КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разработка гипотезы исследования систем управления
Гипотеза (от греч. Hypothesis - предположение) - научное предварительное недостаточно доказанное объяснение (предположение, предсказание) новых явлений и событий, требующее в последующем экспериментальной проверки. Помимо приведенного определения, под термином «гипотеза» понимают: • вероятностное знание, объяснение, понимание; • вариант объяснения при недостаточной информации; • пробное объяснение причинно-следственных связей и поведения; • научное допущение или предположение, истинное значение которого не определено; • априорное, интуитивное предположение о возможных свойствах, структуре, параметрах, эффективности исследуемого объекта или процесса. По существу, гипотеза - ориентировочное объяснение (ни в коем случае не категоричное) причинно-следственных связей исследуемого объекта. Это своего рода форма перехода от неизученных фактов к законам и закономерностям, позволяющая использовать гипотезу в качестве необходимого инструмента практически каждого научного исследования различных объектов, в том числе СУ. Гипотеза выступает как первоначальная формулировка, черновой вариант принципа или открываемого закона. С момента выдвижения гипотезы начинает формировать подход к решению проблемы, выстраивается логика и алгоритм исследования, а также принимается решение о выборе модели объекта. Гипотеза служит промежуточным звеном между теоретической частью и эмпирическими действиями, направленными на достижение истинного результата. Источником гипотезы выступают новые факты и предшествующие знания о предмете изучения. Гипотеза выдвигается, когда для объяснения новых фактов недостаточно имеющихся теоретических знаний или их нет вовсе. Цель выдвижения гипотезы состоит в том, чтобы, во-первых, сузить массу возможных предположений и догадок при решении поставленной проблемы; во-вторых, обеспечить ориентацию исследовательского поиска на ожидаемый результат. Процесс выдвижения гипотезы не поддается алгоритмическому описанию. В то же время выработаны определенные правила ее формулирования [Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие, практикум. М.: ВЛАДОС, 1998.]: 1) гипотеза представляется в виде обобщающих и утверждающих суждений; 2) если гипотеза выступает как предварительный проект решения проблемы, то связка «проблема — цель — гипотеза» должна иметь общие понятия, подлежащие объяснению; 3) разработка альтернатив решения проблемы — это противопоставление конкурирующих гипотез. Доказательство (верификация) достоверности гипотезы становится главной задачей последующего исследования. Оно проводится с использованием экспериментов, предполагает изучение и обработку их результатов теоретическими методами. Правильность гипотезы проверяется систематическим и многократным изучением соответствующих фактов путем тестирования. Подтвердившиеся гипотезы становятся новыми знаниями, которые могут быть возведены в принцип, научный закон, закономерность, зависимость или способ, метод, модель и т.д. Неподтвержденные гипотезы либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации. Одним из основных источников информации в управлении для выдвижения гипотезы служит прогнозирование. Как отмечает И. Ансофф, «мы описываем действительность и даем прогноз на будущее исходя из определенных предположений. Такие предположения называют ключевыми гипотезами или аксиомами» [Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: пер. с англ. СПб.:Питер, 1999.]. Ключевые гипотезы И. Ансоффа представлены как аксиомы, т.е. утверждения, не требующие доказательства. Они, подобно закономерностям, выступают как фундаментальная основа исследования, как отражение объективной сущности явления. Содержание основных аксиом, сформулированных И. Ансоффом, - исключительный пример в теории управления, поэтому в кратком изложении приведем те из них, которые наиболее интересны с позиции исследования систем управления. 1. Аксиома случайности: единого рецепта оптимального управления компанией не существует. 2. Аксиома зависимости от внешней среды: проблемы, которые перед компанией ставит внешняя среда, определяют оптимальную модель поведения компании. 3. Аксиома соответствия: для достижения успеха уровень агрессивности стратегии компании должен соответствовать уровню турбулентности среды. 4. Аксиома стратегии, способности и деятельности: деятельность компании оптимальна, когда ее стратегическое поведение соответствует уровню турбулентности среды, а деловые способности соответствуют стратегическому поведению. 5. Аксиома сбалансированности: для каждого уровня турбулентности среды можно подобрать комбинацию (вектор) элементов, оптимизирующих успех компании. Каждая из гипотез, принимаемая, как правило, на основе опыта, интуиции и имеющейся предварительной информации, в большинстве случаев может быть выражением изначальной ориентированности исследований на достижение определенных целей. Это позволяет концентрировать усилия исследователей на наиболее перспективном и результативном направлении и в определенной мере снижать расход ресурсов на проведение исследовательских работ. Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем, что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определенным критериям научности. В общем виде гипотезу можно рассматривать: • как часть научной теории; • как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки. Первая группа гипотез является частью фундаментальных исследований, а вторая — прикладных. По иерархической значимости гипотеза может быть генеральной; при необходимости ее структурируют на вспомогательные гипотезы других уровней. Генеральная гипотеза связывается, как правило, с главным вопросом исследования, его целевой установкой, а вспомогательные относятся к нижележащим по своему уровню задачам. По широте использования гипотезы могут быть универсальными и частными. Первые распространяются на все без исключения случаи. При подтверждении они могут перерасти в теории и оказать большое влияние на развитие науки. Их разработка основывается на многих частных гипотезах, которые дают ориентировочные объяснения конкретным единичным явлениям. К наиболее часто используемым гипотезам такого характера относятся статистические, вероятностные и им подобных. По степени обоснованности гипотезы могут быть первичными (это своего рода первые варианты, служащие основой для разработки более обоснованных гипотез) и вторичными, которые выдвигаются при необходимости вместо первичных, что во многом обусловливается опровержением первичных эмпирическими данными. В социально-экономических системах объяснение отдельных явлений и фактов на начальных этапах исследований нередко осуществляется по-разному, т.е. разрабатывается одновременно несколько гипотез, которые называют рабочими гипотезами или версиями. Понятие «рабочая гипотеза» представляет собой предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследования и служащее лишь первичным условным объяснением исследуемого явления. В дальнейшем, по мере уточнения названных условных объяснений и получения знаний с помощью рабочих гипотез, приходят к принятию конкретной гипотезы. Гипотезы способствуют минимизации использования ресурсов для достижения поставленных целей исследования. Они позволяют концентрировать усилия исследователей на перспективных направлениях познания и изучения систем управления. При проведении исследований СУ гипотезы могут приниматься по отношению к следующему: • целевым результатам эффективности СУ и всей социально - экономической системы организации; • свойствам СУ (сущности и структуры, методологии, функционирования и развития) и их ограничениям; • отношениям СУ с внешней средой; • отношениям во внутренней среде СУ; • отношениям СУ с производственной системой социально - экономической системы организации; • элементам и построению подсистем и СУ в целом; • составу фак蝎ᐣ鈌冡夺僀潼⑄짒臫퀡逋̪ྗ⑱懂۠лиянию на результаты функционирования СУ; • вариантам проведения экспериментов и совершенствования СУ. При исследовании СУ к принимаемым гипотезам предъявляются требования, основные из которых приведены ниже. 1. Целенаправленность, обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему. 2. Релевантность (англ. relevant — относящийся к делу, уместный), т.е. опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы как в науке, так и в практике. Если гипотеза не использует факты, то ее называют иррелевантной. 3. Прогностичность, обеспечивающая прогнозирование результатов исследования. 4. Проверяемость, позволяющая принципиальную возможность проверки гипотезы эмпирическим путем на основе наблюдений или экспериментов. Это должно обеспечить или ее опровержение (фальсифицируемость) и подтверждение (верифицируемость). Однако нельзя утверждать, что все гипотезы проверяемы. Существуют: во-первых, гипотезы, которые, невозможно проверить в настоящий период времени из-за несовершенства технических средств, не открытых еще до сих пор законов и закономерностей и т.п.; во-вторых, гипотезы принципиально непроверяемые на основе фактов; в-третьих, универсальные математические гипотезы, относящиеся к абстрактным объектам исследования и не допускающие эмпирического подтверждения. 5. Непротиворечивость, достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы. 6. Совместимость, обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научными теоретическими и практическими знаниями. В случае наличия несовместимости и противоречий выдвинутой гипотезы с имеющимися знаниями необходимо проверить законы и факты, на которые опирается рассматриваемая гипотеза и прежнее знание. 7. Потенциальность, включающая возможности использования гипотезы по количеству и качеству дедуктивных выводов и следствий, их силе и влиянию на развитие системного управления. 8. Простота, основывающаяся на системности и меньшем числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а также на достаточно большем числе объясняемых ею фактов. При этом гипотеза одновременно может носить более общий характер. Простота гипотезы, конечно, не может исключать использование для ее подтверждения сложного математического аппарата. Соответствие всем приведенным выше требованиям отличает принятую научную гипотезу от обычной догадки. При этом возникает много вопросов, связанных с подтверждением или опровержением гипотез. Однако, важнейшим критерием того или другого, т.е. истинности гипотезы, является все-таки ее эмпирическая проверяемость. Именно здесь проявляются трудности проверки. 9. Научность, основанная на отношениях науки и техники. Формирование гипотез — один из трудных и мало формализуемых процессов исследования. Тем не менее, весь процесс формирования и развития гипотез в контексте всего исследования в большинстве случаев можно подразделить на несколько стадий: • подготовительная — сбор информации и выявление проблемы; определение конкретного объекта и предмета исследования; постановка целей и задач исследования; накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез); • формирующая — анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержания и характеристик; выявление влияющих на проблему факторов и их связей; вы явление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе возможных результатов; сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности, сделанных на основе гипотетических предположений; определение условий, путей и методов решения задач; формулирование исходных гипотез; • экспериментальная — работы, предусмотренные методикой исследования, в том числе: планирование, организацию и проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов; проверку правильности и достоверности полученных предполагаемых результатов на практике и уточнение гипотез на основе результатов проверки. В случае несоответствия гипотез фактическим результатам их следует пересмотреть и в необходимой мере скорректировать. Результаты использования различных методов при формировании гипотез во многом зависят не только от имеющейся информации, но и от уровня общих знаний, глубины проникновения исследователя в изучаемую проблему, опыта и интуиции. Если гипотеза не выдержала ряд проверок, то она опровергается или вовсе отвергается. Следует отметить, что менеджерам, осуществляющим управление, в вопросах исследования в большинстве случаев следует руководствоваться рядом аксиом и учитывать несколько гипотез: 1) Ни одна СУ не является совершенной, так как всегда имеет проблемы и недостатки, которые можно разрешить и ликвидировать, повышая тем самым эффективность функционирования системы. 2) Менеджеры СУ не всегда уверены, что им требуется помощь исследователей по управлению, поскольку часто не осознают проблемы и недостатки системы и их причины. 3) Большинство менеджеров СУ имеют побуждения разрешать проблемы, а также устранять недостатки в управлении и их причины, но нуждаются при этом в помощи консультантов. 4) Консультант может провести достаточно объективный анализ СУ в краткосрочный период только с участием персонала исследуемой системы. 5) Исследователь-консультант должен передать навыки анализа и выявления проблем и поиска путей их разрешения менеджерам СУ, чтобы в дальнейшем они были способны самостоятельно совершенствовать управление. 6) Большинство СУ могут быть более эффективными, если управленческий персонал самостоятельно научится проводить самооценку системы, рационально использовать сильные стороны управления, разрешать проблемы и устранять причины их возникновения.
Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |