КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ценообразование на предприятии
Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара. Можно встретить и такую формулировку: «Цена- это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать». В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обуславливается многими причинами. От уровня цен цены зависят: · величина прибыли коммерческой организации; · конкурентоспособность организации и ее продукции; · финансовая устойчивость предприятия. Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требует создания маркетинговых служб. Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций. Планово-учетная (измерительная) функция проявляется прежде всего в том, что на основе цен планируются и учитываются важнейшие стоимостные показатели деятельности предприятий (выручка от реализации, прибыль, рентабельность продукции и производственных фондов, производительность труда и т. п. Однако главная задача состоит в том, чтобы на основе учета выполнить экономический анализ и принять решение. Стимулирующая функция цены тесно связана с планово-учетной. Владея информацией о затратах и результатах, можно принять решение о производстве товара или полуфабриката. Зная особенности налогообложения, кредитной политики в том или ином регионе и другие факторы, можно определить, где выгодно производить полуфабрикат или куда переместить готовую продукцию. Цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. Распределительная (или перераспределительная) функция заключается в том, что разный уровень рентабельности в ценах оказывает влияние на перераспределение доходов между предприятиями и другими хозяйственными звеньями. В условиях рынка на цены легла основная нагрузка по обеспечению перелива капитала из одной сферы экономики в другую. Эта функция реализуется государством через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления: дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости и др., а также через включение в цену косвенных налогов (налога на добавочную стоимость - НДС и акцизов). Функция балансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения (если спрос превышает предложение, то цена резко повышается, производители наращивают производство продукции с высокорентабельными ценами, предложение растет, восстанавливается равновесие). Цена благодаря особенностям выполнения своих функций, является регулятором отношений между предприятиями и всеми другими участниками рыночных отношений. Цены дифференцируются по различным признакам. Наиболее важное значение имеет дифференциация цен по характеру обслуживания оборота, где они подразделяются на оптовые и розничные. По оптовым (отпускным) ценам осуществляются расчеты между предприятиями, организациями, частными предпринимателями за реализованную продукцию. Различают два вида оптовых цен: оптовые цены предприятий-изготовителей и оптовые цены посреднических снабженческо-сбытовых, торгово-закупочных и т.п. предприятий.
Цопт.изг. = С + П. Оптовые цены предприятий-изготовителей – база для установления всех других видов цен.
Цопт.поср. = Цопт.изг. + Нсб.
Црозн. = Цопт.поср. + Нт.
Црозн. = Цопт.изг. + Нт. Следует различать порядок формирования цен для продавцов продукции и потребителей. Рассмотренный выше порядок формирования цены характерен для образования цены продавца. Цены же, по которым потребители (или посредники) приобретают продукцию у изготовителей (или посредников), включают в себя еще и налоги (НДС, акциз). И хотя эти налоги вносят в бюджет изготовителя (или посредника), но их полностью оплачивают конечные потребители, приобретая продукцию по ценам, включающим эти налоги.
Цопт.поср. = Цопт.изг. + Нсб. +НДСсб. По уровню их регулирования различают регулируемые и свободные цены. Цены регулируемые - складываются на рынке в процессе прямого или косвенного государственного воздействия. (сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, социально значимые товары). Регулируемые цены подразделяются на фиксированные, т.е. определенной величины (природный газ, отпускаемый предприятиям, организациям и населению, ж/д тарифы и др.) и предельные с установленным верхним пределом. Свободные (рыночные) цены – устанавливаются предприятиями-изготовителями самостоятельно или по согласованию с потребителями на договорной основе (договорные цены). Устанавливаются с учетом конъюнктуры рынка (спрос и предложение на данную продукцию). По территории их действия различаю единые и региональные цены. По порядку учета в цене транспортных расходов выражается в системе франкирования цен. Термин «франко» означает, что в состав цены включены транспортные расходы на доставку продукции от изготовителя до конкретного пункта по пути продвижения товара (эти расходы несет поставщик). По этому признаку выделяют следующие виды цен: · франко-склад поставщика; · франко-станция отправителя; · франко-вагон станция отправления; · франко-вагон станция назначения; · франко-станция назначения; · франко-склад потребителя. При цене франко-склад поставщика все расходы по доставке продукции со склада поставщика до конечного пункта назначения оплачивает покупатель сверх цены приобретения товаров (поэтому покупатели заинтересованы в минимизации транспортных расходов и покупке товаров в близлежащих фирмах). При цене франко-склад потребителя в цену входят все транспортные расходы. При цене франко-станция отправления все расходы по доставке груза на станцию отправления и погрузке его в вагоны оплачивает поставщик продукции, а оплату ж/д тарифа и доставку груза на свой склад осуществляет потребитель. По таким ценам, например, реализуется большинство видов химической продукции. В цены франко-станции назначения входят все транспортные расходы по доставке продукции до станции назначения. По этим ценам реализуется продукция, имеющая повсеместное применение (например, нефтепродукты). Цена франко-вагон станция отправления означает, что поставщик оплачивает также погрузку в вагоны. В мировой коммерческой практике распределение обязанностей продавцов и покупателей в части транспортных и других сопутствующих расходов определено в документе, который известен как ИНКОТЕРМС - сборник “Международных правил толкования торговых терминов”, издаваемых Международной торговой палатой. С 1 января 2000 года в силу вступила седьмая по счету редакция ИНКОТЕРМС - ИНКОТЕРМС-2000. Типовые условия поставки продукции различны по законодательству разных стран. Часто участники договора купли-продажи не знакомы с этими различиями в торговой практике своих партнеров по сделке. Это может служить причиной возникновения недопонимания, споров, служебных разбирательств. Для решения этой проблемы, которая возникла еще в первой половине 20 века, Международная торговая палата в 1936 году опубликовала перечень международных правил, известных как ИНКОТЕРМС. Затем вышли редакции 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и, наконец, 2000 года. ИНКОТЕРМС является основным международным документом, содержащим толкование базисных условий поставки товаров. ИНКОТЕРМС носит рекомендательный характер, т.е. применяется в контракте по договоренности сторон, при наличии ссылки на них. Согласно ИНКОТЕРМС различают: Цена ФОР - франко-железная дорога, означает, что продавец должен за свой счет и риск доставить груз на ж/д станцию и погрузить в вагон, все остальные расходы несет покупатель (наш аналог франко-вагон станция отправления). Другие виды цен ФОБ, КАФ, СИФ - используются при перевозках товаров морским путем. Цена ФОБ - франко-борт продавец оплачивает все транспортные, страховые, таможенные расходы до момента доставки товара на борт, а покупатель оплачивает фрахт судна, страхует груз, несет риск его гибели или повреждения. Цена КАФ - стоимость и фрахт, поставщик оплачивает все расходы по доставке товара до определенного разгрузочного порта (обычно во внешней торговле) или до оговоренного пункта внутри страны при продаже на местном рынке. Цена СИФ – стоимость страхования, и фрахт- это наиболее часто используемый вид цен во внешней торговле. Кроме оптовой цены сюда включается страховка и фрахт до обозначенного разгрузочного порта. Внутрифирменные (трансфертные) цены применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, но входящих в одно объединение (например, холдинг). Мировые (экспортные/импортные) цены – цены, по которым проводятся крупные экспортно-импортные операции, а также мировые цены, определяемые по ценам бирж и аукционов. Методы ценообразования. В настоящее время теоретически и на практике используются три основные группы методов ценообразования: · Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции. · Нормативно-параметрические методы – на учете потребительских, технико-экономических параметров товара. · Рыночные (маркетинговые) методы основаны на анализе спроса и конкуренции на рынке, т.е. на использовании методов маркетинга. 1.
П = Рн * С / 100%,
Ц = С + Рн * С / 100% = С * (1+ Рн / 100%). Основные проблемы при использовании затратных методов ценообразования: а) какие издержки учитывать и б) какой норматив рентабельности закладывать при расчете цены. Здесь возможны варианты и в числе затратных методов выделяют: - метод полных издержек; - метод стандартных (нормативных) издержек; - метод прямых (сокращенных) издержек; - метод прямых стандартных издержек. 2. Нормативно-параметрические методы ценообразования. Основу параметрических методов формирования цен составляют количественные зависимости между ценами (затратами) и основными потребительскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд. Среди методов данной группы выделяют: · Метод удельной цены; · Метод корреляционно-регрессивного анализа; · Балловый метод; · Агрегатный метод. Метод удельной цены используется для определения и анализа цен в тех случаях, когда величина затрат на производство отдельных типов однородной продукции непосредственно зависит от одного основного параметра, определяющего качество и потребительские свойства продукции (толщина полимерных пленок, диаметр труб, мощность электродвигателей).
Цуд = Цб / Nб,
Цн = Цуд * Nн, где Nн – значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения. Метод корреляционно-регрессивного анализа состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от нескольких параметров качества в рамках соответствующего параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров: Ц = f (x1, x2, x3,..., xn) где хi – основные параметры качества товаров. Позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности параметров.
Цн = Цб (Σ Бнi / Σ Ббi), где Σ Бнi, Σ Ббi – сумма баллов новой и базовой модели. Метод баллов целесообразно применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются количественному измерению. Агрегатный метод. Суть метода заключается в том, что цена определяется суммированием цен на отдельные конструктивные элементы товара (комплектное оборудование, наборы химикалий и удобрений, мебельные гарнитуры и т.п.): Ц = Цена элемента 1 + цена элемента 2+…+ цена элемента n. 2. Рыночные (маркетинговые) методы ценообразования. Основываются на анализе рынка, спроса и конъюнктуры.
Qmin = Супр / (Цопт - Спер.ед.), где Супр - сумма условно-постоянных расходов; Цопт - оптовая цена предприятия; Спер.ед. - переменные расходы, приходящиеся на единицу продукции. График точки безубыточности изображен на рисунке 4. Для того чтобы не только возместить расходы, но и получить целевую прибыль (Пц), предприятие должно произвести объем продукции (Qц):
Цопт = (Пц + Супр+ Спер.ед.*Q) / Q.
Рисунок 4 - График точки безубыточности 2. Метод ценообразования на основе оценки спроса и эластичности. Маркетологи делят все товары на две основные группы: а) товары с неэластичным спросом, т.е. объемы их продаж практически не меняются при росте цен (товары первой необходимости); б) товары с эластичным спросом отличаются сильной зависимостью объемов продаж от уровней их цен: при росте цен объемы продаж быстро падают (товары роскоши). Экспертная оценка эластичности спроса от цены покажет вам ту максимальную цену (верхний предел), при которой ваш товар может быть принят рынком. Но максимальная цена – это не то же самое, что наилучшая цена. Наилучшая, т.е. оптимальная цена – это та цена, при которой достигается максимальная выручка или максимальная прибыль. 3. Метод ценообразования на основе цен равновесия. Цена, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой,при этом методе фирма устанавливает цены на уровне равновесной цены, немного отклоняясь от нее в зависимости от конъюнктуры на рынке. 4. Метод ценообразования на основе среднерыночных (текущих) цен. Используют многие средние и мелкие фирмы, в особенности на сложившихся рынках традиционных товаров. 5. Метод следования за лидером (ориентация на конкуренцию). При данном методе производитель руководствуется ценами конкурента, а учет собственных издержек и спроса играет подчиненную роль (рынок с однородной продукцией, исключается адаптация своей цены на рынке). 6. Метод тендерного ценообразования («запечатанного конверта»). Основываются цены на собственных затратах и предложения о ценах (тендеры) представляются в запечатанных конвертах к участию в торгах. Победитель тендера (с наименьшей ценой) не имеет права вносить изменения (в сторону увеличения) в первоначально установленную цену. 7. Метод ценообразования на основе предполагаемой (ощущаемой ценности товара. Основной фактор - не издержки продавца, а покупательское восприятие. Наиболее трудоемкое ценообразование и наиболее доходное. Предприятие исходит из того, что потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой и сравнивает его с таким же соотношением аналогичных товаров, выпускаемых другими предприятиями. Метод сопровождается сегментацией рынка (маркетинговым методом), так как ценность товара по-разному воспринимается рыночными сегментами – группами покупате6лей. В реальной практике фирма устанавливает как минимум три варианта базовой цены: · минимальная (нижний предел) - ограничение по затратам; · максимальная (верхний предел) – ограничение платежеспособным спросом; · оптимальная, обеспечивающая максимальную выручку.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |