Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место и роль государства в политической системе общества




Понятие и структура политической системы общества

Политическая система — это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и институтов, организующих политическую власть, а также взаимосвязь граждан и государства.

Основными разработчиками концепции политической системы считаются Т. Парсонс и Д. Истон. Так, Д. Истон выделил пять разновидностей действий, которые являются необходимыми элементами любой политической системы. Это законодательство, управление, правосудие, требования, поддержка (солидарность).

В отечественной литературе политическая система представляется как единство 4 сторон:

1) институциональной, в которую входят государство, политические партии и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества;

2) регулятивной, в которую входят право, политические нормы и традиции;

3) функциональной, состоящей из методов политической деятельности, составляющих основу политического режима;

4) идеологической, которая включает политическое сознание, прежде всего господствующую идеологию.

В литературе выделяются следующие функции политической системы:

1) контроль за сферой распределения ценностей;

2) интеграция общества, разрешение или смягчение общественных противоречий;

3) упорядочение политических процессов с целью политического обновления либо стабилизации;

4) извлечение из гражданского общества его ресурсов (данная функция получила в литературе наименование экстракционной);

5) политическое рекрутирование, т. е. вовлечение граждан в политическую жизнь.

Классификация политических систем может быть проведена по различным основаниям. Например, М.Н. Марченко делит политические системы на:

1) открытые и закрытые;

2) примитивные, традиционные и современные;

3) централизованные и децентрализованные.

В.Е. Чиркин выделяет модели политических систем:

1) командную, ориентированную на использование принудительных, силовых методов в управлении;

2) соревновательную, основанную на противостоянии, противоборстве различных политических и социальных сил;

3) социопримирительную, т. е. нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов.

 


Государство и политическая система взаимосвязаны. Прежде всего, термин «политика» ведет происхождение от слова «полис», которым древние греки обозначали свои города-государства.

Государство не является единственной организацией политической системы общества (последняя включает также политические партии, политическое сознание, политические отношения и т.д.). Однако государство представляет собой центральное звено политической системы, является носителем политической власти. Роль государства в политической системе состоит в следующем.

1. Государство представляет общество в целом, государство от имени общества принимает властные решения, общеобязательные для исполнения. Государство, по сути дела, выступает средством политической интеграции общества на определенной территории, политической организацией гражданского общества.

2. Государство устанавливает нормы, регулирующие деятельность субъектов политической системы. В правовых нормах, установленных государством, закрепляются политические принципы и процедуры, например, принцип народного суверенитета или принцип политического плюрализма, избирательные процедуры и т.п. Государство устанавливает «правила игры» в политической жизни, определяет правовые рамки деятельности субъектов политической деятельности.

3. Если политические партии и другие институты политической системы представляют интересы определенных социальных групп, то государство должно быть организацией, представляющей интересы всего населения.

4. Государство призвано смягчать либо разрешать противоречия различных социальных групп, вводить их возможную борьбу в цивилизованные рамки.

5. Государство может выступать как орудие различных политических группировок.

6. Одним из важных факторов, повлиявших на возникновение государства, явилось классовое расслоение. Марксисты считали государство орудием в руках экономически господствующего класса.

7. Государство играет роль надклассового арбитра. Как форма политического общежития государство по территории совпадает с политической системой общества.

8. При возникновении чрезвычайных ситуаций государство выступает как политическая организация, которая должна их разрешить.

9. Государство, будучи оснащено специальным аппаратом принуждения и так называемыми «материальными придатками»в виде различных принудительных учреждений, является важнейшим средством осуществления политической власти.

10. Только государство в политической системе обладает суверенитетом, который, помимо прочего, выражается в прерогативе, т. е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.

11. Государственная власть всегда есть власть политическая, ноне любая политическая власть выступает как государственная. Для того чтобы стать государственной, политическая власть должна выразиться в системе специальных государственных органов.

12. Государство, несмотря на его важную роль в политической системе, нельзя рассматривать как чисто политический институт, так как в его деятельности имеется множество неполитических аспектов, например, экономических.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.