Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта




Уголовно-правовая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Уголовно-правовая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, криминалистическая характеристика ДТП. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании ДТП

Движения и эксплуатации транспорта

Впервые в российском УК выделена специальная гл. 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта». Данное обсто­ятельство обусловлено не только общностью объекта, но и актуальностью проблем борьбы с этими посягательствами. Юридические основы обеспече­ния безопасности функционирования транспорта содержатся в федеральных законах от 20 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других актах.

Все статьи гл. 27 УК имеют бланкетные диспозиции, что обусловлено не­возможностью описать все признаки объективной стороны транспортных преступлений. Законодатель отсылает к специальным правилам поведения на транспорте, предусмотренным федеральными законами и другими норматив­ными актами. Транспортные преступления обладают специальной, смешан­ной противоправностью.

Правила безопасности движения регламентируют поведение работников железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и иного транс­порта, а также других лиц, что позволяет обеспечить охрану жизни, здо­ровье людей, сохранность транспортных средств, грузов и иных ценностей.

Правила технической эксплуатации обеспечивают безопасность безаварий­ной работы транспортных средств и иных технических систем транспорта.

Существуют специальные правила, которые предусматривают обязанности участников движения в связи с возникшей опасностью, особый порядок полетов в специальных зонах и т. п.

 

К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта законодатель относит:

1. Объектом данного преступления следует считать общественные отно­шения, обеспечивающие безопасность движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Дополнительным объек­том могут быть жизнь, здоровье людей, отношения собственности.

Предмет рассматриваемого преступления — указанные в ч. 1 ст. 263 УК
транспортные средства.

Под железнодорожным транспортным средством следует понимать рель­совый транспорт, находящийся в ведении Министерства путей сообщений РФ, а также подъездные пути промышленных и других предприятий, узко­колейные железные дороги специального назначения, метрополитен. Поло­жения ч. 1 ст. 263 УК не могут применяться к случаям нарушения техники безопасности при эксплуатации внутришахтного, внутрицехового электри­фицированного транспорта (электровозы, вагонетки и т., п.), поскольку он выполняет чисто производственные функции, связанные с технологическим процессом. В этих случаях виновные должны отвечать по ст. 143 УК за нарушение правил охраны труда, либо за преступления против жизни и здо­ровья, либо за уничтожение или повреждение имущества.

Воздушный транспорт, о котором говорится в ч. 1 комментируемой ста­тьи, - это вся гражданская авиация и средства гражданского воздухоплава­ния (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и др.).

К морскому и речному транспорту относятся только самоходные суда не­зависимо от их принадлежности, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах. Морской транспорт — это пассажирские, нефтеналивные суда, плавбазы, сухогрузы и др. Речной, озерный и транспорт река—море — пароходы, катера, плавучие доки и т. п. С мощностью двигателя не менее 50 л. с. и длиной 20 м и более. Действия водителей моторной лодки или катера с мощностью двигателя до 50 л. с. следует квалифицировать как преступления против личности или как пре­ступления против собственности.

2. С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризует­ся:

а)нарушением правил безопасности движения или эксплуатации желез­нодорожного, воздушного, морского или речного транспорта;

б) причине­нием тяжкого вреда здоровью человека;

в) наличием причинной связи меж­ду указанными деяниями и наступившими последствиями.

В каждом случае необходимо установить, какое правило было нарушено и в чем было выражено нарушение, лежала ли на работнике транспорта обя­занность выполнять эти правила.

Нарушение правил безопасности движения железнодорожного, воздуш­ного и водного транспорта, которое образует объективную сторону рассмат­риваемого преступления, — это несоблюдение установленной скорости, не­подача сигналов, прием поездов на занятый путь, отправление поездов по неподготовленному маршруту, нарушение правил полетов и посадки само­летов, нарушение правил производства маневров, нарушение должного мар­шрута следования судов и т. п. Нарушения правил безопасности движения транспорта могут выражаться в форме действия или бездействия. За бездей­ствие виновного можно привлечь к уголовной ответственности лишь в слу­чае, когда на него была возложена обязанность совершить определенные действия, вытекающие из специальных правил.

Правила эксплуатации транспорта касаются и самих транспортных средств, и систем, и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функци­онирование железнодорожного, воздушного, водного транспорта. Эксплуа­тация может осуществляться не только в момент движения транспортных средств, но и в период стоянки судна, в период предполётной подготовки самолета, размещения грузов на платформах и судах и т. п.

Для квалификации содеянного по ч. 1 ст. 263 УК необходимо наступление последствий — причинения тяжкого вреда здоровью человека (ст. 111 УК).

Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта и наступившими последствиями. Установление причинной свя­зи осложняется тем, что в транспортных преступлениях имеется множество факторов, воздействующих на развитие причинной связи (их установлено более 250). Установление причинной связи требует специальных познаний, что обусловливает необходимость судебной экспертизы.

3. Субъект данного преступления — специальный, им может быть лицо,
обязанное соблюдать правила безопасности- движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта в силу выполняемойработы или занимаемой должности. Данное лицо должно выполнять работу, связанную с движением или эксплуатацией указанных средств транспорта. Хотя УК и позволяет привлекать к уголовной ответственности лиц, достигших 16-летнего возраста, на ответственную работу на транспорте прини­мают лиц, достигших совершеннолетия.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в
виде легкомыслия или небрежности. При легкомыслии лицо, нарушая пра­вила безопасности движения или эксплуатации, предвидит возможность причинения тяжкого вреда здоровью человека, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности лицо не предвидит наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и мог­ло их предвидеть.

В соответствии с ч. 2 ст. 263 УК в качестве квалифицирующего признака
предусмотрено причинение смерти по неосторожности одному человеку, а в качестве особо квалифицирующего признака — причинение по неосторожности смерти двум и более лицам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.