Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конструкция и принцип работы синхронных машин




 

Статор синхронных машин имеет такое же устройство, как и статор асинхронной машины (Рис. 1.1) Трехфазную обмотку, размещенную в пазах сердечника статора, выполняют с таким же числом полюсов, как и ротор. В синхронных машинах обмотку статора принято называть обмоткой якоря, а сердечник статора вместе с обмоткой – якорем.

 

Однако статор синхронных машин имеет и некоторые конструктивные особенности, обусловленные необходимостью его интенсивного охлаждения, так как в крупных синхронных машинах мощность потерь энергии, преобразующейся в тепловую, очень велика. Так, например, в турбогенераторе ТЭВ-800-2, номинальная мощность которого составляет 800 мВт при КПД ном = 98,86%, мощность потерь в номинальном режиме составляет 9,12 мВт, из них 7,16 мВт – мощность потерь в якоре. Поэтому в таких крупных машинах в системах охлаждения в качестве хладагентов используют водород, трансформаторное масло и дистиллированную воду. Так, в турбогенераторе ТЭВ-800-2 применяют полное водяное охлаждение (статор и ротор охлаждаются водой). Применяют и комбинированные системы охлаждения: статор охлаждают водой, а ротор – водородом и др. В машинах относительно небольшой мощности используют также и воздушное принудительное охлаждение.

Ротор синхронных машин конструктивно выполняют либо явнополюсным, либо неявнополюсным (Рис. 1.2).

Ротор синхронной машины имеет обмотку возбуждения, питаемую через два контактных кольца и щетки постоянным током от постороннего источника. В качестве источника чаще всего используется генератор постоянного тока относительно небольшой мощности (0,3...3,0 % от мощности синхронной машины), который называется возбудителем и обычно устанавливается на одном валу с синхронной машиной. Назначение обмотки возбуждения – создание в машине первичного магнитного поля. Ротор вместе со своей обмоткой возбуждения называется также индуктором. При изготовлении синхронных машин принимаются меры к тому, чтобы распределение индукции поля возбуждения вдоль окружности статора было как можно ближе к синусоидальному.

Если ротор синхронной машины (см. рис. 1.1) привести во вращение с некоторой частотой вращения и возбудить его, то поток возбуждения будет пересекать проводники обмотки статора и в фазах последней будут индуцироваться ЭДС с частотой

 

.

 

ЭДС, индуцируемые в обмотках статора, составляют симметричную трехфазную систему ЭДС, и при подключении к обмотке статора симметричной нагрузки эта обмотка нагрузится симметричной системой токов. Машина при этом будет работать в режиме генератора.

При нагрузке обмотка статора создает вращающееся магнитное поле, такое же по характеру, как и поле, создаваемое обмоткой статора

асинхронной машины. Это поле статора вращается в направлении ротора с частотой вращения

,

то есть поля статора и ротора вращаются с одинаковой частотой и образуют, таким образом, общее вращающееся поле, как и в асинхронной машине. Поле статора (якоря) оказывает воздействие на поле ротора (индуктора) и называется поэтому также полем реакции якоря.

Сердечники полюсов явнополюсных машин (рис. 1.3) набираются обычно из листов конструкционной стали толщиной 1 2 мм и стягиваются с помощью шпилек.

 

В средних и крупных машинах полюсы крепятся к выступам вала, к втулке вала или ободу крестовины с помощью Т – образных хвостов. В малых машинах полюсы крепятся также с помощью болтов. Обмотка возбуждения крупных машин наматывается из голой полосовой меди на ребро, и проводники обмотки изолируются друг от друга изоляционными прокладками.

В полюсных наконечниках синхронных двигателей в соответствующих пазах помещаются стержни пусковой обмотки, выполненные из материала с повышенным удельным сопротивлением (латунь и др.), они привариваются по торцам к короткозамыкающим сегментам, а последние соединяются в общие короткозамыкающие кольца. Такая обмотка напоминает «беличью клетку» короткозамкнутого асинхронного двигателя и служит для асинхронного пуска синхронного двигателя. Такие же по конструкции обмотки, но из медных стержней, нередко используются в синхронных генераторах и называются в этом случае успокоителъными, или демпферными, обмотками. В последнее время полюсы синхронных двигателей часто делают массивными, из стальных поковок, и в этом случае роль пусковой обмотки выполняют сами массивные полюсы. Торцы наконечников соседних полюсов при этом соединяются проводниками в виде планок.

Синхронные генераторы, сочленяемые с гидравлическими турбинами, работающими на гидроэлектростанциях, называются гидрогенераторами. Они имеют явнополюсную конструкцию и при мощностях до нескольких тысяч киловатт чаще всего выполняются с горизонтальным валом. В последние годы все большее применение находят так называемые капсульные гидрогенераторы (рис. 4.3), также имеющие горизонтальный вал.

 

 

Такие генераторы заключаются в водонепроницаемую оболочку, или капсулу, с внешней стороны ее обтекает поток воды, проходящий через турбину. Такая конструкция применяется для низконапорных гидростанций, она позволяет отказаться от машинного зала и достичь большей компактности станции, что приводит к ее удешевлению. Капсульные гидрогенераторы изготовляются на мощности до нескольких десятков тысяч киловатт.

Вертикальные гидрогенераторы (рис. 1.5) имеют вертикальные валы и соединяются непосредственно с гидравлическими турбинами.

Гидравлические турбины в зависимости от напора воды и мощностей имеют относительно малую частоту вращения ( = 60 500 об/мин). Частота тем меньше, чем меньше напор воды и чем больше мощность турбины. Поэтому гидрогенераторы являются тихоходными машинами и имеют большие размеры и массу, а также большое количество полюсов.

Весьма ответственной частью вертикального гидрогенератора является упорный подшипник (подпятник), который воспринимает массу вращающихся частей генератора и турбины, а также давление воды на лопасти турбины. Поэтому на подпятник действуют огромные усилия. Особенно трудны условия работы подпятника при пуске и тем более остановке агрегата, так как при малой частоте вращения масляный клин (пленка) между скользящими поверхностями подпятника не образуется и генератор с турбиной не «всплывают». Вследствие большой инерции гидроагрегата время его выбега (остановки) при закрытии воды и отключении от сети велико. Для уменьшения продолжительности вращения агрегата с низкой частотой вращения при его остановке применяются тормоза. Кроме подпятников гидрогенераторы имеют также направляющие подшипники, которые воспринимают радиальные усилия.

На одном валу с гидрогенератором, в верхней его части (см. рис. 1.5), в большинстве случаев устанавливаются также вспомогательные машины: возбудитель генератора (иногда с подвозбудителем) и регуляторный генератор, который представляет собой небольшой синхронный генератор с полюсами в виде постоянных магнитов и предназначен для питания двигателей масляного автоматического регулятора турбины. Подвозбудитель представляет собой небольшой генератор постоянного тока, который служит для возбуждения основного возбудителя, питающего постоянным током обмотку возбуждения гидрогенератора. В крупных машинах возбудитель нередко заменяют вспомогательным синхронным генератором, который служит как для возбуждения (вместе с выпрямителями или возбудительными агрегатами, состоящими из двигателя переменного и генератора постоянного тока), так и для питания различных двигателей, обслуживающих гидроагрегат, состоящий из турбины и гидрогенератора.

По своей конструкции вертикальные гидрогенераторы подразделяются на подвесные и зонтичные (рис. 1.6).

 

В первом случае подпятник расположен в верхней части агрегата, на верхней крестовине, и весь агрегат «подвешен» к этой крестовине и к подпятнику. Во втором случае подпятник находится на нижней крестовине генератора или на крышке турбины, и генератор в виде «зонта» расположен над подпятником. При зонтичной конструкции иногда удается снизить высоту агрегата и машинного зала за счет облегчения верхней крестовины и этим уменьшить также вес агрегата и расход материалов.

При аварийном отключении гидрогенератора от сети его час-тота вращения сильно возрастает, так как быстрое прекращение дос-тупа большой массы воды в турбину невозможно, а подача энергии в сеть прекращается. Достигаемая при этом максимальная, так называе-мая угонная, скорость может в два и более раза превысить номиналь-ную, поэтому механическая прочность машины рассчитывается эту частоту вращения.

С вертикальным валом изготовляются также мощные синхронные двигатели для привода больших гидравлических насосов.

Неявнополюсные синхронные машины имеют цилиндриче-ский ротор, выполняемый обычно из массивной стальной поковки (рис. 1.2, а). В роторе фрезеруются пазы для укладки обмотки возбуждения. Эти машины выпускаются с числом полюсов 2 = 2 и 2 = 4 и поэтому имеют большие частоты вращения (при =50 Гц 3000 и 1500

об / мин соответственно). Изготовление крупных машин с такими частотами вращения при явнополюсной конструкции по условиям механической прочности ротора и крепления его полюсов и обмотки возбуждения невозможно.

Типичными представителями неявнополюсных машин являются турбогенераторы (рис. 1.7), то есть синхронные генераторы, предназначенные для непосредственного соединения с работающими на тепловых электростанциях паровыми турбинами.

Роторы турбогенераторов большой мощности (рис. 1.2) изготовляются из цельных поковок высококачественной хромоникелевой или

хромоникельмолибденовой стали.

Предельный диаметр активной части ротора по условиям механической прочности не может превышать 1,10...1,25 м. Поэтому роторы мощных машин приходится делать длинными. В то же время увеличение длины ротора ограничено пределом увеличения гибкости и прогиба ротора и пределом связанного с этим увеличения его вибрации. Наибольшая возможная активная длина ротора составляет ~ 8,5 м.

Таким образом, предельные размеры турбогенераторов ограничены возможностями современной металлургии. Поэтому увеличение предельных мощностей турбогенераторов связано с увеличением электромагнитных нагрузок (линейные нагрузки и плотности тока обмоток) и интенсификацией способов охлаждения.

Обмотка ротора турбогенератора выполняется в виде концентрических катушек и закрепляется в пазах (рис. 1.8) немагнитными металлическими клиньями (дюралюминий и т. п.), которые обладают требующейся механической прочностью и воспринимают весьма большие центробежные силы обмотки возбуждения.

Обмотки ротора имеют миканитовую или другую изоляцию класса В или F. Лобные части обмотки ротора закрываются прочным кольцеобразным стальным бандажом (рис. 1.2, а), рассчитанным на действие центробежных сил лобовых частей обмотки и самого бандажа.

Габаритные ограничения роторов, обусловленные высокой частотой их вращения, предопределяют высокую интенсивность электромагнитных и тепловых процессов во всех активных элементах турбогенератора. В связи с этим становится серьезной проблема охлаждения турбогенератора, особенно по мере увеличения единичной мощности.

Повышение эффективности охлаждения основных активных элементов современных турбогенераторов достигается, как правило, посредством разнообразных схем непосредственного охлаждения. В качестве хладагента используются воздух (на мощности до 150 мВт), водород и дистиллированная вода (на мощности до 1200 мвт).

Непосредственное охлаждение хладагентом основных активных элементов турбогенератора (обмотки статора и ротора, сердечник статора) организуется по замкнутому циклу посредством специальной системы охлаждающих каналов и внешних охладителей. Циркуляция хладагента по охлаждающим трактам происходит под действием напора, создаваемого специальными нагнетательными элементами (вентиляторами, компрессорами и т. п.). Заметим, что использование водорода в качестве хладагента требует принятия специальных мер по герметизации всего тракта охлаждения, чтобы гарантировать взрывобезопасность турбогенератора при эксплуатации. Поэтому в новых сериях отечественных турбогенераторов – ТЗФ и ТЗВ – в качестве хладагента все чаще используются воздух и дистиллированная вода.

Чтобы составить представление о габаритных размерах мощных турбогенераторов, приведем лишь некоторые из них для турбогенератора ТЭ-В-800-2: диаметр сердечника статора внутренний – 1,2 м, наружный – 1,4 м; наружный диаметр корпуса статора – 4,28 м; наружный диаметр ротора – около 1,2 м; длина сердечника ротора – 7,1 м, полная длина ротора – 14,29 м.

Явнополюсный ротор применяют в гидрогенераторах, синхронных двигателях и компенсаторах, в которых частота вращения, как правило, не превышает 1000 об/мин. Внешний вид роторов таких машин показан на рис. 1.2, в. Сердечники полюсов изготовляют из листовой электротехнической стали. Число полюсов, на которых размещают обмотку возбуждения, может быть достаточно большим, особенно в гидрогенераторах. Это связано с тем, что гидравлические турбины – тихоходные машины, и чтобы получить промышленную частоту напряжения 50 Гц при малой частоте вращения , необходимо иметь большое число пар полюсов . Так, например, гидрогенераторы, установленные на Саяно-Шушенской ГЭС, имеют частоту вращения n = 142,8 об / мин и число пар полюсов = 21. По этой причине наружный диаметр ротора мощных гидрогенераторов может достигать 16 м при длине 1,75 м. С целью снижения механической нагрузки на вал в мощных гидрогенераторах вал ротора располагают вертикально. Внешний вид гидрогенератора с таким конструктивным исполнением показан на рис. 1.5.

Синхронные двигатели изготовляют, как правило, с горизонтальным расположением вала. При частоте вращения 3000 об/мин они имеют ротор с неявно выраженными полюсами, а при частоте вращения от 100 до 1000 об/мин – с явно выраженными полюсами.

В машинах небольшой мощности такое исполнение ротора иногда применяют и при частотах вращения 1500 об/мин. В явнополюсных двигателях в полюсные наконечники укладывают короткозамкнутую обмотку, называемую пусковой, аналогичную короткозамкнутой обмотке ротора в асинхронных машинах (рис. 1.9).

Она предназначена для осуществления асинхронного пуска синхронных двигателей и повышения устойчивости работы двигателя.

Синхронные компенсаторы выполняют только в явнополюсном исполнении с горизонтальным расположением вала.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.