КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Промышленный переворот в Англии
Зарождение промышленности в России В XVII в. в России происходила «вялотекущая» вестернизация вооруженных сил и быта. Когда на рубеже XVII—XVIII вв. были созданы регулярные военно_морской флот и сухопутная армия, государство организовало для обслуживания первый военно_про_ мышленный комплекс, состоящий из ряда мануфактур (судо_ строение, выработка парусины, металлургия и металлообработка и пр.). В армии и на флоте служили рекруты, сданные сельскими общинами и помещиками крепостные парни, а на предприятиях работали приписанные или крепостные (посессионные) рабочие. Иными словами, вестернизация происходила в несвободной со_ циальной среде. Основанный на несвободной промышленности ВПК (военно_ промышленный комплекс) не мог преодолеть техническую отста_ лость. Принесший России множество великих побед, он оказался бессильным в Крымской войне, где столкнулись металлический паровой флот Запада и нарезное оружие и гладкоствольное ору_ жие и деревянный парусный флот России. Почему Россия не произвела перевооружение своей армии в первой половине XIX в.? Дело заключалось в психологическом упоении положением сверхдержавы, но главное — в крепостной экономике, перестройки которой российская элита не хотела. В конце XVII в. в Англии после революции установился бур_ жуазно_демократический политический строй, который суще_ ствует и в наше время. Сама Англия, победившая в борьбе за гос_ подство на морях в XVI в. Испанию, в XVII в. — Голландию, в XVIII в. — Францию, превратилась в мировую супердержаву. Несоответствие ручной технологии повышенному спросу на хлопчатобумажные ткани разрешилось внедрением машин. Сна_
чала механизировали процесс хлопкопрядения. Так как пряжи стало больше, срочно потребовался механический ткацкий ста_ нок, который был изобретен Э. Картрайтом в 1785 г. После механизации прядения и ткачества возникла потреб_ ность в создании универсального двигателя, который не зависит от сил природы. Таким двигателем явилась паровая машина, соз_ данная Дж. Уаттом в 1784 г. В том же году построили первую пря_ дильную паровую фабрику. Применение машин вызвало резкое повышение спроса на ме_ талл. В 1784 г. Корт изобрел пудлинговую печь, которая при по_ мощи минерального топлива давала сталь из чугуна, а изобретен_ ные им же прокатные вальцы позволили получать металлические изделия нужной конфигурации. Благодаря этим изобретениям производительность труда повысилась в 15 раз. Прогресс металлургии способствовал быстрому развитию ан_ глийской каменноугольной промышленности. В шахтах появи_ лись рельсовые пути (трамваи) для конной вывозки угля. Сочета_ ние паровой машины и рельсов дало железную дорогу. Первый локомотив был создан Дж. Стефенсоном в 1814 г., а железная до_ рога — в 1824 г. Одной из последних проблем промышленного пе_ реворота стало фабрично_заводское сооружение самих машин: возникла новая отрасль промышленности — машиностроение. Этому способствовало создание основного типа металлорежущих станков — строгального (Брам, 1802 г. и Г. Модемс, 1798 г.). Соз_ данием фабричного машиностроения завершился переворот в технологической сфере экономики Англии. Самым уязвимым местом английской экономики была зави_ симость от хлебного импорта. Согласно «хлебным» законам от 1815 г. ввоз хлеба в страну разрешался, если только внутренняя цена превышала 82 шиллинга за квартер. Ненавистные английскому народу хлебные законы отменили в 1846 г. Отмена хлебных законов легла в основу новой в мире хо_ зяйственной политики неограниченной свободы торговли, кото_
рая стала фундаментом европейской экономической интеграции через 100 лет. Свобода торговли помогла Англии занять домини_ рующие позиции в мировой промышленности, кредите, морском транспорте, торговле. Когда в 1850 г. общий оборот мировой торговли составлял 14,5 млрд марок, на долю Британской империи приходилось 5,24 млрд марок, а в 1870 г. эта доля составляла уже 14 млрд марок из общей суммы 37,5 млрд марок (общая доля Германии, США, Франции за это время повысилась с 4,9 до 12,0 млрд марок). Английский банк постепенно становится «банком банков», кредитующим не только торговлю и промышленность, а всю кредитную систему страны и даже мира.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |