КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Психология как наука
Овсянникова О.А. Издательство ОрелГИЭТ Орел 2009 УДК 159.9 (075):37.01 (075) ББК 88 Я 7+74.00 Я 7 О -753
Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения и основ психолого-педагогических технологий Орловского государственного университета Щекотихина И.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры социально – гуманитарных наук Орловского государственного института экономики и торговли Меренкова Л.Ю.
О - 753 Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Овсянникова О.А. – Орел: ОрелГИЭТ, 2009. – 122 с.
В учебно-методическом пособии «Основы психологии и педагогики» представлены теоретические основы курса «Психология и педагогика», словарь терминов, система вопросов и контрольные тесты для самопроверки, необходимые для полноценного усвоения научных понятий и формирование умственных действий. Предназначено для студентов ОрелГИЭТ, обучающихся по всем специальностям.
УДК 159.9 (075):37.01 (075) ББК 88 Я 7+74.00 Я 7
© ОрелГИЭТ, 2009 © Овсянникова О.А. СОДЕРЖАНИЕ
План
1. Психология как наука. Этапы развития психологии как науки. 2. Отрасли психологии. Принципы построения и общая характеристика основных отраслей психологической науки. 3. Предмет и задачи психологии как науки. 4. Основные этапы развития психики. Структура психики человека. 5. Методы исследования в психологии. Модификации общих методов. Связь методов психологии с методами других наук.
1. Психология (греч. psyche – душа и logos – учение, слово) – наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Психология как наука изучает факты, закономерности, механизм психики. Психология изучает внутренний мир (душевных) субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение, изучает объективные закономерности и проявления психики. Предметом психологии является психика, или душа. Она образует внутренний или душевный мир человека, который легко обнаруживается с помощью своеобразного внутреннего зрения. Душа является нам в форме различных переживаний, мыслей, образов, воспоминаний, желаний, целей, сомнений, чувств, решений, фантазий и тому подобное. Все эти явления называются психическими, или субъективными. В отличие от других явлений окружающего мира душа не обладает никакими известными физическими и химическими характеристиками: весом, формой, цветом, размерами, химическим составом и т.п. Поэтому она не досягаема для органов чувств или приборов, что затрудняет ее изучение. До сих пор неизвестно ее местонахождение. Попытки найти ее в теле человека не увенчались успехом. Большую загадку представляет проблема взаимоотношений души и тела. В психологии достаточно хорошо известно, что душа воздействует на тело и проявляет себя через движения, действия и поступки человека, то есть через предметную деятельность и общение. Однако непонятным остается сам механизм такого воздействия. В содержательном плане душа представляет собой своеобразную модель мира, воссоздающую в субъективной форме его объективные свойства и закономерности. Примером такой модели является любой субъективный образ предмета. В нем зафиксированы его соответствующие свойства: твердость, химический состав, форма, вес, температура и др. В образе эти свойства предмета обретают какую-то иную форму существования. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядам, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Согласно древнегреческому философу Платону (427— 347 гг. до н. э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и поэтому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р.Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632—1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Немецкий философ Г.Лейбниц (1646—1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1б32—1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Выделении психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В.Вундта (1832—1920), создателя первой в мире психологической лаборатории В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829—1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862—1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857—1927). Усилия И. П. Павлова (1849—1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
2. Современная психология представляет собой широко разветвленную область знания, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Общая психология – это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения, теоретических принципов, основных научных понятий, вошедших в обиход. Результаты исследований общей психологии – фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Социальная психология – изучает социально-психологические проявления личности, взаимоотношения с людьми, психологическую совместимость, социально-психологические проявления в больших группах. Возрастная психология – изучает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду (детская психология, психология юности и зрелого возрасти, психология старости (геронтопсихология)). Педагогическая психология – изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания. Психология труда – психологические особенности трудовой деятельности, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология – изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и использования АСУ, новых видов техники. Медицинская психология – изучает особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Клиническая психология – изучает проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время болезней психические изменения, как обособленный раздел входит патопсихология – изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Психофизиология – изучает физиологические основы психической деятельности. Дифференциальная психология – изучает индивидуальные различия в психике людей. Юридическая психология – изучает особенности поведения участников уголовного процесса, психофизиологические проблемы поведения и формирования личности преступника. История психологии рассматривает вопросы становления и развития психологии. Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.
3. Предметом психологии является психика, или душа. Она образует внутренний или душевный мир человека, который легко обнаруживается с помощью своеобразного внутреннего зрения. Душа является нам в форме различных переживаний, мыслей, образов, воспоминаний, желаний, целей, сомнений, чувств, решений, фантазий и тому подобное. Все эти явления называются психическими, или субъективными. Задачи психологии в основном сводятся к следующим: - научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; - научиться управлять ими; - использовать полученные знания с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности; - быть теоретической основой практики психологической службы.
4. Основные этапы развития психики: Первый этап. Элементарная чувствительность. Животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами. Инстинкты – врожденные формы реагирования на определенные условия среды. Второй этап. Предметное восприятие. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов, предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения. Навыки – формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных. Третий этап. Отражение межпредметных связей. Характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом. Животное способно «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных – сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи, не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации. Психика человека – качественно боле высокий уровень, чем психика животных. Высшие психические функции – специфически человеческие, общественно – исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека. Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Выделяют три группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы подразделяются: 1) познавательные (ощущения и восприятия), представления, память, мышление и воображение; 2) эмоциональные (активные и пассивные переживания); 3) волевые – решения, исполнение, волевое усилие и т.д. Психические состояния – это определившееся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает продуктивно, при другом – неэффективно. Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние – внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности; 2) настроение (жизнерадостное, восторженное, грустное, гневное, депрессии и т.д.). Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические свойства образуют сложные структурные образования личности: жизненную позицию личности; темперамент; способности; характер как систему отношений и способов поведения.
5. Метод (греч. methodos – «путь к чему-либо») – способ достижения цели, определенным образом, упорядоченная деятельности. Каждый из общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. Основными методами исследования в психологии являются наблюдение, беседа, эксперимент. Каждый из этих методов имеет ряд модификаций. Наблюдение – древнейший метод познания. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длинное), выборочное, сплошное, включенное (наблюдатель становится членом исследуемой группы). Общая процедура включает в себя: 1) определение цели и задачи; 2) выбор объекта, предмета и ситуации; 3) выбор способа наблюдения; 4) выбор способов регистрации наблюдаемого; 5) обработка и интерпретация полученной информации. Самонаблюдение – разновидность наблюдения. Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, опросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. «по памяти») – сведения о прошлом изучаемого. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные вопросы (если вопросы и ответы представлены в письменном виде, то это называется анкетирование). Требования к беседе: 1) непринужденность; 2) установление личного контакта; 3) план, задачи, вопросы готовятся заранее; 4) предполагаются и постановка вопросов обследуемыми. Опросники самоотчета – это такого типа методика, когда испытуемым предлагается отвечать письменно на бланке на вопросы, касающиеся особенностей его характера, ценностей, установок, мотивов, чувств, интересов и способностей. Существуют два типа опросников самоотчета: одномерный (определяется один аспект личности), многомерный (измеряют одновременно несколько личностных характеристик). Анкета – это объединенная исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондента о психологических явлениях и процессах. Главный метод – эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) – исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Выделяют естественный и лабораторный эксперимент. В лабораторном эксперименте создается искусственная ситуация, когда испытуемый знает, что его исследуют. Поэтому в его поведении может наблюдаться напряжение или стремление определенным образом подать себя, что снижает достоверность результатов. Естественный эксперимент не имеет подобных недостатков, поскольку протекает в обычных для испытуемого условиях. Методы психодиагностики. Метод тестов – это стандартизованная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной и качественной оценки у человека, изучаемого психологического качества. Выделяют два варианта тестов: тест-опросник, тест-задача. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности (достоверности) и надежности вопросов. Тест-задание предполагает оценку психологических качеств человека на основе того, что он делает. Тесты достижений позволяют выявить степень владения испытуемыми конкретными знаниями, умениями и навыками. Тест интеллекта – выявляет умственный потенциал индивидов (IQ). Тесты креатиивности используются для изучения и оценки творческих способностей. Особую группу составляют проективные методы. В основе таких методов лежит механизм проекции, согласно которому испытуемый при ответах на неопределенный стимул проецирует на тестовый материал свои чувства, потребности и ценности. Выделяют пять категорий проективных методов: 1) ассоциативные методы, требующие отвечать на стимул первой пришедшей в голову мыслью или возникшим чувством; 2) конструктивные методы, требующие создания или придумывания чего-либо; 3) методы завершения, где предлагают испытуемым завершить мысли, начало которых содержится в стимулируемом материале; 4) экспериментальные методы предлагают выразить свои чувства посредством какой-либо деятельности, например рисование картинок; 5) методы выбора или распределения по порядку требуют от испытуемого отбора или расположения по порядку предпочтения набора стимулов. Сила проективных тестов в том, что они позволяют скрыть от испытуемого истинную цель тестирования, а также снижают вероятность фальсифицируемых и установочных ответов. Слабость проективных тестов в том, что они недостаточно стандартизированы, отсутствует четкая процедура их проверки, оценки и интерпретации.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |