Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституция 1799г. 1 страница




Законодательная власть
ß ß ß
Государственный Совет (составление и редактирование законопроектов) Трибунат (обсуждение законопроектов) Законодательный корпус (принимал или отвергал законопроекты)
Исполнительная власть
  Первый консул (Наполеон Бонапарт) - вся полнота исполнитель­ной власти, отчасти судебная и законодательная власти.
  Второй консул (Лебрен) совещательный голос
  Третий консул (Камбасерес)
Избирательная система - - все мужчины, достигшие 21 года, имели избирательное право, но избирали лишь кандидатов в депутаты (а затем правительство отбирало членов высших органов власти)
1802 г. - - Наполеон объявлен пожизненным консулом. 1804 г. - - провозглашение Франции империей. Наполеон - - император. 1807 г. - - окончательное установление авторитарного режима (был упразднен Трибунат, Законода­тельный корпус собирался редко)
Основной принцип построения государственного аппарата На­полеона - - бюрократическая централизация. m Уничтожение выборного местного и департа­ментского самоуправления. m Создание советов префектур во главе с префек­том (префек­тназначался правительством; ему принадле­жала вся полнота административной власти, включая административную юстицию)
6 апреля 1814 г. - - Наполеон подписал акт отречения от престола. Королем был провозглашен Людовик XVIII
май 1814 г. - - Людовик XVIII опубликовал конституционную Хартию (Хартия легитимной монархии 1814 г.)
         

 

Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта, который имел особые полномочия:

Во-первых, он осуществлял исполнительную власть. Затем он назначал и смещал министров, членов Государственного совета, по­слов, генералов, высших чиновников местного управления, судей. Кроме того, он обладал правом законодательной инициативы.

Второй и третий консулы имели лишь совещательные полномочия. Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть первый консул.

По Конституции органами законодательной власти были:

1. Государственный совет, осуществлявший редактирование за­конопроектов;

2. Трибунат, обсуждавший их;

3. Законодательный корпус, принимавший или отвергавший законопроекты целиком и без прений;

4. Охранительный сенат, утверждавший законопроекты.

Эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула, без одобрения которым нормативного акта последний просто не принимался.

Административно-территориальное управление осуществлялось с помо­щью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руко­водство департаментом осуществлял назначаемый правительством пре­фект, а в дистрикте - - супрефект. Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало правительство. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу («Обсуждать коллегиально, принимать решения единолично» - - такова была установка Наполеона).

Бонапарт был объявлен пожизненным кон­сулом п о итогам плебисцита 1802 г. с правом назначения преемника, что означало, по сути, возоб­новление монархии.

А уже через два года, в 1804 г. Бонапарт был провозглашен императором французов. Таким образом он полнос­тью сосредоточил в своих руках исполнительную и законодательную власть.

Таблица 29.

Главными рычагами императорской власти стали армия и полиция. Армия, превратившаяся к моменту образования империи в профессиональную и включавшая в себя привилегированные войска - - императорскую гвардию. Она приобрела огромное влияние на политическую жизнь стра­ны. Очень важную роль играла полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уде­лял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа. Генеральные комиссары и комисса­ры полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции Фуше и действовали под его руководством. Кроме того, императору помогали как бюрократия, так и церковь.

Общество с переходом Франции к империи приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания рево­люции. Так, правительство преследовало любые проявления свободомыслия:

· запрещались публичные собрания и манифестации;

· устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д. (табл. 29).

Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 г. наполеоновские армии вторглись в Россию и в ходе освободи­тельной войны были разгромлены. В 1814 г. русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах. Венский конгресс держав-победительниц определил дальнейшую судьбу Наполеона Бонапарта, приговорив императора к ссылке.

 

Глава 20. Вторая республика во Франции

 

Затянувшиеся неоднократные попытки реставрации монархииво Франции (1814 г. - - 1847 г.) привели к общему кризису в стране - - экономическому, тор­гово-промышленному и финансовому. Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание, причем толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демон­страции парижан. Они требовали демократизацию политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на сле­дующий день восставшие овладели основными стратегическими пунк­тами столицы. Находившийся на престоле король Луи-Филипп Орлеанский вынужденно отрекся от престола.

25 февраля 1848 г. Временное правительство, сформированное из представителей ли­берально-демократической оппозиции, провозг­ласило Францию республикой (Вторая республика).

Был опубликован ряд декретов о:

· введении всеобщего прямого избирательного права - - для мужчин;

· закреплении права на труд;

· гарантиях организации труда - - обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое дол­жно было принять Конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генера­литету и представителям высшего духовенства (табл. 30).

Согласно Конституции 1848 г. были установлены основные принципы государственного строя. Во-первых, республиканская форма правления, во-вторых, разделение властей, в третьих, представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собра­ние. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого­воров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сро­ком на 3 года.

Впервые во Франции главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зави­сел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Он наделялся широкими полномочиями: правом внесения за­конопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должност­ных лиц. Он не мог быть переизбран на второй срок, а также не имел права рос­пуска Национального собрания.

Таблица 30.

 

В Конституции было предусмотрено восстановление Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием, в компетенцию которого входило предварительное рассмотрение законопро­ектов. Также к его ведению были отнесены контроль и наблюдение за администра­цией, а также разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра­тивных споров.

Не претерпели существен­ных изменений органы центрального и местного управления. Сохранилось административно - - территориальное деле­ние на департаменты, дистрикты и коммуны.

Кроме того, в Конституции было введено всеобщее и прямое избирательное право при тай­ном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте с 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, но достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, позже увеличенный до трех лет.

Действовала Конституция 1848 г. очень недолго. В декабре 1851 г. Луи Бонапарт, первый президент Франции и племянник Наполеона, разогнал Национальное собрание. Сначала он объявил себя президентом с 10-летним сроком полномочий, а затем императором Франции, Наполеоном III.

 

Глава 21. Третья республика во Франции

 

Основной политической проблемой после окончания войны с Пруссией являлся будущий государственный строй страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Од­нако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политичес­кая реакция.

Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам (бонапартистам, орлеанистам и пр.) законом от 31 августа 1871 г., присвоило себе учреди­тельные функции. Во Франции однако, уже не было достаточной соци­альной базы для монархии. Политика Второй империи Наполеона III развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие же в большинстве своем придерживались республиканских убеждений. Это вы­нудило монархическое большинство в собрании отказаться от восста­новления монархии.

Принятая Учредительным собранием в 1875 г. Конституция Третьей республики, не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:

§ от 24 февраля 1875 г. об организации Сената;

§ от 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти;

§ от 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями.

Указанные конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти. Вследствие того, что не было единого конституционного нормативного акта, это давало воз­можность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три кон­ституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной вла­сти и парламентским правительством.

Президент являлся главой государства. Избирался он на 7 лет аб­солютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соеди­ненных для этой цели в единое Национальное собрание. Президент мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициати­вы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Президент мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения зако­нопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распус­кал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось пра­во назначения на все высшие военные и гражданские должности.

Палатой депутатов и Сенатом осуществлялась законодательная власть. Избиралась она на 4 года всеобщим голосованием. Сенат состоял из 75 по­жизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодатель­ной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Однако, финансовые законы должны были, в первую оче­редь, представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. В Национальное собрание они собирались в случае избрания президента или пересмотра конституции.

Согласно Конституции 1875 г. было предусматрено создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.

Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел в дальнейшем существенные изменения (табл. 31).

 

Таблица 31.

Развитие государственной системы Третьей республики проявилось и в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. прези­дент на практике перестал использовать свои наиболее значимые консти­туционные полномочия

Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности обеих палат французского парламента. По мере ужесточения внутрипарламентской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений - - председатель по своему усмотре­нию определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась си­стема комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуж­дение наиболее важных или политически острых вопросов.

 

Глава 22. Кодификации права во Франции в XIX в

 

Гражданский кодекс Франции 1804г. Знаменитое «детище» Напо-леона - - Гражданский кодекс Франции 1804 г., именуемый с 1807 г. также Кодексом Наполеона, имеет институционную структуру (лица - - вещи - - обязательства) и признает в качестве субъектов гражданского права только физических лиц. При определении объема их прав кодекс исходит из принципа юридичес­кого равенства (табл. 32).

 

Таблица 32.

 

Характерно, что на содержание статей, посвященных праву собственности, наибольшее влияние оказали законодательство революционного периода и римское право. Гражданский кодекс не дает определения права собственности, а только перечисляет основные правомочия собственника - - пользование и распоряжение вещами. При этом провозглашается абсолютный харак­тер собственности (табл. 33).

Таблица 33.

 

В соответствии с Кодексом Наполеона " договор есть соглашение, по­средством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо". Понятие предмета договора совпадает с понятием предмета обязатель­ства. Принципы, на которых строятся договорные отношения, определены как:

1. принцип согласия обязываемой стороны. Под согласием сторон французская доктрина понимает согласие воль (внутреннего психического акта). Кодекс называет случаи возможного искажения воли: если согласие дано вследствие заблуждения или получено путем насилия или обмана;

2. принцип незыблемости договора: "соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отме­нены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену. Эти соглашения должны быть выполнены добро­совестно" (табл. 34).

 

Таблица 34.

 

В кодексе рассматриваются различные виды договоров: дарения, мены, купли-продажи, найма. Наибольшее внимание уделяется договору куп­ли-продажи. Договор считается заключенным, когда достигается согла­шение по поводу вещи и цены. Одновременно происходит переход права собственности на покупателя. Цена вещи определяется по усмотрению сторон.

Помимо договора, к основаниям возникновения обязательств кодекс относит причинение вреда - - деликт.

Значительное место в Кодексе было уделено брачно-семейным отношениям и их правовому регулированию. Так брак рассматривается как договор, длязаключения которого необ­ходимо было выполнить ряд условий, таких как достижение взаимного согласия супругов (как и в любом договоре - принцип согласия обязываемой стороны). Обязательным условием считается достижение брачного возраста (для мужчин - - 18 лет, для женщин - - 15лет) и отсутствие другого брака. Для детей, не достигших определенного возраста (сын - 25 лет, дочь - 21 год) требовалось согласие родителей.

Запрещался брак между лицами, находящимися между собой в опреде­ленной степени родства или свойства.

В некоторых случаях Кодекс допускал развод. Его причинами могли быть: прелюбодеяние; злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды одного из суп­ругов в отношении другого; присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; взаимное и упорное желание супругов разве­стись.

Характерно, что взаимоотношения между мужем и женойстроились на основе власти и подчинения: "Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу". Следствием власти мужа является ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины. Недееспо­собность женщины означала, что она не могла самостоятельно осу­ществлять никакие юридические действия, как судебные, так и внесу­дебные.

В области имущественных отношений супругов был предусмотрен брачный договор, заключенный до совершения брака. По общему правилу, если в брач­ном договоре специально не было предусмотрено иное, имущество жены поступало в управление мужа, и он распоряжался доходами с этого иму­щества. Несовершеннолетние дети находились под властью родителей до дос­тижения совершеннолетия или до эмансипации - - освобождения из-под власти. Относительно внебрачных детей закон допускал возможность их узако­нения, однако только на добровольных началах.

По ряду причин в конце XIX - - начале XX вв. в ГК Наполеона были внесены некоторые изменения, касающиеся по­рядка заключения брака. Так, например, отменены некоторые формальности, мешающие заключению брака. Кроме того, урегулирован вопрос о заключении брака незаконнорожденным ребенком, а также мать получила реальное право давать согласие на брак своих детей.

Развод в 1816 г. был отменен, но в 1884 г. восстановлен в новом виде. Он рассматривался как санкция за виновное поведение супруга, поэтому развод по взаимному согласию не восстанавливался. Перемены во взаимоотношениях родителей и детей выразились в значительном ос­лаблении отцовской власти, расширении прав детей и прав матери.

В соответствии с Кодексом разрешалось наследование по закону и по завещанию. Однако заве­щательная свобода была ограничена и поставлена в зависимость от того, оставил наследодатель детей или нет. При одном ребенке можно было распоряжаться по завещанию половиной имущества, при двух детях - - одной третью имущества. Если детей не было, но имелись родствен­ники, восходящие по одной линии, то завещатель распоряжался тремя четвертями имущества, а если оставались родственники, восходящие по обеим линиям, - - половиной имущества.

Имущество, свободное от завещательного распоряжения наследовалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой сте­пени. Ближайшая степень родства исключала последующую. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пере­жившему супругу. Только в 1917 г. круг наследников был ограничен шестой сте­пенью родства.

С изменениями и дополнениями ГК Наполеона является действующим кодексом Франции.

В области уголовного права важнейшим источником права считался Уголовный кодекс Франции 1810 г., действовавший до мая 1994 г. Он состоял из Общей и Особенной частей. Общую часть кодексаобразуют первые две книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Особенную часть составляют третья и четвертая книги - в них содер­жится перечень преступных деяний.

1. Первая книга кодекса посвящена наказаниям уголовным (мучительным и позорящим) и исправительным. Кодекс подробно описывает порядок применения каждого наказания. Мучительными и позорящими наказаниямибыли: смерть, каторжные работы, депортация, смирительный дом. В некоторых случаях одновре­менно с применением одного из указанных наказаний допускалось клей­мение.

К позорящим наказаниям относились: выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, лишение избирательных прав и запрещение зани­мать государственные должности.

Среди исправительных наказаний кодекс называет тюремное заключе­ние в исправительном заведении, временное лишение политических, гражданских и семейных прав, штраф.

2. Вторая книга кодекса устанавливает основания ответственности и осно­вания освобождения от ответственности. К последним относятся безу­мие и принуждение к совершению преступлений силой. Подробно описываются различные формы соучастия: подстрека­тельство, пособничество. Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответст­венности. Однако к лицам, не достигшим 16 лет, применялись более мягкие наказания, чем к лицам, достигшим этого возраста. Многие вопросы уголовного права еще не были разработаны: не опре­делялись формы вины, не говорилось о совокупности преступлений, о сроках давности.

3. Третья книга кодекса посвящена преступлениям и проступкам, разделя­емым на два основных вида. Первый вид составили публичные правонарушения, к которым отнесены действия, направленные против безопасности государства, против имперской конституции, против общественного спокойствия. Ко второму виду относились частные правонарушения, то есть правонарушения, направленные про­тив частных лиц, имеющие объектом посягательства либо личность, либо собственность.

Более половины статей кодекса было посвящено охране собственности.

4. Четвертая книга кодекса посвящена полицейским нарушениям и наказаниям, налагаемым за незначительные правонарушения не в судебном, а в судебно-полицейском порядке.

 

Контрольные вопросы

 

· Какие обычно выделяют периоды Великой французской буржуазной революции?

· Какова правовая характеристика Декларации прав человека и гражданина 1789 г.?

· В чем сущность и значение первой французской Конституции 3 сентября 1791 г.?

· Перечислите основные нормативные акты, оформившие консульство и империю Наполеона Бонапарта.

· Какова правовая характеристика Конституции Второй французской республики 1848 г.?

· В чем принципиальное отличие Конституции Третьей республики 1875 г. от Конституции Второй республики?

· Какова историко-правовая судьба Гражданского Кодекса Наполеона 1804 г.?

· Каковы основные положения Уголовного Кодекса 1810 г.?

 

Глава 23. Формирование государственности Соединенных Штатов Америки в XVIII в.

 

Рис. 7.

В 1607 г. были основаны первые постоянные английские поселения на территории современного штата Вирджиния. К середине XVIII в. в Северной Америке было уже 13 английских колоний, управлявшихся губернаторами (рис. 7).

Рабство было самой важной осо­бенностью социально-экономического развития северо-американских коло­ний. Широкое применение рабского труда в колониях вызывалось, прежде всего, тем, что колонисты сравни­тельно легко приобретали здесь землю. Источ­никами «белой» рабской силы были им­мигранты, лица, осуж­денные по полити­ческим мотивам, уго­ловные пре­ступники, несостоятель­ные должники. Постепенно «белое раб­ство» было вы­теснено более дешевым «черным рабством» (рис. 8). Од­нако элементов феода­лизма в социально-эко­номическом строе Нового света было сравни­тельно мало, и там быстро начали возникать зачатки капитали­стического строя.

Рис. 8.

В южной группе коло­ний, где выращивались са­харный тростник, хлопок, табак, экономика основыва­лась на рабовладении. Эко­номика северной группы ко­лоний, где начались разви­ваться фермерские хозяйства и мануфактуры, стала быстро приобретать капи­талистический характер. С развитием капитализма, постепенным складыва­нием в колониях единого рынка и усилием экономических связей между коло­ниями формировалась северо-американская нация (табл. 35, 36).

Таблица 35.

Северные колонии Новой Англии Преимущественное развитие мелкого фермер­ского хозяйства; во 2 пол. XVII в. появилась капиталистическая мануфактура; развиваются органы самоуправления; уполномоченные от городов и поселков составляют нечто вроде парламента ко­лонии. Парламент избирал губернатора, который, однако, должен был утверждаться правительством Англии
Южные колонии Новой Англии Основание крупных плантационных хозяйств (хлопок, табак, рис). Американское плантационное рабство - - возрождение рабовладель­ческих методов эксплуатации в условиях развивающегося капиталис­тического уклада (просуществовало вплоть до 1863 г.). Господствуют монархические убеждения колонистов. Управление колониями осуществлялось из Англии: король назначал губернаторов большинства колоний (вся судебная, исполнительная и высшая законодательная власть принадлежала губернатору)

Таблица 36.

 

По мере экономического развития колоний возрастали противоречия между ними и метрополией.

Колонии быстро набирали силу, стремясь к экономи­ческой и политической самостоятельности; метрополия жепродолжала видеть в них лишь источник сырья и доходов.

Непосредственной причиной обострения противоречий ста­ла английская политика в отношении колоний после оконча­ния Семилетней войны. Для погашения долгов парламент уве­личил налоги американским поселенцам, что вызвало законные протесты последних. В 1765 г. был принят Закон о гербовом сборе: за лю­бые печатные издания, почтовые отправления, коммерческие и юридические документы взимались крупные налоги в казну. Закон вы­звал всеобщее недовольство английских поселенцев и дал толчок массовому демократическому движению. В том же 1765 г. собрался конгресс, отказавшийся признать за метрополией право на обложение налогами колоний, которые не имели своих представителей в английском парламенте (табл. 37).

Таблица 37.

Война за независимость 1775-1783 гг.
Причины. Усиление колониального гнета Англии (запреты на открытие мануфактур, на производство и вывоз шерстяных изделий, на торговлю с другими странами; запрещение колонистам переселяться на запад; введение гербового сбора (1765 г.) - - налога на любой товар и услуги - - мешало развитию нового капиталистического уклада, тормозило развитие про­мышленности

 

В марте 1770 г. в Бостоне произошло вооруженное столкно­вение между местным населением и английскими солдатами, в результате которого солдаты убили несколько человек. В сле­дующем, 1771 г., в Северной Каролине английские войска сно­ва открыли огонь по мирному населению.

«Бостонское чаепитие». Рисунок того времени Рис. 9.

Начало освободительной борьбе положило так называемое «бостонское чаепитие». В 1773 г. английские купцы привезли в Бостон партию чая, обложенную пошлиной. Группа бостонцев проникла на корабли и сбросила тюки с чаем в море. В ответ на это британские власти применили репрессии - - порт был закрыт, а самоуправление колоний ликвидировано (рис. 9).

В колониях повсеместно развернулось широкое движение солидарности с Бостоном. В сентябре 1774 г. в Филадельфии состоялся первый Континентальный конгресс, который взял на себя функции за­конодательной и исполнительной власти.

Весной 1775 г. под руководством Джорджа Вашингтона, назначенного главнокомандующим американской добровольческой армией,началась борьба колонистов против английских войск. Вскоре восстание охватило все колонии (табл. 38).

Таблица 38.

 

4 июля 1776 г. второй Континентальный конгресс принял Декларацию независимости, которая объявила об окончательном прекращении государственной зависимости от метрополии и образовании независимых Соединенных Штатов Америки. Разрыв мотивировался тем, что английское правительство нарушало права американцев. В декларации было, в частности, сказано: «Все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства не обеспечивает основных прав, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство". Это был первый в истории государственно-правовой документ, формально провозгласивший принцип национального суверенитета и признавший за народом право на революцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.