Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прямая в пространстве




МЫ ЭТО

Я

 

Р. Кон использует данный рисунок для того, чтобы описать характер и содержание темоцентрированного взаимодействия. Темоцентрированное взаимодействие это как бы вписанный в круг треугольник. Треугольник обозначает создаваемую группой обстановку, где выделяются три главных фактора: 1) личность («Я»); 2) группа («Мы»), 3) тема («Это»). Окружность выражает условия группового взаимодействия (время, место, состав группы, программа, в рамках которой проводятся занятия, и т.п.).

Все три вершины треугольника и отношения между ними имеют равное значение. Смысл этой структуры в следующем. «Я» - это простая психологическая единица, «Мы» - результат взаимодействия между членами группы и тему - бесконечное число сочетаний конкретных и абстрактных факторов. Вершина треугольника, выраженная «Я», демонстрирует автономность, личный опыт каждого члена группы в каждый данный момент времени. Вершина, которая выражается через «Мы», обозначает взаимозависимость людей и тот факт, что группа является целостностью, т.е. представляет нечто большее, чем просто сумма составляющих ее индивидов, и живет своей собственной жизнью.

Так вот динамический баланс обозначает вписывание вершин треугольника «Я - Мы - Это» в групповую среду. Если игнорировать тему («Это»), то взаимодействие, основанное исключительно на «Я» и «Мы», реализуется через эмоциональный и аффективный опыт. И тогда слишком ревностный работник может полностью заблокировать любые групповые процессы, а рассерженный преподаватель (или строптивый ученик) создают серьезные препятствия для осуществления тщательно продуманного учебного плана. Поэтому, по мнению специалистов темоцентрированного взаимодействия, данная методика является наиболее эффективным средством исследования и развития «Я» при условии акцента на важную и признаваемую всей группой тему. Тогда дальнейшее обсуждение темы в группе пойдет на основе собственных впечатлений и наблюдений, описания которых можно сочетать с комментариями руководителя.

Равнозначность вершин треугольника – непременное условие работы темоцентрированной группы. Если начинает доминировать какая-то одна из вершин треугольника, то группа приходит в состояние дисбаланса, и эффективность работы в ней снижается. Роль руководителя при этом заключается в том, чтобы поддерживать динамический баланс в группе и сделать происходящие в ней процессы очевидными для участников. Конечная цель руководителя - сделать так, чтобы эти его функции перешли к группе.

Методика темоцентрированной психотерапии. Темоцентрированное воздействие и методики, которые применяются в его рамках очень сильно зависят от жизненного опыта руководителей и уровня их специальной подготовки. Методика темоцентрированного подхода часто ассоциируется с общефилософским подходом. Настолько, что иногда бывает трудно провести четкую границу между методами и руководящими философскими принципами, поскольку факторы, определяющие направление происходящих процессов, зачастую рассматриваются как общечеловеческие проблемы и феномены, а не просто как правила психотерапевтического воздействия.

Рассмотрим те методики, которые используются в рамках темоцентрированного подхода.

Первая методика получила название постулаты. С помощью постулатов обозначаются принципы психотерапевтического воздействия, в которых представлен характер психокоррекционных процедур. Таких принципов два.

Первый из них состоит в том, что каждый - сам себе голова. Здесь главное продемонстрировать автономию и ответственность как каждого человека в отдельности, так и всей группы вместе. Постулат (принцип) «сам себе голова» подталкивает участников занятий к тому, чтобы те брали и отдавали то, что они сами хотели бы отдать или получить - как в группе, так и в реальной жизни. Так как люди очень часто отказываются от своих прав и ждут позволения от других, этот постулат помогает каждому члену группы активно осознавать ответственность за то, что он в ней получает, и за то, что он отдает. Следует добавить, что и руководитель группы также должен придерживаться этого принципа. Такая тактика позволяет руководителю сбросить с себя бремя авторитарности и побуждает членов группы к самостоятельному расширению своих возможностей и диапазона выбора факторов и ответственности за свои действия и их последствия.

Второй принцип- приоритетность помех. Часто случается, что слишком эмоциональный настрой какого-либо члена группы мешает ему включиться в ее работу. В нашем случае такими помехами могут являться любая мысль или чувство, которые отвлекают индивида от полноценного участия в работе группы. События, имеющие положительную окраску, такие как продвижение по службе или бурный роман, также могут быть помехами.

Целью же руководителя в такой ситуации будет акцентирование группы на решение ею своих проблем, так чтобы она могла быть полностью вовлечены в работу. Поскольку этот постулат часто формулируется как основополагающее правило еще до начала первого занятия, предполагается, что члены группы сами будут давать знать о помехах их участию в делах группы. Однако внимательный руководитель и сам поймет, что член группы чем-то расстроен или его что-то отвлекает, и поможет справиться с проблемой.

Учить решать проблемы сразу по мере их возникновения необходимо для того, чтобы возвращать членов группы к ситуации, где они снова смогут принять участие в групповой работе. Часто для участников бывает достаточно просто поделиться своим беспокойством с другими. Но случается, что участник расстроен настолько, что это оправдывает проведение с ним терапевтической работы. В процессе устранения помех руководитель должен иметь в виду, что участник вернется к работе над темой, как только будет в состоянии это сделать.

Таким образом, существует зависимость, с помощью которой помехи можно соотнести с заданной темой. Иными словами, тема всегда наталкивает нас на характер помех и наоборот.

Правила общения. Чтобы указанные постулаты-принципы можно было легче внедрять на практике, Р. Кон предложены некоторые правила, которые позволяют нам эффективно соблюдать указанные нормы. Это вспомогательные правила. Их необязательно должен знать каждый член группы в самом начале работы, но руководителю рекомендуется почаще о них упоминать.[27]

1. Говорите только от своего имени. Участников призывают говорить только от первого лица и в единственном числе, чтобы подчеркнуть их личную ответственность за свои мнения и чувства. Слова «мы», «все» и тому подобные часто употребляют с целью завуалировать потенциальное несогласие или избежать проверки. Употребляя местоимения преимущественно первого лица и единственного числа, члены группы оказываются вынуждены различать свои взгляды и взгляды других людей и не проецировать на окружающих свои собственные отношения и чувства.

2. Сопровождайте вопросы утверждениями. Вопросы в чистом виде предназначены исключительно для получения информации. Специалисты подчеркивают, что вопросы часто маскируют скрытые утверждения (например, за вопросом «Неужели вы действительно считаете, что эта программа будет работать?» скрывается уверенность в том, что эта программа работать не будет). Вопросы дают возможность избежать риска, связанного с высказыванием своих мыслей, тогда как заявления от своего имени являются формой подлинного общения и помогают повысить самоосознание. При темоцентрированном взаимодействии руководители побуждают членов группы высказывать свою точку зрения вместо того, чтобы задавать вопросы.

3. Как можно дольше воздерживайтесь от личностных оценок. Интерпретирование поведения других может быть следствием особой проницательности. Но, как правило, оно вынуждает других становиться в защитную позицию.

4. Избегайте обобщений. Обобщения меняют направление происходящих в группе процессов. Это не всегда желательно. Руководители побуждают членов группы высказываться конкретно и по существу темы. Разумные обобщения могут быть полезными для увязки одних тем с другими.

5. Сознавайте субъективность своего восприятия других. Членам группы напоминают, что их мнения о других - это только мнения и что никто не обладает монополией на истину. Членов группы побуждают к обмену впечатлениями и к пониманию того, что личное отношение у каждого может быть предвзятым. Таким образом, можно препятствовать личным нападкам и поискам козла отпущения.

6. Посторонние разговоры не должны игнорироваться. Посторонние разговоры между двумя и более членами группы, подобно помехам, имеют приоритет. Такие разговоры часто содержат много важной для работы в группе информации и могут быть проявлением заторможенности или враждебности отдельных членов группы. Руководителю следует в мягкой форме предложить поделиться содержанием разговора со всей группой, а его участники сами решат, следовать ли им этому предложению.

7. Говорите по очереди. Ясно, что когда двое или более членов группы говорят одновременно, это не способствует сплочению группы. Членов группы надо призывать к тому, чтобы они говорили по очереди.

8. Если двое или более человек захотели заговорить одновременно, надо дать им возможность самостоятельно договориться об очередности. Всех желающих поговорить призывают к тому, чтобы они коротко обсудили между собой причины, по которым каждый из них хочет высказаться немедленно, Таким образом определяется очередность высказываний. Это делают сами заинтересованные члены группы, а не ее руководитель.

9. В общении будьте искренними и избирательными. Разговоры должны быть откровенными и в то же время избирательными: откровенными в смысле правдивости и искренности, а избирательными в том смысле, что не всем, что есть на душе, следует делиться с другими. Участники должны осознавать свои мысли и чувства и осознанно решать, что они будут говорить или делать. Поскольку каждый из членов группы сам себе голова, он сам выбирает, чем делиться с группой. Каждый должен быть уверен, что сможет быть откровенным, если сочтет нужным, и что группа в этом смысле не будет оказывать на него давления.

Итак, приоритет отдается помехам и если самого руководителя что-то отвлекает, он должен поделиться этим с группой, чтобы остаться полностью вовлеченным в ее работу. Искренность в том, что касается темы работы группы, является непременным условием. Избирательность руководителя может снижаться по мере того, как между членами группы устанавливаются более тесные отношения.

Начало работы в группе. Р. Кон на начальном этапе взаимодействия направляет свои усилия на создание атмосферы заинтересованности и непринужденности. С этой она пытается снизить уровень тревожности, создать рабочую обстановку и одновременно сориентировать членов группы на размышления на заданную тему. Любимый ею прием, доказывавший не раз свою эффективность – прием под названием «техника троекратного молчания». Обычно бывает три периода молчания. Во время первого периода группе предлагают сидеть тихо, с закрытыми глазами. Их задача - прислушаться к себе, сосредоточиться на вершине треугольника, которая соответствует понятию «Я», и сконцентрировать все свои мысли и чувства на том, насколько подходящей показалась им тема работы группы, когда они решили посещать занятия. Далее идет второй период. После незначительного молчания руководитель выступает со следующим предложением: открыть глаза, буквально «вернуться в группу» и прочувствовать, каково в ней находиться «здесь и теперь». Основное внимание во втором периоде концентрируется на тех чувствах и ощущениях каждого, которые возникают в связи с другими членами группы. Этот период соответствует вершине вписанного в круг треугольника, которая обозначает понятие «Мы». Третий период молчания предполагает выполнение задачи, которая заранее подобрана руководителем так, чтобы связать вместе «Я», «Мы» и «Это» и дать каждому члену группы мысленный опыт работы по теме.

Далее идет обмен мнениями по пережитым ощущениям и впечатлениям. А после руководитель в неформальной манере знакомит группу с основными правилами поведения. При этом главное для руководителя не забыть сообщить, что помехи имеют приоритетное значение, поэтому любые возникшие у участника эмоции (например, беспокойство или злость), отвлекающие его от полноценной работы в группе, являются проблемой, которую следует немедленно решать.

В темоцентрированном подходе также рекомендуют использовать медитативное молчание, поскольку с его помощью очень удобно сосредоточиться на мыслях о теме занятий и о своем участии в работе группы. В общем можно использовать любое вступление, лишь бы оно стимулировало членов группы к поиску собственных способов подключения к теме. Удачное вступление приведет к более продуктивному взаимодействию на заданную группе тему.

Другой важной задачей при начале работы в группе для руководителя является поддержка динамического равновесия. Р. Кон подметила, что у групп, только что начавших работу, часто наблюдается тенденция обращать большую часть своих первых реплик скорее к руководителю, чем к остальным членам группы. Она рекомендует (по сути, настаивает), чтобы руководитель отвечал на такие реплики открыто и прямо.

Последняя методика связана с фигурой руководителя, человека, от участия которого зависит очень многое в рамках темоцентрированного подхода. Роль руководитель это роль блюстителя метода. Эту роль руководитель должен соблюдать на протяжении всего группового процесса. Важная сфера, где необходимо осуществлять контроль – это сфера между вершинами «Я - Мы - Это» треугольника. Именно в этом пространстве заключена потребность самовыражения любого человека, находящегося в группе. Поэтому очень важно побудить членов группы выйти за пределы собственных чувств и подойти ближе к заданной теме. Это сделать сложно еще и потому, что обычно люди уделяют больше внимания себе и своим внутренним процессам, чем обсуждаемой теме.

Для активизации членов группы используют технику «моментального снимка». Суть ее в том, что в какой-то момент руководитель прерывает обсуждение и просит участников зафиксировать свои мысли и ощущения. После он просит каждого участника по очереди очень кратко описать свои впечатления на данный момент. Руководитель призывает не прерывать друг друга и говорить быстро, один за другим по кругу. Таким образом, группа получает информацию, касающуюся того фактора групповой работы, который соответствует понятию «Мы». Роль руководителя в этой ситуации – это роль блюстителя метода в том смысле, что он непосредственно способствует обучению на основе живого опыта, стараясь поддерживать динамическое равновесие между факторами, соответствующими понятиям «Я - Мы - Это».

Если процессы в группе развиваются адекватно, то у руководителя остается все меньше и меньше поводов вмешиваться в происходящие в ней события. Но все же роль руководителя в группе долго еще остается существенной.

Методика темоцентрированного взаимодействия не получила большого развития в психосоциальной практике. Во многом это связано с тем, что она гладко соотносится с большинством существующих психотерапевтических подходов. С другой стороны, такой статус темоцентрированного взаимодействия имеет плюсы, главный из которых – отсутствие каких-либо ограничений на его применение в практике. Главное внимание уделяется получению членами группы живого личностного опыта, а не лечению патологии.

 

Литература

Основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1988.-432 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.: Лениздат, 1992. – 400 с.

3. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - СПб.: Служба доверия, 1994. – 316 с.

4. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: Академический проспект, 2001. – 384 с.

5. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.

6. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994, - 480 с.

7. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 384 с.

8. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 400 с.

9.

Дополнительная:

1. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. - С.-Пб.: Академический проект, 1997. – 335 с.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.-М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России»,1993.-174 с.

3. Беличева С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии.//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1995. - №4. – С.62-66.

4. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков./ Под ред. С.А.Беличевой – М.: РИЦ консорциума «Социальное здоровье России», 1999.- 183 с.

5. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением./ Под ред. С.А.Беличевой. – М.: РИЦ Консорциума “Социальное здоровье России”, 1999. – 181 с.

6. Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). -Киев: КГУ, 1991.-160 с.

7. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы /Пер. с англ. яз. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995.- 237 с.

8. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. – 240 с.

9. Минигалиева М.Р. Проблема понимания психологом клиента. - Калуга: КГПУ, 1999. –234 с.

10. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: МГУ, 1982. - 168 с.

11. Принцип.активизации в социальной работе. / Под ред. Ф. Парслоу. - М,: АО «Аспект-Пресс», 1-997. – 223 с.

12. Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. - М.: ЧСП РАО, 1996. – 220 с.

13. Шмелева Н.Б. Социальная работа: личность и профессия (аспект развития). - Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 1999. – 209 с.

14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. – 189 с.

15. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. - М.: Вида-Н, 1998. 320с. - С. 296-311.

16. Биктимиров Т.З. Психосоциальная деятельность в системе паллиативной медицины, ухода и хосписов. // Развитие социальной реабилитации в России. / Под ред. А.Н.Дашкиной и др.- М.: Социально-технологический институт, 2000. - 176с. - C. 111-117.

17. Вильдавская Л.З., Черепанова Е.М., Организация и сопровождение групп самопомощи семей беженцев и переселенцев.//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - №4. - С.10-24.

18. Гуманистический подход к охране здоровья. / Отв. ред Н. Берковитц. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 254с.

19. Законодательная база социально-правовой охраны семьи и детства и профилактики правонарушений несовершеннолетних (перечень законов РФ, постановлений Правительства, Указов Президента РФ). //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы». 1998 № 3

20. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. - М.: «Белый кролик», 1998. - 340с. - С.256-260.

21. Медведева Г. Л. Роль психологической компетентности социального работника в организации социального обслуживания пожилых людей.\\ Мир психологии. - 1999. - №2. -С.164-168.

22. Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детства. М. ЦБНТИ Минтруда России. Вып.1,1997

23. Примерные Положения социальных учреждений, утвержденные коллегией Министерства социальной защиты РФ. //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы». 1994 № 2, 1994 № 3, 1995 № 1, 1996 № 1, 1996 № 3, 1996 № 4.

24. Соколова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. - Социокультурные аспекты. – Саратов: Повол.фил. Рос. Учебн. Центра, изд-во Сарат ун-та, 1996. – 192 с.

25. Типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998г. № 867). //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы». 1998 № 4

26. Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы». 1999 № 4

27. Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. - М.: НФ «Класс», 1997.-288 с.

28. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. №4,1999. С.38-45.

 

 

Содержание

 

Введение Раздел 1. Психосоциальная деятельность как область практики и сфера реализации научного знания Раздел 2. История становления психосоциальной методики Раздел 3. Проблема форм психосоциальной работы, психосоциальная диагностика Раздел 4. Психосоциальная работа с индивидом Раздел 5. Психосоциальная работа с группой Раздел 6. Психотерапия и многообразие форм ее использования в психосоциальной работе 6.1.Т-группы 6.2. Гештальт методика 6.3. Группы встреч 6.4. Психодрама 6.5. Трансакционный (трансактный) анализ Э. Берна 6.6. Темоцентрированное взаимодействие Р. Кон   Список литературы      

 

 

Игорь Борисович Ардашкин

 

Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы

Учебное пособие

 

Научный редактор

д.филос.н., профессор Корниенко А.А.

 

Редактор

 

Подписано к печати

Формат 60х84/16. Бумага ксероксная.

Плоская печать. Усл. печ. л. Уч.- изд. л.

Тираж экз. Заказ. Цена свободная.

ИПФ ТПУ. Лицензия ЛТ № 1 от 18.07.94.

Типография ТПУ. 634034, Томск, пр. Ленина, 30.

 


[1] Основы теории коммуникации: Учебник/ Под ред. Проф. М.А. Василика. – М., 2003.- С.11.

[2] См.: Каган М.С. Мир общения. М., 1988. С. 143-146.

[3] См.: Основы теории коммуникации: Учебник/ Под ред. Проф. М.А. Василика. – М., 2003.- С.23.

[4] Некоторые вопросы методологии психологического исследования.// Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001. С. 198-199.

[5] Более подробно см.: Некоторые вопросы методологии психологического исследования.// Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001. С.206 – 215.

[6] Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения.- СПб., 1996. – С. 74.

[7] Любая социальная проблема имеет свое психическое проявление, поэтому в контексте предмета «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» ее можно рассматривать как психосоциальную проблему.

[8] См.: Технологии социальной работы: Учебник под. общ.ред. проф. Е.И. Холостовой.- М., 2002. – С. 61.

[9] О подходах к определению понятия «психическая индивидуальность» более подробно см.: Гербачевский В.К. Психическая индивидуальность. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Выпуск 2. 1993. С. 66-74.

[10] Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000. С.135.

[11] В.К. Гербачевский Категория активности и индивидуальность.// Вестник Санкт-Петербурского университета. Серия 6. Выпуск 2. 1992. С. 59.

[12] О понятии «активность» подробнее см.: В.К. Гербачевский Категория активности и индивидуальность.// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Выпуск 2. 1992. С. 55.

[13] Об истории представлений о генезисе психологического развития человека см.: Некоторые вопросы методологии психологического исследования.// Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001. С.147-183.

 

[14] См. подробнее: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001. С.131-175.

[15] Подробнее см.: Технологии социальной работы. М., 2002. – С.197 – 203.

[16] Ерасова П.Н., Кольцова В.Л., Якимова Е.В. Теория поведения и практика социальной работы. // Реферативный журнал. Серия «Социология».- М., 1994.-№ 3.- С. 60.

[17] Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика игры. Упражнения.- СПб., 1996.- С. 57 – 58.

[18] Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии. // Социологические исследования.-1993.-№ 10.- С. 77.

[19] «Окно Джогари» названо в честь аббревиатуры имен ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Ингрэма

 

[20] Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998. С. 117.

[21] Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998. С. 132.

[22] См.: Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе.- М., 2001.-С. 167 - 178

[23] Под термином «депривация» следует понимать состояние, свидетельствующее об ограниченности физических, эмоциональных и психических контактов человека. Оно аналогично понятию «отсутствие эмоциональных связей», «эмоциональный (или психический) голод» и т.д.

[24] См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология в человеческой судьбе.- СПб., 1992.- С.10 – 15.

[25] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология в человеческой судьбе.- СПб., 1992.- С.13.

[26] Рудестам К. Групповая психотерапия.- СПб., 1998.- С. 235.

[27] Рудестам К. Групповая психотерапия.- СПб., 1998.- С. 244 – 245.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.