КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть первая. История государства и права древнего мира 2 страница
Наличие свода законов косвенно подтверждается в речении Ипувера (XVIII в. до н.э.). Верховный сановник фараона Тутмоса III (XVI - - XV вв.) во время официальных приемов держал перед собой «сорок кожаных свитков (с законами)». Как видим, они были начертаны не на папирусе, а на коже, т. е. рассчитаны на длительное хранение. В речении Ипусера, жившего в начале XVII в. до н.э. во времена народного восстания, говорится: «Свитки законов судебной палаты выброшены, и по ним ходят на перекрестках...» Ипусер огорчен гибелью законности и правопорядка, скорбит о расхищении бумаг из финансового ведомства, об уничтожении списка рабов. Народное восстание, свидетелем которого был Ипусер, до основания разрушило весь государственный правовой механизм. «Начальники повержены, спасаются бегством». К сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясняется наша малая информированность о египетской правовой системе. Право верховной собственности на весь земельный фонд Древнего Египта было закреплено за фараоном. С его одобрения совершались различные формы земельных пожалований отдельным субъектам. Еще в древности египетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, его формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуществом. Сделки с землей, скотом, рабами заключались по ритуалу, с участием свидетелей, в том числе жреца. Такие контракты обычно составлялись в суде. В Египте существовали следующие виды земельных владений: · государственные; · храмовые; · частные; · общинные. Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - - дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие личной собственности шло медленно, поскольку община как коллектив выступала сдерживающим фактором для индивидуализации собственности. Формализм в распоряжении недвижимой собственностью - - характерная черта юриспруденции многих стран Древнего Востока. Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в личной и иной собственности и быть предметом различных сделок. Виды договоров, известные в древнеегипетском праве: · договор займа; · договор найма; · договор купли-продажи; · договор аренды земли; · договор поклажи; · договор товарищества. Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядокперехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий: · первое - - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа; · второе - - клятва продавца перед лицом богов, подтверждавшая договор; · третье - - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю. Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон. Брак также оформлялся письменно, имел вид договора. Замужняя женщина могла распоряжаться своим имуществом. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращалась часть приданого и часть имущества, нажитого совместно. Жене полагалась доля приданого и в том случае, если она покидала мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продать или подарить могла только свою долю. Следовательно, закон охранял имущественные интересы женщины. Право содержало нормы о браке и семье. Женитьба и строительство дома считались понятиями равнозначными. Родители и близкие принимали самое активное участие в подборе жениха и невесты. Согласия молодых не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запрещались. Но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Судья как-то сказал: «Никакой закон не разрешает браки ссестрами, но закон дозволяет фараону делать все, что он хочет». Рамзес II за 67 лет царствования имел пять главных жен, «великих царских супруг», и много жен рангом ниже. У него было 162 сына. Рамзес III имел всего три жены, но также любил женское общество. В Древнем Египте существовали гаремы. Муж называл свою супругу «сестрой», а она его «братом». Муж мог держать жену за талию даже в общественных местах. В отличие от греков, египтяне не целовались, а прикасались друг к другу носами. Супруги вместе ходили в храмы.Древние надписи содержат красочные описания жизни верных супругов. Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат - - сестру, однако в «разумных пределах». Увечья наказывались. Виновный должен был доказывать, что больше не тронет свою жену, иначе мог получить сто палочных ударов и лишиться прав на совместно приобретенное имущество. Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены каралась смертью. Жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа», была сожжена, говорится в одной из надписей. В другой сказано, что за неверность муж убил жену и бросил собакам. В литературе женщин не жаловали, у них якобы имелась масса пороков: легкомыслие, капризность, неверность, лживость, мстительность, неспособность хранить тайны. Зато мужья - - рассудительны, преданны, заботливы. Женитьба, размеры приданого, рождение ребёнка, смерть фиксировались в «Доме жизни», деловом центре, своеобразном университете. При таком акте присутствовали свидетели. В Египте относительно долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена несмотря на ее достаточно высокое положение в семье утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена. Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно условно объединить в следующие группы: · посягательства на государственный и общественный строй - - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены его семьи; · преступления религиозного характера - - убийство священных животных, чародейство; · преступления против личности - - убийство, членовредительство; · имущественные преступления - - кража; обвешивание, обсчет покупателя; · преступления против чести и достоинства - - прелюбодеяние, изнасилование. В числе преступлений упоминаются: восстания против фараона, неповиновение властям, отказ участвовать в общественных работах, ограбление, взятки, чародейство, убийство кошки, льва, крокодила, совы, летучей мыши, если они считались священными животными в данной местности, и др. В начальный этап Древнего царства преступления против родственников разбирал глава семьи, позднее эта функция перешла к судье. Предания содержат нелестные отзывы о представителях судейского сословия за их крючкотворство, пристрастность (рис. 4).
Есть основания полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вельможи свиток, возможно, законник. Виновный в краже имущества фараона кроме штрафа подвергался телесному наказанию (200 ударов палками и 5 ран). Рамзес I издал указ о наказании взяточников. Их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, низводились до положения ремесленников. «И твой сын не будет на твоем месте». Законы, обычаи особо охраняли культовые сооружения. «Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа, того ждет проклятье...» «Кто содеет подобное, да сожрет его крокодил, да укусит его змея. Никто не нальет им воды, не совершит погребальных церемоний, сыновья не займут их место, будут голодать, их боги не получат хлеба. Их жен будут насиловать на их глазах». Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверны, наивны, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступников ставили к столбу, избивали палками, пытали, отправляли на каторгу в рудники, каменоломни, хоронили живьем - - не помогало. В начале царствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были вскрыты и ограблены. Стражники вступили в сговор с грабителями, низшими жрецами, чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их извлекли и без украшений и золотых масок поместили в тайных местах (рис. 5). Целью наказанийбыло устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести преступления. Участники восстания подлежали поголовному истреблению. За другие тяжкие преступления могли сослать в рудники. Жестокие казни предусматривались по отношению к грабителям царских гробниц. За хищение храмового имущества взыскивался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в 2- -3-кратном размере. Пострадавший мог обратиться в городе к главе воровской касты. За возврат вещи владелец платил похитителю четвертую часть ее стоимости.
Подделка документов каралась отсечением руки. Лишение чести считалось одним из тяжелых и позорных наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неподчинение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка. Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны (частное производство). В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство носило письменный характер.
Глава 3. Древняя Вавилония. Вавилонское царство Общественный строй. Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы подразделялись на: · царских; · храмовых; · частновладельческих. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить, сдать в аренду и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности: с разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Всё свободное население Древнего Вавилона делилось на: · полноправных (авилум); · неполноправных (мушкенум). Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане - авилум. Они обладали полной правосубъектностью: могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности и т.п. Полноправные граждане отнюдь не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники со временем становились более самостоятельными, а наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.
Другую часть населения составляли жители покоренных городов и областей, не являвшиеся членами древневавилонской общины - мушкенумы, вынужденные арендовать землю у храма, государства либо авилума. Но это не означало, что мушкенум не мог обладать имуществом. В его хозяйстве зачастую были собственные рабы. Распределение земель в Вавилоне показано в табл. 2). Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям: · первое место занимали придворные служащие - - царские телохранители и высшее жречество; · далее следовали редум, баирум, декум, лубуттум - - различного рода военнослужащие; · в соответствии с государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служители; · высокое положение в обществе занимало чиновничество; · низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики. Государственный строй. По своему государственному строю Древневавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власти находились в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления - - все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение ими родовой знати. Особо ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, также занимали и высшие должности в государстве. К высшим сановникам государства относились: визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть (сх. 4.).
Схема 4.
В вавилонском государстве до правления Хаммурапи ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органоввыступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные судысостояли из членов совета старейшин; руководство ими осуществляли рабианумы. Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - - он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии (сх. 5).
Схема 5.
В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы. В Вавилонии имелась регулярная армия. Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из имущественного оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям. В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат ("илку") или отдававших это имущество внаем. Законы Хаммурапи. Первая компиляция законов Вавилонии, предположительно относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Знаменитый и уникальный в своем роде свод норм рабовладельческого права был составлен по указанию и, возможно, с участием самого Хаммурапи. Его обнаружили французские археологи в 1901 г. Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение Хаммурапи. Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое... В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамашу - - богу Солнца и Правосудия (рис. 6). По мнению ученых, Законник подвел итоги деятельности правителя. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные, К тому времени язык древних шумеров вышел из употребления, его мало кто знал, кроме жрецов и писателей. Им пользовались, как в средние века латинским - - официальным языком католического духовенства.
Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Он состоит из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы предположительно в конце этого правления (табл. 3). Сборник законов был выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - - покровителем суда. Изложение законов произведено в казуистической форме: тексты не содержат общих принципов, практически не имеют религиозного и морализирующего элементов. Таблица 3.
Текст сборника состоит из трех частей: · введения, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; · 282 статей законов; · обширного заключения. Источниками при составлении сборника послужили: · обычное право; · шумерские судебники; · нововавилонское законодательство.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |