Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Длина вала между опорами для косозубой передачи определяется в результате эскизной компоновки передачи и корпуса редуктора. 1 страница




Длина вала между опорами для прямозубой передачи определяется в результате эскизной компоновки передачи и корпуса редуктора.

1 = ℓМБ +ℓКБ + ℓП + В1,

где В1 - ширина шарикового радиального подшипника.

1 = ℓМБ +ℓКБ + ℓП + Т1,

где Т1 – ширина роликового конического подшипника.

По результатам расчета изображается эскиз вала с указанием размеров.

 

3.2 Проектировочный расчет выходного вала

Тихоходные валы имеют концевые участки, участки для установки подшипников, колес и распорной втулки, буртики подшипников и колеса. Выходной вал В2 имеет цилиндрический консольный концевой участок длиной ℓМТ диаметром d, промежуточный участок ℓКТ диаметром dП, участок (цапфу) для установки подшипников диаметром dП, участки диаметром буртика dБП для упора во внутренние кольца подшипников. В средней части вала на шпонке установлено цилиндрическое прямозубое (косозубое) колесо z2, которое с одной стороны упирается в буртик вала dБК, а с другой - во втулку.

 

3.2.1 Расчетная схема. Исходные данные

Расчетная схема выходного вала представлена на рис 3.2.

Исходные данные:

вращающий момент на выходном валу Т2 = 114,6 Н·м;

ширина венца прямозубого колеса в 2 = 36 мм;

ширина венца косозубого колеса в 2 = 32 мм.


 

Рис.3.2 Расчетная схема выходного вала

3.2.2 Геометрические размеры выходного вала

Диаметр вала

d = = = 30,6 мм, округляем до 32мм, (3.4)

где Т2 вращающий момент на выходном валу в Н·мм.

Диаметр вала для установки подшипников dп:

dп = d + 2tцил = 32 + 2 · 3,5 = 39 мм, принимаем dп = 40 мм,

где tцил определяется по таблице 34 [4].

Рассчитанный диаметр dп округляется до значения, кратного 5.

Диаметр буртика подшипников dБП:

dБП = dп + 3r = 40 + 3 · 2,5 = 47,5 мм,

где r определяется по таблице 34 [4].

Диаметр буртика колеса dБК = dК + 3 f = 47,5 + 3 · 1,2 = 51,1 мм,

где dК = dБП= 47,5 мм – диаметр участка вала для посадки колеса;

f – определяется по таблице 34 [4].

Длина посадочного конца вала

МТ = 1,5 d = 1,5 · 32 = 48 мм.

Длина промежуточного участка

КТ = 1,2 dп == 1,2 · 40 = 48 мм.

Чтобы поверхности вращающихся колес не задевали за внутренние поверхности стенок корпуса, между ними оставляется зазор а (рис.3.3), определяемый по формуле:

для прямозубой передачи а = + 3 мм. = + 3 = 9 мм;

для косозубой передачи а = + 3 мм. = + 3 = 9 мм, (3.5)

где L расстояние между внешними поверхностями деталей передач, мм.

Рис.3.3 Схема компоновки редуктора

 

3.3 Выбор подшипников валов

В соответствии с установившейся практикой проектирования и эксплуатации машин для опор валов прямозубых колес цилиндрических редукторов применяют чаще всего шариковые радиальные подшипники (ГОСТ 8338-75). Первоначально принимают подшипники легкой серии. Если при последующем расчете грузоподъемность подшипника легкой серии окажется недостаточной, принимают подшипник средней серии (таблица 37 [4]).

В цилиндрической косозубой передаче действуют окружная, радиальная и осевая силы, поэтому в качестве опор вала выбирают по таблице 39 [4] роликовые конические однорядные подшипники (ГОСТ 333-79). Первоначально принимают подшипники легкой серии.

Подшипники качения выпускают следующих классов точности (в порядке его повышения): 0, 6, 5, 4 и 2. Обычно применяют подшипники нормального класса точности 0. Выбор подшипников осуществляется по величине диаметра цапфы вала dп.

Так как в прямозубом зацеплении действуют только окружная и радиальная силы, то в качестве опор для входного вала по dп = 25 мм по таблице 37 [4] выбираем подшипники шариковые радиальные однорядные (ГОСТ 8338-75) легкой серии 205 со следующими параметрами: d = 25 мм, Д = 52 мм, В = 15 мм, Сr = 14 кН, С0 = 6,95 кН.

Для выходного вала по dп = 40 мм выбираем подшипники шариковые радиальные однорядные (ГОСТ 8338-75) легкой серии 208 со следующими параметрами: d = 40 мм, Д = 80 мм, В = 18 мм, Сr = 32,0 кН, С0 = 17,8 кН.

Аналогично осуществляется выбор роликовых конических однорядных подшипников для косозубого зацепления.

В косозубом зацеплении действуют окружная, радиальная и осевая силы, поэтому в качестве опор для входного вала по dп = 25 мм по таблице 39 [4] выбираем роликовые конические однорядные подшипники (ГОСТ 333-79) легкой серии 7205 со следующими параметрами: d = 25 мм, Д = 52 мм, Т = 16,25 мм, Сr = 24 кН, С0 = 17,5 кН.

Для выходного вала по dп = 40 мм выбираем роликовые конические однорядные подшипники легкой серии 7208 со следующими параметрами:

d = 40 мм, Д = 80 мм, Т = 19,75 мм, Сr = 46,5 кН, С0 = 32,5 кН.

 

3.4 Эскизная компоновка передачи

Эскизное проектирование включает: определение размеров валов; выбор подшипников и схемы их установки; эскизное конструирование валов и компоновку передач редуктора; расчеты валов на прочность.

Эскизная компоновка передачи редуктора выполняется по результатам произведенных расчетов, как правило, на миллиметровой бумаге в соответствующем масштабе. Выполнение эскизного чертежа начинается с проведения осевых линий, определяющих межосевое расстояние. Далее изображаются детали передач: валы, зубчатые колеса, подшипники.

В результате эскизной компоновки определяются:

расчетная длина выходного вала (расстояние между серединами подшипников): ℓр2 = в 2 + 2 а + В2 - для прямозубой передачи;

р2 = в 2 + 2 а + Т2 - для косозубой передачи;

расчетная длина входного вала:

р1 = в 1 + 2 а + В1 - для прямозубой передачи;

р1 = в 1 + 2 а + Т1 - для косозубой передачи,

где В1, В2 ширина шариковых радиальных однорядных подшипников для прямозубой передачи;

Т1, Т2 ширина роликовых конических однорядных подшипников для косозубой передачи;

полная длина выходного вала ℓ2п = ℓр2 + ℓКТ + ℓМТ + 3 мм;

полная длина входного вала ℓ1п = ℓр1 + ℓКБ + ℓМБ + 3 мм.

Эскизная компоновка прямозубой передачи проектируемого редуктора приведена на рис. 3.4.

Геометрические характеристики валов прямозубого зацепления:

входного вала: d =19 мм; dп =25 мм; d1=40 мм; dБП =30мм; ℓМБ = 28,5мм; ℓКБ =35 мм; ℓр1 =41 + 2 · 9 + 15 = 74 мм, ℓ1п = 74 + 35 + 28,5 + 3 = 140,5мм;

выходного вала: d = 32 мм; dп = 40 мм; dБП = 47,5мм; dБК = 51,1 мм;

d2 = 200 мм; ℓМТ = 48 мм; ℓКТ = 48 мм; а = 9 мм; ℓр2 = 36 + 2·9 + 18= 72 мм;

2п = 72 + 48 + 48 + 3 = 171 мм.

Геометрические характеристики валов косозубого зацепления:

входного вала: d = 19 мм; dп = 25 мм; d1 = 33,3 мм; dБП = 30 мм; ℓМБ = 28,5 мм; ℓКБ = 35 мм; ℓр1 = 35 + 2 · 9 + 16,25 = 69,25 мм, ℓ1п = 69,25 + 35 + 28,5 + 3 = 135,8 мм;

выходного вала: d =32мм; dп =40мм; dБП =47,5мм; dБК =51,1мм; d2=166,7мм; ℓМТ = 48мм; ℓКТ = 48мм; а = 9 мм; ℓр2 = 32 + 2·9 + 19,75 = 69,8мм; ℓ2п = 69,8 + 48 + 48 + 3 = 168,8 мм.

 

 

Рис.3.4 Эскизная компоновка прямозубой передачи

Для примера результаты расчетов по эскизному проектированию прямозубого зацепления приведены в таблице 5


Таблица 5

Результаты расчетов для эскизного проектирования

Наименование параметров и размерность Обозначение Величина
Входной вал В1    
Диаметр концевого участка, мм d  
Диаметр вала (цапфы) под подшипники, мм dП  
Диаметр буртика для подшипников, мм dБП  
Длина концевого участка, мм МБ 28,5
Длина промежуточного участка, мм КБ  
Зазор между колесами и стенкой корпуса, мм а  
Длина вала, мм 1п 140,5
Подшипники:    
наружный диаметр, мм D  
внутренний диаметр, мм d  
ширина, мм В  
динамическая грузоподъемность, кН Сr  
Выходной вал – В2    
Диаметр концевого участка, мм d  
Диаметр вала под подшипники, мм dП  
Диаметр буртика для подшипников, мм dБП 47,5
Диаметр буртика для колеса, мм dБК 51,1
Длина концевого участка, мм МТ  
Длина промежуточного участка, мм КТ  
Длина вала, мм 2п  
Подшипники:    
наружный диаметр, мм D  
внутренний диаметр, мм d  
ширина, мм В  
динамическая грузоподъемность, кН Сr  

 


4 ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ВЫХОДНОГО ВАЛА

Расчет проводят в такой последовательности: по чертежу вала составляют расчетную схему, на которую наносят все внешние силы, нагружающие вал, приводя плоскости их действия к двум взаимно перпендикулярным плоскостям. Затем определяют реакции опор в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В этих же плоскостях строят эпюры изгибающих Мх и Му и крутящего Мz моментов. Предположительно устанавливают опасные сечения, исходя из эпюр моментов и размеров сечения вала, и проводят расчет на прочность.

Порядок проверочного расчета рассмотрим на примере выходного вала проектируемого редуктора.

 

4.1 Проверочный расчет выходного вала цилиндрического прямозубого редуктора

4.1.1 Расчетная схема. Исходные данные

Расчетная схема вала и выбранная система отсчета представлены на рис. 4.1.

 

Рис.4.1.1 Расчетная схема вала

Исходные данные:

диаметр вала под колесом d = 47,5 мм;

вращающие моменты М1 = М2 = Т2 = 114,6 Н·м;

радиальная сила Fr = 417 Н;

окружная сила Ft = 1146 Н.

Считая, что силы в зацеплении сосредоточенные и приложенные в середине ступицы, по компоновочной схеме определяем: ℓ1 = ℓ2 = 36 мм.,

3 = 99 мм.

 

4.1.2 Определение неизвестных внешних нагрузок – реакций в опорах

Вал подвергается изгибу и кручению одновременно. В плоскости УОZ – вертикальной плоскости, действуют силы реакции в опорах RAy, RBy и радиальная сила Fr. Реакции в опорах определяются путем решения уравнений равновесия:

, RBy(ℓ1 + ℓ2) - Fr1 = 0,

откуда

RBy = Н.

; Fr2 – RAy(ℓ1 + ℓ2) = 0,

RAy = Н.

Проверка правильности определения опорных реакций

, RАу – Fr + RВу = 208,5 – 417 + 208,5 = 0.

В плоскости ХОZ – горизонтальной плоскости, действуют силы реакции в опорах RAx, RBx и окружная сила Ft, которые также определяются решением уравнений равновесия:

; RBx (ℓ1+ ℓ2) - Ft1 = 0, RBx = Н;

, Ft2 – RAx (ℓ1 + ℓ2) = 0,

RAx = Н.

Проверка: ; RAx – Ft + RBx = 573 – 1146 + 573 = 0.

Силы реакции опор определены верно: RAx = Н, RAy = 208,5Н,

RBx =573Н, RBy = 208,5Н.

Суммарные реакции опор (реакции для расчета подшипников):

RrА = = 610 Н;

RrB = = 610Н.

 

4.1.3 Определение изгибающих и крутящих моментов по длине вала и построение эпюр Мх(z), Му(z)

При расчете изгиба с кручением нет необходимости в определении поперечных сил Rу(z) и Rx(z), так как они не учитываются при расчете на прочность.

Для построения эпюр Мх(z), Му(z), Мz(z) разбиваем вал на три участка и методом сечений определяем эти функции.

Участок 1: 0 ≤ z ≤ ℓ1;

Мх(1) = RАyz; Му(1) = RАxz; Мz(1) = 0.

При z = 0 (точка А); Мх(1) = 0; Му(1) = 0; Мz(1) = 0;

при z = ℓ1 = 36 мм; Мх(1) = 208,5 ∙ 0,036 = 7,5Н·м.

Му(1) = 573∙0,036 = 20,1Н·м.

Мz(1) = 0.

Участок 2: ℓ1 ≤ z ≤ (ℓ1 + ℓ2);

Мх(2) = RАyz – Fr(z - ℓ1);

Му(2) = RАxz – Ft(z - ℓ1);

Мz(2) = М1= - 114,6 Н·.

При z = ℓ1 = 36мм;

Мх(2) = 208,5·0,036= 7,5Н·м;

Му(2) = 573· 0,036 = 20,1 Н·м;

Мz(2) = - 114,6 Н;·

при z = (ℓ1 + ℓ2) = 72 мм;

Мх(2) = 208,5· 0,07 – 417 (0,072-0,036) = 0;

Му(2) = 573·0,07 – 1146 (0,072-0,036) = 0;

Мz(2) = - 114,6 Н·

Участок 3: (ℓ1 + ℓ2) ≤ z ≤ (ℓ1 + ℓ2 + ℓ3);

Мх(3) = RАyz - Fr(z - ℓ1) + RВy(z - ℓ1 - ℓ2);

Му(3) = RАxz – Ft(z - ℓ1) + RВx(z - ℓ1 - ℓ2);

Мz(3) = -114,6 Н·м.

при z = (ℓ1 + ℓ2) = 72 мм;

Мх(3) = 208,5· 0,072 – 417· 0,036 + 208,5· 0 = 0 Н·м.;

Мy(3) = 573· 0,072 – 1146· 0,036 + 573· 0 = 0;

Мz(3) = -114,6 Н·м;

при z = (ℓ1 + ℓ2 + ℓ3)= 171 мм;

Мх(3) = = 208,5 0,171 – 417 0,135 + 208,5 0,099 = 0 Н·м.;

Му(3) = 573 0,171 – 1146 0,135 + 573 0,099 = 0 Н·м;

Мz(3) = -114,6 Н·м.

Так как все функции линейные, они графически выражаются прямой линией, для нахождения которой достаточно определить значения в начале и конце каждого участка (таблица 6.1).

Т а б л и ц а 6.1

Значения изгибающих и крутящих моментов в поперечных сечениях вала

Расчетный параметр У ч а с т к и
1-й 2-й 3-й
  36мм 36мм 72мм 72мм 171мм
             
Мх, Н·м   7,5 7,5      
МУ, Н·м   20,1 20,1      
МZ, Н·м     114,6 114,6 114,6 114,6

По полученным на границах участков значениям моментов строим эпюры Мх(z), Му(z), Мz(z) (рис.4.2).

Из эпюр следует, что опасным является нормальное сечение, проходящее через точку «С», в котором Мх = 7,5 Н·м; Му = 20,1 Н·м,

│Мz│ = 114,6 Н·м.


 

 


Рис.4.1.2 Эпюры Мх(z), Му(z), Мz(z)

 

 

4.1.4 Выбор материала. Расчет вала на статическую прочность

Основными материалами для валов служат углеродистые и легированные стали (таблица 43 [4]). Для большинства валов применяют термически обработанные среднеуглеродистые и легированные стали 45, 40Х.

Так как в проектируемом редукторе шестерня изготовлена как одно целое с валом, то материал вала В1 тот же, что и для шестерни - сталь 40Х с характеристиками для заготовки с d ≤ 120 мм (таблица 43 [4]):

σВ = 900 Н/мм2, σТ = 750 Н/мм2, τТ = 450 Н/мм2,

σ-1 = 410 Н/мм2, τ-1 = 240 Н/мм2, НВ 270.

Для изготовления выходного вала В2 выберем сталь 45 с характеристиками для заготовки с d ≤ 80 мм (таблица 43 [4]):

σВ = 900 Н/мм2, σТ = 650 Н/мм2, τТ = 390 Н/мм2,

σ-1 = 380 Н/мм2, τ-1 = 230 Н/мм2, НВ=270.

При расчете на статическую прочность условие прочности SТ ≥ [S]Т, где SТ – коэффициент запаса прочности по текучести; [S]Т = 1,3…1,6 – допускаемый коэффициент запаса прочности по текучести.

Коэффициент запаса прочности по текучести определяется по формуле

SТ = , (4.1)

где КП = 2,5 – коэффициент перегрузки;

σэкв. – эквивалентное напряжение, определяемое по формуле

σэкв = , (4.2)

где W – осевой момент сопротивления сечения, для вала круглого сечения W≈ πd / 32 = 0,1d .

Эквивалентный момент Мэкв. = .

Результирующий изгибающий момент

Мu = .

Изгибающие и крутящие моменты в опасном сечении (рис.4.1.2):

Мх = 7,5 Н∙м; Му = 20,1 Н∙м; │Мz│= 114,6 Н∙м.

Тогда результирующий изгибающий момент

М и = Н∙м;

эквивалентный момент

Мэкв. = Н∙м;

эквивалентное напряжение

σэкв = Н/мм2.

Коэффициент запаса прочности по текучести

SТ = > [S]Т = 1,3…1,6,

т.е. статическая прочность вала обеспечивается с большим запасом.

 

4.2 Проверочный расчет выходного вала цилиндрического косозубого редуктора

4.2.1 Расчетная схема. Исходные данные

Точка приложения окружной Ft, радиальной Fг и осевой F a сил обозначена точкой С. Сила Ft в точке приложения С создает момент Т21), а силы Ft, F a и Fг в точках опор А и В приводят к возникновению реакций RAY; RAX; RBY; RBX. Моменту Т2 препятствует момент сил полезных сопротивлений ТПС2). Анализ кинематической схемы показывает, что точка С равноудалена от точек А и В, следовательно длины участков ℓ1 и ℓ2 равны между собой и равны ½ℓ р2 = 34,9мм, а значение ℓ3 = ℓ2п – ℓр2 = 188,8 – 69,75 = 99 мм.

С учетом проведенного анализа расчетная схема вала имеет вид, представленный на рис.4.2.1.


 

 

Рис.4.2.1 Расчетная схема вала косозубой передачи

 

4.2.2 Определение внешних нагрузок - реакций связей

Исходными данными являются результаты расчетов, проведенных в предыдущих разделах:

Ft = 1375 Н; Fг = 505,5 Н; F a = 196 Н; Т2 = 114,6 Н·м;

р2 = 69,75 мм; ТПС = Т2; ℓ2п = 168,8 мм, d2 = 166,666 мм.

По условию расположения точки С

1 = ℓ2 = р2= · 69,75 = 34,9.

Для определения неизвестных сил реакций воспользуемся уравнениями равновесия:

в плоскости YOZ:

= 0, RBу (ℓ1 +ℓ2) – F a d2 – Fr · ℓ1 = 0,

RBу = = 487,2Н.

= 0, Fr· ℓ2 – RAу(ℓ1 + ℓ2) – F a d2 = 0,

RAу = = 18,7 Н.

Для проверки правильности решения составляется уравнение

= 0; Σ FкУ = RAу + RBу – Fr = 487,2Н + 18,7 – 505,5 ≈ 0.

Реакции определены верно: RAу= 18,7 Н; RBу =487,2 Н.

В плоскости ХОZ:

= 0, RВХ· (ℓ1+ℓ2) - Ft1 = 0.

RВХ = = 688 Н.

= 0, Ft2 – RAX· (ℓ1 + ℓ2) = 0.

RAX = Н.

Для проверки правильности решения составляется уравнение

= 0, = RAХ – Ft + RВХ = 688 - 1375·+688 ≈ 0.

Направление и величины сил реакции опор определены верно:

RAX = RВХ =688 Н.

Если значения сил реакции имеет знак минус, то необходимо на расчетной схеме направление этих векторов изменить на противоположное.

Суммарные реакции в опорах:

RA = = 688,3 Н;

RВ = = 843 Н.

 

4.2.3 Определение внутренних усилий в поперечных сечениях вала

Для определения изгибающих и крутящих моментов воспользуемся методом сечений, для чего разобьем расчетную схему вала на три части и определим границы участков по координате Z:

1-й участок: 0 ≤ z <ℓ1;

при z=0; М(1)Х = RAу·z; М(1)Х =0,

M(1)у = RAX·z, M(1)у =0, M(1)z = 0;

при z=ℓ1=34,9; М(1)Х = 18,7 ·0,0349= 0,65 Нм;

M(1)у = 688 · 0,0349 = 24Нм; M(1)z = 0;

2-й участок: ℓ1 ≤ z < (ℓ1+ℓ2);

M(2)x = RAу ·z +· F a · ·d2– Fr· (z-ℓ1);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.