КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое положение населения 2 страница
· получение в виде дара или находки; · покупка; · завоевание; · ростовщичество; · исполнение работы; · получение милостыни; · давность владения (10 лет). Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между «собственностью» и «владением», уделяя значительное внимание охране личной собственности, в первую очередь, собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и земли частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное из этой категории. В Законах Ману рассматриваются и обязательственные правоотношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров: · договор займа; · договор найма рабочей силы; · договор аренды земли; · договор купли-продажи; · договор дарения. Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он обязан был его отработать. Допускалось возвращение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего. Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье. Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации - - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники. Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу и т.п. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи. В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, а также вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью. Главой семьи был мужчина. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни. В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, муж либо отец управлял всем ее достоянием, хотя формально имущество семьи считалось общим. Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию - - только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился своего рода опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли. Законам Ману известны следующие уголовно-правовые категории: · формы вины; · рецидив; · соучастие; · зависимость тяжести преступления от принадлежности потерпевшего/виновного к определенной варне. Это указывает на относительно высокий уровень развития уголовно-правовой отрасли. Тем не менее пережитки старины сохранили следующие понятия: · принцип талиона ("равное за равное"); · ордалии (суд богов); · принцип коллективной ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Виды преступлений, выделяемых законами Ману: · государственные преступления; · преступления против собственности; · преступления против личности; · преступления, посягающие на семейные отношения. На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены либо городских ворот. Далее законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступленийзаконы выделяют кражу как тайное похищение имущества, отграничивая её от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего. Если же хищение было сопряжено с применением насилия к потерпевшему, то это выделялось в отдельный вид преступлений (разбой). Учитывалось также, был ли застигнут вор на месте преступления, совершена кража днем или ночью. Наказывались укрывательство вора и недонесение о виденной краже. К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили убийство и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем вора, сквернослова и причинителя телесных повреждений. Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось. Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе: · смертная казнь - - в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на раскаленной кровати или на костре, утопление, затравливание собаками и др.); · брахману взамен смертной казни полагалось бритье головы; · членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); · тюремное заключение; · штрафы; · изгнание. Различия в ведении процесса по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил преимущественно состязательный характер. Для рассмотрения исков законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения. Суд от администрации не был полностью отделен. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Верховный суд вершил царь с брахманами. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины - - последние могли свидетельствовать лишь «за» или «против» женщин. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.
Контрольные вопросы · Как называются древнейшие индийские цивилизации? · Как возник и эволюционировал варно-кастовый строй? · Что такое «дхармашастры» и какие из них наиболее известны? · Какие нормы права существуют в законах Ману? · В чем своеобразие преступлений и наказаний в Древней Индии?
Глава 5. Древний Китай. Государство Шан (Инь). В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии: - царство Шан (Инь) - - предположительнос XVIII в. до н.э. - - XII в. до н.э.; - царство Чжоу - - с XII в. до н.э. до 221г. до н.э.; - царство Цинь - - с 221г. до н.э. до 207 г. до н.э.; - царство Хань - - с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э. Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим (теория насилия в действии). Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, то был создан специальный государственный аппарат. История великого народа Азии ведет свое начало со II тыс. до н.э. Первые раннеклассовые общества возникли в бассейне р. Хуанхэ, здесь появилась иероглифическая письменность - - основной источник наших знаний о Древнем Китае. Первым раннеклассовым обществом с признаками государственности считается Шань (Инь). Оно погибло в начале XII в. до н.э. Следующие царства обозначались по династиям: Шань, Чжоу, Цинь, Хань и др. (табл. 4).
Таблица 4
Китайцы с древних времен свою страну называли Чжунго - -«Срединным государством», «Поднебесной империей». Китайский народ окончательно сформировался в династию Цинь.Древний Китай в эпоху династий Чжоу, Цинь и Хань по форме правления являлся типичной дальневосточной монархией. Границы Цинь простирались от верховий рек Хуанхэ до Желтого моря (рис. 7).
При переходе от родового строя к классовому обществу (Шань-Инь) правители мелких княжеств являлись одновременно военачальниками и верховными жрецами. Их власть опиралась на сородичей, священнослужителей, войско. Как и во всех дальневосточных деспотиях, ван (царь) считался верховным собственником земли. По религиозным канонам он объявлялся «сыном неба». Трон передавался по наследству, если тому не мешали чрезвычайные обстоятельства. Во время династии Чжоу власть царей стала обожествляться. Погребение деспота сопровождалось жестокими обычаями. Вместе с ним хоронили заживо его рабов, приближенных. Этот обряд был отменен только в начале новой эры. Власть правителя считалась абсолютной, особенно во время военных действий. За невыполнение его приказа ослушнику отрубали голову, казнили его жену и детей. Ваны вели почти постоянные войны с соседними кочевыми племенами. Традиция требовала регулярных жертвоприношений путем заклания не только животных (быков, свиней, ягнят), но и людей. Они проводились: ежедневные - - в память отца правителя, ежемесячные - - в память деда годовые - - в честь Неба и Земли. Такие же обряды исполнялись во время трапезы в честь умершего правителя. Подобные обряды совершались время просьбы об урожае, в честь рождения детей, в честь Солнца, Гор и т.д. Жреческий обычай требовал «невесты» для Покровителя реки. Религия внушала, что неисполнение такого обряда может вызвать гнев Покровителя, что приведет к всеобщему потопу. Жрецы выискивали самую красивую девушку, «сватали» ее, ухаживали за нею, наряжали в шелковые одежды. Для нее сооружали шатер из желтого и пурпурного шелка. Последние 10 дней ее кормили мясом буйвола, рисом, давали вино. Затем сажали в кресло, вывозили на фарватер реки, где она тонула. Подобные жертвоприношения существовали у народов доколумбовой Америки (только там отбирали самого красивого юношу). Царь-ван имел советников из числа знати. Цзай был высшим вельможей, затем шел нэйши. В состав близких советников входили: полководец, судья, главный жрец, великий гадатель. В штате вана состояли писцы: старшие, или т. н. «левые», которые записывали речи монарха, младшие - - «правые» - - записывали его указы, решения по судебным делам. Чиновники делились по рангам, имели свою иерархическую структуру. Должность чиновников считалась наследственной. На местах находились управители округов, часть своих доходов они отдавали вану. В эпоху Чжоу и Цинь еще сохранялись остатки общинного самоуправления. В особых, чрезвычайных случаях созывались народные собрания. Они принимали решение об изгнании царя (842 г. до и. э.), поддерживали правителя, потерпевшего поражения (494, 474 гг. до н.э.). Община имела совет старейшин, торговцы, ремесленники - - своих старост. Традиция утверждала, что верхи всегда управляли низами. Таков всеобщий закон Поднебесной. «Одни напрягают свой ум, другие - - свою силу. Тот, кто управляет людьми, кормится за их счет». Вану подчинялись гуны, или дафу, а те, в свою очередь, имели своих подвластных - - ши. Гуны кормились подношениями (вероятно, за счет казны), дафу кормились селениями (землей за службу?), ши - - полями, цзао и ли - - за счет выполнения работ. В механизме государства имелись полиция, тюрьмы. Администрация вана располагала штатом соглядатаев, доносчиков, шпионов разных профилей. Они делились по своим функциональным обязанностям: шпионы местные, внутренние, обратные (двойные), смерти и жизни. «Пользование шпионами - - самое существенное на войне»,- - говорилось в древней надписи. Ван, его аппарат чиновничества выполняли три важные функции: заботу об орошении и ирригации, сбор налогов и ведение войн (оборонительных и захватнических). В Книге преданий (II в. до н.э.) имеется надпись вана: «Я проложил русла девяти рек до четырех морей, углубил канавы». Правители Поднебесной империи вели длительные войны за утверждение власти над соседними племенами. Период борющихся царств длился с 481 по 221 г. до н.э. Прочность, стабильность власти ванов зависела от многих факторов: разорение общинников, длительные войны с соседними кочевыми племенами, междоусобицы ослабляли монархию. Многое зависело и от личности правителя. Гибель Западного Чжоу в конце IX в. ускорил сам бездарный ван, особенно в последние годы своего правления. «Царь осуществлял тиранию, деспотизм, предавался пиршествам. Люди государства поносили его. Главный советник пытался увещевать царя: народ не в состоянии выполнить ваших повелений». По приказу вана хулители его правления были схвачены, казнены. Люди замолчали. Но судьба правителя уже решилась. Вскоре восставшие свергли его с престола, а соседние племена, кочевники усилили натиск на империю. Начался распад Поднебесной. Из эпохи распада Западного Чжоу, конкуренции «пяти гегемонов» (VII- -VI вв.) важный след в реорганизации управления сыграли реформаторы царства Ци. Налог стал взиматься с учетом качества земли, была проведена перепись населения по сословиям: земледельцы, ремесленники, торговцы, ученые. Вводилась монополия государства на соль, железо, была реорганизована армия, поощрялись торговля, ремесло. Реформы ванов Ци укрепили его прочность и сделали ведущим государством империи. В царствование династии Шан, в более позднее время названной Инь, общество и государство были преимущественно рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства. Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Социальное положение светской аристократии определялось земельными владениями, наличием рабов, близостью к царю (вану), занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные привилегии. Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории: · общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю; · частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании семьи, не являясь, однако, собственностью их держателей. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были: · захват пленных на войне; · продажа в рабство за долги; · обращение в рабство за некоторые преступления; · получение рабов от подчиненных племен в качестве дани. В государстве Шан (Инь) государственный строй на раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю - - вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правителями. Среди подданных укрепляется представление о них как о "сыновьях Неба", получивших власть по воле божественных сил. Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником был ван. Он же возглавлял государственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности - - профессиональные чиновники (писцы), сборщики налогов, судьи и т. п. В Древнем Китае эпохи Шан (Инь) существовало разделение должностных лиц на основные категории: · высшие гражданские чиновники; · военные чиновники; · советники; · прорицатели. В XII в. до н.э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние противоречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя Чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н.э. племена Чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу. Государство Чжоу. Время правления династии Чжоув Древнем Китае - - с XII в. до н.э. до 221 г. до н.э. - - подразделяется на три основных периода: · период Западного Чжоу - - 1122 - - 742 гг. до н.э.; · период Восточного Чжоу - - 770 - - 403 гг. до н.э.; · период Чжаньго ("семи воюющих царств") - - 403 - 221 гг. до н.э. В период Западного Чжоу (1122 - 742 гг. до н.э.) укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура. Общество характеризуется более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения. Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразделялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной единицей была сельская община. Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных, личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса - - старшие, средние, младшие. Наверху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также иньской аристократии, отчасти уцелевшей после покорения Шан-Иньского царства. В данный период интенсивно развивается крупное землевладение, появляется тенденция к превращению владений в земельную собственность. Формально собственником земли считался царь, однако рабовладельческая аристократия могла вполне свободно распоряжаться своими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю. Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало играть заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тяжелым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных арендаторов. Число рабов пополнялось в этот период за счет: · военнопленных; · завоеванного мирного населения; · государственных преступников. Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи составленной из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны. В середине VIII в. до н.э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослабления связей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных войн с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - - Восточного Чжоу. Экономическая и политическая жизнь страны в период Восточного Чжоу (770 - - 403 гг. до н.э.) характеризуется следующими изменениями: развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купечества в общественной жизни; упадком наследственного землевладения родовой аристократии, чьи земли постепенно переходят к служилой знати. Значительные земельные владения сосредоточиваются в руках военачальников, служилых людей, купцов. Укрепляется личная собственность рабовладельцев на землю. В период "воюющих царств" - - Чжаньго (403-221 гг. до н.э.) продолжается развитие крупного землевладения. Оно сопровождается разрушением старого типа землевладения - - общинного. С введением земельного налога, когда вместо обработки общинных полей земледельцы были обязаны уплачивать налог со своей земли, по общинному землевладению был нанесен крупный удар.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |