КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Транспортное средство
Город или населений пункт, улица, где, произошло ДТП, а по возможности даже номер дома, около которого произошло ДТП. Если происшествие произошло на загородной трассе /шоссе/, то надо указать километр, на котором произошло происшествие и в метрах указать расстояние до ближайшего километрового столба, а также населённые пункты, которые находятся по обе стороны от места ДТП Осмотр места дорожно-транспортного происшествия. Особенности тактики первоначальных и последующих следственных действий при расследовании ДТП В состав СОГ по осмотру места ДТП включаются: следователь (руководитель группы), сотрудники ГИБДД, сотрудник группы розыска ГИБДД, специалист-криминалист, судмедэксперт, и др. В зависимости от характера ДТП состав СОГ может варьироваться. Своевременное и непременное присутствие следователя на месте ДТП, позволяет ему правильно зафиксировать обстановку ДТП в протоколе осмотра. Без ознакомления на месте с обстоятельствами ДТП и самого подробного осмотра места происшествия невозможно составить ясного представления о характере происшествия и необходимости возбуждения уголовного дела, а так же затруднительно наметить правильный план его расследования. Необходимость как можно более скорого выезда следователя на место происшествия обусловливается еще тем, что на проезжей части трудно сохранить длительное время в неизменном виде место происшествия. С дороги необходимо быстро убрать трупы, а также обломки разбитого транспорта, чтобы они не мешали нормальному движению, что особенно важно на дорогах с интенсивным движением транспорта. По прибытии на место ДТП следователь: - определяет границы места ДТП, в целях исключения утраты вещественных доказательств, с помощью сотрудников ГИБДД принимает необходимые меры к его ограждению, - принимает меры по обеспечению безопасности участников осмотра, - принимает необходимые меры по розыску и задержанию водителя и транспортного средства скрывшегося с места происшествия, - с целью сохранения различных следов на месте ДТП как вещественных доказательств осуществляет иные необходимые действия. Начинать осмотр места происшествия целесообразно с того участка дороги (улицы), на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежание их порчи. Главная задача следователя заключается в том, чтобы точно зафиксировать, где именно располагались обнаруженные при осмотре следы и предметы. В протоколе осмотра места ДТП (описательная часть) необходимо указывать (после слов “осмотром установлено”): - характеристика проезжей части улицы /дороги/. Проезжая часть может быть горизонтальной, а также может характеризоваться понятиями: кривая в плане, прямая в плане, вершина подъёма, конец спуска, подъём, спуск. Более точное значение этих величин можно получить, если поручить измерения специалисту районного дорожного отдела или другому специалисту, у которого для этой цели имеются соответствующие геодезические приборы. Причем уклоны нужно измерять не только продольные, т. е, такие, когда дорога идёт под гору или в гору, а и боковые уклоны, когда правый край дороги расположен ниже левого или наоборот /особенно если, в этом месте имеется поворот дороги/. Это может иметь значение для уяснения механизма ДТП. - вид покрытия дороги: цементобетонное, асфальтобетонное, щебеночное, гравийное, мостовая /булыжная, брусчатка, клинкер-высокопрочный кирпич и т.д./, грунтовое – улучшенное. Иногда возникает необходимость расширить характеристику дорожного покрытия, так как могут встретится и другие виды дорожного покрытия, например, песчаное, покрытие бетонными плитами, что характерно для районов новостроек, где в целях ускорения прокладки дорог для подвоза строительных материалов дорожное полотно иногда делают из бетонных плит, уложенных плотно одна к другой - характеристику состояния дорожного покрытия. Состояние покрытия может быть выражено следующими понятиями: размягченное покрытие, сухое, мокрое, снежный накат, обледенелое, загрязненное, гололедица, мокрый снег, битум, масло, листья на поверхности, свежеуложенная поверхностная обработка, посыпанная при гололедице песком, солью и т.д. - число направлений движения, и размеры дорожного полотна и полос для движения - линии продольной разметки для разделения встречных потоков транспорта, линии разделения проезжей части на полосы движения, линии обозначения края проезжей части, поперечной разметки - линии /таблички/ "стоп", линии, образованные треугольниками, надписи и иные обозначения: их положение, вид, цвет и размеры. Также должно быть отмечено наличие пешеходных переходов их обозначение и взаимное расположение - наличие бордюрных камней, обочин, кюветов, их высота, ширина, покрытие, глубина, крутизна внутренних откосов. Причем, из перечисленных элементов сначала описываются те из них, которые находятся справа от проезжей части по ходу осмотра, а затем те, которые находятся слева. Здесь нужно отметить, что термины "справа" и "слева" - это условное обозначение сторон, которое выбирается в момент начала осмотра и зависит от того, откуда начат осмотр и в какую сторону следователь движется в процессе осмотра. Об этом делается запись в начале протокола осмотра ДТП. Описывая бордюрные камни, необходимо отметить их наличие и высоту, для обочин основными характеристиками являются их ширина и состояние покрытия, для кюветов - ширина, глубина и крутизна внутренних откосов. - расположение слева и справа за тротуарами или обочинами лесопосадки, строения городского и сельского типа, телеграфные столбы и осветительные мачты, их порядковые номера и взаимные расположения. Здесь же могут быть описаны и др. объекты, имеющие значение для характеристики окружающей обстановки /заборы, закрывающие видимость и т. п./ - способ регулирования движения на данном участке. В основном встречаются три типичных ситуации, когда движение регулируется: светофором, регулировщиком, а также участок может быть нерегулируемым. Если движение регулируется светофором, то нужно указать тип светофора и режим его работы. В случае необходимости режим работы светофора должен быть замерен секундомером и занесен в протокол. - дорожные знаки, в зоне действия которых, находится место происшествия. Описывая дорожный знак нужно указать его название и номер в соответствии с правилами дорожного движения, а также место расположения и зону действия. - освещенность участка ДТП. Он может освещаться городским электроосвещением, светом из окон окружающих домов, другими источниками света, такими как свет фар автомобилей, прожектор ближайшей стройки и даже свет луны. - состояние видимости с рабочего места водителя при включённом ближнем, дальнем свете, а такте при дневном свете, в зависимости от того, в какое время суток производится осмотр. - обзорность из кабины водителя с полосы следования автомобиля. Обзорность определяется путей обзора с места водителя участка дороги и прилегающей территории с правой стороны до препятствия, затрудняющего видимость /здания, забора, деревьев и т.д./ и затем, точно также, с левой стороны. При этом надо иметь в виду, чтоавтомобиль должен находиться на той полосе следования, на которой оннаходился в момент ДТП. Здесь также необходимо добавить, что если в столкновении участвуют два и более автомобилей, то обзорность из кабины водителя необходимо определить для каждого автомобиля в отдельности. Осматривая тр. ср., необходимо придерживаться правила, применяемого при любом осмотре - записывать в протокол осмотра только то, что установлено путем измерения; наблюдения или пробы /эксперимента/. Ни в коем случае нельзя делать каких – либо выводов типа: "А/м исправен", “износ протектора в пределах нормы" и т.д. Делать выводы не входит в компетенцию лица, производящего осмотр. Осмотр тр. ср. всегда желательно проводить с участием специалиста-автотехника, хорошо знающего устройство осматриваемого редко встречающееся тр. ср., с устройством которого должностное лицо, производящее осмотр может быть незнакомо /например, а/м иностранной марки или какая-либо специальная строительная или иная машина/. При осмотре и проверке техсостояния транспорта необходимо) пользоваться комплектом предметов, входящих в служебный чемодан госавтоинспектора, которые облегчают работу по осмотру, позволяют точно и полно зафиксировать внешний вид и состояние отдельных объектов осмотра. - марка, модель транспортного средства, номерной знак, расположение автотранспортных средств относительно друг друга, края дороги, места наезда или столкновения, ближайших перекрестков, прилегающих к дороге строений. Таким образом, описание положения тр. ср. складывается как бы из двух частей: из словесного описания взаимного положения транспортных средств и окружающих объектов, и размеров - расстояний в метрах до какого либо объекта /объектов/ точно определяющих положение тр. ср. на месте происшествия. Это вторая часть описания положения тр. ср. обычно называется "привязкой" тр. средства. Для привязки необходимо выбрать объект, который удовлетворял бы следующим требованиям: был расположен близко от автомобиля, до которого измеряются расстояния, был продолговатым и имел две взаимно перпендикулярных стороны; был постоянным т. е. его после осмотра места происшествия не могли убрать или перенести в другое место /например, дом/. Близость объекта привязки к автомобилю нужна для того, чтобы измеряемые размеры были как можно меньше, тем самым точность измерений будет выше. Продолговатость или протяженность в пространстве объекта привязки необходима потому, что а/м - тело, также имеющее определённую протяженность и ширину, и для фиксации его положения в пространстве необходимо измерить два размера путем востановления перпендикуляров из двух точек а/м к плоскости объекта. Привязка, например, из центра колпака переднего правого колеса и из центра колпака заднего правого колеса а/м востанавливаются перпендикуляры (измеряем расстояния) к стене дома, расположенной параллельно осевой линии дороги. Третий размер необходимо замерить от одной из выбранных точек автомобиля, например, от центра переднего правого колпака до линии продолжения стены этого же дома, расположений перпендикулярно к стене до которой измерялись первые два размера. Такой способ привязки возможен, если за объект привязки взят дом или иное строение, имеющее взаимно перпендикулярные стены. Но на месте ДТП не всегда имеется близко расположенное строение, а на загородных трассах строений, как правило, не имеется вообще. В этих случаях для привязки выбираются следующие объекты: бордюр, край пр. части, а иногда даже и колея, если дорога не имеет твердого покрытия. В случае наличия осевой лиши - она может быть использована как объект привязки. Но до этих объектов можно измерить только два размера, а третий размер привязки, который должен располагайся перпендикулярно к первым двум, измеряется до др. объекта, которым может быть фонарный столб, центр перекрестка, начала моста, столб - указатель километров на загородной трассе. Нельзя в качестве объектов привязки использовать: линию снежного вала - весной он растает; временные строения и заборы - их могут снести; в зимнее время - бордюры, покрытые толстым слоем снега, точное место расположения которых не просматривается. При этом должно быть указано какой а/м осматривается грузовой или легковой, с металлическим или деревянным кузовом, оборудованный для перевозки людей или двухкабинный, его цвет, возможные варианты переоборудования и т.п. Здесь же указывается марка тр. ср., номера шасси и двигателя, номерной знак, а также, кому принадлежит а/м или же водитель пользуется им по доверенности. Указывая номера шасси и двигателя, необходимо убедится в наличии непосредственно на двигателе и шасси выбитых номеров, а не списывать эти номера с документов, имеющихся у водителя, или с металлических табличек, устанавливаемых на некоторых марках а/м, так как записи в документах и на табличках могут не соответствовать действительным номерам указанных агрегатов. - описать внешние повреждения тр. средств. В первую очередь должны быть описаны повреждения, имеющие значение для расследуемого события. Под этими повреждениями следует понимать повреждения, возникшие в результате контакта тр. ср. в процессе происшествия с другим тр. ср., с потерпевшим, с различными препятствиями и др. объектами. Таким образом, повреждения автомобиля, покрытые корозией /ржавчиной/ обычно, если а/м осматривается спустя непродолжительное время после происшествия, как правило, не имеют отношения к происшествию и могут не описываться в протоколе. Описывая внешние повреждения необходимо указать их точное местоположение, вид, размеры, расстояние от поверхности дороги до верхнего и нижнего края повреждения. Особенно это важно, если при столкновении автомобилей один из них с места происшествия скрылся. Обнаружив повреждения на оставшимся на месте происшествия а/м, мы можем предполагать, что и на скрывшимся а/м имеются повреждения, расположенные на таком же расстоянии от поверхности дороги. Такие сведения облегчат розыск скрывшегося a/м и в дальнейшем позволят доказать причастность этого а/м к происшествию. Иногда автомобили, особенно грузовые, имеют много мелких повреждений, в основном в виде мелких царапин, полученных в процессе длительной эксплуатации. Как уже было сказано, такие повреждения, не имеющие отношения к происшествий не описываются в протоколе осмотра тр. ср., но иногда, может возникнуть ситуация, когда очевидец происшествия запомнил какое-либо повреждение, имеющееся на скрывшимся с места происшествия автомобиля /вмятину, пятно ржавчины и т.д./, которое, хотя и возникло не в результате происшествия, но в данном случае будет иметь значение для розыска тр. ср. и его опознания очевидцем, а, следовательно, такое повреждение также необходимо описать в протоколе осмотра транспортного средства после его установления (составляется протокол осмотра транспорта). Аналогичное значение могут иметь различные надписи, например, "Ваз", "ЛДМ" и т д., а также цветные полосы и др. украшения, которые отдельные водители наносят или устанавливают на своих тр. средствах и, следовательно, такие надписи, если их запомнил очевидец и указал в своем объяснении,необходимо занести в протокол осмотра тр. средства. Но не нужно думать, что описываемые в данной графе протокола повреждения обычно представляют из себя значительные по размерам деформации. Иногда это могут быть царапины, размером всего в несколько миллиметров, но как раз такие, на первый взгляд незначительные царапины зачастую могут многое рассказать о механизме происшествия, о действиях водителя в момент происшествия. Например, в случае обнаружения на боковых поверхностях столкнувшихся автомобилей горизонтальных царапин, концы которых под углом 90° загнуты вниз или вверх, мы можем предполагать /зная, что при резком торможении автомобиль обычно проседает вниз/, что водитель этого а/м, на котором царапины загнуты вверх, в момент столкновения тормозил. Это имеет большое значение для оценки действий водителя. Описывать внешние повреждения а/м желательно в следующей последовательности: сначала описывается повреждения передней части а/м, затем правой и левой сторон, затем задней части, после чего описываются повреждения нижней части а/м, что особенно важно при осмотре а/м, совершившего наезд на пешехода, велосипедиста или мотоциклиста, т.е. в тех случаях, когда указанные объекты попадают под а/м, в результате чего на нижней части а/м могут образовываться соответствующие повреждения и следы. В последнюю очередь описываются повреждения верхней части а/м. Они могут быть образованы в случае, если а/м перевернулся или же на него наехало большое по размерам тр. средство. Такой порядок описания повреждений позволяет последовательно описать их, подробно зафиксировав внешний вид тр. ср. Наиболее часто встречающимися повреждениями являются: вмятины, разрывы, разрывы, задиры, царапины. Вмятина обычно образовывается в том случае, если деформация происходит в глубь объекта /автомобиля/. Характерный пример вмятины - деформаций, возникающая при ударе, направленном перпендикулярно к повреждаемой поверхности. Разрыв обычно характеризуется нарушением целостности предмета, причем это повреждение имеет обычно прямолинейную форму, в отличии от разрыва, который имеет криволинейную форму. Задиры образуются в результате скольжения более мягкого объекта и представляют собой вмятины и выступы металла, занимающие небольшую площадь. Царапины - это поверхностные повреждения металла, а иногда даже только слоя краски а/м, длина которых значительно больше, чем ширина. Для фиксаций перечисленных повреждений необходимо не только подробно описать их в протоколе осмотра тр. с указанием всех размеров, но и сфотографировать по правилам масштабной съемки, а в случае необходимости применить и макросъемку: - описать наличие следов на транспорте, которые могут быть в виде следов пальцев, следов крови, мозгового вещества, волос, обрывков одежды, частичек краски, следов наслоения, отслоения, скольжения. Описывая эти следы, необходимо указать их точное расположение, направление, размеры, характер и внешний вид. - описать косвенные признаки неисправности а/м, например, подтекание тормозной жидкости, смазки и т.д. Иногда при расследовании ДТП, в случае нахождения в момент происшествия в кабине а/м двух лиц и белее, возникает вопрос, кто из этих лиц находился за рулем, дать правильный ответ на этот вопрос могут помочь правильно и точно, подробно зафиксированные в протоколе осмотра повреждения, имеющиеся в кабине а/м, а также следы пальцев рук, крови, мозгового вещества, которые могут быть обнаружены на рычагах управления и обшивке салона а/м, текстильные волокна от одежды водителя и пассажиров, которые могут быть обнаружении на ремнях безопасности и сиденьях а/м. Эти же следы могут указать большую помощь в установлении лица, управлявшего тр. ср. в момент ДТП, если это лицо с места происшествия скрылось. Помочь установлению скрывшегося водителя также могут и некоторые предметы, иногда обнаруживаемые в кабине а/м, например, окурки сигарет, ключи и инструменты использовавшиеся при угоне а/м, документы и личные вещи обронённые водителем /например, пропуск, записная книжка, фуражка и т. д./.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |