Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материал к занятию




Темы докладов

План

Тема № 3

Медицина и фармация Киевской Руси и Московского государства (IX- XYII вв.)

1. Врачевание и фармация в Киевской Руси (IX-ХIII вв.) и Московском государстве (XIY-ХYII вв.). Развитие народной медицины и борьба с эпидемиями

2. Первые аптеки на Руси. Аптекарский приказ. Подготовка российских лекарей

· Целители древней Руси. Церковно-монастырская медицина на Руси.

· Первые аптеки. Аптеки и аптекари Москвы.

· Памятники древнерусской медицинской письменности.

Литература к занятию

Горелова Л.Е. Целители древней Руси. /Русский медицинский журнал. 2001, №18.

Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в XI-XYII вв. М., 1960.

Михайлова И. Борьба со злыднями. /Родина, 2000, №3.

Зеликсон Ю. Первые аптеки на Руси. /Российские аптеки, 1999, №3.

Ковригина В.А. Аптеки и аптекари Москвы. /Вестник МГУ, серия 8. История. 1999, №1.

Домострой. Ярославль, 1991.

Цель и задачи занятия:

Дать характеристику состояния медицины и фармации в Киевской Руси в IX-XIII веках. Раскрыть характер врачебной и фармацевтической практики.

Показать состояние врачевания и фармации в Московском госу­дарстве в ХIV-ХVII веках. Охарактеризовать организацию медицинской помощи населению, методы борьбы с эпидемиями, основные лекарственные средства, применяемые в этот период.

В IX в. на территории Восточной Европы образовалось древнерус­ское феодальное государство Киевская Русь. Оно просуществовало около 300 лет. В X-XI вв. Киевская Русь была одним из самых могущественных и культурных государств. В 988 г. Киевская Русь приняла христианство. Оно пришло к нам из Византии и принесло с собой высокие духовно-нравственные ценности, в том числе, сострадание и служение ближнему. Христианство на Руси взяло под своё непосредственное покровительство дело врачевания. Врачеванием занимались светские люди, монахи, народные врачеватели. Их деятельность считалась почётной.

Основными документами, в которых содержатся сведения о состоянии и развитии медицины и фармации в древней Руси являются летописи. Наи­более ранние из них: «Правила поместного Собора»(347), Церковный Устав Великого князя Владимира Святославовича(996), «Русская правда», «Изборник Святослава» (1073), травник, известный под названием «Благо-прохладный вертоград» (1534). Устав Великого князя Владимира (996) объявил больницы церковными учреждениями, «лечцов» (врачей) людьми церковными, подведомственными епископу. Этот устав стал основой для устройства медицинских и благотворительных учреждений в России вплоть до ХYIII века. Содержались они на налоги от торговли, от урожая и т.д.

Князь Ярослав Мудрый на свои личные средства открыл сиротское училище, в котором обучалось 300 воспитанников.

Из летописей мы узнаём, что на Руси были известные лекари и про­фессиональные медики: Антоний Преподобный «пречудный врач»; Домиан; Агапий, прозванный современниками «врачом безмездным»; Пимен Постник и др. Встречаются в летописях и имена женщин-лекарей: Феврония Муромская, Наталья Новгородская и др.

С развитием письменности появляются рукописные сведения о болезнях и их лечении. Внучка Владимира Мономаха Евпраксия (Зоя) в своём трактате о мазях описала многие заболевания, их лечение и предупреждение (XII в.) Подлинник этого трактата, названный «0 мазях», хранится в Риме. В своём руководстве по медицине она даёт ряд гигиенических советов. Её труд состоит из частей: 1) Времена года, движение и покой, сон и бодрость, четыре типа телосложения людей, о бане; 2) Гигиена брака, беременные и младенцы; 3) Гигиена питания; в 4) и 5) описывает наружные и внутренние болезни, болезни зубов и полости рта.

Княжение Ярослава Мудрого - период расцвета древнерусской монастырской медицины, просуществовавшей до XYI века. В этот период в русской медицине существовало два направления: церковно-монастырское и светское, мирское. Врачей в древней Руси называли "лечцами". Это были типичные представители народной медицины. Их опыт стал достоянием врачей профессионалов. Лекари эмпирики - это светские лекари, лекари священники -это монахи. Именно они являются основателями монастырской медицины. Светская медицина была платной.

В княжение Ярослава Мудрого прославились даром врачевания мо­нахи: Антоний Преподобный, Домиан, Агапит Печёрский, Пимен Постник и др. Они лечили служителей монастыря и мирян, которые обращались к ним за помощью. Монастырская медицина лечила молитвами, травами, различными маслами, водами, клюквой, сливой, мёдом, уксусом и т.д.

С XI в. при монастырях стали создаваться храмовые больницы для обслуживания монахов и ближайшего к монастырю населения. Ни один монастырь на Руси не строился без «госпитальных палат». Большую роль в истории монастырской медицины сыграл Киево-Печерский монастырь (XI в.), который для того времени был своего рода первым университетом. Больницы открывались и при других монастырях. Никоновская летопись свидетельствует, что в 1091г. митрополит Ефрем построил в Переяславле строение «банное», устроил больницы, где врачи подавали «всем приходящим безвозмездное врачевание». Больницы также были открыты в Новгороде, Смоленске, Львове. Во время войны больницы превращались в госпитали, при эпидемиях- в карантинные больницы.

Специальный Устав предусматривал наличие при монастыре своего врача и запаса лекарств. В этот период на Руси широко пользовались такими лекарственными средствами, как шиповник, корень валерьяны, соло­довый корень, зверобой, ревень и др. Все запасы лекарственных средств хранились у особого «хранильника», который выдавал их по требованию врача. Таким образом, к XI в. можно отнести организацию первой русской больницы, а наличие запасов лекарств и лица, ведавшего лекарствами в ней, даёт основание считать, что при больницах существовали аптеки.

Древнерусские монастыри были очагами просвещения. В них обучали медицине, лечили больных, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода монахи дополняли их своими знаниями из опыта народного врачевания. Так, в XI в. (1073) был переведён с болгарского языка «Изборник». Он состоял из фрагментов библейских книг, сочинений византийских богословов, и проповедников по вопросам богословия, христианской нравственности и мироведения. В 1076 г. переведён новый «Изборник». Цель этого перевода - связать общественные отношения на Руси с нормами новой христианской морали. В нём были также описаны некоторые болезни, представления о причинах, лечении и предупреждении их, даются советы о питании. Есть сведения о лечцах резальниках (хирургах), которые умели ампутировать конечности, делать прижигания и лечить поражённое место, травмы мазями. Описаны ножи для расчленения. Есть сведения о неизлечимый недугах, о женщинах-лекарях, о привлечении женщин к уходу за больными.

В Киево-Печерском монастыре были разработаны первые конкретные положения о врачебной этике на Руси: лечец должен быть образцом чело­веколюбия, ради больного выполнять самые чёрные работы, быть терпимым и сердечным по отношению к больным, делать всё, что в его силах для излечения больного. Монастырская медицина не были монопольной. Документальные источники XII в. указывают на существование и светской мирской медицины. Светские лекари, видимо, также были из Византии. Несмотря на отдельные случаи антагонизма, монастырская и светская медицина была единой системой медицинских знаний и меди­цинской помощи. Она была объединена христианской религией и единым идеалом- служением ближнему.

Социальное расслоение общества прослеживалось и в медицине. Если князей и бояр лечили врачи- иностранцы приезжавшие на Русь, то простое население лечилось у знахарей, ведунов, бабок, часто прибегавших к за­говорам и нашёптываниям.

Летописные записи свидетельствуют и о распространении заразных заболеваний. Опустошительные эпидемии (чумы, сибирской язвы) проникали как от южных кочевников, так и из Европы. Это побуждало к выработке энергичных мер защиты.

Традиционно оздоровительной считалась русская баня. Это было достижением русского народа. Уже в летописи монаха Нестора (XI в.) даётся описание паровой бани как незаменимого средства от многих болезней («Нет такого лекарства, которое было бы по своей силе равно бане»).

Противоэпидемическая система мер в древней Руси всегда являлась пред­метом удивления просвещённых иностранцев, посещавших Россию в XI-XYII вв. Так, в Киевской Руси борьба с эпидемиями проводилась следующим образом: 1. Запирание, заморение улиц и домов, где жили больные; 2. Устройство застав и засек в лесах. 3. Изолирование больных (кормили «улицей» вскладчину). В то же время захоронения в ХIY-XY веках производили на кладбище при церквах с соблюдением религиозных ритуалов, что способствовало рас­пространению заразы.

В Московском государстве XY-XYII вв. борьба с эпидемиями была более совершенней: 1. Вымораживание, сжигание и окуривание дымом, проветри­вание, мытьё домов, изоляция заражённых мест. Главная забота- спасение государства и войска. 2. В 1654-1665гг. было подписано более 10 специ­альных царских указов «о предосторожности от морового поветрия». Во время эпидемии чумы на дорогах устанавливались заставы и засеки, через которые никого не пропускали под страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. 3. Деньги на заставах обра­батывались уксусом, а письма неоднократно переписывались. 4. В XYI в. умерших стали хоронить за чертой города. Так, в Новгороде, их уносили за шесть вёрст вниз по течению реки Волхов и хоронили вдали от зара­жённых мест и питьевых источников. 5. В начале XYII в. царь Борис Годунов повелел выделять специальных людей для захоронения умерших. 6. Священ­никам под страхом смертной казни запрещалось причащать умирающих, лечцов к заразным больным не допускали, а если кто-то всё же посещал больного, то был обязан известить об этом самого государя и сидеть дома впредь до царского разрешения. 7. Во время эпидемии (мора) прекращался ввоз и вывоз товаров, прекращались все работы на полях, а это в свою очередь вело к неурожаям и голоду.

Монголо-татарское нашествие, пагубно отразившееся на развитии ремёсел отразилось и на постановке врачебного дела. Светская меди­цина свертывалась, и только с XY в. начинается её возрождение. В ХY-XYI вв. на Руси широкое распространение получили травники, зельники, вертограды (садовые книги). Эти рукописные книги часто иллю­стрировались цветными рисунками. В них помешались сведения о причинах болезней и их признаках. Медицинские рукописи знакомили с аптечным инвентарём и посудой, приёмами обработки растений. В травниках и зельниках встречаются такие лекарственные формы, как порошки, мази, пластыри, растирания, полоскания, масла и др. Особое место уделялось количеству назначаемого лекарства и дозировкам в связи с возрастом. В древности русские врачи, как и на Западе, были одновременно и аптекарями. Разделение медицины и фармации произошло тогда, когда изго­товление лекарств значительно усложнилось и потребовало специальных знаний.

В конце XYI в. был учреждён Аптекарский приказ. Точная дата не из­вестна. Есть основания считать –1581 год. Возглавил приказ - аптечный боярин - князь Афанасий Вяземский (на протяжении XYII в. приказ возглавляли близкие к царю бояре, крупные сановники, приближённые царя). Например, при царе Фёдоре Иоанновиче - Борис Годунов, при Борисе - его родственник - Семён Годунов. Традиция сохранялась и далее. Среди руководителей приказа - представители знатнейших родов - Черкасских, Шереметевых, Милославских и др. Подобное объяснимо, поскольку первоначально одной из главнейших задач приказа была забота о здоровье царя. Они подносили царю лекарства предварительно пробовав, чтобы избежать отравы. Важнейшие функции приказа: обеспечение медицинской и лекарственной помощью армии, подбор лекарей и аптекарей, контроль их знаний. Особую осторожность проявляли к иностранцам, требуя от них аттестата, или рекомендаций от городов.

Аптекарский приказ осуществлял также сбор лекарственных растений. Этим занимались опытные люди – травники (или помясы). Они находились в штате приказа. Аптекарский приказ руководил продажей водочных изделий. В ведении приказа находились Аптекарская палата с аптекой, апте­карский сад и огород, аптекарские дворы. Здесь производили заготовку различных пищевых продуктов и наряду с этим изготовляли лекарственные средства. Дворы приготовляли пластыри, мази, масла, экстракты, настойки, соки и т.д. Там же производилась перегонка эфирных масел, настоек, вод, водок, получение спиртов. Для готовой продукции и лекарственного сырья имелись амбары, погреба, ледники и др. помещения.

В штат аптекарского приказа входили доктора, аптекари, лекари, окулисты, переводчики, травники, часовых дел мастера, дьяки, подьячие, целовальники. Докторами называли лиц, имеющих медицинское образование. Аптекари имели с ними равные права: они готовили лекарства для царя и его семьи и должны были находиться в аптеке «денно и ношно», они же вели книги прихода и расхода; окулисты - доктора без специального диплома, но умеющие лечить глаза и делать глазные операции, их труд ценился выше, чем лекарей. Целовальники, служащие Приказа, ведающие запасами водок и спирта; травники-заготовители лекарственных трав; дьяки - занимались делопроизводством, составляли протоколы, доклады, отчёты и т.д., им помо­гали подьячие. Все служащие Аптекарского приказа назначались и увольнялись пои­мённо указом царя. При Аптекарском Приказе была хорошая библиотека.

В 1654г. Аптекарским Приказом была открыта Московская врачебная школа для подготовки военных лекарей (лекарская школа). Она существовала на средства государственной казны. В первый год в неё было зачислено тридцать стрельцов и стрелецких детей. Впоследствии принимались дети духовенства и служилых людей. Срок обучения - 5 лет. За этот период изучали анатомию (по рисункам и скелетам), хирургию, медицину, ботанику, диагностику болезней, фармакологию, фармацию, латинский язык и др. предметы, проходили практику в аптеках и в полках. По окончании лекар­ской школы выпускники в основном отправлялись на работу в армию. Первый выпуск был сделан в 1660 году. В нем особенно выделялся Иван Венедиктов - один из первых русских фармацевтов и основатель целой династии врачей. На протяжение всего XYIII века Венедиктовы были лучшими московскими уро­логами. В 1653г. была открыта школа костоправного дела. Срок обучения один год. В 1682г.- открыта славяно-греко-латинская Академия.

Важную роль в развитии медицинского образования имело книгопеча­тание. Епифаний Славицкий перевёл на русский язык книгу Андрея Везалия «О строении человеческого тела».

Первую аптеку в России основал Джемс Френчем в 1581 году (до этого встречались лишь упоминания о нескольких аптекарях, об аптеках сведений не сохранилось). Аптека Френчема была царской, придворной. Снабжалась лекарствами из-за границы и из различных регионов России. Для сбора лекарственных растений были заведены аптекарские сады и огороды в Москве. Уже в конце XY1 – начале XYП вв. врачи в России употребляли привозные лекарства (опий, камфара, александрийский лист) и чисто русские лекарственные растения – солодковый корень, можжевельник и др. Ромашку, например, применяли при лечении 25 заболеваний. Начиная с 30-х годов XYП в. лекарства из аптеки по указанию царя начинают отпускаться для «всех чинов людей».

В 1672 г. по велению царя построена вторая аптека – для всех людей. Она стала называться «новой» в отличие от первой «старой». В 1682 г. – при гражданском госпитале у Никитских ворот – открыта 3-я аптека. Видимо, большого дохода казне аптеки не приносили. Только этим можно объяснить тот факт, что при второй аптеке существовал «большой кабак, который вместе с аптекою приносил казне в год чистого дохода до 28 тысяч рублей» - сумма по тем временам астрономическая. По свидетельству шведского дипломата, московская аптека была снабжена хорошими лекарствами. Они отпускались за печатью и стоили чрезвычайно дорого. В это же время были устроены аптеки в других городах России: в Вологде (1673), в Казани (1679). Существовала строгая иерархия: доктора, лекари, костоправы, аптекари, лекарские, алхимистские, аптекарские ученики.

В 1652 г. боярин Ртищев Ф.М. основал в своих домах первую больницу-богадельню. Он предложил воюющим государствам заключать соглашения о сохранении жизни раненым и уходе за ними. В 1682 г. - в Москве опубликован Указ об открытии двух больниц.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.