Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческое значение Реконструкции в США




  Реконструкция решила важнейшие социально-экономические вопросы: 1) уничтожение рабства; 2) решение аграрного вопроса актом о гомстеде: 3) в национальном масштабе победил североамериканский путь развития капитализма в сельском хозяйстве; 4) политическую власть в стране получила буржуазия.  
  ß  
Быстрый экономический прогресс страны  
Причины расцвета промышленности США 1. Богатые сырьевые ресурсы. 2. Большой приток иммигрантов. 3. Хорошо налаженная система водного и железнодорожного транс­порта. 4. Протекционистские пошлины, защищавшие американскую про­мышленность от иностранной конкуренции. 5. Бурное развитие научно-технической мысли (телеграф Морзе, те­лефонный аппарат Белла, лампа накаливания Эдисона, комбайн и т.д.). 6. Демократическая система США, дававшая широкий простор для инициативы личности и вместе с тем позволявшая эту свободу контролировать
       

 

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ США.

1607. Основание Вирджинии - - первой английской колонии в Северной Америке.

1623. Основание «Новой Голландии» - - нидерландской колонии в Северной Америке.

1664. Англичане захватывают Новую Голландию и ее центр «Новый Амстердам» - - будущий Нью-Йорк.

1760. Захват британцами Монреаля - - последней французской крепости в Канаде

1775. Созыв I-го Континентального конгресса - - начало войны северо-американских колоний за независимость от Великобритании. Важнейшие события: провозглашение независимости США (4.07.1776); капитуляция британской армии под Саратогой (1777); капитуляция британцев при Йорктауне (1781); Версальский мирный договор, признавший независимость США (1783).

1861, 4 февраля. Провозглашение Конфедеративных Штатов Америки -- начало Гражданской войны в Северной Америке, окончившейся в апреле 1865 г. разгромом Конфедерации и ликвидацией рабовладения в США.

1861- -1865 - - Гражданская война в США

1862, декабрь. Отмена рабства в США

 

Глава 25. Избирательные реформы в Англии XIX века

В первой половине XIX в. в Англии остро назрела необходимость избирательных реформ, поскольку со средневекового периода активное избирательное право принадлежало лишь фригольдерам с доходом в сорок шиллингов в год, т.е. нескольким процентам населения (табл. 52).

Таблица 52. 43% всего населения —наемные работники

Специфическими чертами английского избирательного права было отсутствие четко определенных избирательных округов, периодичности проведения выборов т.е. английское избирательное право оставалось по своей сути средневековым. Основная масса депутатов нижней палаты Парламента выдвигалась от маленьких городов и деревушек, получивших в давние времена по каким-либо причинам соответствующие привилегии.

Таблица 53. Основную массу депутатов нижней палаты Парламента (467 из 658) выдвигались от маленьких городов и деревушек, получивших в давние времена по каким-либо причинам соответствующие привилегии

Некоторые из этих местечек считались «гнилыми», поскольку они были давно оставлены жителями, или там проживало несколько десятков жителей. Многие из подобных местечек относились к «карманным», т.е. они находились в собственности у крупного землевладельца. Пользуясь правилами открытого голосования владельцы собственности просто приказывали избирателям, за кого нужно проголосовать, в противном случае следовало наказание. Так в этом же составе нижней палаты 428 депутатов были заранее назначены (табл. 53).

Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По существу, право посылать депутатов в Палату общин принадлежало не гражданам, а их корпорациям - - территориальным (сельским), городам, университетам. Такое архаичное избирательное право приводило к значительному неравенству даже между теми категориями граждан, которым это право вообще было предоставлено.

Такое несоответствие рассматривалось как важный изъян избирательной системы уже в XVII в.

«Следование обычаю, когда смысла в нем уже нет… одно лишь название города, от которого ничего не осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и нет жителей, кроме пастуха, а этот город посылает столько же представителей в великое собрание законодателей, как и целое графство, густонаселенное и обладающее большими богатствами» - - писал Джон Локк в работе «Два трактата о правлении», т.2, разд.157.

В конце XVII - - начале XIX в. избирательное право по-прежнему регулировалось законом 1414 г. Правом посылать представителя в Палату общин располагали свободные земельные держатели (рыцари) с доходом не менее 40 шиллингов в год (подтверждено в 1746 г.) и проживающие в графстве к моменту обнародования указа (writ) о выборах. Аналогичные требования касались и городских избирателей. Но города пользовались правом посылать депутатов только по мере пожалования им статуса bourg (местечка) от короны. Списки избирателей составлялись шерифами, которым за возможные злоупотребления закон угрожал наказаниями в виде штрафа и года тюремного заключения.

Анекдотической, но реальной была ситуация с местечками Гатон и Олд Сарум, в каждом из которых один избиратель посылал двух депутатов. Однако и такой простоты нередко хватало для полного состава Палаты: в конце XVIII в. нередки были газетные объявления о приглашении стать депутатом за 2 тыс. фунтов (вступление в Палату общин, помимо всего, требовало уплаты значительного взноса - - от 2 до 5 тысяч фунтов, к тому же депутаты не получали жалования; это делало их еще более зависимыми от денежного мешка ленд-лордов или корпораций).

Таблица 54. В конце 18-го века такие «парадоксы» избирательной системы привели к тому, что от Лондона с полумиллионным населением избирались 4 депутата, графство Корнуэллс с на селением 165 тысяч человек выдвигало 44 депутата.

Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782 г. Однако только спустя пятьдесят лет под давлением обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения королевства реформа была проведена (табл. 54).

В 1832 г. по инициативе вигов был принят Акт о народном представительстве, согласно которому маленькие избирательные округа «гнилые местечки», население в которых составляло менее двух тысяч человек, лишались представительства в палате общин британского парламента. Таких «гнилых местечек» оказалось более 50-ти. Примерно 30-ти небольшим городам с населением менее четырёх тысяч человек были уменьшены квоты представительства в парламенте с двух депутатов до одного. Еще часть городов после реформы взамен четырех депутатских мандатов получила по два. Было высвобождено 143 депутатских места, которые перераспределили между новыми избирательными округами.

Помимо этого, в Акте 1832 г. были сформулированы общие цензовые ограничения для избирателей Великобритании. Допускалось до участия в выборах в палату общин парламента страны все мужское население, достигшее 21 года, обладавшее цензом оседлости в шесть месяцев, уплачивавшее налог на бедных и имевшее 10 фунтов стерлингов дохода с земельного участка в графстве либо с недвижимости в городе. И хотя избирательный корпус по реформе удвоился, он по-прежнему составлял лишь незначительную часть населения (около 5 %). Кроме того, избирательная реформа 1832 г. отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения, проживающего в городах. Общее количество мест в Палате общин оставалось прежним, но было сделано перераспределение: 56 «гнилых местечек» были полностью лишены представительства, еще для 72 было сокращено или изменено.

Некоторым значительным городам места в Палате общим были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах, приносящей доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли- копигольдерам (арендаторам), но с более высоким имущественным цензом - - в 50 футов. В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также рабочего класса (ставшего земельной социальной силой страны после промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и влияния на политику.

Более радикальной стала избирательная реформа 1862 г. На ее проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830- -1840 гг. в программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5 футов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (проживания в течение года) и необходимости уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было существенно увеличено. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право предоставлялось имевшим ученые звания (« master»).

Следующая реформа избирательного права Великобритании состоялась в 1867 г. Она продолжила перераспределение депутатских мест в парламенте в пользу крупных промышленных центров Англии (Бирмингема, Ливерпуля, Лидса, Манчестера и др.), причем все арендаторы городских квартир, платившие не менее 10 фунтов стерлингов за аренду в год, получили доступ к избирательному процессу. Следствием данной реформы стало двукратное увеличение городского электората (табл. 55).

 

Таблица 55.

 

Итогом избирательных реформ в Великобритании XIX в. стало принятие Акта о народном представительстве 1884 г. и Акта о перераспределении мест 1885 г. Эти нормативные акты подытожили проведенные изменения в избирательном праве страны. До участия в избирательной процедуре были допущены мужчины старше 21 года, имевшие квалификацию домовладельцев либо квартиронанимателей. Кроме того, голосовать имели право те мужчины, которые владели в графстве или городе землей или помещением, приносившим ежегодный доход не менее 10 фунтов стерлингов. В Акте 1884 г. (ст.6) была впервые предпринята попытка отмены так называемого «двойного вотума», когда британский избиратель мог голосовать дважды: в месте постоянного проживания и в месте нахождения его земельной собственности. В Акте 1885 г. было окончательно установлено новое правило о нарезке избирательных округов и о квотах представительства в них.

В итоге избирательной реформы 1884 г. было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 футов) и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались возможностей служебной подчиненности или использования офисов под жилье). По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов.

Уравнение в правах населения городов и графств довершилось совершенствованиями избирательной системы в 1885 г. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ – от 15 до 65 тыс. жителей - - посылал двух депутатов, большой - - свыше 65 тыс. - - трех. Одновременно частично был ограничен принцип «двойного согласования» (существовавший ранее и весьма показательный): избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов.

Победившие на выборах депутаты от округа определились теперь по мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатам, набравшим относительное большинство голосов, хотя бы это большинство было далеко от большинства вообще избирателей и даже от числа участвовавших в голосовании. В 1872 г. в связи с утверждением принципа обязательного начального образования в стране сложилась возможность для перехода к системе тайной подачи голосов (бюллетенями), что, конечно, же, в большей степени отвечало идее свободной демократии. До этого голосование было открытым и письменным. Хотя применение бюллетеней и закрытость голосования одновременно открывали дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на избирателей.

 

Глава 26. Государство и право Китая в новое время

Еще начиная с XV в. в Китае стали нарастать кризисные явле­ния, которые привели к глубокому упадку в стране. Недовольство пра­вящей династией Мин вылилось в одно из самых продолжи­тельных в истории страны народных восстаний (1628- -1644) во главе с Ли Цзы-чынем. Минское правительство безуспешно пыталось остановить продвижение восставших к Пекину. Вес­ной 1644 г. войска Ли заняли Пекин, а он сам был объявлен императором.

Однако китайская аристократия призвала на помощь маньчжуров, которые в 1644 г. вошли в Пекин и про­возгласили маньчжурскую династию Цин (чистая). Но лишь к 1683 г. маньчжуры подчинили себе весь Китай, а после их за­воевательных походов в XVII- -XVIII вв. возникла огромная империя, превосходящая по размерам современную КНР. Та­ким образом, многолетняя внутренняя борьба привела к уста­новлению иностранного господства, которое длилось до 1911 г., т.е. более двух с половиной веков. Длительное правление Цинов объясняется, прежде всего, тем, что они взяли в свои руки политическую власть, но цели­ком сохранили традиционные китайские порядки в экономиче­ской и социальной сфере. Маньчжуры восприняли китайскую культуру, а к XIX в. они даже забыли собственный язык.

В Китае существовала индивидуальная собственность на землю, од­нако из-за высокой численности населения крупное землевла­дение не сложилось. Средний размер помещичьих владений со­ставлял 3- -6 га, а крестьянских наделов - - 0,3- -0,6 га. Многие крестьяне арендовали землю у помещиков, отдавая в виде арендной платы до 70 % урожая.

Основой социальной и экономической жизни Китая была община, которую составляли родственные семьи. Общинные земли делились на коллективные и индивидуальные. Доход от коллективных земель шел на содержание деревенской школы, храма и на другие благотворительные цели. Земли, находившиеся в индивидуальном пользовании, могли быть проданы и сданы в аренду. Меньшая часть обрабатываемых земель принадлежа­ла государству.

В Китае не было четкого сословного деления. Единственной привилегированной прослойкой, стоявшей над всеми сосло­виями китайского общества, были маньчжурские завоеватели. На следующей иерархической ступеньке стояли шэньши (уче­ные), из которых набирались чиновники. Стать шэньши мог любой китаец, успешно сдавший экзамен на ученую степень. В то же время помещики и крестьяне составляли одно сословие землевладельцев, были обязаны выполнять трудовые повинно­сти. В одно сословие объединялись ремесленники и торговцы. Вне сословной системы находились нищие, оружейники, рабы.

По политическому устройству цинский Китай являлся неограни­ченной монархией. Император, как и в средние века, считался божественной особой и сосредоточивал в своих руках всю полноту власти. Сущест­вовала система церемоний, которые подчеркивали верховенст­во императора над его подданными. Под страхом смерти за­прещалось видеть лицо императора и даже произносить его имя.

На протяжении XVII- -XVIII вв. китайское правительство осуществляло агрессивную внешнюю политику. Были завоева­ны земли на Западе и Северо-Западе: Монголия, Джунгарское ханство и Кашгария в Восточном Туркестане. На юго-западе объектом интересов цинских правителей стал Тибет, который был насильственно включен в состав Цинской империи (конец XVIII в.). Однако в странах Индокитая - - Бирме и Вьетнаме завоеватели встретили упорное сопротивление и не смогли его преодолеть.

В результате завоевательной политики территория Китая была значительно расширена. В то же время она требовала ог­ромных расходов. Покорение одной лишь Центральной Азии обошлось в сумму, равную доходам казны за два года. При­мерно третья часть налоговых поступлений уходила на охрану границ Цинской империи.

В результате уже в последней четверти XVIII в. стали замет­ны признаки кризиса и нарастания социальной напряженности. Увеличилось налоговое бремя на землевладельцев и ремеслен­ников. Стала остро ощущаться нехватка земли, ухудшились ус­ловия аренды. Деревенские низы нищали, превращались в без­земельных тружеников, а то и попросту в бандитов.

Центральная власть не могла остановить этот процесс об­нищания и обезземеливания, поскольку государственный аппа­рат к этому времени оказался коррумпированным. Усилились антиправительственные и антиманьчжурские на­строения, на рубеже XVII- -XVIII вв. по стране прокатилась волна крестьянских восстаний. Императору с большим трудом удалось подавить эти выступления, однако они еще больше ос­лабили Китай (табл. 56).

Таблица 56.

 

В 1644 г. в Китае пришла к власти маньчжурская династия Цин. При Цинской династии, опиравшейся на крупных маньчжурских и ки­тайских феодалов, была создана деспотическая монархия.

Китайский император - - богдыхан - -сосредоточил в своих руках верховную законода­тельную, судебную и административную власть, а также обладал ис­ключительным правом принесения жертв и молений "Верховному Небу".

Характерной чертой правления Цинской династии была политика изоляции страны от внешнего мира. Однако, с конца XVIII в. капиталистические государства Европы уси­лили давление на Китай, стремясь проникнуть на его рынок любой ценой. Вели­кобритания, в первую очередь, предприняла попытки получить новые рынки сбыта и источники сырья. С 1839 г. англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало "опиумным войнам" 1840- -1842 гг. Следует отметить, что государственный бюрократический аппарат Цинской империи был сильно ослаблен вследствие коррупции и взяточничества. Армия, оснащенная устаревшим оружием и имевшая плохую подготовку и вы­учку, не была в состоянии эффективно оборонять разросшуюся вслед­ствие завоевательных войн империю, не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии.

В результате военных действий в августе 1842 г. в Нанкине был подписан неравноправный договор Китая с Англией, а в 1844 г. аналогичные договоры с Китаем были заключены США и Францией. По этим договорам цинское правительство обязалось открыть для английской торговли пять портов, уплатить огромную кон­трибуцию, установить льготные таможенные тарифы, а также предос­тавить иностранцам ряд привилегий, таких как право экстерриториальности, право на концессии, принцип наибольшего благоприятствования.

Фактически поражение Китая означало его превращение в полуколо­ниальную страну. Иностранные товары подрывали ремесленное произ­водство, увеличивалось налоговое бремя, вводились про­извольные поборы.

Одним из следствий "опиумной войны" стало Тайпинское восстание,которое в 1850 г. организовала религиозная секта тайпинов (легальная хрис­тианская организация). В ходе восстания была создана дисциплиниро­ванная повстанческая армия и провозглашено создание " Небесного государства всеобщего благоденствия ". После ряда крупных военных ус­пехов тайпины в марте 1853 г. захватили Нанкин, который переименова­ли в Небесную столицу.

Руководители восстания в Нанкине опубликовали "Земельную систему Небесной династии", представлявшую собой программный документ преобразования китайского общества и государства. Он был основан на идеях "крестьянского коммунизма", т.е. на началах равенства всех членов общества и предусматривал распределение земли на уравни­тельных началах, освобождение крестьян от арендной платы помещи­кам, предоставление равноправия женщинам, государственное содер­жание нетрудоспособных, борьбу с коррупцией и др. Земля и основные средства производства были национализированы; иметь значительные денежные суммы или иную крупную собственность было запреще­но.

Политика тайпинов на практике свелась к уменьшению арендной платы за землю с крестьян и переложению зна­чительной части налогового бремени на помещиков и богачей. Однако в 1856 г. среди руководящей верхушки тайпинов начались распри, и в 1857 г. часть повстанцев ушла в юго-западные провинции. Затем, с 1862 г., в гражданской войне приняли активное участие англо-французские интервенты на стороне цинского правительства, и в июле 1864 г. столица тайпинов Нанкин была взята цинскими войсками. С захватом столи­цы и гибелью главных руководителей перестало существовать и тайпинское государство.

"Опиумные войны" и Тайпинское восстание потрясли Цинский Китай и подтолкнули правящие круги к признанию необходимости реформ.В структуре государственных органов были произведены некоторые пре­образования, например, была учреждена Главная канцелярия по иностранным делам, отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и граж­данского); местная власть сосредоточилась в руках наместников. Кроме того, в провинциях закрепились комитеты по восстановлению порядка.

В период с 1860-х - - до начала 1880-х гг. император проводил политику "самоусиления", основное назначение которой сводилось к укреплению существовав­шего режима. Сторонники этой политики выступали за более тесное сотрудничество с иностранными державами, заимствование иностран­ного опыта в модернизации вооруженных сил, создание своей военной промышленности, что привело к широкому проникновению в Китай иностранных держав. Используя права и привилегии, иностранцы попытались усилить свое политическое влияние. В результате в 60-е - 90-е гг. XIX в. по стране прокатилась волна антииностранных выступлений, переходивших в антиправительственные.

Примерно в это же время стали создаваться первые китайские капиталистические предприятия. Первоначально это были казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, которые строились провинциальными властя­ми за государственный счет и с насильственным привлечением средств местных торговцев и помещиков, а затем стало развиваться и частное предпринимательство. Капиталистический укладв Китае пробивал себе дорогу в исключительно трудных условиях господства феодальных отношений в сельском хозяйстве, произвола и ограничений со стороны властей, конкуренции иностранного капитала, причем ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики.

В 1895 г. Китай потерпел поражение в войне с Японией. Действия западных стран активизировали деятельность патриотических сил. Буржуазно-помещи­чья партия реформ, руководимая Кан Ювэем и представлявшая инте­ресы национальной буржуазии, выступила за модернизацию страны, за проведение реформ с помощью императорской власти. В июне 1898 г. она добилась того, что император Гуансюй (Цзай Тянь) издал указ "Об установлении основной линии государственной политики", а затем при­влек группу молодых реформаторов - - учеников и единомышленников Кан Ювэя для разработки серии радикальных указов, посвященных вопросам экономики, просвещения, деятельности государственного аппарата. Этот период 1898 г. вошел в историю Китая под названием "Сто дней реформ".

Проводимые реформы объективно были направлены на создание условий для капи­талистического развития Китая, однако проводились в большой спешке, саботировались придворными кругами и бюрократическим аппаратом и, по существу, остались на бумаге. В сентябре того же года вдовствующая императрица Цы Си (Ехонала) произвела дворцовый переворот. Импера­тор Гуансюй был арестован, его указы отменены, а руководители ре­форматоров казнены без суда и следствия.

Китайский народ был крайне возмущен реакционной политикой Цинской династии, поэтому в 1905- -1908 гг. по стране прокатилась волна народных восстаний (г. Шанхай - - 1905 г.; Центральный и Южный Китай - - 1906- -1908 гг.). В 1910 г. число крестьянских бунтов превысило их количество в предшествующие годы. В октябре 1911 г. восстание войск в городе Учане завершилось победой. Началась Синьхайская революция, приведшая к свержению монархии и провозглашению Китайской рес­публики.

Династия Цин в феврале 1912 г. отреклась от престола, а уже в апреле 1912 г. была принята первая (временная) буржуазно-демократическая Конституция Китая. Последующие события были таковы: Нанкинское собрание делегатов избрало временным президентом Китайской республики Юань Шикая, лидера правого крыла национальной китайской буржуазии, который в августе 1913 г. установил в стране свою военную диктатуру, а в 1914 г. внес радикальные изменения в Конституцию.

 

Контрольные вопросы

· Что характерно для Китая второй половины XIX в.?

· Что такое «Небесное государство всеобщего благоденствия»?

· В чем суть политики «Ста дней реформ» в конце XIX в.?

· Почему октябрьское 1911 г. восстание названо «Синьхайской революцией»?

 

Глава 27. Государство и право Японии в новое время

Современная Япония расположена на островах площадью примерно 400 тыс. км2. Большая ее часть (до 80 %) покрыта горами. Страна является одной из самых однородных по национальному составу в мире: основу нации (99 %) составляют японцы.

До второй половины XVI в. Япония находилась в состоянии политической раздробленности. К 1580 г. один из видных по­литических деятелей Японии Ода Нобунага (1534 -- 1582) завла­дел половиной провинций и провел там реформы, способствовав­шие ликвидации раздробленности. Окончательное объединение произошло при Тоётоми Xuдэёcu (1536- -1598). Земля была закреплена за крестьянами, способными платить государственные налоги, был усилен контроль за города­ми и за торговлей в них.

После смерти Тоётоми Хидзёси власть перешла к одному из его сподвижников Токугава Иэясу, который в 1603 г. провоз­гласил себя сегуном (великим полководцем). С этого времени и до 1868 г. Японией управляла династия клана Токугава. Так как Токугава не имели легальных прав управлять стра­ной, то их главной заботой было сохранение власти. В Японии стала проводиться политика жестокой деспотии. Сразу же по­сле объединения страны Токугава Иэясу уничтожил наиболее видных соперников. В 1634 г. сегун заставил князей поселить их семьи в столице Эдо (ныне Токио). При малейшем подозре­нии в измене князя его семья уничтожалась.

При Токугаве была проведена реформа, в результате кото­рой были строго определены сословия: самураи - - си, крестьяне - - но, ре­месленники - - ко и торговцы - - сё. Жизнь каждого сословия была строго регламентирована. Так, самураям запрещалось заниматься деятельностью, не относящейся к военной службе. Специаль­ный закон определял все стороны крестьянской жизни, начиная от работ в поле и заканчивая устройством жилища. В то же время японские крестьяне являлись лично свободными и счи­тались арендаторами своих наделов. За это они выплачивали князьям арендную плату в размере 50 % урожая.

До утверждения сёгуната Токугавы наиболее распро­страненными религиями в Японии были буддизм и синто (путь богов). Однако эти религии не устраивали сегунов, так как не соответствовали их идеалам и целям. Поэтому в стране возро­ждается конфуцианство, которое становится официальной идеологией. Конфуцианство проповедовало преданность старшим, ценило умеренность и экономию, высоко ставило школу и учебу. В то же время следует отметить, что японцы могли одновременно исповедовать и другие религии: они отличались веротерпимостью, хотя и принима­ли только те религии, которые не ломали традиционные ус­тои и сложившийся образ жизни.

Объединение страны привело к укреплению японской эко­номики. Прекращение междоусобиц, временное снижение арендной платы дали толчок развитию сельского хозяйства. В XVII в. обрабатываемые площади увеличились на 100 %, а урожай вырос на 50 %. Ускорились темпы развития ремесла, оживилась торговля. В стране появились первые мануфактуры.

Однако уже в XVIII в. в Японии начался экономический кризис. Замедлился, а затем прекратился рост производства, в деревне началось скрытое обезземеливание крестьян. Происхо­дит процесс разрушения сословных границ. Крестьянство по­степенно распадалось на зажиточную сельскую верхушку и ог­ромную массу малоземельных арендаторов и пауперов. Разложение охватило и сословие самураев, которые все чаще переходили к невоенным видам деятельности. Рядовые самураи становились врачами или учителями. Часть князей из-за со­кращения доходов от ренты начали создавать мануфактуры и торговые дома. Одновременно ростовщики и торговцы, кото­рые ранее относились к презираемым сословиям, получили право покупать самурайские титулы.

Восстание городской бедноты. Внизу - восстание "бей и ломай". Японский рисунок Рис. 11.

Еще в конце XVIII в. в Японии стали заметны и признаки поли­тического кризиса, которые особенно усилились в 30-е гг. XIX в. В это время увеличилось число крестьянских восстаний (1832 г. - - серия антибакуфских выступлений; 1837 г. - - восстание в г. Осака), на­чалось формирование оппозиции сёгуну в лице торговцев, рос­товщиков и самурайской интеллигенции (рис. 11).

Ослаблением могущества сёгунов воспользовались, в первую очередь, князья южных районов страны. Кроме того, удар по авто­ритету центральной власти нанесло насильственное «от­крытие Японии» Соединенными Штатами и европейскими странами в середине XIX в. (1854 г.). Национально-патриотическим символом антииностранного и антисёгунского движения стал император, а цен­тром притяжения всех мятежных сил страны - - императорский дворец в Киото.

В октябре 1867 г. в Японии началась так называемая революция Мэйдзиисин («обновление Мэйдзи», эра просвещенного правления). Так как промышленная буржуазия еще только зарождалась и не сложи­лась в самостоятельную политическую силу, то во главе движения ока­зались низшее самурайство.

Руководители движения от имени императора в январе 1868 г. объявили о свержении правительства сёгуна и образовании нового правительства во главе с императором. Сёгун двинул против них верные ему войска, но они потерпели поражение. В мае 1868 г. сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев - - сторонников императора. Было офи­циально объявлено о восстановлении императорской власти.

В результате этой революции была ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство. Раздроб­ленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии обусловили незавершенный харак­тер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития, о чем свидетельствовали начавшиеся экономические и по­литические реформы (сх. 11).

 

Схема 11.

 

В течение 1872- -1873 гг. была проведена аграрная рефор­ма, установившая частную собственность на землю. Земля за­креплялась за теми, кто ею реально владел к моменту реформы, т.е. за зажиточными крестьянами. Подавляющая же часть кре­стьян получила ничтожные земельные наделы. Как правило, они становились арендаторами, батраками или направлялись в города на поиски заработка. Зажиточные крестьяне и новые помещики, получив землю, освобождались от земельной ренты в пользу князей. Были отменены барщина и оброк, введен де­нежный налог в размере 3 % от цены земли, выплачиваемый государству.

В экономической сфере были проведены следующие реформы:

Первая железная дорога в Японии. Японская гравюра Рис. 12.

· провозглашены буржуазные свободы: свобода купли-продажи земли, выбора профессии и места жительства и др.;

· введено формальное равенство всех сословий перед законом;

· закрылись все внутренние таможни;

· вводились единые для всей страны единицы измерения;

· началось строительство железных дорог (рис. 12, сх 12).

В 1872 г. был принят Закон о всеобщем начальном образовании, который учреждал Министерство религиозного образования, занимавшееся в том числе и широкой пропагандой образования светского.

 

 

Схема 12.

 

В политической сфере вследствие революции:

1. были аннулированы неравноправные международные договоры;

2. была реорганизована армия;

3. была введена всеобщая воинская повинность; самураи сохрани­ли привилегированное право на занятие офицерских должностей.

Крупные реформы были проведены в сфере государственного управления. Во-первых, ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры. Во-вторых, вместо прежних четырех учреждались три сословия, в состав которых вошли бывшие князья и придворная аристократия; дворянство; сословие про­стого народа, к которому относилась и торгово-промышленная буржу­азия.

Были учреждены министерства по отдельным отраслям управления, а в качестве высшего органа исполнительно-распорядительной власти создан кабинет министров при императоре. При этом назначения на должности проводились по конкурсной системе. Вместо старых границ феодальных княжеств было установлено новое административно-территори­альное деление по губерниям.

11 февраля 1889 г. была опубликована первая октроированная Конституция Японии, составленная по образцу прусской Конституционной хартии 1850 г., и юридически закрепившая союз между монархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной буржуазией (табл. 57).

 

Таблица 57. Конституция Японии 1889 г. состояла из 70 статей, 46 из которых были напрямую заимствованы в Конституции Пруссии (одной из самых реакционных в Европе). Японский государствовед Нокано Томио насчитал в этой Конституции всего лишь 3 оригинальные статьи.

Император как глава госу­дарства наделялся исключительно широкими правами. Согласно кон­ституции он имел право объявлять войну и мир; заключать междуна­родные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычай­ные право­мочия; в качестве верховного глав­нокомандующего устанав­ливать структуру и численный состав во­оруженных сил, включая окла­ды личного состава; в сфере государст­венного гражданского управле­ния - - определять струк­туру министерств, назначать, увольнять, опреде­лять оклады всех должностных лиц. Кроме того, император назначал главу исполнительной власти - - министра-прези­дента, а по его представлению - - остальных министров.

Характерно, что законодательную власть император осуществлял совместно с парла­ментом. Император созывал и закрывал парламент, отсрочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату - - палату депута­тов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи.

Устройство парламента було предусмотрено двухпалатным:

1. палаты пэров, в которую входили члены императорской фамилии, ти­тулованная знать, а также лица, назначенные императором;

2. палаты депутатов, которую составляли лица, победившие на выборах.

Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной иници­ативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством.

Отдельная глава конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки и т. д. (сх. 13).

 

Схема 13.

Избирательным правом наделялись только мужчины, достигшие 25 лет, платившие подоходный налог в 15 иен и имевшие полуторагодичный ценз оседлости (на момент принятия Конституции избиратели составляли 1 % населения; к середине 20-х гг. XX вв. - - только 6 %).

Несмотря на явную реакционность первой японской Конституции, она столкнулась с оппозицией самурайской военщины. Монархическая бюрократия предпринимала попытки свержения дуалистической монархии и возврата старых порядков, потерпевшие в конечном счете неудачу.

 

Контрольные вопросы

· В чем суть реставрации Мэйдзи? Можно ли назвать это событие «буржуазно-демократической революцией»?

· Каковы основные реформы после реставрации Мэйзди?

· Как можно охарактеризовать первую японскую Конституцию 1889 г.?

 

Литература к третьей части.

 

1. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII- -XIX вв. / Сост. Я.Я. Блохин. Часть 1. Англия. - -М., 1957. С. 11- -162.

2. История буржуазного конституционализма. XVII век. - -М., 1983.

3. Блэкстон В. Истолкование "английских" законов (пере­вод С.Е. Десницкого). Кн. 1- -2. - -М., 1780.

4. Дайси А.В. Основы го­сударственного права Англии: Введение в изучение английской конституции / Под ред. П.Г. Виноградова. 2-е изд. - -СПб., 1907.

5. Дерюжинский А.В. Habeas Corpus Act и его приостановка по англий­скому праву. - -М., 1905.

6. Уолкер Р. Английская судебная система / Пер. с англ. Т.В. Апаровой. - -М., 1980.

7. США: Конституционные и законодательные акты. - -М., 1993.

8. Токвилъ А. О демократии в Америке. - -М., 1897 (новейший перевод - -1992).

9. Вильсон В. Государственный строй Соединенных Штатов / Пер. с 20-го изд. с предисл. М.М. Ковалевского.- -СПб., 1909.

10. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: Политико-правовой комментарий. М., 1985.

11. Мар­шалл Дж. Решение по делу "Мэрбери против Мэдисона" // Анто­логия мировой правовой мысли: В 5 т. - -М., 1999. Т. 3. С. 405- -406; США: Конституция и законодательные акты. - -М., 1994.

12. Борисюк В.И. и др. Политические институты США: история и современность. - -М., 1998.

13. Жидков О.А. Верховный суд США: право и политика. - -М., 1985.

14. Ливанцев К.Е., Бельсон Я.М. История государства и права США. - -М., 1983.

15. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: политико-правовой комментарий. - -М., 1985.

16. Война за независимость и образование США / Под. Ред. Севастьянова. - -М., 1976.

17. Ушаков В.А. Америка при Вашингтоне. - -М., 1983.

18. Чудаков М.Ф. Конституционное право США. Основные институты. - -М.: Тесей, 1999.

19. Шлезингер А.М. - - младший. Циклы американской истории. - -М.: Прогресс, Прогресс- -Академия, 1992.

20. Шпотова Б.М. Краткая история США. - -М.: Прогресс, Прогресс- -Академия, 1992.

21. Internet.http: // www.constitutionfacts.com

22. Internet.http: // www.ibmh.msk/history.htm.

23. Internet.http: // www.constitution.table.htm





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.