую работу на основе главного критерия — руководители должны поддерживать курс на ускорение и перестройку. В результате Горбачев встретил серьезное сопротивление со стороны различных слоев партийного руководства. На этом же пленуме Горбачев предложил проводить выборы в Советы, включая в бюллетени для тайного голосования несколько кандидатур, а не одну, как было раньше. Первые такие выборы в местные Советы состоялись летом 1987 г., но основная масса депутатов была избрана по-прежнему, на безальтернативной основе.

С 1987 г. все более отчетливо стала проводиться линия на демократизацию и гласность, что вызвало недовольство не только в местных, но и в высших эшелонах власти. В руководстве ЦК КПСС консервативные силы пытались опереться на члена Политбюро Е. К. Лигачева. Во главе радикальных сил стал первый секретарь МГК КПСС Б. Н. Ельцин, который на Пленуме ЦК КПСС в октябре 1987 г. подверг критике медленные темпы перестройки. Вскоре Ельцин ушел в отставку и получил второстепенный пост председателя Госстроя СССР, но он стал символом тех, кто хотел более решительных преобразований. Горбачев в этих условиях пытался занять центристскую позицию, маневрируя между консерваторами и радикалами. Важной вехой политических реформ и демократизации общества стали решения XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС (28 июня — 1 июля 1988 г.). Они предусматривали реформирование государственной системы, расширение гласности, борьбу с бюрократизмом, а главное — переход реальной власти от КПСС к Советам. Однако при этом не была учтена особая роль КПСС в государстве, сложившаяся за весь период советской власти, поэтому быстрое, осуществленное без предварительной подготовки отстранение партии от руководства привело к потере управляемости страной, так как Советы, фактически не участвовавшие в управлении государством, не успели набрать ни опыта, ни авторитета.

В соответствии с решениями XIX партконференции в декабре 1988 г. Верховный Совет СССР внес соответствующие поправки в Конституцию 1977 г. и принял новый Закон о выборах народных депутатов. Учреждался новый высший законодательный орган — Съезд народных депутатов СССР в количестве 2250 человек. Съезд избирал из своего состава постоянно действующий парламент — Верховный Совет — и его главу — Председателя Верховного Совета СССР. Аналогичные структуры власти создавались в союзных и автономных республиках. В ходе выборов Советов всех уровней предусматривалось выдвижение нескольких кандидатов на одно место депутата. Весной 1989 г. состоялись выборы делегатов на I съезд народных депутатов СССР. Они проходили в острой политической борьбе между сторонниками и противниками реформ и проведения перестройки в целом. I съезд народных депутатов СССР состоялся в мае — июне 1989 г. в Москве. Его работа широко транслировалась средствами массовой информации и вызвала огромный интерес как в СССР, так и в мире. На съезде развернулись острые дебаты практически по всем вопросам. На съезде М. С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР, хотя его популярность в это время заметно снизилась. Н. И. Рыжков стал Председателем Совета Министров СССР. Произошло окончательное разделение сторонников перестройки на умеренных во главе с М. С. Горбачевым и радикалов, ведущую роль среди которых играли А. Д. Сахаров и Б. Н. Ельцин. (После смерти А. Д. Сахарова в декабре 1989 г. Ельцин стал лидером радикально настроенных сил). С этого периода усилилась борьба между Горбачевым и Ельциным за лидерство в реформаторском процессе, завершившаяся в конце 1991 г. В марте 1990 г. состоялся III внеочередной съезд народных депутатов СССР. На нем была отменена 6-я статья Конституции СССР, которая законодательно закрепляла руководящую роль КПСС в Советском государстве. М. С. Горбачев был избран Президентом СССР. Эта должность вводилась в нашей стране впервые. Однако президентская система слабо сочеталась с властью Советов. Это также повлияло на дальнейшее обострение ситуации, так как власть Советов предполагала не разделение властей, а полновластие Советов. К этому времени явно обозначился общий кризис в КПСС. Начался массовый выход из нее членов партии. За 1985— 1991 гг. партия сократилась с 21 млн. до 15 млн. человек.

Одновременно в конце 80-х — начале 90-х гг. стала формироваться многопартийность в стране: возникали разнообразные политические движения, партии, организации. В союзных республиках появились Народные фронты. В Москве сформировались движение Демократическая Россия, Либерально-демократическая партия СССР (впоследствии Либерально-демократическая партия России — ЛДПР), Коммунистическая партия РСФСР (впоследствии Коммунистическая партия Российской Федерации — КПРФ), Демократическая партия России и др. При этом подавляющее большинство возникших политических партий предлагали ориентироваться не на социализм, а на западную модель.

Летом 1990 г. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б. Н. Ельцин. Российское правительство было сформировано из его сторонников и начало подготовку программы радикальных экономических реформ. 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин одержал убедительную победу на первых президентских выборах в России. М. С. Горбачев к этому времени уже показал неспособность к эффективному руководству страной, потерял былую популярность среди подавляющего большинства населения. К концу 1990 г. он занимал посты Президента СССР, Генерального секретаря ЦК КПСС, Верховного главнокомандующего вооруженными силами страны, возглавил Совет Федерации и Совет Безопасности СССР, получил право непосредственно руководить правительством. Однако, чем больше он формально концентрировал в своих руках власть, тем меньшей реальной властью обладал. Политические реформы вместо укрепле­ния позиций социализма приводили к обратным результатам. В стране назревал политический кризис.

В годы перестройки обострились национальные отношения. Это было связано, прежде всего, с нежизненностью модели национально-государственного устройства, созданной еще при Ленине. Работавшая в условиях жесткой партийной и государственной административно-командной системы, эта модель в новых условиях развития общества сразу же начала давать сбои. Кроме того, руководство страны своевременно и оперативно не реагировало на проблемы, возникавшие в национальных отношениях, или решало их старыми методами, прежде всего силовыми. Сказалось также и нарастание социально-экономических противоречий, что на местах ассоциировалось с неправильной политикой союзного центра, т. е. Москвы, в отношении республик. В декабре 1986 г., в результате смены первого секретаря ЦК компартии Казахстана Д. А. Кунаева, произошли серьезные волнения в Алма-Ате. В августе 1987 г. в Литве, Латвии и Эстонии состоялись демонстрации по случаю очередной годовщины советско-германского договора от 23 августа 1939 г. Демонстранты требовали восстановления независимости. В 1988 г. вспыхнул армяно-азербайджанский конфликт, связанный с Нагорным Карабахом, который на 75% был населен армянами, но с 1923 г. находился в составе Азербайджана. Армения требовала присоединения Нагорного Карабаха, Азербайджан отвечал отказом. В Сумгаите и некоторых других местах Азербайджана произошли армянские погромы, что привело к значительным жертвам. Москва пыталась урегулировать конфликт и в 1989 г. взяла на себя управление Нагорным Карабахом, но это не привело к желаемым результатам. Конфликт перерос в вооруженную борьбу между Азербайджаном и Арменией. Весной 1988 г. был создан Народный фронт в Эстонии. Аналогичное движение под названием «Саюдис» осенью 1988 г. возникло в Литве. Народный фронт был создан также в Латвии. В 1989 г. начались новые волнения и конфликты на национальной почве: в апреле была подавлена войсками демонстрация сторонников Народного фронта Грузии в Тбилиси; в июне произошли волнения на национальной почве в Узбекистане (их жертвами стали более 100 турок-месхетинцев); в июле начались вооруженные столкновения в Абхазии, входив­шей в состав Грузии, между абхазами и грузинами. 23 августа 1989 г. живая цепь из десятков тысяч людей длиной более 500 км выстроилась через территорию Литвы, Латвии и Эстонии в знак протеста против советско-германского договора от 23 августа 1939 г. Демонстранты требовали независимости прибалтийских республик от СССР. Осенью 1989 г. на Украине возникло народное движение «Рух», которое также взяло курс на независимость Украины.

В сентябре 1989 г. в связи с обострением национальных отношений был созван Пленум ЦК КПСС, посвященный национальному вопросу. Пленум предложил заключить новый федеративный договор и признал право республик на самоопределение. В марте 1990 г. Литва, первая из союзных республик, приняла решение о независимости. В Вильнюс были введены войска и танки, но эта мера не помогла. Вскоре о своей независимости заявили также Эстония и Латвия. Летом 1990 г. произошли столкновения между киргизами и узбеками, приведшие к многочисленным жертвам.

В конце 80-х гг. начали открыто проявляться антирусские, антироссийские настроения в национальных республиках. России и русским предъявлялись различные, порой нелепые обвинения, как, например, обвинения в том, что Россия обирает эти республики и живет за их счет, хотя на самом деле она была донором для многих из них, так как доля РСФСР в союзном бюджете составляла более 60%, а по уровню жизни она находилась в СССР на последнем месте. В результате начались притеснения русского и русскоязычного населения и его отток из этих республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней приостанавливалось действие актов Союза ССР, «вступивших в противоречие с суверенными правами РСФСР». С одной стороны, это решение было следствием той политики, которую проводило Советское государство в отношении России, а с другой — наносился серьезный удар по союзному центру во главе с Горбачевым.

В январе 1991 г. произошли вооруженные столкновения в Вильнюсе и Риге, но они только ускорили процесс отделения Прибалтики от СССР. На референдумах, проведенных в феврале — марте 1991 г. в Литве, Латвии и Эстонии, значительное большинство населения высказалось за независимость этих республик. Аналогичный референдум был проведен в марте в Грузии, где также абсолютное большинство населения высказалось за независимость.

17 марта 1991 г. впервые в истории СССР был проведен общегосударственный референдум. Он был посвящен вопросу о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных республик. В референдуме приняли участие более 148 млн. человек, т. е. 80% всех, кто имел право участвовать в голосовании. Из них за сохранение СССР проголосовали более 113 млн. человек, или 76,4% принявших участие в референдуме. Не участвовали в референдуме только республики Прибалтики и Грузия.

М. С. Горбачев стремился договориться с политическими лидерами республик о подписании нового Союзного договора. 17 июня 1991 г. в Ново-Огареве под Москвой руководители девяти республик (России, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана) согласовали с Горбачевым проект нового Союзного договора, который планировалось подписать в Москве 20 августа 1991 г., но этому событию не суждено было сбыться. Утром 19 августа 1991 г. из сообщений средств массовой информации советские люди узнали о создании в Москве Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) и введении в стране чрезвычайного положения. Было объявлено, что Президент СССР М. С. Горбачев, находившийся на отдыхе в Форосе в Крыму, не может «по состоянию здоровья» исполнять свои обязанности и что его полномочия переходят вице-президенту Г. И. Янаеву. В состав ГКЧП наряду с Янаевым вошли еще семь человек. Среди них были премьер-министр СССР В. И. Павлов, министр обороны маршал Д. Т. Язов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр внутренних дел Б. К. Пуго и др. В постановлениях ГКЧП говорилось о необходимости «преодоления тяжелейшего кризиса, недопущения хаоса, анархии и братоубийственной гражданской войны». В этих целях приостанавливалась деятельность политических партий, общественных организаций, массовых движений, запрещались митинги и демонстрации, устанавливался жесткий контроль над СМИ, в Москву вводились войска, танки, бронетехника. Против ГКЧП выступило российское руководство во главе с Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным. Уже 19 августа 1991 г. Ельцин издал указ, в котором ГКЧП был назван антиконституционным органом, совершившим государственный переворот. Все действия ГКЧП объявлялись незаконными и не имеющими силы на территории РСФСР. Центром сопротивления ГКЧП стал «Белый дом» — здание Верховного Совета РСФСР на Краснопресненской набережной. Именно сюда стали стихийно стягиваться москвичи, вокруг «Белого дома» начали возводить баррикады. Б. Н. Ельцин призвал к всеобщей политической забастовке и потребовал вернуть власть законному Президенту СССР — М. С. Горбачеву. Ни 19, ни 20, ни 21 августа ГКЧП не рискнул предпринять штурм «Белого дома». Деятели ГКЧП проявили нерешительность, непоследовательность в своих действиях и проиграли борьбу на информационном поле. Они оказались и в международной изоляции. Число сторонников Ельцина постоянно росло. На сторону «Белого дома» стали переходить отдельные воинские части. 21 августа члены ГКЧП были арестованы. Горбачев вернулся в Москву. В ходе этих событий погибли три человека. До сих пор существуют различные версии в оценке событий 19—21 августа 1991 г. Одни считают их победой демократической революции, другие ничего революционного в них не видят, третьи говорят о них как о последней попытке спасти СССР, четвертые заявляют, что этот путч лишь ускорил крах Советского Союза. Ближайшими последствиями августовских событий стали роспуск центральных и местных органов КПСС, фактическая ее ликвидация; приостановка деятельности Коммунистической партии РСФСР; роспуск Верховного Совета СССР; признание независимости Литвы, Латвии и Эстонии. Процесс распада СССР вступил в решающую фазу. Даже те республики, которые раньше хотели подписать новый Союзный договор, заявляли о своей независимости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.