КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концептуальный язык психологии
ИДЕАЛЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. В истории развития науки можно выделить 3 идеала: 1). АНТИЧНЫЙ ИДЕАЛ, ориентировались на познание сущности, оперировали идеальными объектами, характерны теоретические процедуры (доказательства, строгость, решение задач). «+»: особое значение придавали логике; «-»: нет требований к экспериментальной проверке. 2). ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНЫЙ ИДЕАЛ. Включает в себя особенности античного идеала + ориентация на инженерию и технику. 3). ГУМАНИТАРНЫЙ ИДЕАЛ ( доминирует в настоящее время ). Особенности: - ценностное отношение предворяет исследование («+»: гуманно, «-»:искажаетдействительность) - рефлексивность знаний, т. е. мысль о мыслях; - объект изучения - живой человек; - объект понимается как текст.
Естественно - научный и гуманитарный идеалы можно рассмотреть с точки зрения рационального и иррационального:
рац.---------------------------------------------иррац. Естеств. - научн. идеал гуманитарный идеал (научное мышление) (мистическое мышление)
это основа всякого методологического анализа. В него входят: n феномены, n свойства, n особенности, n качества, n атрибуты, n категории, n понятия, n принципы, n законы, n закономерности.
Феномен - (греч. -«являющийся»), Это понятие было введено Аристотелем и обозначает внешне познаваемое, проявляемое. Свойство отражает нечто, присущее феномену, его частичное сходство или различие с другими, т. е. свойство - это часть феномена. Особенность - это такое свойство, которое четко отличает данный феномен от других. Т. е. особенность выделяет самое существенное в свойствах феномена. Качество - это система наиболее существенных свойств, дающая феномену определенность. Гегель: «нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть». Атрибут - это особое, существенное качество, без которого нельзя судить о феномене. Атрибут выражается в понятиях. Выделить атрибут очень сложно. Категория - (греч. - «суждение, высказывание, определение») - это основные и наиболее существенные понятия. Платонов выделяет следующие категории: - психика, сознание, человек, психическое развитие и т. д., считая, что категории - это такие понятия, которые совпадают с предметом психологической науки. Категории раскрывают свое содержание через понятия. Шаров выделяет следующие категории психологии: человек, культура, регуляция, значимость, активность, отражение. Понятия, которые описывают категории: ЧЕЛОВЕК: индивид, личность, субъект, индивидуальность, темперамент, характер, способности, природа и сущность человека. КУЛЬТУРА: социально - психологические механизмы (ритуалы, традиции, обряды, игра, магия), культура психической деятельности (это понятие ввел Абаев Н. В., его книга «Чань - буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае»: «Всякой культуре присуща психическая деятельность, психический тип. Культура психической деятельности определяет режим функционирования психики в разных культурах». Абаев вводит понятие психогогика -это наука, направленная на формирование типа психической деятельности). РЕГУЛЯЦИЯ: регулятивный акт, внимание (по Гальперину: - это свернутый самоконтроль), воля, ценностные ориентации как ценностные механизмы регуляции. ЗНАЧИМОСТЬ ( это ядро человека ):ценность, смысл, мотив, цель, эмоции и чувства, переживания. АКТИВНОСТЬ: деятельность, жизнедеятельность, самореализация, свобода. ОТРАЖЕНИЕ: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, сознание, самосознание. Понятие - это целостная совокупность суждений, мыслей, в которых что - либо утверждается об отличительных или наиболее существенных признаках объекта. Понятия могут быть собраны не только в систему, но и в тезаурус - это сгруппированные термины, составляющие смысловую систему. Платонов составил словарь тезаурусов. Закономерность - это объективно существующая, повторяющаяся причинно - следственная связь явлений. Если она познана и изучена, то формулируется в виде закона. В психологии один закон (закон Вебера - Фехнера) и много закономерностей. Принципы - (лат. «основа») - это основное положение, исходный пункт, кратко сформулированная теория, концепция. Выделяют принципы бытия и познания. Как правило, все психологические принципы связаны с психологическими категориями. Существует 2 источника возникновения принципов: философия и практика. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ:
- принцип деятельности (Леонтьев), - принцип единства сознания и деятельности (Рубинштейн С. Л.), - генетический принцип (Выгодский), - принцип саморегуляции (Обульханова - Славская), - принцип единства человека и окружения (К. Левин), - принцип детерминизма. Возникает вопрос: полон ли перечень принципов? Возникает проблема упорядоченности и иерархичности принципов психологии. Шаров предлагает упорядочить принципы следующим образом: (1) Система принципов идет из базового отношения «человек - мир». Это отношение анализировали Гегель, Франк, Хайдеггер, Рубинштейн С. Л. (2) Из этого отношения возникает философский принцип - принцип различения и тождества (авторы: Гегель, Хайдеггер). (3) П сихологические принципы (пары): 1. Принцип активности (изменение окружающего мира) и адаптивности (приспособление к окружающему миру), 2. Принцип зависимости и свободы (свободный человек - это человек, который все осознает, а также имеет возможность выбора). 3. Принцип единства внешней (мир и культура) и внутренней (мотивационно - смысловая сфера) детерминации. 4. Принцип рефлексии и предвосхищения (в регуляции жизнедеятельности человек обязательно должен рефлексировать, а также для жизнедеятельности очень важно прогнозирование (целеполагание, постановка задач, предвосхищение, принятие решения)). Эти пары принципов охватывают проблему регуляции с разных сторон, и базируются они на принципе различения и тождества. Эти пары включают в себя другие принципы.
Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 2149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |