КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок выполнения. Тема: «Определение рекреационной ценности объекта в целом»
Лабораторная работа № 5 Порядок выполнения Лабораторная работа № 4 Тема: «Определение рекреационной ценности объекта в целом». Цель – выяснить рекреационную ценность объекта и наметить направления улучшения его рекреационного качества. Исходные материалы: описание условий, в которых расположены и осваиваются леса учебного объекта (1 и 2 раздел текстовой части исходных данных), планшет, таксационные описания, данные «Таблицы классов возраста…», нормативные данные приложения 4. Рекреационная оценка объекта в целом выполняется по нормативным данным А. И. Тарасова (приложение 4). Результаты такой оценки в баллах заносятся в таблицу 4. Таблица 4 Рекреационное качество учебного объекта в целом
Окончание табл. 4
Выводы (пример). В настоящее время объект с 60 баллами имеет «хорошее» рекреационное качество. Через 10 лет его качество может быть улучшено до 87,2 баллов и он приобретёт «превосходное» качество, в основном, за счёт осуществления мероприятий по обустройству подзоны «Рекреационной застройки и пляжной», благоустройству и уборки захламления на всей территории, улучшения живописности полян и опушек, организации мест отправления традиций социального и культурного наследия. Тема: «Рекреационно-ландшафтные характеристики выделов, экологическая рекреационная ёмкость природных однородных участков леса и фактическая нагрузка в пределах функциональных зон». Цель – определить рекреационную ёмкость функциональных зон и сложившейся фактической рекреационной нагрузки в каждой из них для базовой (бездорожной) формы рекреации. Исходные материалы: описание условий, в которых расположены и осваиваются леса учебного объекта (1 и 2 раздел текстовой части исходных данных), планшет, таксационные описания, нормативные данные приложений 5 и 6. В учебных целях оценку рекреационного использования функциональной зоны «Лесопарковая категория ландшафта» выполнить в пределах подзон повыдельно. В связи с этим в учебных целях для каждого выдела площадного характера и пригодного для рекреации камерально и предположительно определить стадию дигрессии, которая в производственных условиях оценивается только натурно. При выполнении лабораторной работы можно использовать данные натурной оценки, если стадии дигрессии отмечены в таксационных описаниях. Для более эффективного учебного проектирования, помимо 3-й стадии дигрессии, наметить несколько участков с 4-й стадией в местах наибольшей возможной концентрацией рекреантов. Для их выбора необходимо по таксационным описаниям проанализировать породный состав, тип ландшафта, эстетическую ценность выделов, по планшету – территориальное их расположение, транспортную и ландшафтную доступность, наличие достопримечательностей и других аттрактивных элементов природно-территориальных комплексов (ПТК). Откорректированные, определённые повыдельно стадии дигрессии (от 1-2 до 4-й стадии) зафиксировать либо в таксационных описаниях каждого выдела, либо карандашом на планшете рядом с номером выдела. Эти величины занести в соответствующую колонку таблицы 5, наряду с заполнением других колонок (номер выдела, его площадь, наименование категории земель или формула состава насаждения, обозначение типа лесорастительных условий). Информация, указанная в скобках предыдущего предложения, переносится из таксационных описаний, причём для всех лесотаксационных выделов, в том числе и не предназначенных для рекреации, для которых в строке после третьей колонки делается пометка: «исключён из рекреации». Для участков подзоны «Рекреационной застройки и пляжная» проставляется № выдела, площадь и далее в строке пишется: «расчёт по иным методикам». Осуществить проверку: сумма площадей всех выделов, охарактеризованных в этой таблице должна совпадать с площадью функциональной зоны (см. таблицу 2). Для определения в таблице 5 предельно допустимых (рекреационная ёмкость) и фактических рекреационных нагрузок этой функциональной зоны, необходимо для каждого лесотаксационного выдела, предназначенного для рекреации и имеющего естественные компоненты биогеоценоза, определить класс устойчивости ПТК к рекреационному воздействию. Эти значения классов, определённые по приложению 5, записать в таблицу. В этой таблице, составляемой по подзонам функциональной зоны, для всех не исключённых из рекреации лесотаксационных выделов с природными элементами ПТК рассчитать величины экологической рекреационной ёмкости (предельно допустимые рекреационные нагрузки бездорожной формы рекреации, чел.-дн.) в зависимости от класса устойчивости. Они соответствуют наибольшим величинам нагрузки для 3-й стадии дигрессии (приложение 6). Например, для выдела с 1 классом устойчивости экологическая рекреационная ёмкость будет равна 17,8 чел.-дн./га, для 2 класса – 12,0 чел.-дн./га и т. д. Это означает, что постоянная рекреационная нагрузка в 17,8 чел.-дн./га доводит дигрессию природного комплекса 1 класса устойчивости до предельно допустимого состояния – границе между 3 и 4 стадиями рекреационной дигрессии. При 2 классе устойчивости такое наблюдается при меньшей нагрузке – в 12,0 чел.-дн./га. Таблица 5 Расчёт рекреационной ёмкости и фактической нагрузки в лесопарковой категории рекреационного ландшафта, чел.-дн. бездорожной формы рекреации
Примечание. Расчёт рекреационной ёмкости участков рекреационной застройки и пляжей в таблице не производить. Вопрос изучить самостоятельно по приложению 7 настоящего лабораторного практикума и учебному пособию [19], стр. 39…41.
Эти предельно допустимые величины рекреационных нагрузок являются нормативами для определения экологической рекреационной ёмкости лесных участков, величины которой в чел.-дн. бездорожной формы рекреации вычисляется умножением этих нормативов на площадь соответствующего участка. Если в лесотаксационном выделе преобладает другая форма рекреации, то полученный результат следует разделить на величину коэффициента экологического воздействия «Э», присущего этой форме ([19], стр. 36). Если не вся территория выдела доступна для рекреации, то полученный результат следует умножить на коэффициент ландшафтной доступности «КЛД» ([19], стр. 21,22). В таблице 5 арифметические действия с «Э» и «КЛД» не выполнять. Учебная задача заключается в определении экологической рекреационной ёмкости природных участков и функциональной зоны в целом для бездорожной (базовой) формы рекреации, у которой Э = 1,0, и при условии, что все пригодные для рекреации выделы имеют 100-процентную доступность, то есть КЛД = 1,0. Примечание. С примерами расчётов величин экологической рекреационной ёмкости и фактических нагрузок при преобладании разных форм рекреации и при частичной пригодности территории лесотаксационного выдела для рекреационного использования можно ознакомиться самостоятельно по приложению 11. Из приведенного в таблице 5 примера следует, что в выделе 2 рекреационный потенциал использован лишь на 1/4 часть: экологическая емкость 13,2 чел.-дн., а фактическая нагрузка – 3,3 (до 4,4) чел.-дн. Поэтому для выдела 2 возможно намечать аттрактивные («притягивающие к себе») мероприятия – размещение элементов благоустройства, прокладывание троп и т.д. В выделе 1 фактическая нагрузка лишь в пиковом значении (знаменатель) достигает предела рекреации и мероприятия по регулированию рекреационного использования можно не намечать. Для выдела 3 требуется срочное регулирование этого вида использования, ограничительные и восстановительные, отвлекающие отдыхающих от этого выдела мероприятия, так как рекреационная нагрузка превышает экологическую рекреационную ёмкость природного участка. Поэтому сравнение предельно допустимых и фактических рекреационных нагрузок является важным инструментом в регулировании рекреационного использования лесных участков, которое осуществляется, главным образом, за счёт размещения элементов благоустройства на рекреационных территориях. Функциональная зона «Лесная категория ландшафта» характеризуется слабой интенсивностью посещения рекреантами. В связи с этим повыдельная оценка рекреационной ёмкости для неё не актуальна. Экологическую рекреационную ёмкость этой функциональной зоны и оценку величины фактических нагрузок выполнить по упрощённому алгоритму. Сначала для всей функциональной зоны определить средний класс устойчивости ПТК по преобладающей породе в насаждениях лесной категории рекреационного ландшафта и преобладающему типу лесорастительных условий. Для этого использовать выкопировку имеющегося лесоустроительного планшета с нанесёнными обозначениями этой функциональной зоны, таксационные описания и приложение 5. По средней величине класса устойчивости и приложению 6 определить норматив предельно допустимых нагрузок. При его умножении на площадь функциональной зоны (см. таблицу 2) будет получена величина её экологической рекреационной ёмкости. Для моделирования величины фактической рекреационной нагрузки по приложению 6 необходимо определить среднюю величину рекреационной дигрессии среды для всей лесной категории рекреационного ландшафта. Поскольку эта функциональная зона слабого посещения отдыхающими, то преобладает 1 и 2 стадии дигрессии. Поэтому в качестве среднего значения можно принять пограничную её величину, то есть стадию 1,5, а норматив фактической рекреационной нагрузки (приложение 6) с учётом среднего класса устойчивости определить как среднеарифметическую величину нагрузки между 1 и 2 стадиями дигрессии. Умножив величину норматива в чел.-дн./га на площадь в га, получают величину фактической рекреационной нагрузки функциональной зоны.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |