Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология проблемных ситуаций и путей их решения




Если рассматривать процесс решения задачи как ряд этапов ее переструктурирования и качественного изменения операционвльных смыслов элементов проблемной ситуации, то возникает вопрос о начале этого процесса. Чтобы как-то действовать с условиями задачи, переструктурировать их, необходимо уже иметь, представлять определенную ее структуру, т.е. поиск средств решения предполагает определенное ее представление, “видение” субъектом.

Процесс порождения данного представления можно рассматривать со стороны влияющих на него внешних фиксированных факторов и его внутреннего психологического содержания.

Факторы, определяющие то или иное представление задачи, сходны с теми, что влияют на эффективность ее решения: в частности, прошлые знания, профессиональный опыт, которые, структурируя условия и требования задачи, могут как бы подсказать субъекту правильный ход ее решения.

По данным Секея, задачу “7 колец” успешно решают студенты, изучающие экономику и торговое дело.

 

Задача “7 колец ”: “Некий английский студент, сняв комнату на неделю, предложил в уплату цепочку из 7 драгоценных колец с тем, однако, условием, что он будет рассчитываться ежедневно, так чтобы у хозяйки каждый день количество колец увеличивалось на одно. Хозяйка согласилась, оговорив со своей стороны, что он может распилить только одно кольцо. Как студенту удалось расплатиться с хозяйкой?”.

 

По своему внутреннему психологическому содержанию представление задачи субъектом является необходимым условием собственной познавательной деятельности, поиска средств ее решения. Само это представление нельзя сводить лишь к поиску новых знаний, оно является именно осознанием наличных условий, их структурированием. Сознательное представление задачи определяет “пространство” поиска возможных средств решения, выбор его условий. По своей функции представление задачи субъектом близко инсайту, но требует следующего уточнения. Оно есть такое целостное структурирование условий и требований проблемной ситуации, в котором определяется (но еще не разрешается) ее основной конфликт и пути к его устранению.

Если решение задачи требует смены нескольких качественно разных ее представлений и, соответственно, процесс решения разделяется на самостоятельные этапы поиска новых средств, то этот процесс можно назвать процессом “непрерывного познания”. Действительно, акты понимания, переформулирования и переструктурирования задачи как бы разрывают единый процесс поиска новых знаний, необходимых для решения задачи. Тем самым данные акты не являются чисто познавательными, но представляют собой неразрывное единство, сплав интеллектуальных, аффективных, действенных компонентов. Поэтому закономерно, что любые (а особенно решающие) акты понимания задачи, переструктурирования ее условий сопровождаются эмоциональными реакциями. Что же касается “действенного” компонента понимания задачи, то следует заключить, что каких-либо особых, специальных способов представления задачи не существует. Функцию структурирования проблемной ситуации в единую психологическую структуру могут выполнять конкретные приемы решения задачи, они выступают в двух различных функциях: и как средства познавательной деятельности субъекта по решению задачи, и как способы ее представления.

Типология проблемных ситуаций и путей их решения осуществляется, таким образом, по двум основаниям:

а) наличие или отсутствие представления (понимания) задачи субъектом;

б) наличие или отсутствие средств ее решения.

 

Тип ПС Понимание Наличие средств
  + +
  + -
  - +
  - -

1. Понимание задачи при наличии средств соответствует ситуации инсайта (в 1 этап). С одной стороны, если ситуация такова для субъекта с самого начала, она не является проблемной и требует лишь применения очевидных алгоритмов. С другой стороны, если она (как в головоломках) становится понятной, адекватно представленной субъектом только в результате переструктурирования условий и требований, то этот акт и означает наличие инсайта.

 

Водяные лилии в пруду размножаются в течение 24 часов. В первый весенний день только один лист кувшинки показался на поверхности пруда. Через 60 дней пруд полностью зарос. В какой день пруд зарос наполовину?

(59-й)

Вася и Петя имеют одинаковые суммы денег. Сколько должен дать Вася Пете, чтобы у Пети было на 20 долларов больше, чем у Васи?

(10)

Сколько у вас домашних животных, если все они птицы, кроме двух, все они кошки, кроме двух, и все они собаки, кроме двух?

(3: птица, кошка, собака)

Какой математический символ нужно поставить между 2 и 3, чтобы результат был больше 2 и меньше 3?

(2,3)

Переставьте буквы, чтобы получилось одно слово

соволодон (одно слово)

Если в ящике белые и черные носки смешаны в пропорции 4:5, сколько носков вам придется вытащить, чтобы убедиться, что у вас есть пара одного цвета?

Если у вас есть песочные часы, рассчитанные на 7 и 11 минут, какой самый простой способ засечь время для варки яйца в течение 15 минут?

(Использовать и те, и те часы. Когда пройдут 7 минут, в тех, что рассчитаны на 11, останется еще 4 минуты - потом перевернуть: 4+11=15)

Вычеркнуть шесть букв, чтобы получилось одно слово:

т ш в е о с р т ч ь е б с у т к в в о

2. Понимание задачи при отсутствии средств означает полную субъективную ясность поставленного требования, которое не может быть достигнуто непосредственно. Типичным примером подобных проблемных ситуаций являются комбинаторные задачи, решаемые с помощью поиска необходимых средств путем модификации условий. Кроме того, процесс решения таких задач может характеризоваться начальным дефицитом информации, необходимостью более полного изучения ситуации, направленного на устранение конфликта, а также обращением к прошлому опыту для актуализации знаний и умений.

3. Отсутствие понимания задачи при наличии средств решения, с одной стороны, отвечает известным случаям “решения без понимания”, т.е. автоматического применения алгоритмов, не требующих от субъекта их специального осознания. С другой стороны, таковы типичные задччи “на целеполагание”, когда сама проблема и ее основной конфликт остаются неясными субъекту, и их отыскание происходит путем перебора наличных и любых возможных средств решения. Перекомбинация элементов проблемной ситуации должна сопровождаться постоянными попытками отыскания их функционального значения, формулировкой рабочих целей, осознанием конкретных операциональных смыслов.

 

Переставить 3 спички так, чтобы осталось 4 квадрата:

       
         
           

 

       
       
       

 

После этого: “Сейчас вам предъявят изображение некоторой конфигурации спичек. Какие могут быть сформулированы вопросы (цели) по изменению этой конфигурации, превращению ее в иную, новую конфигурацию элементов?”

 

     
     

 

Убрать 4 спички так, чтобы осталось 3 квадрата:

   
   

 

4. Отсутствие понимания при отсутствии средств характеризует сверхсложные для субъекта проблемные ситуации., ярким примером которых служит проблемная клетка Торндайка. “Решение” осуществляется в форме хаотических и ненаправленных проб, которые могут привести к случайному достижению результата. При восполнении дефицита информации, получения помощи извне в виде прямой подсказки или конструипровании средств с возможной формулировкой конкретных целей данная ситуация может быть преобразована в ситуации 2 и 3.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.