КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рациональное ------------------------------------------------------иррациональное
КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ПСИХОЛОГИИ. ОМСК, 1998 г. ЛОГВИНЕНКО Д. В. СТ. ГР. П - 51 ПСИХОЛОГИИ. ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ (ЛЕКЦИИ А.С. ШАРОВА) ВЫПОЛНИЛА: В настоящее время очередной кризис психологии, значит и актуальны методологические проблемы. В последнее время появились новые направления, течения, практики и т. д. в психологии. Эти течения очень броские, но разобраться в них поможет только методология. МЕТОДОЛОГИЯ - взгляд на психологию с более высоких позиций. В переводе с греческого: "мето" - "после, за, через"; "логос" - "слово". Методология - движение к основаниям психологии и рефлексия этого движения. МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Культивирование методологии имеет как «+», так и «-»: «+»: она выполняет рефлексивные функции, помогает преодолеть кризисы в науке, помогает самоопределению. «-»: 1) излишнее теоретизирование, 2) отрыв от практики, 3) идиалогизация науки.
Т. е. это те периоды, когда проблемы методологии обсуждались особенно остро. 1). 60 - 70-е годы 19 века. - Первые психологические программы; - Сеченов «Рефлексы головного мозга», «Кому и как разрабатывать психологию». - Вундт; Наблюдается парадигма объективной (психология органов чувств) и субъективной (психология духа) психологии. 2). Рубеж 19 - 20 в.в. Борьба двух методологий, которые лежат в основании объясняющей психологии (стремится найти общие механизмы и закономерности) и понимающей психологии (Дильтей). 3). Начало 20-х годов 20 века. Борьба за новую психологию, против редукционизма (сведение к простому, примитивному) и против дуализма (разделение души и тела). Осуществляются попытки построения марксистской психологии (Выготский, Корнилов, Бехтерев и др.). 4). Начало 50-х годов. Пересмотр методологических позиций психологии. Психологию пробуют повернуть к физиологии. Становится проблема предмета психологии, методов исследования. 5). 90-е годы 20 века. Новая социальная и внутри психологическая ситуация. Широкое распространение различных учений, в том числе психоанализа, гуманистической психологии.
Все кризисы психологии идут по биполярной шкале: - естественно- научная парадигма, подход; - гуманитарное направление; - объективная психология; - гуманистический подход; - физиологическая психология; - субъективистская психология; - бихевиоризм; - понимающая психология; - психоанализ; - идеографическая психология. - гештальтпсихология.
В каждом из направлений в психологии имеется как рациональное, так и иррациональное. Развитие психологии идет путем колебания от иррационального к рациональному. В камках этих полюсов можно рассматривать кризисы психологии.
Методология становится предметом специальной теоретической рефлексии, начиная с Древней Греции: Сократ рассматривал диалектическую природу мышления как совместное добывание истины от смутных представлений к определенным (использовал метод «повивальной бабки» = /позднее/ «сократовская беседа»). Платон заложил учение о понятиях и категориях, он искал принцип всякой вещи, т. е. идею.; разделял познание человека на 3 составляющие: мнение (обывательские суждения), рассудок (в нем лежит классифицирующее начало), разум (оперирует понятиями). Цитаты Платона: «Познание идей - это есть подлинное знание, постижение идей связано с разумом»; «Диалектикой называется познание посредством понятий»; «Определять понятия очень важно для серьезного разговора»; «Определять понятие нужно посредством понятия»; «Движение к общей идеи идет путем сопоставления мнений и отыскания противоречий в них. Это движение дает подлинное знание». Платон говорил о культивировании диалога. Диалогизм очень продуктивен, т. к. В нем формируется мышление. Учеником Платона был Аристотель (перипотетик). Он создал учение о категориях как организующих формах разума. «Высшее мышление - это открытие последнего основания истинны». Выделял 3 вида высшего мышления: рассуждающее мышление, интуитивное мышление, мудрость (умение обобщать и открывать новое). По направленности мышления выделял теоретическое и практическое мышление. Кант ввел принцип достоверности знания, разработал учение об апперцепции как сумме первоначальных впечатлений, анализировал априорные формы созерцания и мышления. Гегель разрабатывал категории и законы диалектики, разработал систему категорий, обозначил законы диалектики, говорил о тезисе, антитезисе, синтезе.
Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |