Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регионализация социальной политики




Факторы регионализации социальной политики Основные социально-эконо- мические решения Использование в России в 1990-е гг.
1.Дифференциация реальных денежных доходов населения Установление разновременности достижения глобальных параметров, вызывающих изменения в структуре доходов населения Предпринимались не всегда количественно обоснованные попытки учета данного фактора на федеральном уровне (например, при проведении реформы оплаты жилья и коммунальных услуг). Реально корректировались региональными органами управления с учетом возможностей бюджетов соответствующих регионов
  Организация адресной социальной поддержки нуждающихся На федеральном уровне сводилась преимущественно к методическому обеспечению (закон непрямого действия "О прожиточном минимуме"). На региональном уровне с учетом возможностей региональных бюджетов разрабатывались конкретные методики, определявшие критерии отнесения семей к нуждающимся и размеры оказываемой им помощи
  Создание дополнительных рабочих мест в регионе Не использовалось в условиях снижения инвестиционной активности государства и сворачивания реального сектора. Частный капитал ориентировался преимущественно на регионы с высоким платежеспособным спросом населения. Фактор дешевизны рабочей силы в бедных регионах не учитывался ввиду транспортно-географических (периферийные или удаленные от центра регионы) либо национальных (часть национальных республик и автономий) причин
2. Несоответствие доходной базы бюджета социальной политики его расходам в разрезе регионов Межрегиональное перераспределение средств, предназначенных для финансирования социальной политики Практиковались межрегиональные трансферты из федерального фонда финансовой поддержки территорий с целью выравнивания душевых бюджетных доходов в регионах. В рамках действующего законодательства осуществлялось межрегиональное перераспределение в пользу дефицитных регионов средств Пенсионного фонда России, федеральной части Государственного фонда занятости населения, формируемой в процентном отношении к поступившим страховым взносам работодателей (в 1998 г. — 20%) и т.д. Эти механизмы не позволили предотвратить значительных межрегиональных различий в обеспеченности социальной политики ресурсами, например в первом полугодии 1997 г. минимальное и максимальное значения индексов локализации расходов фонда занятости по числу зарегистрированных безработных составили соответственно 0,16 (Республика Дагестан) и 6,82 (г. Москва)
3. Различия значений параметров социального развития регионов Выделение на основе социальных показателей депрессивных территорий и разработка специальных программ их развития Комплексная социальная типология регионов — субъектов Российской Федерации — для обоснования управленческих решений не проводилась. Региональная политика носила сугубо политизированный и поэтому стохастический характер. Например, в мае — июне 1996 г. перед президентскими выборами было принято более девяти указов Президента страны, посвященных социально-экономическому развитию отдельных субъектов Российской Федерации, отобранных на основе преимущественно неэкономических критериев. Специальная правительственная комиссия в первой половине 1990-х гг. принимала меры по поддержке регионов, в которых складывалась критическая ситуация на рынке труда, на основе статьи о территориях приоритетного развития Закона "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. 1991 г.; в 1996 г. данная статья была исключена)

Основные выводы

1. В социальной политике используется свой терминологический аппарат, в состав которого входят: общие термины (социальная стратегия, объекты и субъекты социальной политики и т.п.); частные, или предметные, термины, разделяющиеся на функциональные (бюджет социальной политики, социальное страхование и др.) и отраслевые (используемые в конкретных отраслях социальной сферы); термины, характеризующие домохозяйства (доходы населения, уровень бедности, уровень занятости и т.п.); вспомогательные термины, необходимые для раскрытия понятий, относящихся к первым трем группам (например, прожиточный минимум).

2. Любое общество разрабатывает совокупность долгосрочных и среднесрочных целей своего развития в области уровня и качества жизни населения (социальную стратегию), которая реализуется проводимой государственной социальной политикой. Предметное поле социальной политики включает демографию, труд, доходы населения и социальную инфраструктуру.

3. Социальная политика имеет объективные ограничения, разделяющиеся на экономические (увеличение расходов на реализацию ее отдельных направлений невозможно без соответствующего роста их доходного обеспечения) и политические (часть общества оказывается не готова принять предлагаемые социальные изменения).

4. При проведении социальной политики используются различные механизмы. В их состав входят: правовое обеспечение, финансовый механизм, налоговые рычаги и стимулы, административный ресурс и политические методы. Государственная социальная политика проводится при помощи институциональных структур, которые для социальной политики могут быть либо профильными либо непрофильными.

5. Экономический и социальный эффект и эффективность социальной политики могут быть оценены количественно.

6. Общество вынуждено постоянно разрешать противоречия между экономической и социальной политикой, для чего используются различные способы: утверждение государственным законодательством минимальных социальных гарантий общества перед домохозяйствами, создание альтернативных госбюджету источников финансирования социальной политики, стимулирование экономической самостоятельности домохозяйств и установление размеров социальной ответственности государства в зависимости от типов домохозяйств и уровня их душевых доходов.

7. Социальная политика нуждается в региональной адаптации, что объясняется объективно имеющимися социально-экономическими различиями административно-территориальных единиц (регионов) любого государства.

Контрольные вопросы и задания

А. Контрольные вопросы

1. Расскажите о структуре терминологии, используемой в социальной политике.

2. Дайте определение социальной стратегии. Объясните, как соотносится это понятие с понятием социальной политики.

3. Что вы понимаете под предметным полем социальной политики?

4. Почему социальная политика не может сделать счастливыми все без исключения домохозяйства? Расскажите об ограничениях социальной политики. Вспомните о социальной ответственности домохозяйств.

5. Перечислите основные механизмы социальной политики. Как, по вашему мнению, они должны использоваться?

6. Можете ли вы уточнить табл. 2.5, в которой приводится схема взаимодействия институциональных структур социальной политики?

7. Почему социальная политика нуждается в регионализации?

Б. Деловая игра "Пределы социальных аппетитов общества"

Основной задачей игры является обсуждение "идеальной" модели социального бюджета, ориентированного на удовлетворение потребностей членов общества (социальных утопий в истории общественно-политической мысли) и определение причин, в силу которых данная модель не может быть реализована на практике. В процессе игры определяется разрыв между идеальным и реальным социальным бюджетом и рассматриваются возможности его уменьшения. Основные ролевые группы — потребители бесплатных социальных услуг (или нуждающиеся в социальной поддержке), управленцы-макроэкономисты, финансисты, арбитры.

8. Эссе "Социальное иждивенчество: пути смягчения"

Требуется дать оценку феномену социального иждивенчества, выделяя его неизбежную и субъективную составляющие. Обязательным разделом эссе являются предложения по предотвращению социального иждивенчества, обусловленного (мотивированного) несовершенством действующего законодательства.

Литература

Бородкин Ф.М. Третий сектор в государстве благоденствия // Мир России. 1997. № 2.

Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: Между планом и рынком: Учебное пособие. М., 1996.

Быков С.В. Социальная политика государства: Учебное пособие. Хабаровск, 1997.

Гордон Л.А. Область возможного. М., 1995.

Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения: Основные категории, характеристики и методы оценки. М., 2002.

Зомбарт В. Идеалы социальной политики. СПб., 1900.

Сидорина Т.Ю. Социальная политика и ее акторы // Мир России. 1998. № 1-2.

Смирнов С.Н. Демократия в России невозможна без социальной политики // Мир России. 1997. № 2.

Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М., 1999.

Территориальные проблемы социальной политики / Под ред. Э.Б. Гилинской, С.Н. Смирнова. М., 2000.

Шаронов А.В., Ильин И.А. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов // Экономист. 1999. № 1.

Социальная энциклопедия. М., 2000.

Geyer R.R. Exploring European Social Policy. Cambridge, 2000.

Pierson K. Beyond the Welfare State? The New Political Economy of Welfare. Cambridge, 1998.

Readings in Social Welfare. Theory and Policy / Ed. by R.E. Kuenne. Oxford, 2000.

Social Policy / Ed. by N. Manning. Oxford, 1999.

Social Policy and Social Justice: Reader / Ed. by J. Franklin. Cambridge, 1998.

The Welfare State Reader / Ed. by K. Pierson, F. Casteles. Cambridge, 2000.

Глава 3 ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.