Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка гипотезы исследования систем управления




 

Гипотеза (от греч. Hypothesis - предположе­ние) - научное предварительное недостаточно доказанное объяс­нение (предположение, предсказание) новых явлений и событий, требующее в последующем экспериментальной проверки.

Помимо приведенного определения, под термином «гипотеза» понимают:

• вероятностное знание, объяснение, понимание;

• вариант объяснения при недостаточной информации;

• пробное объяснение причинно-следственных связей и пове­дения;

• научное допущение или предположение, истинное значение которого не определено;

• априорное, интуитивное предположение о возможных свой­ствах, структуре, параметрах, эффективности исследуемого объекта или процесса.

По существу, гипотеза - ориентировочное объяснение (ни в коем случае не категоричное) причинно-следственных связей ис­следуемого объекта. Это своего рода форма перехода от неизучен­ных фактов к законам и закономерностям, позволяющая использо­вать гипотезу в качестве необходимого инструмента практически ка­ждого научного исследования различных объектов, в том числе СУ.

Гипотеза выступает как первоначальная формулировка, черновой вариант принципа или от­крываемого закона. С момента выдвижения гипотезы начинает формировать подход к решению проблемы, выстраивается логика и алго­ритм исследования, а также принимается решение о выборе модели объекта. Гипотеза служит промежуточным звеном между теоретичес­кой частью и эмпирическими действиями, направленными на дости­жение истинного результата.

Источником гипотезы выступают новые факты и предшествующие знания о предмете изучения. Гипотеза выдвигается, когда для объяс­нения новых фактов недостаточно имеющихся теоретических знаний или их нет вовсе.

Цель выдвижения гипотезы состоит в том, чтобы,

во-первых, сузить массу возможных предположений и догадок при ре­шении поставленной проблемы;

во-вторых, обеспечить ориентацию исследовательского поиска на ожидаемый результат.

Процесс выдвижения гипотезы не поддается алгоритмическому описанию. В то же время выработаны определенные правила ее фор­мулирования [Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие, практикум. М.: ВЛАДОС, 1998.]:

1) гипотеза представляется в виде обобщающих и утверждающих суждений;

2) если гипотеза выступает как предварительный проект решения проблемы, то связка «проблема — цель — гипотеза» должна иметь об­щие понятия, подлежащие объяснению;

3) разработка альтернатив решения проблемы — это противопос­тавление конкурирующих гипотез.

Доказательство (верификация) достоверности гипотезы становит­ся главной задачей последующего исследования. Оно проводится с использованием экспериментов, предполагает изучение и обработку их результатов теоретическими методами.

Правильность гипотезы про­веряется систематическим и многократным изучением соответству­ющих фактов путем тестирования. Подтвердившиеся гипотезы стано­вятся новыми знаниями, которые могут быть возведены в принцип, научный закон, закономерность, зависимость или способ, метод, мо­дель и т.д.

Неподтвержденные гипотезы либо отбрасываются, либо ста­новятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.

Одним из основных источников информации в управлении для выдвижения гипотезы служит прогнозирование. Как отмечает И. Ансофф, «мы описываем действительность и даем прогноз на будущее исходя из определенных предположений. Такие предположения назы­вают ключевыми гипотезами или аксиомами» [Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: пер. с англ. СПб.:Питер, 1999.].

Ключевые гипотезы И. Ансоффа представлены как аксиомы, т.е. утверждения, не требующие доказательства. Они, подобно закономерностям, выступают как фундаментальная основа исследования, как отражение объективной сущности явления.

Содержание основных акси­ом, сформулированных И. Ансоффом, - исключительный пример в тео­рии управления, поэтому в кратком изложении приведем те из них, кото­рые наиболее интересны с позиции исследования систем управления.

1. Аксиома случайности: единого рецепта оптимального управления компанией не существует.

2. Аксиома зависимости от внешней среды: проблемы, которые пе­ред компанией ставит внешняя среда, определяют оптимальную мо­дель поведения компании.

3. Аксиома соответствия: для достижения успеха уровень агрессив­ности стратегии компании должен соответствовать уровню турбулент­ности среды.

4. Аксиома стратегии, способности и деятельности: деятельность компании оптимальна, когда ее стратегическое поведение соответствует уровню турбулентности среды, а деловые способности соответствуют стратегическому поведению.

5. Аксиома сбалансированности: для каждого уровня турбулентнос­ти среды можно подобрать комбинацию (вектор) элементов, оптими­зирующих успех компании.

Каждая из гипотез, принимаемая, как правило, на основе опы­та, интуиции и имеющейся предварительной информации, в боль­шинстве случаев может быть выражением изначальной ориентиро­ванности исследований на достижение определенных целей. Это позволяет концентрировать усилия исследователей на наиболее перспективном и результативном направлении и в определенной мере снижать расход ресурсов на проведение исследовательских работ.

Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем, что они принимаются на основе анализа имеющейся достовер­ной информации и соответствия определенным критериям научности.

В общем виде гипотезу можно рассматривать:

• как часть научной теории;

• как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки.

Первая группа гипотез является частью фундаментальных ис­следований, а вторая — прикладных.

По иерархической значимости гипотеза может быть генеральной; при необходимости ее структурируют на вспомогательные гипотезы других уровней. Генеральная гипотеза связывается, как правило, с главным вопросом исследования, его целевой установкой, а вспо­могательные относятся к нижележащим по своему уровню задачам.

По широте использования гипотезы могут быть универсальными и частными. Первые распространяются на все без исключения слу­чаи. При подтверждении они могут перерасти в теории и оказать большое влияние на развитие науки. Их разработка основывается на многих частных гипотезах, которые дают ориентировочные объ­яснения конкретным единичным явлениям. К наиболее часто ис­пользуемым гипотезам такого характера относятся статистические, вероятностные и им подобных.

По степени обоснованности гипотезы могут быть первичными (это своего рода первые варианты, служащие основой для разработ­ки более обоснованных гипотез) и вторичными, которые выдвига­ются при необходимости вместо первичных, что во многом обу­словливается опровержением первичных эмпирическими данными.

В социально-экономических системах объяснение отдельных явлений и фактов на начальных этапах исследований нередко осу­ществляется по-разному, т.е. разрабатывается одновременно не­сколько гипотез, которые называют рабочими гипотезами или вер­сиями.

Понятие «рабочая гипотеза» представляет собой предвари­тельное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследо­вания и служащее лишь первичным условным объяснением иссле­дуемого явления. В дальнейшем, по мере уточнения названных ус­ловных объяснений и получения знаний с помощью рабочих гипо­тез, приходят к принятию конкретной гипотезы.

Гипотезы способствуют минимизации использования ресурсов для достижения поставленных целей исследования. Они позволяют концентрировать усилия исследователей на перспективных направ­лениях познания и изучения систем управления.

При проведении исследований СУ гипотезы могут приниматься по отношению к следующему:

• целевым результатам эффективности СУ и всей социально - экономической системы организации;

• свойствам СУ (сущности и структуры, методологии, функционирования и развития) и их ограничениям;

• отношениям СУ с внешней средой;

• отношениям во внутренней среде СУ;

• отношениям СУ с производственной системой социально - экономической системы организации;

• элементам и построению подсистем и СУ в целом;

• составу фак蝎ᐣ鈌冡夺僀潼⑄짒臫퀡逋̪ྗ⑱懂۠лиянию на результаты функционирования СУ;

• вариантам проведения экспериментов и совершенствования СУ.
Это далеко не полный перечень возможных гипотез, принимае­мых при исследовании систем управления.

При исследовании СУ к принимаемым гипотезам предъявляют­ся требования, основные из которых приведены ниже.

1. Целенаправленность, обеспечивающая объяснение всех фак­тов, характеризующих решаемую проблему.

2. Релевантность (англ. relevant — относящийся к делу, умест­ный), т.е. опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы как в науке, так и в практике. Если гипотеза не ис­пользует факты, то ее называют иррелевантной.

3. Прогностичность, обеспечивающая прогнозирование резуль­татов исследования.

4. Проверяемость, позволяющая принципиальную возможность проверки гипотезы эмпирическим путем на основе наблюдений или экспериментов. Это должно обеспечить или ее опровержение (фальсифицируемость) и подтверждение (верифицируемость). Од­нако нельзя утверждать, что все гипотезы проверяемы. Существуют: во-первых, гипотезы, которые, невозможно проверить в настоящий период времени из-за несовершенства технических средств, не от­крытых еще до сих пор законов и закономерностей и т.п.; во-вторых, гипотезы принципиально непроверяемые на основе фактов; в-третьих, универсальные математические гипотезы, относящиеся к абстрактным объектам исследования и не допускающие эмпириче­ского подтверждения.

5. Непротиворечивость, достигаемая логической согласованно­стью всех структурных компонентов гипотезы.

6. Совместимость, обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научными теоретическими и практиче­скими знаниями. В случае наличия несовместимости и противоре­чий выдвинутой гипотезы с имеющимися знаниями необходимо проверить законы и факты, на которые опирается рассматриваемая гипотеза и прежнее знание.

7. Потенциальность, включающая возможности использования гипотезы по количеству и качеству дедуктивных выводов и следст­вий, их силе и влиянию на развитие системного управления.

8. Простота, основывающаяся на системности и меньшем числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а также на достаточно большем числе объясняе­мых ею фактов. При этом гипотеза одновременно может носить более общий характер. Простота гипотезы, конечно, не может ис­ключать использование для ее подтверждения сложного математи­ческого аппарата.

Соответствие всем приведенным выше требованиям отличает принятую научную гипотезу от обычной догадки. При этом возни­кает много вопросов, связанных с подтверждением или опроверже­нием гипотез. Однако, важнейшим критерием того или другого, т.е. истинности гипотезы, является все-таки ее эмпирическая прове­ряемость. Именно здесь проявляются трудности проверки.

9. Научность, основанная на отношениях науки и техники.

Формирование гипотез — один из трудных и мало формализуе­мых процессов исследования. Тем не менее, весь процесс формиро­вания и развития гипотез в контексте всего исследования в боль­шинстве случаев можно подразделить на несколько стадий:

подготовительная — сбор информации и выявление проблемы; определение конкретного объекта и предмета исследования; постановка целей и задач исследования; накопление и предвари­тельный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);

формирующая — анализ имеющейся информации и определе­ние причин возникновения проблемы, ее содержания и характери­стик; выявление влияющих на проблему факторов и их связей; вы явление следствий из сформулированных предположений и опреде­ление на их основе возможных результатов; сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности, сделанных на основе гипотети­ческих предположений; определение условий, путей и методов ре­шения задач; формулирование исходных гипотез;

экспериментальная — работы, предусмотренные методикой исследования, в том числе: планирование, организацию и проведе­ние экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов; проверку правильности и достоверности полученных предполагае­мых результатов на практике и уточнение гипотез на основе резуль­татов проверки.

В случае несоответствия гипотез фактическим результатам их следует пересмотреть и в необходимой мере скорректировать.

Результаты использования различных методов при формировании гипотез во многом зависят не только от имеющейся информации, но и от уровня общих знаний, глубины проникновения исследователя в изучаемую проблему, опыта и интуиции. Если гипотеза не выдержала ряд проверок, то она опровергается или вовсе отвергается.

Следует отметить, что менеджерам, осуществляющим управление, в вопросах исследования в большинстве случаев следует руководство­ваться рядом аксиом и учитывать несколько гипотез:

1) Ни одна СУ не является совершенной, так как всегда имеет проблемы и недостатки, которые можно разрешить и ликви­дировать, повышая тем самым эффективность функциониро­вания системы.

2) Менеджеры СУ не всегда уверены, что им требуется помощь исследователей по управлению, поскольку часто не осознают проблемы и недостатки системы и их причины.

3) Большинство менеджеров СУ имеют побуждения разрешать проблемы, а также устранять недостатки в управлении и их причины, но нуждаются при этом в помощи консультантов.

4) Консультант может провести достаточно объективный анализ СУ в краткосрочный период только с участием персонала исследуемой системы.

5) Исследователь-консультант должен передать навыки анализа и выявления проблем и поиска путей их разрешения менедже­рам СУ, чтобы в дальнейшем они были способны самостоятельно совершенствовать управление.

6) Большинство СУ могут быть более эффективными, если управленческий персонал самостоятельно научится проводить самооценку системы, рационально использовать сильные сто­роны управления, разрешать проблемы и устранять причины их возникновения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.