КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники получения сведений о деятельности организации
Характеристика этапов проведения исследований Классификация и состав методов исследования Методы, средства и уровни исследования Разработка гипотезы исследования систем управления Разработка концепции исследования систем управления Постановка проблемы исследования 3.1. Общие сведения о методологии и методике исследований систем управления
Термин «методология» имеет различные толкования, например: • учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности; • учение о научных методах познания; • совокупность методов, применяемых в отдельных науках; • учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. По своему содержанию методология, как правило, включает: - методы (способы исследования), - принципы (обобщенные правила, требования к выполнению каких-либо процессов, указывающих путь к истине), - теории (от греч. theoria — наблюдение, исследование; система обобщающих положений в той или иной отрасли знаний), - нормы (стандарты, правила, регулирующие определенный вид деятельности на основе дозволения, предписания или запрета), - понятия (логически оформленные общие мысли, представления, сведения о каком-либо предмете и явлении, фиксирующие их признаки). По видам деятельностиметодологию можно подразделить на познавательную (гносеологическую), оценочную (аксеологическую) и практическую (праксеологическую). Таким образом неоднозначность толкования термина «методология», ведет к неоднозначности формулирования понятия «методология исследования». Тем не менее, в данной работе методологию исследования следует понимать как совокупность целей, гипотез, подходов, принципов, методов, средств и процедур логической организации, используемых при изучении явлений и осуществлении познавательной (исследовательской) деятельности. При этом принципы исследования, будучи важнейшей категорией методологии, представляют собой основные правила, основу действий, сущность и исходные положения, используемые при осуществлении познавательной деятельности (см. лекц. 1), методы исследования — совокупность целенаправленных действий и способов получения новых знаний об определенном предмете соответствующего объекта изучения и познания (см. лекц. 5), а методологические положения исследования — научные обоснованно сформулированные утверждения (т.е. положения) о совокупности принципов, методов, форм и средств логической организации и проведения исследовательской деятельности. Методика исследования понимается нами как совокупность способов, приемов и действий практического выполнения определенных исследовательских процессов, их процедур и операций, используя для этого строго последовательные, систематические, точно сформулированные и следующие плану научно обоснованные положения (утверждения и четко сформулированные мысли). Соответственно методические положения исследования можно рассматривать как строго последовательные, систематические, точно сформулированные и следующие плану научно обоснованные утверждения по выполнению исследовательских процедур и операций. Методический - значит строго последовательный, систематичный, точно следующий плану. С практической точки зрения методика проведения исследований, как правило, включает три основных раздела: теоретический, методический, организационный. 1) В теоретическом разделе определяются основные цели, задачи, предмет и объект исследования. 2) Методический раздел содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления. 3) Организационный раздел представляет, прежде всего, план проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и финансовых ресурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения исследований, т.е. индивидуальные или коллективные исследования, исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами. Выделяются специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения, которые будут задействованы в проведении исследования систем управления. Организация исследования представляется как деятельность по упорядочению всех сторон проведения исследовательских работ, основанная на реализации совокупности соответствующих закономерностей, принципов, приемов и способов, функций, технических средств управления и другого методологического и методического инструментария, для достижения поставленных целей. В общем виде организацию проведения исследования можно представить следующим образом: • подготовка исследования, т.е. разработка программы, определение единиц наблюдения, определение методов сбора информации, проведение пробного (пилотажного) исследования: • сбор необходимой информации с учетом ее синтаксических, семантических и прагматических аспектов; • подготовка информации к обработке; • обработка информации и ее анализ; • подготовка результатов исследования. Сбор данных является основным этапом исследования. Для этих целей используется ряд методов, среди которых наиболее эффективными являются: -беседы со специалистами аппарата управления; -изучение технико-экономических и статистических сведений о развитии производства рассматриваемого предприятия; -изучение опыта развития родственных предприятий. Особое значение в исследовании имеют беседы с персоналом аппарата управления, которые в короткие сроки позволяют получить сведения о положительных и отрицательных факторах в развитии объекта, проанализировать и обобщить эти данные, а также наметить конкретные направления работ. Во многих случаях сведения по определенной группе факторов легче и быстрее получить в ходе беседы с работниками предприятия. Результаты анализа представляют на рассмотрение руководства предприятия или специальной экспертной комиссии. Обсуждение результатов целесообразно организовать с участием представителей всех подразделений системы управления. Итоги обсуждения фиксируют в специальном документе и используют при разработке текущих и перспективных планов развития предприятия или рассматриваемой организации. С точки зрения организации проведения исследования можно выделить следующие формы: • индивидуальные и коллективные исследования; • исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами; • централизованная и децентрализованная организация; • специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения. • привлечение специализированных консалтинговых организаций. Методология исследования систем управления основывается на разумной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления. Она предполагает - определение целей, предмета исследований, границ исследования, - выбор средств и методов исследований, - выбор средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ. Методология и организация исследования систем управления требует учета ряда системных характеристик, к которым относятся: потребность в исследованиях; объект и предмет исследования; ресурсы для проведения исследований; эффективность исследований; результаты исследований. Раскроем эти характеристики. 1. Потребность в исследовании предопределяет масштаб и глубину исследования системных характеристик, реализация которых в наибольшей степени влияет на достижение поставленных целей. 2. Объектом исследований является система управления конкретной организации. Для ее изучения необходимо знать утвержденные схемы управления, должностные инструкции, Положения о подразделениях и др. 3. Предметом исследования могут быть взаимоотношения между сотрудниками аппарата управления, а также между подразделениями, расположенными на разных уровнях системы управления. При этом предметом исследования является конкретная проблема (или комплекс проблем), решение которой требует проведения исследований. Среди этих проблем могут быть следующие: • развитие и совершенствование структуры управления; • мотивация персонала; • внедрение новой техники и информационных систем управления; • разработка управленческих решений; • подготовка персонала и др. Выбор основной проблемы организации, сдерживающей ее развитие, ее всестороннее исследование и анализ — это интуиция и мастерство, профессионализм менеджера и руководителя организации. 4. Ресурсы — это комплекс средств, обеспечивающих успешное проведение исследований. Это, прежде всего, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы, технические средства, необходимые для обработки результатов, а также правовые документы, характеризующие объект исследования. 5. Эффективность исследований требует соизмерения затрат на проведение исследований и полезности полученных результатов, т.е. выражает соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и полученных результатов. 6. Результаты исследований могут быть представлены в различных формах. Это может быть новая модель системы управления, новые регламентирующие документы, скорректированные расчетные формулы, новая корпоративная культура. Результаты исследованияопределяются его качеством, представляющем конкретную совокупность свойств исследования, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять предъявляемые к нему требования. Практика научных исследований показывает, что их максимальная результативность достигается при использовании правильно избранной методологии, методики и организации исследования. Тем не менее все это во многом зависит от научного потенциала, креативности и иных свойств исследователей, а также других влияющих на них факторов и условий. 3.2. Постановка проблемы исследования
При построении и функционировании СУ возникает множество различных проблем. В общем виде проблема (древнегреч. problema — преграда, трудность, задача) — противоречие, которое требуют разрешения на основе проведения исследований. Научная проблема, возникшая сложная ситуация как результат осознания возникших в науке противоречий между обнаруженными новыми данными и не позволяющими дать их объяснения старыми теоретическими представлениями, затрудняющих дальнейшее развитие познания. Характер и пути разрешения проблемы во многом зависят от поставленной при этом цели, являющейся основой ее определения и выбора. Цель исследования и решаемая при этом проблема являются исходной базой для выбора подходов и методов проведения исследовательских работ. Под проблемой в нашем случае понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства продукции) желаемому или заданному (запланированному). Именно в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в организациях. Но их источником может быть и изменение самих целей или нормативов. Например, если в результате анализа информации о продажах изделия руководство предприятия принимает решение о снятии его с производства и переключении на другой вид продукции, это может радикально изменить целевые установки всех подразделений, связанных с данными видами продукции. Менеджеры должны заново составить планы, найти и перераспределить ресурсы, организовать обучение персонала и т.д. Совершенно очевидно, что введение изменений, требующих для реализации ресурсов и времени, должно быть обосновано анализом факторов, оказывающих воздействие на состояние и положение организации. Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию. Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: - характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущности и содержания, границ распространения ее воздействия на работу организации или ее подразделений) и - ситуационные факторы, ведущие к появлению проблемы (они могут быть внешними и внутренними по отношению к организации). Внутренние факторы в наибольшей мере зависят от самого предприятия. К ним относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том числе НИОКР и т.д. Внутренние факторы влияют на систему управления и в значительной степени способствуют достижению стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость срочного принятия мер, направленных на сохранение равновесного состояния системы. Например, если произошло изменение стратегического направления в развитии организации, необходимо определить, как это отразится на деятельности таких подсистем, как производство и выпуск новой продукции, управление персоналом и др. Иными словами, управляющая система должна разработать план организационных мероприятий, направленных на достижение целей новой стратегии развития. Внешние факторы в меньшей степени поддаются воздействию со стороны менеджеров организации, так как формируются внешней средой, в которой работает организация. В современных условиях эта среда характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет внешних факторов при принятии управленческих решений. Внешние факторы оказывают различное влияние на работу организаций. Например, поставщики, потребители, конкуренты, органы законодательного регулирования, кредиторы, другие организации и общественные институты, непосредственно связанные с той областью деятельности, которой занимается данная организация, оказывают прямое влияние на ее работу, характер возникающих проблем и их решение. В качестве примера можно указать на проблемы отечественных предприятий, возникшие в период разрушения прежней системы хозяйственных связей, изменения отношений между поставщиками и потребителями продукции. В ряде случаев это привело к остановкам производства, к кардинальному изменению ассортимента выпускаемой продукции, к поиску новых поставщиков. Изменение вкусов и приоритетов потребителей также вызывает множество проблем в организации, которая до этого ориентировала свое производство на удовлетворение одного вида потребностей. Надо ответить на вопросы: искать ли новые рынки сбыта; вводить ли новые виды продукции и услуг и т.д. Еще одна большая группа внешних факторов, практически не поддающихся управлению менеджерам организации, но оказывающих на деятельность организации косвенное (опосредованное) влияние, которое необходимо учитывать. К этой группе факторов относят состояние экономики страны (или региона), уровень научно-технического и социального развития, социокультурную и политическую обстановку, существенные для данной организации события в других странах и т.д. Учет многочисленных и разнообразных факторов среды, выбор главных среди них и предвидение возможных изменений — сложнейшая задача, стоящая перед менеджерами. Анализ ситуационных факторов позволяет рассмотреть проблему в связи с вызвавшими ее событиями и изменениями во внутренней и внешней среде и начать поиск решения. Проблемы могут быть - фундаментальными и прикладными, - теоретическими и эмпирическими, - общими и частными. Но как бы их не подразделяли, они всегда показывают на возникшие трудности в процессе реализации какого-либо процесса, которые необходимо разрешить. Часто используют термин «задача». В отличие от проблемы задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных. Однако любая задача — это всего лишь часть проблемы, т.е. для разрешения проблемы следует решить, как правило, несколько задач, вопросов. Кроме того, некоторые специалисты считают, что решение проблемы требует применения знаний и приложения творчества, а задача — только знаний. В ряде случаев такое понимание справедливо, но, конечно, не всегда. При проведении исследования крайне важно выявить реальную проблему, а не мнимую, фиктивную. Это может осуществляться оценкой их влияния на достижение той или иной поставленной цели. Проблему характеризуют следующие показатели: • уровень качества, определяемый реальностью, актуальностью, возможностью разрешения, эффективностью; • уровень качества определения, оцениваемый качеством формулирования проблемы (правильностью описания противоречия и основного вопроса, результата разрешения противоречия), обоснования (установления связей данной проблемы с другими, синтеза результатов), терминологического и понятийного соответствия, выбора для замены вопросов альтернативными (при необходимости), ограничений по пространству исследуемого предмета, методики решения вопросов (алгоритмов); • уровень постановки, который может оцениваться на основе: интуиции исследователя (формулируются, как правило, только вопросы), описания (в сравнении с существующими правилами), использования процедур постановки проблемы (в сравнении со всеми возможными); два последних способа являются, естественно, более объективными и заставляют исследователя учитывать необходимые и возможные ресурсы, имеющуюся информацию и проявлять творческий подход. Поставленная проблема во многом определяет состав и характер выполняемых работ и, в конечном итоге, результаты исследования. В методологии исследования очень важным оказываются следующие принципы отбора проблем: 1) острота проблемы; 2) содержание проблемы; 3) наукоемкость проблемы; 4) трудоемкость решения проблемы, ресурс времени; 5) перспективы развития.
Постановка проблемы предполагает следующую группу действий: 1. Формулирование проблемы, состоящее из следующих операций: - определение центрального вопроса проблемы; - контрадикция — фиксация противоречия, которое стало основой проблемы; - финитизация — предположительное описание предполагаемого результата. 2. Построение проблемы, предусматривающее следующие операции: - стратификация — расщепление проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос; - композиция — группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему; - локализация — ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и отграничение известного от неизвестного в области избранного для изучения объекта; - вариантификация — поиск альтернатив для всех элементов проблемы. 3. Оценка проблемы, характеризующаяся следующими действиями: - кондификация — выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и пр.; - инвентаризация — проверка наличных возможностей, позволяющих положительно реагировать на решение проблемы; - когнификация — выяснение степени проблемности, т.е. соотношения известного и неизвестного в информации, которую требуется использовать для решения проблемы; - уподобления — нахождение среди уже решенных проблем, аналогичных решаемой; - квалификация — возможность причислить проблему к определенному типу. 4. Обоснование, представляющее собой последовательность следующих процедур: - экспозиция — установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами; - актуализация — приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; - компрометация — выдвижение возражений против проблемы; - демонтарция — синтез результатов, полученных на двух предыдущих стадиях. 5. Обозначение,состоящее из следующих процедур: - экспликация понятий, т.е. перекодировка - перевод проблемы на иной научный или обыденный язык; - интимизация понятий — словесная нюансировка выражения проблемы и подбор понятий, наиболее полно отражающих смысл проблемы. В зависимости от характера исследования и опыта исследователя возможно изменение последовательности процедур и операций или же их параллельное осуществление. Существуют три уровня постановки проблемы: 1 уровень - интуитивная постановка проблемы — в этом случае ограничиваются только постановкой центрального вопроса проблемы; 2 уровень - постановка проблемы в соответствии с указанными правилами, но без необходимости их полного соблюдения, хотя и при наличии процедурного списка; 3 уровень - сознательное использование всех процедур постановки проблем и входящих в них операций. Благодаря такой методологии обеспечиваются качественное планирование исследования и организация труда исследователя. 3.3. Разработка концепции исследования систем управления
Объектом и предметом изучения в ходе исследования не без оснований является концепция, которая, в свою очередь, может быть результатом исследования. Концепцию понимают: 1) как комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследуемого явления или системы, и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы, формированию стратегии фирмы, установлению правил поведения личности; 2) руководящая научная идея (или научный замысел) либо совокупность идей, предлагающих новую теоретическую базу для понимания и исследования явлений и процессов, происходящих в природе и обществе. Концепция формулируется на основе научных законов, закономерностей, научных обобщений. Следует отметить, что концепция в ряде случаев предопределяет закономерность, а также подтверждается ею. Разработка концепции требует больших творческих усилий и фундаментальных знаний исследуемой области деятельности и является научным результатом исследований. Научного инструментария как такового по созданию концепции не существует. Однако имеются научные рекомендации по содержанию концепции, которые мы и рассмотрим [Могилевский В.Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999.]. Концепция должна включать: • констатацию современного состояния изучаемой системы (или области деятельности) и анализ путей его изменения; • конечную цель как интегрированное представление о результатах изменения; • предполагаемую траекторию развития, приводящую к цели; • теоретическое предложение об управлении как воздействии на систему для реализации траектории. Структурно концепция может содержать такие разделы, как -характеристика объекта концепции, -цель и задачи концепции, -основные принципы концепции, -основные направления деятельности, -механизм реализации концепции. При изучении СУ исследователь должен также уделять внимание разработке концепции исследования, предметом которой могут быть, например, процессы в комплексе управленческих однородных проблем в управляющей подсистеме социально-экономической системы организации. Таким образом, концепция исследования СУ есть комплекс основополагающих взглядов, идей, принципов, подходов и механизмов разрешения совокупности проблем управления, проявляющихся в изучаемой системе. К ключевым концепциям, определяющим направление исследования систем управления, относятся концепции, основанные на фундаментальных законах и закономерностях, принципах и гипотезах теории управления. Это прежде всего концепции, базирующиеся на законах отрицания и онтогенеза, а также на закономерностях, описываемых функциями процессов насыщения, - концепции жизненных циклов организации, товара и технологии [Управление организацией: учебник / под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1998.]. Чтобы представить их с общей позиции, заменим термины «организация», «товар», «технология» на термин «объект». Тогда концепция жизненного цикла объекта будет сформулирована следующим образом: 1) объект обладает ограниченной продолжительностью жизни или циклом жизни; выдвигается гипотеза, что траектория жизненного циклa имеет вид функции насыщения, например S-образной или экспоненциальной кривой; 2) точки изменения траектории (точки перехода с одной скорости развития на другую) жизненного цикла объекта определяют положения основных его стадий, например для товара - это выход на рынок, интенсивный рост, замедленный рост, насыщение, падение спроса; 3) стадией жизненного цикла определяются цели управления и «эффективность жизни объекта». Концепцией жизненного цикла объекта объясняется фундаментальность принципа существования «устойчивого неравновесия» системы, сформулированного академиком Н. Моисеевым [Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки русской культуры,2000.]. На основе этого принципа выстроена парадигма управления диффузными системами. К концепции, открывающей новую методологию исследования систем управления, а именно процессный подход, следует отнести концепцию системного управления, сформулированную А. В. Фейгенбаумом в 1960-х гг. и доказанную им эмпирическими знаниями об опыте работы частных и государственных предприятий. Суть концепции состоит в следующем: «Основные виды деятельности предприятий - это непрерывные рабочие процессы. Они начинаются с запросов покупателя и заканчиваются только тогда, когда покупатель удовлетворен поставленной ему продукцией или предоставленной услугой в соответствии со своими требованиями. Это процессы, где решения принимаются в масштабах всей компании и затрагивают многие виды взаимодействия между ее ключевыми группами» [Фейгенбаум А.В. Системы управления и системы обеспечения информации // Современные тенденции в управлении в капиталистических странах: пер. с англ. М.: Прогресс, 1972.]. И далее: «Непрерывные рабочие процессы требуют того, что можно было бы назвать горизонтальным завершением (покупатель - покупатель) управленческого мышления, а не традиционного управления, которое ориентируется на организацию взаимодействия групп вертикальных специальностей». Из этой концепции вытекают два важных следствия для исследования систем управления: 1) любая деятельность — это процесс, который может быть представлен кибернетической моделью, в частности моделью «вход — управляющее воздействие — процесс преобразования — выход — обратная связь — вход»; 2) формирование горизонтального управленческого цикла процессов в дополнение к вертикальному циклу функций управления. Горизонтальное завершение управленческого цикла нашло отражение в теории управления качеством и получило наименование «петля качества» или «жизненный цикл продукции» (МС ISO 9000). Петля качества как замкнутый цикл представляет собой концептуальную модель взаимосвязанных видов деятельности или процессов, начиная определением потребностей и заканчивая утилизацией продукции. Концепция А.В. Фейгенбаума добавляет к циклу вертикального взаимодействия элементов системы и процессов управления цикл горизонтального взаимодействия. В результате формируется пространство ориентированного взаимодействия элементов и процессов системы управления. Идея системного управления нашла отражение и в концепции исследования систем управления, сформулированной Б.З. Мильнером и его соавторами. Суть ее состоит в том, что «сначала необходимо исследовать, насколько эффективно достижение конечных целей системой управления, не интересуясь при этом, каким образом организовано их исполнение». И далее: «Определив, какая часть конечных целей организации выполняется неудовлетворительно, поняв проблему, все дальнейшие исследования следует сосредоточить только на этих функциональных подсистемах. Исследование остальных подсистем управления можно рассматривать как задачи последующих этапов» [Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. М.: ИНФРА-М, 2000.]. Такой концепцией подтверждается системность в управлении организацией. Концепция совершенствования организационного механизма управления предполагает решение задач анализа системы управления как системы принятия решений и комплексного ее проектирования на основе выбранных качественных целей функционирования. Под организационным механизмом понимается социально - управляемая система, обусловленная экономическими законами, наделенная соответствующими полномочиями, ресурсами, имеющая определенную структуру и позволяющая управлять коллективами людей путем принятия решений. Такое определение нацеливает аналитиков и проектировщиков систем управления на исследование «статики» и «динамики» механизма управления, под которыми соответственно понимается организационная структура управления и процессы выработки управленческих решений в рамках существующей структуры управления. Практически организация управления - это система принятия решений, являющаяся фундаментом, на котором можно достаточно полно анализировать всю систему управления и обеспечивать оптимальные условия для принятия управленческих решений, от сбора исходных данных, исследования действующих организационных процедур и схемы принятия решений и до поиска путей совершенствования системы управления - результата решения. Анализ такого рода всегда целесообразно проводить в начале работы, направленной на перестройку системы управления. Как показал опыт, анализ оказывается наиболее эффективным, если он содержит шесть этапов (см. раздел «Характеристика этапов проведения исследования»). Первостепенная задача при проектировании организационных систем — формирование целей их функционирования в сочетании с проектированием систем управления. Это имеет принципиальное значение по многим причинам. Во-первых, по своей природе все реальные организации многоцелевые. Во-вторых, период действия целей функционирования различен, а следовательно, спроектировать организацию необходимо только исходя из целей, период действия которых сопоставим с периодом проектирования организации. В-третьих, проектирование организации управления под все цели функционирования слишком трудоемко, поэтому их число должно быть по возможности ограниченным. Выбор целей с помощью экспертных методов требует применения специальной методики. Прежде всего, осуществляются оценка и выбор глобальных целей функционирования. Наиболее приемлемым с практической точки зрения способом оценки является анонимное анкетирование, так как оно обеспечивает наибольшую независимость суждений. Структуризация целей функционирования должна быть осуществлена путем исследования функций управления, реализующих конкретные цели на каждом уровне управления. Выполнение задачи проектирования системы управления предполагает моделирование процесса управленческих решений, структуры которых были выявлены на стадии обследования. 1. Моделирование состава управленческих решений. Это осуществляется для обоснования решений, которые должны приниматься в конкретном подразделении. Состав группы решений определяется количеством структурных подразделений. Оптимальность процесса подготовки управленческих решений достигается путем выявления и ликвидации отклонений в существующем процессе при сравнении его с нормативным процессом, обусловленным в некотором смысле идеальной моделью, выбранной авторами на предварительном этапе. 2. Моделирование правил работ исполнителей и руководителей. Такое моделирование в процедурах с помощью компьютерной техники является частью общего процесса, включающего: • формирование организационного механизма управления и распределения управленческих решений по уровням управления; • определение оптимального числа исполнителей и руководителей, необходимых для подготовки и утверждения этих решений; • составление перечня документов, необходимых для принятия управленческого решения и разработки документации регламентирующей деятельность подразделения. Моделирование правил работ исполнителей заключается в анализе процесса подготовки управленческого решения последовательно на всех уровнях управления, вплоть до принятия окончательного решения и осуществляется на основе информационной модели. Методика моделирования правил работ исполнителей в процедуре рекомендуется для практического осуществления этапа «регламентации» в процессе формирования общей структуры управления. При моделировании структуры управления необходимо решать задачи моделирования функциональных групп управленческих решений и моделирование распределения решений по уровням управления для обеспечения разработки схем управления. 3. Моделирование функциональных групп управленческих решений. Имеется полный список управленческих решений, необходимых для реализации целей функционирования, а также их информационное обеспечение (документы, используемые для принятия управленческих решений). Часть документов является общими при подготовке различных управленческих решений. Известно также число функциональных групп управленческих решений, которые должны быть сформированы. Необходимо сформировать группы управленческих решений с таким расчетом, чтобы каждая из групп потребляла минимальное количество необходимых для подготовки решений документов. Задача решается на ЭВМ с использованием методов анализа и логики. 4. Распределение решений по уровням управления. Осуществляется это с целью формирования групп решений, за подготовку которых несет ответственность руководитель соответствующего уровня управления. Задача оптимального распределения управленческих решений формируется следующим образом: для каждого выбранного уровня управления с учетом его загрузки и пропускной способности необходимо определить перечень управленческих решений, утверждение которых является компетенцией данного уровня управления. При этом каждый сотрудник должен принимать решения, соответствующие своей компетенции, и ему должен быть обеспечен такой режим работы, при котором все решения принимаются в оптимальные сроки. Задача решается последовательно для всех уровней управления. 5. Формирование схемы управления организации. Оно всегда основано на типовых схемах управления. В качестве типовой схемы в рамках предполагаемой концепции предлагается матрично-штабная схема управления. Формирование схемы управления предполагает распределение управленческих решений по уровням управления, расчет загрузки уровня управления для координационного, проблемного либо функционального уровня, что в результате обеспечит обоснование выбора типа структуры управления. Окончательный выбор варианта схемы структуры и все дальнейшие расчеты осуществляются в рамках выбранной структуры управления. На заключительном этапе разрабатываются документы, регламентирующие деятельность системы управления: положения о подразделении, должностные инструкции, правила работы исполнителей. Решение задачи анализа системы управления предполагает исследование процесса управления и структуры управления на уровне управленческих решений. При решении задачи анализа ряд вопросов не рассматривается. Не обосновывается цель функционирования, состав решений определяется с помощью экспертов, не оценивается структура управления. Комплексное проектирование системы управления предполагает: • выбор целей функционирования; • формирование состава решений, реализующих цели функционирования; • процесс принятия решений (моделирование организационной технологии подготовки решения); • формирование структуры управления; • разработку документации, регламентирующей деятельность управления. Достоинством рассмотренной концепции является то, что ряд этапов решается с помощью компьютерной техники, что упрощает системное проектирование. Решение указанных задач способствует лучшей организации управления и в результате повышению организованности управления и качества принимаемых решений. Изложенные здесь концепции представляют собой лишь небольшую часть концептуального наследия в теории управления. В то же время они являются ключевыми для выстраивания методологии исследований систем управления, а их формулирование - примером четкой научной логики и ясности содержания.
Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |