Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие при назначении и проведении экспертиз




Порядок организации экспертно-криминалистической деятельности по применению экспертно-криминалистических средств и методов в оперативно-розыскной деятельности

1. Основными видами участия сотрудников ЭКП в оперативно-
розыскной деятельности органов внутренних дел являются:

1.1. Участие в проведении исследований предметов (веществ) и документов в целях выявления преступлений.

1.2. Оказание помощи в установлении (отождествлении) личности неопознанных трупов. Изготовление субъективных портретов.

1.3. Изготовление розыскных таблиц, содержащих криминалистически значимую информацию о лицах, предметах, орудиях преступлений.

1.4. Использование в пределах компетенции экспертно- криминалистических учетов в порядке, установленном МВД России.

1.5. Участие в обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

1.6. Применение фотосъемки, видео- и аудиозаписи, иных экспертно-криминалистических средств при проведении ОРМ.

1.7. Оказание помощи в отборе образцов для сравнительного исследования.

Предварительные исследования проводятся, как правило, в срок до 5 суток, в исключительных случаях по мотивированному рапорту сотрудника ЭКП до 10 суток либо в течение времени, необходимого для воспроизведения применяемой экспертной методики.

Сотрудник ЭКП при проведении предварительного исследования применяет только те методы, которые не вызывают изменения вида и свойств объектов исследования и не исключают возможности, в случае необходимости, последующего производства судебной экспертизы.

Если проведение предварительного исследования невозможно без изменения свойств объекта, оно выполняется только после письменного согласования с инициатором исследования.

1. Согласно УПК РФ:

Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы.

1. Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство

Статья 197. Присутствие следователя при производстве судебной экспертизы

1. Следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий.

Статья 199. Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы

1. При производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства.

2. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

3. Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, представленные для ее производства, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.

4. Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, то следователь вручает постановление и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

5. Эксперт вправе возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства.

Статья 205. Допрос эксперта

1. Следователь вправе по собственной инициативе либо по ходатайству лиц, указанных в части первой статьи 206 настоящего Кодекса, допросить эксперта для разъяснения данного им заключения. Допрос эксперта до представления им заключения не допускается.

2. Эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, ставших ему известными в связи с производством судебной экспертизы, если они не относятся к предмету данной судебной экспертизы.

2. Согласно приказа МВД РФ от 29 июня 2005 г. N 511
"Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации":

1. Экспертизы в ЭКП производятся, как правило, в срок, не превышающий пятнадцати суток, в порядке очередности поступления материалов.

Более длительный срок производства экспертизы устанавливается руководителем в случаях, когда требуется исследование значительного объема материалов, применение продолжительных по времени методик исследования, а также при наличии в производстве у эксперта значительного количества экспертиз, о чем информируется орган или лицо, назначившее экспертизу.

Очередность производства экспертиз может быть изменена руководителем по мотивированному обращению органа или лица, назначившего экспертизу, в целях соблюдения процессуальных сроков, исследования скоропортящихся объектов, в иных случаях, требующих немедленного производства экспертизы.

2. При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», иными законодательными актами Российской Федерации, руководитель возвращает материалы экспертизы назначившему ее лицу или органу без исполнения с указанием причин возврата в сопроводительном письме.

3. При наличии объективных оснований, указывающих на невозможность выполнения экспертизы в установленный срок, руководитель на основании мотивированного рапорта эксперта, поданного не менее чем за три дня до его истечения, устанавливает новый срок производства экспертизы и направляет лицу (органу), назначившему экспертизу, письменное уведомление о продлении срока ее производства с указанием причин.

3. Несоответствие представленных объектов их перечню в постановлении фиксируется в акте вскрытия упаковки либо в рапорте эксперта. На его основании руководитель приостанавливает производство экспертизы и письменно информирует лицо (орган), назначившее экспертизу, о невозможности ее производства.

4. После устранения лицом (органом), назначившим экспертизу, причин, препятствующих производству экспертизы, оно может быть возобновлено, при этом срок производства экспертизы продлевается на количество дней, затраченных на устранение данных причин.

В случае отказа либо невозможности устранения причин, препятствующих производству экспертизы, а также отсутствия ответа лица (органа), назначившего экспертизу, в течение тридцати суток со дня направления мотивированного сообщения, материалы экспертизы возвращаются без исполнения с указанием причин невозможности ее проведения.

5. В случаях недостаточности представленных эксперту материалов для решения поставленных вопросов и (или) отсутствия в постановлении разрешения на применение при проведении экспертизы разрушающих методов (при наличии такой необходимости) эксперт составляет ходатайство, которое в установленном порядке направляется лицу (органу), назначившему экспертизу.

Производство экспертизы до получения необходимых и достаточных материалов (разрешения) приостанавливается, но не более чем на двадцать суток.

6. В случае получения отрицательного ответа или его отсутствия эксперт проводит экспертизу по имеющимся объектам с применением неразрушающих методов или возвращает их в установленном порядке с указанием причин невозможности проведения экспертизы или решения отдельных вопросов в полном объеме.

7. В случаях болезни, командировки эксперта, имеющего в производстве экспертизу, руководитель продлевает срок ее производства данным экспертом либо поручает производство судебной экспертизы другому эксперту, по согласованию с лицом (органом), назначившим экспертизу.

8. Заключение эксперта и объекты вместе с сопроводительным письмом, подписанным руководителем, выдаются под расписку лицу (органу), назначившему экспертизу, или на основании выданной доверенности (письменного поручения) иному сотруднику, либо направляются в установленном порядке средствами почтовой связи.

Расписка о получении заключения эксперта и объектов выполняется получателем на копии сопроводительного письма и должна содержать сведения о соответствии полученных материалов перечню, указанному в сопроводительном письме, должность, фамилию, имя и отчество получателя, наименование, серию и номер документа, удостоверяющего его личность, дату получения и подпись.

9. После выполнения экспертизы, материалы которой не могут быть направлены почтовой связью, руководитель в установленном порядке информирует об этом лицо (орган), назначившее экспертизу.

Транспортировка объектов, которые не могут быть направлены средствами почтовой связи, обеспечивается лицом (органом), назначившим экспертизу.

О материалах выполненной экспертизы, не востребованной лицом (органом), назначившим экспертизу, в течение десяти дней с момента получения им соответствующей информации, руководитель письменно извещает руководителя органа, сотрудник которого ее назначил.

10. Объекты, поступившие на экспертизу, хранятся в условиях, исключающих их хищение, утрату, порчу или видоизменение в опечатываемых сейфах, металлических шкафах сотрудников ЭКП, которым поручено их исследование. Хранение крупногабаритных объектов организуется руководителем. При отсутствии у руководителя возможности обеспечить должные условия хранения крупногабаритных объектов, организация их хранения возлагается на лицо (орган), назначившее экспертизу.

11. Объекты экспертизы, в том числе вещественные доказательства, после ее производства могут быть оставлены лицом (органом), назначившим экспертизу, на хранение в ЭКП в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.

Оставленные на хранение в ЭКП объекты экспертизы незамедлительно предоставляются по письменному требованию лица (органа), назначившего экспертизу.

§ 5. Организация контроля за состоянием взаимодействия и оценка его результатов

1. Контроль за организацией и состоянием взаимодействия, своевременная оценка его результатов, принятие мер по устранению выявленных недостатков, а также оказание практической и методической помощи подчиненным сотрудникам при осуществлении ими полномочий по раскрытию и расследованию преступлений возлагается на начальника органа внутренних дел, его заместителей (начальника криминальной милиции, начальника милиции общественной безопасности, по экономической безопасности), руководителя следственного подразделения, начальника штаба, а также начальника подразделения дознания и начальника экспертно-криминалистического подразделения.

Представление следователю для использования в уголовном процессе результатов оперативно-розыскных мероприятий, проведенных подразделением криминальной милиции в соответствии с его поручениями или самостоятельно, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», а также межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами.

О выполнении плановых мероприятий и результатах работы следователь, дознаватель и сотрудники иных подразделений докладывают соответствующим руководителям.

2. В ходе осуществления мероприятий по организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел при расследовании и раскрытии преступлений:

Начальник органа внутренних дел:

1. Контролирует незамедлительное реагирование дежурной части на сообщения о преступлениях, своевременное и качественное проведение неотложных следственных действий (в пределах своей компетенции) и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступлений в возможно короткие сроки;

2. Осуществляет постоянный контроль за своевременностью выездов дежурных СОГ на места происшествий, полнотой их состава и оснащением материально-техническими средствами и расходными материалами для обнаружения, фиксации, изъятия следов преступления и вещественных доказательств;

3. Лично выезжает или направляет своего заместителя на место происшествия при совершении особо тяжкого, тяжкого или иного преступления в зависимости от его характера и конкретных обстоятельств;

4. При возвращении дежурной СОГ изучает собранные материалы, дает указания (без вмешательства в процессуальную деятельность следователя) по организации раскрытия преступления, а также утверждает согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При необходимости обеспечивает выделение дополнительных сил и средств.

5. С целью контроля за состоянием и ходом работы по нераскрытым преступлениям заслушивает (по расследуемым делам - регулярно, по приостановленным - ежеквартально) отчеты руководителей и сотрудников подразделений, привлеченных к раскрытию преступлений (по линии следствия - по вопросам, не связанным с процессуальной деятельностью). Дает оценку выявленным недостаткам, намечает и принимает меры по их устранению.

  1. Ежеквартально подводит итоги и оценивает результаты взаимодействия.

Начальник криминальной милиции, начальник милиции общественной безопасности, заместитель начальника по экономической безопасности в пределах своей компетенции (терминология приказа МВД России № 280 от 26.03.2008 года) – заместитель начальника полиции по оперативной работе, заместитель начальника полиции по охране общественного порядка:

1. Организует работу по раскрытию преступлений путем контроля за:

- осуществлением оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, в том числе, находящихся в изоляторах временного содержания, и своевременным направлением в дальнейшем заданий в отношении них в следственные изоляторы и исправительные учреждения;

- обеспечением незамедлительного направления в экспертно-криминалистические подразделения очевидцев преступления для составления описания внешности по методу словесного портрета лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также дактилоскопических карт, фотографий лиц, проверяемых на причастность к совершению преступлений, оттисков подошв их обуви, изъятых у них орудий, инструментов и иных предметов для проверки;

- использованием в раскрытии преступлений оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, а также источников оперативной информации.

2. Обеспечивает качественное проведение ежедневных инструктажей личного состава, доведение информации о совершенных преступлениях и лицах, находящихся в розыске.

3. Контролирует своевременность и качество выполнения подчиненными сотрудниками поручений следователя, дознавателя.

Начальник штаба:

1. В ходе осуществления контроля по отслежению за оперативной обстановкой анализирует практику взаимодействия подразделений органа внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений, определяет степень эффективности комплексного управления используемыми при этом силами и средствами. О результатах такого анализа своевременно докладывает начальнику органа внутренних дел с предложениями об устранении выявленных недостатков.

2. Осуществляет ежедневный контроль за работой дежурной части по организации раскрытия совершенных за сутки преступлений.

3. Обеспечивает непосредственный контроль за полнотой состава и своевременностью выезда дежурной СОГ на место происшествия при совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

4. Принимает меры к повышению результативности системы использования информации, поступающей от дежурных СОГ, и вырабатывает меры по улучшению организации работы дежурной части по раскрытию преступлений.

Руководитель следственного подразделения (терминология приказа МВД России № 280 от 26.03.2008 года) – руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания в пределах своей компетенции:

1. Совместно с руководителями оперативных подразделений и экспертно-криминалистических подразделений в пределах своей компетенции ежемесячно заслушивает следователей, дознавателей, сотрудников оперативных подразделений и экспертно-криминалистических подразделений (при необходимости - сотрудников других подразделений) о результатах работы по раскрытию и расследованию конкретных преступлений, отнесенных к компетенции, соответственно, следователей, дознавателей. Оказывает практическую помощь в организации проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

2. Контролирует своевременное направление на экспертное исследование изъятых с места происшествия следов и иных предметов, а также организацию их хранения и эффективное использование в раскрытии преступлений.

3. Осуществляет контроль за своевременностью выполнения следователем, дознавателем плановых мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений, используя при этом предоставленные ему процессуальные полномочия.

4. Ежемесячно проверяет обоснованность приостановления производства по уголовным делам вследствие не установления места нахождения подозреваемого (обвиняемого) или из-за его болезни. Дает оценку фактам несвоевременного объявления скрывшихся лиц в розыск и необоснованного приостановления расследования.

5. Совместно с руководителем экспертно-криминалистического подразделения анализирует практику использования изъятых с места происшествия следов, иных предметов; разрабатывает меры, направленные на повышение эффективности этой работы, о результатах информирует начальника органа внутренних дел.

Начальник экспертно-криминалистического подразделения организует дежурство подчиненных сотрудников, контролирует эффективность их работы при осмотре мест происшествий, сроки, качество и полноту исследования изъятых следов и иных предметов, их проверку по экспертно-криминалистическим учетам.

Руководитель следственного подразделения, начальник подразделения дознания, руководители оперативных подразделений и милиции общественной безопасности ежеквартально анализируют результаты расследования, причины прекращения и приостановления производства по уголовным делам, совместно определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы и оперативно-розыскной деятельности.

Глава 19. Противодействие расследованию и пути его преодоления

На современном этапе развития российского общества, в условиях построения основ правового государства и реализа­ции судебной реформы проблема борьбы с преступностью ста­новится все более актуальной.

Анализ социально-экономического развития Российской Федерации в текущем десятилетии показывает, что глубокое переустройство общества и государства сопровождается рядом негативных процессов и, в том числе резким обострением криминогенной обстановки в стране. Из года в год происходит рост преступности и повышение ее организованности, агрессивности, вооруженности и оснащенности.

По данным ГИАЦ МВД РФ и ИЦ УМВД РФ по Орловской области:

  Всего преступлений
Года                    
Россия                    
Орл. область                    
г.Орёл                    

Одна из причин качественного и количест­венного ухудшения показателей деятельности правоохрани­тельных органов - недостаточно эффективное преодоление противодействия расследованию. Успешным противодействием органам право­порядка можно объяснить и высокий уровень латентной пре­ступности в стране.

Задачи по преодолению негативных явлений, часто встречающихся в нашем обществе, постоянно находятся в центре внимания наших правоохранительных органов и, прежде всего МВД России.

 

§ 1. Способ преступления. Сокрытие преступления. Противодействие раскрытию и расследованию преступлений - понятие, содержание, субъекты и виды

Проблема противодействия расследованию приобрела в по­следнее время особенную актуальность и остроту. Это вызвано размахом организованной преступной деятельности, тесно свя­занной с коррумпированностью работников властных структур и правоохранительных органов.

Раньше под противодейст­вием расследованию понимали преимущественно различные формы и способы сокрытия преступлений.

Если говорить о способе преступления — то это детерминированная личностью субъекта, предметом посягательства и обстоятель­ствами система действий субъекта, направленная па достиже­ние преступной цели. В этой системе действий могут быть выде­лены действия по подготовке, непосредственно совершению и сокрытию следов преступления.

Под способом преступления в криминалистике понимают систему объединенных единым замыслом действий преступника (и связанных с ним лиц) по подготовке, совершению и сокрытию преступления, детерминированных объективными и субъективными факторами и сопряженных с использованием соответствующих орудий и средств (Г.Г. Зуйков).

Способы преступления делят на полноструктурные и неполноструктурные. Полноструктурный способ включает действия, относящиеся ко всем трем его элементам: подготовке, непосредственному совершению преступления и его сокрытию. При неполноструктурном способе один, а то и два из этих элементов (подготовка к совершению преступления либо сокрытие) могут отсутствовать.

Под сокрытием преступления понимается деятельность (эле­мент преступной деятельности), направленная на воспрепятство­вание расследованию путем утаивания, уничтожения, маскиров­ки или фальсификации следов преступления и преступника и (или) их носителей. Деятельность в данном случае охватывает не только активную форму человеческого поведения, действия, но и пассивную — бездействие. Воспрепятствование расследова­нию заключается в недопущении включения соответствующей доказательственной информации в сферу уголовного судопроиз­водства, ее использования в процессе расследования. Под сле­дами понимается всякое — материальное и идеальное — отраже­ние события преступления и любого из его элементов (вещи, люди, действия, процессы).

Способы сокрытия преступлений можно разделить па группы:

6) утаивание информации и (или) ее носителей;

7) уничтожение информации и (или) ее носителей;

8) маскировка информации и (или) ее носителей;

9) фальсификация информации и (или) ее носителей;

10)смешанные способы - представлены в следственной практике различными инсценировками.

Раскроем содержание каждой из названных групп.

Утаивание информации и (или) ее носителей. В буквальном смысле слова означает оставление следователя в неведении от­носительно тех или иных обстоятельств расследуемого дела или источников требуемой для установления истины информации; может быть осуществлено в пассивной и в активной формах. К пассивной форме утаивания относятся умолчание, недоне­сение, несообщение запрашиваемых сведений, отказ от дачи по­казаний, невыполнение требуемых действий. К активной — со­крытие предмета посягательства, вещественных доказательств, иных объектов—источников информации; уклонение от явки в орган расследования.

Уничтожение информации и (или) ее носителей. Эти спосо­бы сокрытия преступления можно подразделить в зависимости от того, на что они направлены: уничтожение следов преступле­ния и уничтожение следов преступника.

Уничтожение может быть полным и частичным. Частичное уничтожение граничит с фальсификацией, иногда переплетается с ней.

Маскировка информации и (или) ее носителей преследует цели изменения представления о способе совершении преступ­ления, личности виновного, назначении объектов и их круге.

К маскировке могут быть отнесены: перемещение объектов (например, из того места, где они должны быть в соответствии с предписанными правилами, в другое место, как это бывает при нарушении правил хранения и движения документов); из­менение внешнего вида субъекта преступления (парик, грим, смена одежды, изменение волосяного покрова, фальшивые ко­ронки, искусственное создание или изменение особых примет и т. п.); создание видимости использования объекта не по дей­ствительному назначению; сокрытие параллельно совершаемы­ми действиями (например, звуков от действия орудий взлома — шумом проходящего поезда).

Фальсификация (подделка) информации или ее носителей.

Способами сокрытия преступлений путем фальсификации служат:

- заведомо ложное показание;

- заведомо ложные сообщение, заявление, донос;

- создание ложных следов и иных вещественных доказа­тельств;

- полная или частичная подделка документов;

- подмена, дублирование объектов;

- частичное уничтожение объекта с целью изменения его внешнего вида, фальсификации назначения и т. п.

Комбинированным способом фальсификации является лож­ное алиби — создание преступником ложного представления о своем пребывании в интересующий следствие момент в другом месте.

Следственной практике известны два способа создания лож­ного алиби. В первом случае виновный вступает в сговор с со­участниками или лицами, которые впоследствии будут фигури­ровать как свидетели алиби. Они дают ложные показания об алиби виновного. Иногда для придания показаниям достоверно­сти все эти лица действительно проводят вместе какой-то отре­зок времени до или после совершения преступления и затем в показаниях изменяют лишь дату своего совместного пребывания на ту, которая нужна виновному.

Другой, более сложный, способ создания ложного алиби основан на обмане виновным свидетелей относительно даты или времени пребывания совместно с ними. В этом случае свиде­тели, подтверждающие ложное алиби, добросовестно заблу­ждаются.

Смешанные способы сокрытия преступлений представлены в следственной практике различными инсценировками, или, по ста­рой терминологии, различными видами симуляции обстоятельств преступления. Инсценировка преступления представляет собой создание обстановки, не соответствующей фактически проис­шедшему на этом месте событию, что может дополняться согла­суемыми с обстановкой поведением и ложными сообщениями как исполнителей инсценировки, так и связанных с ними лиц.

В основе инсценировки преступления всегда лежит искус­ственное создание материальных следов события. Поведение и сообщение исполнителя инсценировки или связанных с ним лиц, преследующие цель усиления воздействия на следователя мате­риальных следов, являются дополнением к ним, хотя по време­ни могут и предшествовать их обнаружению и восприятию сле­дователем. Таковы те случаи, когда исполнители инсценируют обстановку события и сами сообщают органу расследования об обнаружении ими признаков якобы совершенного преступления (например, заявление о мнимой краже) или о возникшем у них предположении о возможном совершении преступления (напри­мер, заявление об исчезновении человека).

Инсценировка может преследовать следующие цели:

а) создания видимости совершения в определенном месте иного преступления и сокрытия признаков подлинного события;

б) создания видимости происшедшего на данном месте со­бытия, не имеющего криминального характера, для сокрытия совершенного преступления;

в) создания видимости происшедшего преступления для со­крытия фактов аморального поведения, беспечности и иных по­ступков, не имеющих криминального значения;

г) создания ложного представления об отдельных деталях фактически совершенного преступления или об отдельных элементах его состава: инсценирование совершения преступления иным лицом, в другом месте, в иных целях и по иным мотивам, в другое время и т. п.

Инсценировки могут быть классифицированы по разным основаниям:

- по целям: сокрытие преступления; сокрытие некриминаль­ного события;

- по объекту инсценирования: инсценирование преступле­ния; инсценирование некриминального события; инсценирование отдельных деталей совершенного преступления или отдельных элементов его состава; инсценирование инсценировок;

- по времени: инсценировка, совершенная до преступления; осуществляемая во время совершения преступления или некри­минального события; осуществляемая после совершения пре­ступления или некриминального события;

- по субъекту: инсценировка, совершаемая преступни­ком (ами); совершаемая иными лицами;

- по месту: инсценировка па месте преступления; в ином месте;

- по способу легализации: инсценировка, рассчитанная на обнаружение по сообщениям исполнителя или связанных с ним лиц; рассчитанная на обнаружение посторонними лицами;

- по длительности: инсценировка, рассчитанная на то, что подлинное событие не будет обнаружено вообще; рассчитанная на получение выигрыша во времени (для создания ложного али­би, приискания убежища, сокрытия похищенного и т. п.) или иных временных преимуществ перед следствием;

- по содержанию: инсценирование материальных следов со­бытия; инсценирование материальных следов события в соче­тании с соответствующим поведением и сообщением ложных сведений.

Основным фактором, побуждающим преступника принимать меры к сокрытию преступления, служит желание избежать разо­блачения и ответственности за содеянное. Но само это желание может быть обусловлено разными причинами: страхом перед наказанием, иногда стыдом, боязнью позорящей огласки, как бывает при совершении преступлений против близких людей, сексуальных преступлений. В других случаях стремление избе­жать наказания продиктовано желанием продолжать преступ­ную деятельность, что характерно для преступников-рецидиви­стов. Наконец, сокрытие преступления осуществляется и тогда, когда оно входит обязательным элементом в способ совершения преступления, т. е. когда само преступление невозможно совер­шить, не приняв специальных заблаговременных мер к его сокрытию. Такое положение возникает при совершении длящихся хищений.

Сокрытие преступления путем инсценировки может пресле­довать еще одну цель — создание из чувства мести, зависти, ревности и других побужденийложных доказательств виновно­сти лица, никак не связанного с совершением преступления. Это фактически тот же оговор, но оговор с помощью «немых свидетелей» — инсценированной обстановки места события, фальсификации доказательств.

Наконец, если сокрытие преступления осуществляется не са­мим виновным, а по сговору с ним иными лицами, то мотивами действий последних могут быть такие: корысть, когда они ожи­дают за это вознаграждения пли замышляют последую­щий шантаж; чувства любви, жалости к виновному, лож­но понимаемого товарищеского долга, стыда перед оглаской, когда дело касается близкого человека; нежелание огласки из опасений изобличения их самих в совершении иных преступле­ний, позорящих проступков.

Сокрытия преступления со стороны потерпевшего можно ожидать в трех случаях:

1) когда преступление носит позорящий характер, свидетельствующий, например, о таких качествах потерпевшего, как алчность, нечестность, трусость и т. п. Преступление может расцениваться иногда потерпевшим как позорящее его в силу опре­деленных взглядов, распространенных в данной среде. Именно так иногда воспринимается изнасилование, в силу чего потер­певшая нередко предпочитает скрыть совершенное против нее насилие, чтобы сохранить свою репутацию;

4) когда раскрытие преступления угрожает уголовной ответ­ственностью самому потерпевшему. Так может быть при совершении преступником мошенничества («самочинный обыск») против лица, чьи деньги и ценности, изъятые преступником, в свою очередь, нажиты потерпевшим преступным путем — в ре­зультате хищения, взяточничества и т. п.;

5) в целях сведения потерпевшим из числа преступников - рецидивистов личных счетов или охраны групповых интересов лиц этой категории.

В современном учении о способе преступления широко используются
кроме таких понятий, как способ сокрытия преступления, способ уклонения от ответственности, также в последние годы и способ противодействия раскрытию и расследованию преступления.

В Российском законодательстве и, прежде всего, в УПК Российской Фе­дерации, до сих пор отсутствует термин «противодействие раскрытию и рас­следованию».

В криминалистической литературе предпринято немало попыток сконст­руировать понятие противодействия расследованию. Анализ предложенных дефиниций позволяет сделать вывод об отсутствии (что вполне естественно для научной дискуссии) единства взглядов на сущность данной категории.

Серьезных научных исследований в этой области мало: док­торская диссертация В.Н. Карагодина и его монография «Пре­одоление противодействия предварительному расследованию» (Свердловск, 1992), кандидатские диссертации С.Ю. Журавлева (Нижний Новгород, 1992), И.А. Бобракова (Москва, 1996), а также ряд статей этих и других авторов.

В юридической литературе (Р.С. Белкин, В.П. Лавров, А.Ф. Волынский, В.Н. Карагодин, С.Ю. Журавлев, И.А. Бобраков и др.) признано, что сокрытие преступления и противодействие рассле­дованию преследуют одну и ту же конечную цель — воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу и уклониться от юридической ответственности за содеянное. Однако приемы, способы, средства ее достижения могут различаться. Так, если способ сокрытия предполагает воспрепятствование обнаружению самого факта преступления и установлению виновного лица путем утаивания, уничтожения, фальсификации следов преступления, то противодействие расследованию, кроме того, характеризуется активным воздействием преступников на участников уголовного процесса и их связи, использованием преступниками таких приемов, как подкуп, шантаж, насилие и т. п.

Противодействие рас­крытию и расследованию преступлений — понятие наиболее широкое, включающее в себя действия не только лица, совершившего преступление, но и связанных с ним других лиц, в том числе коррумпированных чиновников. Противодействие — несомненно, более общественно опасное явление и по способу действий, и по кругу осуществляющих его субъектов.

По мнению В. Н. Карагодина противодействие предварительному рассле­дованию - это «умышленные действия (или система действий), направлен­ные на воспрепятствование установлению объективной истины по уголовно­му делу, достижению других целей предварительного расследования»[23].

Л. В. Лившиц определяет противодействие предварительному расследо­ванию как «действие (бездействие), система действий (деятельность) или поведение лица (группы лиц), направленные на воспрепятствование или пре­пятствующие установлению объективной истины по уголовному делу, реше­нию других задач предварительного расследования»[24]

Наиболее близка нам последовательная на протяжении последних 10 лет позиция В. П. Лаврова и А. Ф. Волынского, выраженная в следующем опреде­лении: «Противодействие расследованию преступлений в криминалистическом аспекте есть совокупность умышленных противоправных и иных действий преступников, а также связанных с ними лиц, направленных на воспрепятство­вание установлению истины правоохранительными органами в их деятельно­сти по выявлению, раскрытию и расследованию преступных деяний».

С точки зрения Рахматуллина Р.Р. “Противодействие раскрытию и расследованию преступлений в самом общем виде понимается как противоправная и иная умышленная деятельность лиц, заинтересованных в воспрепятствовании установлению объективной истины по уголовному делу, и направленная в целом на уклонение виновных от уголовной ответственно­сти или смягчения наказания” [25]

Таким образом, основной целью противодействия является уклонение ви­новных от уголовной ответственности или смягчение наказания. Более кон­кретные цели (задачи) - сокрытие самого факта преступления; виновности определенных лиц в совершении этого преступления; деталей обстановки, в которых совершилось преступление; добытых преступным путем денег и других ценностей.

Юридическая сущность противодействия расследованию заключается в том, что она существенно затрудняет достижение задач уголовного процесса по уголовному делу. При этом все больше преступлений не раскрывается, а в целом процесс расследования испытывает значительные затруднения.

В криминалистической науке рассматриваются наиболее распространен­ные группыприемов противодействия:

1. Сокрытие преступления;

2. Воздействие (на физических лиц);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.