Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы и задачи для подготовки к экзамену




Читайте также:
  1. B) Общие вопросы защиты личности заключенных
  2. I Предмет и задачи курса
  3. I. Вопросы лекционного материала
  4. I. Вопросы лекционного материала
  5. I. Вопросы, изложенные в основной и дополнительной литературе
  6. I. Вопросы, изложенные в основной литературе
  7. I. Вопросы, изложенные основной литературе
  8. I. Задачи семиотики и предпосылки, необходимые для ее разработки
  9. I. Формулировка задачи, требующей создания макрологистических систем.
  10. I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  11. I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ контрольной РАБОТЫ
  12. I. Экзаменационные вопросы

Задание для контрольных работ.

Нивелирование поверхности

Тема 1.3. Понятие о геодезических съемках.

1. Назначение и виды геодезических съемок. Общие сведения о геодезических сетях. Плановые

геодезические сети. Высотные геодезические сети. Знаки для закрепления геодезических сетей.

2. Горизонтальная съемка.Назначение и виды теодолитных ходов. Состав полевых и камеральных работ при проложении теодолитных ходов.

3.Техническое нивелирование. Определение превышений на станции, последевательность наблюдений, запись в полевой журнал, контроль нивелирования на станции.

При изучении материала следует уяснить, что геодезические сети являются опорными для разбивочных работ на строительной площадке. Необходимо так же обратить внимание на состав полевых работ при проложении теодолитного и нивелорного ходов и порядок обработки его материалов, вычисление координат и отметок точек ходов, построение плана. Внимательно изучить методы горизонтальной съемки.

Следует уяснить, с какой целью нивелируют поверхность, а так же порядок выполнения полевых работ при нивелировании поверхности ивычисление отметок вершин квадратов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите виды геодезических сетей.

2. Назовите типы геодезических знаков.

3. Поясните с какой целью прокладывают теодолитный ход..

4. Назовите состав полевых работ при проложении теодолитного хода.

5. Расскажите о построении плана теодолитного хода.

6. Назовите основные методы горизонтальной съемки.

7. Поясните с какой целью ведется техническое нивелирование.

8. Поясните порядок заполнения журнала нивелирования.

9. Дайте определение связующей и плюсовой точкам.

10. Изложите порядок обработки результатов нивелирного хода.

11. Поясните, для чего проводится нивелирование поверхности.

12. Изложите технологию нивелирования поверхности и нахождение отметок вершин квадратов.

 

Контрольная работа состоит из десяти вариантов. Каждый вариант контрольной работы содержит четыре вопроса и одну задачу.

Изучать дисциплину рекомендуется последовательно по темам, в соответствии тематическим планом и методическими указаниями к ним. Степень усвоения материала проверяется умением ответить на вопросы для самоконтроля, приведенные в конце темы.

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре шифра – номера личного дела студента.

При окончании номера на «0» выполняется вариант №10, при последней цифре «1» - вариант №1 и т.д.

При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:

- в контрольную работу записывать контрольные вопросы и условие задачи. После вопроса должен следовать ответ на него. Содержание ответов должно быть кратким и четким;



- решение задач следует сопровождать пояснениями и вычерченными рисунками (схемами);

- вычислениям должны предшествовать исходные формулы;

- для всех исходных и вычисленных физических величин должны указываться единицы измерения;

- приводятся необходимые эскизы, схемы;

На каждой странице оставляются поля шириною 3 – 4см для замечаний проверяющего работу. За ответом на последний вопрос приводится список использованной литературы, указывается методическое пособие, по которому выполнялась работа, ставится подпись исполнителя и отводится место для рецензии.

На обложке тетради указывают учебный шифр, наименование дисциплины, курс, отделение, индекс учебной группы, фамилию, имя и отчество исполнителя.

В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение.

Домашние контрольные работы оцениваются «зачтено» или «не зачтено».

 

Получив прорецензированную работу студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания преподавателя, повторить недостаточно усвоенный материал.

Не зачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению.

Задания, выполненные не по своему варианту, не засчитываются и возвращаются студенту. В методических указаниях приведены примеры решения задач.

Вариант 1

1. Раскройте понятие « Прямоугольные координаты».

2. Изложите устройство теодолита (Т-30). Приведите его геометрическую схему.

3. Объясните геометрическое нивелирование способом «Из середины».

4. Изложите технологию нивелирования поверхности и нахождение отметок вершин квадратов.

5.Задача.

Определить отметки точек 1 и 2 на плане с горизонталями ана­литическим путем.

Для решения задачи надо:

1. Через точку провести линию (кратчайшее расстояние) к горизоталям 28,00 и 29,00м.

2. Измерить расстояния a и d в миллиметрах.

3. К отметке меньшей горизонтали прибавить превышение, вычисленное по формуле .

 

Пример решения задачи. Определить отметку точки на плане с горизонталями аналитическим способом.

 

Нн.г. = 310,00 м- отметка меньшей по высоте горизонтали;

d = 30мм

a = 10 мм – расстояния, измеряемые по карте (плану);

h = 1м - высота сечения рельефа;

d –заложение или кратчайшее расстояние между горизонталями;

a -расстояние от нижней (меньшей по высоте) горизонтали до искомой точки

 

Вариант 2

1. Дайте определения отметки точки, превышения между точками, абсолютной и относи­тельной отметкам.

2. Изложите порядок подготовки теодолита к работе.

3. Изложите суть нивелирования способом «вперед», приведите схему.

4. Назовите состав полевых работ при проложении теодолитного хода.

5.Задача.

Определить уклон линии 1-2 на плане участка с горизонталями, применив к рисунку масштаб 1:10000.

Пример решения задачи. Определить уклон линии на плане с горизонталями.


Уклон линии вычисляется по формуле: в процентах %, для чего результат нужно умножить на 100, или промилях ‰, для чего результат надо умножить на 1000.

 

 

h — разность отметок точек (превышение), определяемое по формуле:

d —расстояние между точками, измеренное по плану и вычисленное с учетом масштаба плана;

 

d =40 м

Для решения задачи первоначально находят отметки точек 1 и 2 по примеру первой задачи (см. выше), затем превышение между этими точками, потом по масштабу определяют расстояние dм и, наконец, вычисляют уклон

Вариант 3

1. Дайте определение основным видам геодезических чертежей (план, карта, профиль).

2. Изложите порядок выполнения поверок теодолита 4Т-30П (Т-30).

2. Поясните, в чем суть геодезического планового и высотного обоснований.

4. Изложите технологию измерения угла наклона.

5.Задача.

Определить румб линии 1-2 по известному азимуту А1-2 = 168°27'.

r = ?

 

 

 

Задача 3.Определить румб линии 1-2, если азимут ее равен 152° 43'. Величина азимута говорит, что линия расположена во II четверти. Для второй четверти

r = 180° - А r = 180°00' - 152° 43' = 27°47' = ЮВ: 27°

 

 

Вариант 4

1. Расскажите о масштабах, применяемых для составления геодезических чер­тежей.

2. Изложите технологию измерения горизонтального угла с помощью теодолита.
(Способ приемов.) По схеме

 

 

 

3. Расскажите о техническом нивелировании и ведении журнала нивелирования при проложении нивелирного хода.

4. Назовите основные методы горизонтальной съемки. Приведите примеры.

5.Задача.

Определить отметку последующей точки через отметку предыду­щей точки при способе нивелирования «из середины» по следую­щим данным (решить двумя способами: через превышение и через горизонт инструмента):

=12,830м

a =1285мм b =2570мм

= ?

Пример решения задачи. Определить отметку последующей точки B через отметку предыдущей по следующим данным:

отметка начальной точки = 29,750 м

отсчет по задней рейке a = 1730мм

отсчет по передней рейке b = 2810мм

(эта задача на способ нивелирования «Из середины»).

 

1. Определение отметку точки B через превышение.

Отсчеты по рейке даны в миллиметрах. Превышение h, вычисленное в миллиметрах надо перевести в метры, т. е. разделить на 1000.

h = a – b; h = 1730 - 2810 = -1080мм

= - h; НB = 29,750 – 1,080 = 28,670 м.

2. Определение отметки точки через горизонт инструмента:

ГИ = + a; ГИ = 29,750 + 1,730 =31,480 м

= ГИ – b; НВ = 31,480 - 2,810 = 28,670 м.

 

 

Вариант 5

1. Перечислите основные виды условных знаков для геодезических чертежей.

2. Изложите суть понятия «Место нуля» вертикального круга. Приведите формулы вычисления места нуля и угла наклона.

3. Назовите виды геодезических сетей.

4. Изложите технологию измерения линии на местности.

5.Задача.

Определить отметку последующей точки через отметку предыду­щей точки при способе нивелирования «вперед» по следующим дан­ным (решить двумя способами: через превышение и через горизонт инструмента):

НA = 42,83м0

i = 1470мм

b = 850мм

НB = ?

Пример решения задачи. Определить отметку последующей точки через отметку предыдущей по следующим данным:

отметка начальной точки = 72,800м

высота инструмента i = 1450мм

отсчет по передней рейке П=680мм (способ нивелирования «Вперед»).

 

1. Определение отметки точки через превышение h:

h = i - b; h = 1450 - 680 = +770мм
= + h; НB = 72,800 + 0,770 = 73,570м

 

2.Определение отметки точки через горизонт инструмента ГИ:

ГИ = + i; ГИ = 72,800 + 1,450 = 74,250м
= ГИ- b; НB = 74,250 - 0,680 = 73,570м

 

Контролем решения задачи является равенство отметок точки В, найденное обоими способами, т.е. 73,570м

 

Вариант 6

1.Дайте определение рельефа местности. Перечислите основные формы рельефа и покажите их изображение на плане в горизонталях.

2.Поясните,какая существует зависимость между дирекционными углами и румбами.

3. Расскажите о назначении и устройстве нивелира, поверках нивелира.

4. Назовите виды геодезических сетей и типах геодезических знаков на строительной площадке.

5.Задача.

Определить прямоугольные координаты последующей точки (т. 2), если известны координаты первой точки: =2830 м, =4270 м.

Дано расстояние между этими точками d 1-2 = 173,80м и направ­ление линии 1-2, т.е. ее дирекционный угол α = 65°20'. (Как называ­ется эта задача? Решение сопроводить схемой.)

Пример решения задачи. Определить прямоугольные координаты последующей точки (т.2) через координаты предыдущей (т.1) по следующим дан­ным:

координаты первой точки = 4250 м; =6730 м;

расстояние до следующей точки = 120,10 м;

направление линии 1-2, т.е. ее дирекционный угол = 48°30' = r°

(такую задачу называют прямой геодезической задачей).

Для определения координат точки 2 сначала надо найти приращения координат .Затем сами координаты .

1.Определение приращений координат.
=d cos r ; = 120,10 0,6626=79,51м

=d sin r ; = 120,10 0,7490=89,95м.

2.Определение координат точки 2

= + Х2 = 4250+79,51= 4329,51м

= + Y2 = 6730+89,95=6819,95м.

 

Знаки приращений координат можно определить по следующей схеме, они зависят от четверти, в которую направлена линия:

 

 

Вариант 7

1. Расскажите о знаках, применяемых для закрепления геодезических то­чек на местности и ,в частности, на строительной площадке.

2. Расскажите о нивелирной рейке и взятии отсчета по ней.Поясните суть разности нулей нивелирной рейки.

3. Изложите технологию измерения линии на местности.

4. Расскажите, как найти отметку промежуточной точки.

5.Задача.

Вычислить погрешность вертикального круга и подсчитать вели­чину угла наклона, если отсчеты по вертикальному кругу сле­дующие:

КЛ=18°28'; КП = -18° 26'.

Пример решения задачи. Вычислить погрешность вертикального круга и под­считать величину вертикального угла. Отсчеты по вертикальному кругу следующие: КЛ=16°46'; КП = -16° 47';

1.Погрешность вертикального круга, т.е. место нуля подсчитывается по формуле: для теодолита

4Т30П (2Т30):

 

 

МО = КЛ+КП = (16°46' - 16°47') = -1' = - 0,5'

2.Вертикальный угол вычисляется по следующим формулам:


или третье значение угла наклона

,

что подтверждает правильность вычислений угла наклона.

Для других теодолитов место нуля и вертикальный угол считать по формулам, приведенным в паспорте данного теодолита.

 

Вариант 8

1. Поясните суть «Балтийской системы высот». Раскройте понятия абсолютной и условной высот.

2. Назовите поправки, которые надо внести в окончательный результат при измерении линии на местности.

3. Расскажите об устройстве нивелира и установке его в рабочее положение.

4. Поясните, с какой целью решается прямая геодезическая задача и покажите ее решение.

5.Задача.

Определить расстояние между двумя точками и направление этой линии, если координаты этих точек следующие:

= 200,70 м; = 142,80 м.

= 350,20 м; = 420,30 м.

(Дайте название этой задаче).

Пример решения задачи. Найти рас­стояние между двумя точками и направление этой линии (румб, ази­мут), если координаты начала и конца линии следующие: X1=320,50 м; Х2 = 230,70 м; Y1 =780,20 м; Y2=900,10 м.

Решение:

1. Δ Х = Х2 - Х1; ΔХ = 230,70 -320,50 = - 89,80 м

ΔY = Y2 - Y1; ΔY = 900,10 - 780,20 = 119,90 м.

Знаки приращений координат говорят, что линия направлена во II чет­верть (ЮВ).

2.Величина румба определяется по арктангенсу румба, вычисленному по формуле:

по арктангенсу найдем величину румба, который будет равен 53° 10'.

3. Расстояние между точками ( ) найдем по формулам:

Проверку выполняем по теореме Пифагора:

 

Вариант 9

1.Дайте определение горизонтали. Поясните суть изображения рельефа с помощью горизонталей

2. Дайте определение румба линии. Приведите схему румбов по сторонам света.

3. Приведите формулу дирекционного угла последующей стороны (линии), если известны дирекционный угол предыдущей линии и угол между этими линиями?

4. Изложите порядок обработки результатов нивелирного хода.

5.Задача.

Определить черные, красные и рабочие отметки по результатам нивелирования площадки. Схема нивелирования:

 

Отметка репера =29,300м

Отсчет по рейке на репере 1270мм

Пример решения задачи. Подготовить данные для построения картограммы зем­ляных работ, т.е. подсчитать черные, красные и рабочие отметки по следующим данным нивелирования поверхности.

Схема нивелирования.

Отметка репера = 18,700м

Отсчет по рейке на репере а = 1,300мм

Отсчеты по рейке «b» в вершинах квадратов даны в миллиметрах.

Для определения черных отметок точек площадки нужно найти горизонт инструмента

ГИ= + а; ГИ = 18,700+1,300 = 20,000 м

Вычитая из горизонта инструмента отсчеты «b» по рейкам, которые необходимо перевести в метры , опреде­лим черные отметки соответствующих точек:

 

 

= 20,000-1,350 = 18,65 м.

= 20,000-1,490 = 18,51 м.

= 20,000-1,570 = 18,43 м.

= 20,000-1,700 = 18,30 м.

= 20,000-1,430 = 18,51 м.

= 20,000-1,510 = 18,49 м.

= 20,000-1,590 = 18,41 м.

= 20,000-1,720 = 18,28 м.

= 20,000-1,470 = 18,53 м.

= 20,000-1,540 = 18,46 м.

= 20,000-1,610 = 18,39 м.

= 20,000-1,750 = 18,25 м.

Красная (проектная) отметка подсчитывается по формуле:

,

где n-число квадратов

- отметки точек, принадлежащих только одному квадрату(1,4,9,12);

- отметки точек, общих для двух квадратов (2,3,8,11,10,5);

- отметки точек, общих для 4 квадратов (6,7);

м

Рабочие отметки подсчитываются по формуле:

= 18,40-18,65 = - 0,25 м.

= 18,40-18,51= - 0,11м.

= 18,40-18,43 = - 0,03 м.

= 18,40-18,30 = + 0,10 м.

= 18,40-18,57 = - 0,17 м.

= 18,40-18,49 = - 0,09 м.

= 18,40-18,41 = - 0,01 м.

= 18,40-18,28 = + 0,12 м.

= 18,40-18,53 = - 0,13 м.

= 18,40-18,46 = - 0,06м.

= 18,40-18,39 = + 0,01м.

= 18,40-18,25 = + 0,15м.

Данные для построения картограммы земляных работ готовы.

 

 

Вариант 10

1. Поясните суть обратной геодезической задачи.

2. Раскройте суть понятия «Горизонт инструмента» и расскажите о нахождении его значения.

3. Расскажите, как определить отметку точки на плане в горизонталях.

4. Назовите системы координат, применяемые в геодезии.

5. Задача.

Подсчитать проектные отметки промежуточных точек линии на местности с проектным уклоном

i = + 0,005. Точки расположены на расстоянии 10 м, одна от другой. Проектная отметка начальной точ­ки А = 29,450. Длина линии 70 м.

 

Пример решения задачи. Найти проектные отметки промежуточных точек ли­нии на местности с проектным уклоном i = - 0,002. Точки распо­ложены на расстоянии 25 м одна от другой. Длина линии 250м.

Проектная отметка начальной (т.1) точки: Нпр = 42,100 м.

Нпр = Нпр ± id d = 25м

= 42,100 - 0,002х25 = 42,05 м.

= 42,050 - 0,002х25 = 42,00 м.

= 42,000 - 0,002х25 = 41,95 м. и т.д.

 

по дисциплине «Основы геодезии»





Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 6210; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.032 сек.