КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структуры естественнонаучного познания
Основные характерные черты естествознания В настоящее время под термином «естествознание» понимается прежде всего точное естествознание - вполне оформленное (чисто в математических формулах) точное знание обо всем, что действительно существует или может существовать во Вселенной. Однако очевидно, что это знание является не окончательным итогом знаний о природе, а лишь тем, что известно человечеству на данном этапе его развития. Естествознание - это совокупность наук о природе, рассматриваемых как единое целое. Отличие естествознания как науки от специальных естественных наук заключается в том, что оно исследует одни и те же природные явления сразу с позиции нескольких наук, определяя наиболее общие закономерности и тенденции, рассматривает природу как бы сверху. С точки зрения истории науки человечество в своем познании природы прошло три стадии и вступает в четвертую [5]. На первой из них формировались общие представления об окружающем мире как о чем-то целом, едином. Появилась натурфилософия - совокупность идей и догадок. Стр. 10
С XV-XVI вв. началась аналитическая стадия, т. е. расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию отдельных наук: физики, химии, биологии, а также других естественных наук. Наконец, в настоящее время делаются попытки обосновать принципиальную целостность всего естествознания. Одновременно происходит и дифференциация науки, т. е. создание узких областей какой-либо отрасли знания, однако общая тенденция ведет все-таки к интеграции науки. Поэтому четвертую стадию развития естествознания называют интегрально-дифференциальной. Большую роль в научном познании играет научный метод. Метод вообще - это способ организации средств (инструментов, приемов, операций и т. д.) теоретической и практической деятельности. Метод оптимизирует деятельность человека, позволяет выполнять ее наиболее рациональными способами. Понятие метода тесно связано с понятием методологии. Методология - наука о закономерностях, которым подчиняется метод деятельности; о происхождении, сущности методов, их эффективности. Научный метод - это способ организации средств познания для достижения научной истины. Он рационализирует и оптимизирует научное знание. Научный метод выступает и как форма опосредования познания и практики, так как он объединяет теорию и практику, аккумулируя обобщенный практикой исторический опыт познания мира. Такой опыт и позволяет методу направлять процесс познания, построение научных теорий. В естествознании исторически сложились и в настоящее время применяются много научных методов познания: наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, анализ, синтез, моделирование и т. д. Обычно методы подразделяют на эмпирические и теоретические. К эмпирическому уровню относятся такие методы, как наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и т. д. На эмпирическом уровне познания складываются основные формы знания - научный факт и закон. Закон - высшая цель эмпирического уровня познания. Он отражает устойчивое, повторяющееся в явлении. Стр. 11
К теоретическому уровню относятся все те формы и методы познавательной деятельности, а также способы организации знания, которые обеспечивают создание, построение и разработку научной теории. Сюда относится теория, ее элементы и составные части: абстракции, идеализации и мысленные модели, научные идеи и гипотезы, логика и т. д. Теория -высшая форма познания. Она обладает особым достоинством - позволяет получать знания об объекте, не вступая с ним в непосредственный контакт. Являясь результатом многократного обобщения знаний и абстрагирования действительности, теория находится в очень непростых отношениях со своим объектом. Поэтому любая теория должна дополняться логико-гносеологической процедурой, процедурой интерпретации. Для понимания единства естественнонаучного и социально-гуманитарного знания особое значение имеют междисциплинарные методы исследования. Речь идет о системном методе, новой концепции самоорганизации, возникшей в рамках синергетики, а также общей теории информации. При системном подходе объекты исследования рассматриваются как элементы некоторой целостности или системы, связанные между собой определенными отношениями, которые образуют структуру системы. В результате взаимодействия этих элементов свойства системы будут качественно отличаться от свойств составляющих ее элементов. Другими словами, свойства системы как целого не сводятся к сумме свойств частей. Например, свойства воды как жидкости качественно отличаются от свойств ее составных частей: кислорода и водорода, которые в свободном состоянии представляют собой газообразные вещества. Системы, встречающиеся в природе и обществе, имеют разное строение и характеризуются различными признаками. Среди них следует выделить иерархически организованные системы, которые содержат в своем составе подсистемы разной степени общности и автономности. Особенно ярко это прослеживается на примере живых организмов, элементами которых служат клетки. Последние образуют подсистемы, называемые тканями, которые, в свою очередь, составляют органы живого тела. Каждая из этих подсистем обладает относительной автономностью, но подсистемы низшего уровня подчинены подсистемам высшего уровня. В целом же они составляют единый, целостный живой организм. Для понимания процессов эволюции исключительно важное значение приобретают исследования, проводимые в рамках новой концепции самоорганизации, которая была названа синергетикой. Результаты, полученные в этой области, показывают, что при наличии определенных условий процессы самоорганизации могут происходить и в системах неорганической природы, что раньше отрицалось. Опираясь на эту концепцию, можно весь окружающий нас мир рассматривать как самоорганизующуюся гиперсистему, что позволит лучше понять современную естественнонаучную картину мира. Стр. 12
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |