КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта
Уголовно-правовая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Уголовно-правовая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, криминалистическая характеристика ДТП. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании ДТП Движения и эксплуатации транспорта Впервые в российском УК выделена специальная гл. 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта». Данное обстоятельство обусловлено не только общностью объекта, но и актуальностью проблем борьбы с этими посягательствами. Юридические основы обеспечения безопасности функционирования транспорта содержатся в федеральных законах от 20 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других актах. Все статьи гл. 27 УК имеют бланкетные диспозиции, что обусловлено невозможностью описать все признаки объективной стороны транспортных преступлений. Законодатель отсылает к специальным правилам поведения на транспорте, предусмотренным федеральными законами и другими нормативными актами. Транспортные преступления обладают специальной, смешанной противоправностью. Правила безопасности движения регламентируют поведение работников железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и иного транспорта, а также других лиц, что позволяет обеспечить охрану жизни, здоровье людей, сохранность транспортных средств, грузов и иных ценностей. Правила технической эксплуатации обеспечивают безопасность безаварийной работы транспортных средств и иных технических систем транспорта. Существуют специальные правила, которые предусматривают обязанности участников движения в связи с возникшей опасностью, особый порядок полетов в специальных зонах и т. п.
К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта законодатель относит: 1. Объектом данного преступления следует считать общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Дополнительным объектом могут быть жизнь, здоровье людей, отношения собственности. Предмет рассматриваемого преступления — указанные в ч. 1 ст. 263 УК Под железнодорожным транспортным средством следует понимать рельсовый транспорт, находящийся в ведении Министерства путей сообщений РФ, а также подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения, метрополитен. Положения ч. 1 ст. 263 УК не могут применяться к случаям нарушения техники безопасности при эксплуатации внутришахтного, внутрицехового электрифицированного транспорта (электровозы, вагонетки и т., п.), поскольку он выполняет чисто производственные функции, связанные с технологическим процессом. В этих случаях виновные должны отвечать по ст. 143 УК за нарушение правил охраны труда, либо за преступления против жизни и здоровья, либо за уничтожение или повреждение имущества. Воздушный транспорт, о котором говорится в ч. 1 комментируемой статьи, - это вся гражданская авиация и средства гражданского воздухоплавания (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и др.). К морскому и речному транспорту относятся только самоходные суда независимо от их принадлежности, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах. Морской транспорт — это пассажирские, нефтеналивные суда, плавбазы, сухогрузы и др. Речной, озерный и транспорт река—море — пароходы, катера, плавучие доки и т. п. С мощностью двигателя не менее 50 л. с. и длиной 20 м и более. Действия водителей моторной лодки или катера с мощностью двигателя до 50 л. с. следует квалифицировать как преступления против личности или как преступления против собственности. 2. С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется: а)нарушением правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта; б) причинением тяжкого вреда здоровью человека; в) наличием причинной связи между указанными деяниями и наступившими последствиями. В каждом случае необходимо установить, какое правило было нарушено и в чем было выражено нарушение, лежала ли на работнике транспорта обязанность выполнять эти правила. Нарушение правил безопасности движения железнодорожного, воздушного и водного транспорта, которое образует объективную сторону рассматриваемого преступления, — это несоблюдение установленной скорости, неподача сигналов, прием поездов на занятый путь, отправление поездов по неподготовленному маршруту, нарушение правил полетов и посадки самолетов, нарушение правил производства маневров, нарушение должного маршрута следования судов и т. п. Нарушения правил безопасности движения транспорта могут выражаться в форме действия или бездействия. За бездействие виновного можно привлечь к уголовной ответственности лишь в случае, когда на него была возложена обязанность совершить определенные действия, вытекающие из специальных правил. Правила эксплуатации транспорта касаются и самих транспортных средств, и систем, и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование железнодорожного, воздушного, водного транспорта. Эксплуатация может осуществляться не только в момент движения транспортных средств, но и в период стоянки судна, в период предполётной подготовки самолета, размещения грузов на платформах и судах и т. п. Для квалификации содеянного по ч. 1 ст. 263 УК необходимо наступление последствий — причинения тяжкого вреда здоровью человека (ст. 111 УК). Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта и наступившими последствиями. Установление причинной связи осложняется тем, что в транспортных преступлениях имеется множество факторов, воздействующих на развитие причинной связи (их установлено более 250). Установление причинной связи требует специальных познаний, что обусловливает необходимость судебной экспертизы. 3. Субъект данного преступления — специальный, им может быть лицо, 4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в В соответствии с ч. 2 ст. 263 УК в качестве квалифицирующего признака
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |